ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Учащиеся, проявившие интерес к физиологии, анатомии и другим медицинским дисциплинам, объединяются в кружок «Основы медицинских знаний».
Занятия в кружке способствуют овладению школьниками системой медицинских знаний.
Актуальность: Содержание и структура курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьников, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных медицинских понятий, рассмотрением медицинских явлений от клеточного уровня строения организма до организма в целом.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Программа способствует углублению знаний обучающихся по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования заболеваний, оказания первой доврачебной медицинской помощи
Цели: создать условия для овладения учащимися основными медицинскими понятиями и терминами, учить применять их на практике, сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные:
способствовать овладению и углублению полученных знаний в области спасения
иметь знания о поведении человека в экстремальных условиях, оказания само и взаимопомощи в случае опасных ситуаций возникающих в следствии различных обстоятельств
формировать необходимые навыки оказания первой доврачебной помощи
формировать навыки и умения по распознанию некоторых травм, болезней.
обучить детей владению инструментами и приспособлениями при оказании помощи пострадавшему.
Развивающие:
Развивать способности быстрого оказания само и взаимопомощи в случае ее необходимости
Развивать внимание, память, усидчивость, толерантность, гуманность.
Расширять анатомический и медицинский кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся.
Способствовать в потребности ответственного отношения к своему здоровью, умению находить в дополнительной литературе интересные и необходимые факты, связанные с сохранением и укреплением здоровья.
Воспитательные:
Формировать в себе позицию гражданина готового оказать помощь нуждающемуся;
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим такие как сострадание, милосердие, ответственность.
Место курса в учебном плане.
Программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю для учащихся 6-7 классов. Продолжительность занятия 35 - 40 минут. В течение занятия проводится физкультминутка для профилактики нарушения осанки.
Материалы данной программы знакомят школьников с гигиеническими правилами направленными на сохранение здоровья людей, методами оказания первой доврачебной помощи т.е. дополняет базовый курс, полученные ранее на уроках биологии и ОБЖ, а также включает новые знания, не входящие в базовую программу.
Программа включает как теоретические, так и практические знания и они должны быть научными и доступными для понимания.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
практические занятия по изготовлению поделок и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Методы | Приемы |
Объяснительно- иллюстративные | Рассказ, показ, беседа |
Эвристические | Практические занятия |
Результатом данной программы будут приобретённые знания:
измерять артериальное давление, пульс.
делать перевязки, обрабатывать раны.
оказывать первую медицинскую помощь.
измерять вес, рост.
назначать лекарственные средства первой необходимости.
уметь применить лекарственные растения в медицине.
умение применять получение знания на практике.
выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;
умение работать самостоятельно и в группе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний об оказании первой медицинской помощи при травмах, несчастных случаях и внезапных заболеваниях, личной и общественной гигиене, лекарственных растениях.
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Результаты освоения курса:
Личностными результатами являются:
- развитие любознательности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами самоорганизации внеклассной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных достижений;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации; систематизации информации; понимания информации, представленной в различной знаковой форме;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде; при оказании простейших видов первой медицинской помощи;
- расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами самоконтроля своего физического состояния.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
Теория | Практика | Всего часов |
1 | Оказание первой доврачебной помощи. | 11 | 4 | 15 |
2 | Первая помощь при острых заболеваниях и отравлениях. | 8 | 2 | 10 |
3 | Способы сохранения здоровья. | 7 | 0 | 7 |
4 | История | 2 | | 2 |
| Итого | 28 | 6 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел 1. Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях. – 15 часов.
Значение первой медицинской помощи. Значение само- и взаимопомощи. Содержание аптечки (на медицинском посту, дома, в автомобиле).
Понятие о травматизме и травматическом шоке.
Остановка кровотечения, обезболивание. Иммобилизация, согревание, бережная транспортировка.
Донорство – проявление гуманности и патриотизма. Показания и противопоказания к переливанию крови.
Опасность кровопотери. Способы временной и окончательной остановки кровотечения.
Виды ран: резанные, колотые , ушибленные, рваные , укушенные.
Значение повязок. Общие правила наложения повязок. Перевязочный материал. Правила использования подручных средств для наложения повязок.
Виды и типы повязок.
Опорно-двигательная система.
Общее понятие закрытой травмы, классификация травм. Ушибы мягких тканей. Растяжение и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывих.
Первая помощь при переломах костей, виды, признаки и возможные осложнения.
Понятие об ожогах. Меры борьбы и профилактика. Первая помощь при ожогах, наложение стерильной повязки.
Отморожения. Первая помощь и уход за пострадавшим.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры профилактики.
Укусы насекомых, змей, клещей, животных. Меры профилактики.
Распознавание больных животных. Болезни, передающиеся через животных.
В том числе
Практические занятия: «Косыночные повязки на различные части тела», «Плащевидные повязки», «Бинтовые повязки: Циркулярная, спиральная, черепашья, сходящая, расходящаяся», «Повязки на верхнюю конечность, на кисть, локтевой сустав, плечо, плечевой сустав».
Раздел 2. Первая помощь при острых заболеваниях и отравлениях – 10 часов.
Цели и задачи лекарственной терапии. Пути введения лекарственных веществ в организм человека. Их достоинства и недостатки.
Понятие об аллергии.
Неотложная помощь при обмороке, стенокардии, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда. Факторы, способствующие заболеваниям сердечнососудистой системы.
Краткий анатомо-физиологический обзор органов пищеварения.
Классификация острых отравлений. Общие признаки, оказания помощи.
Съедобные и ядовитые грибы, способы распознавания. Первая помощь при отравлении.
Правила поведения на природе, способы выживания.
В том числе
Практические занятия: « «Наблюдение за дыханием, измерение температуры тела », «Измерение пульса и артериального давления».
Раздел 3. Способы сохранения здоровья – 7 часов.
Лекарственные травы.
Применение лекарственных растений в качестве источника витаминов. Правила хранения и потребления лекарственных растений в домашних условиях.
Изучение видов ядовитых растений: белена черная, дурман обыкновенный, мак снотворный, бузина, клещевина, болиголов крапчатый, лютик ядовитый, красавка белладонна, донник лекарственный и др.
Лекарственные растения на приусадебных участках. Овощные и плодово – ягодные культуры – лекарственные растения и источники витаминов. Способы применения овощных культур в качестве лекарственных растений.
Здоровье и факторы, формирующие его.
Врожденные и приобретенные заболевания.
"Болезни цивилизации"
Раздел 4. История – 2 часа
История основания Круглолесской амбулатории.
Почётные работники Круглолесской амбулатории.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»
№ п\п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях | Значение первой медицинской помощи. | 1 | |
2 | | Содержание аптечки | 1 | |
3 | | Понятие о травматизме и травматическом шоке. | 1 | |
4 | | Виды ран: резанные, колотые, ушибленные, рваные, укушенные. | 1 | |
5 | | Виды ран: резанные, колотые, ушибленные, рваные, укушенные. | 1 | |
6 | | Виды и типы повязок. | 1 | |
7 | | Практическое занятие «Косыночные повязки на различные части тела» | 1 | |
8 | | Практическое занятие «Плащевидные повязки» | 1 | |
9 | | Практическое занятие «Бинтовые повязки: циркулярная, спиральная, черепашья, сходящая, расходящаяся» | 1 | |
10 | | Практическое занятие «Повязки на верхнюю конечность, на кисть, локтевой сустав, плечо, плечевой сустав» | 1 | |
11 | | Опорно-двигательная система. | 1 | |
12 | | Первая помощь при переломах костей | 1 | |
13 | | Понятие об ожогах. | 1 | |
14 | | Отморожения. | 1 | |
15 | | Укусы насекомых, змей, клещей, животных | 1 | |
16 | Первая помощь при острых заболеваниях и отравлениях | Цели и задачи лекарственной терапии | 1 | |
17 | | Практическое занятие «Наблюдение за дыханием, измерение температуры тела» | 1 | |
18 | | Практическое занятие «Измерение пульса и артериального давления» | 1 | |
19 | | Понятие об аллергии. | 1 | |
20 | | Неотложная помощь при обмороке, стенокардии, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда | 1 | |
21 | | Неотложная помощь при обмороке, стенокардии, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда | 1 | |
22 | | Краткий анатомо-физиологический обзор органов пищеварения. | 1 | |
23 | | Классификация острых отравлений | 1 | |
24 | | Съедобные и ядовитые грибы, способы распознавания | 1 | |
25 | | Правила поведения на природе, способы выживания | 1 | |
26 | Способы сохранения здоровья | Понятие о лечебном питании | 1 | |
27 | | Лекарственные травы | 1 | |
28 | | Изучение видов ядовитых растений | 1 | |
29 | | Лекарственные растения на приусадебных участках. | 1 | |
30 | | Здоровье и факторы, формирующие его. | 1 | |
31 | | Врожденные и приобретенные заболевания. | 1 | |
32 | | "Болезни цивилизации" | 1 | |
33 | История | История основания Круглолесской амбулатории. | 1 | |
34 | | Почётные работники Круглолесской амбулатории. | 1 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Рекомендуемая литература для учащихся:
Анатасова Л.П, Гольнева Д.П. «Человек и окружающая среда» М. «Просвещение» -1997 г.
Сонин Н.И., Сапин М.Р «Биология. Человек» М. «Дрофа»- 2010г.
Цорионов В.Т. «Первая помощь при дорожно-транспортных происшествиях» Владикавказ «Алания»-1996г.
Рекомендуемая литература для учителя:
Абаскалова Н.П «Здоровью надо учиться» -2000г
Сергеев Б.Ф «Занимательная физиология» М. «Просвещение» -2001г
Гоголева М.И. «Основы медицинских знаний учащихся» М. «Просвещение» 1995г
Курцева П.А «Медико-санитарная подготовка учащихся» М. «просвещение» 1991 г.