Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 83 имени генерала В.И. Орлова»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Юные инспектора движения
Класс 4
34 часа (1 ч. в неделю)
Направление: спортивно-оздоровительное
Составители:
Низамова Л.Н.,учитель начальных классов
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Н. Воротниковой, Е.И. Верховой «Юные инспекторы дорожного движения»: «Организация Внеурочной деятельности в начальной школе», сборник программ, часть 2. Составители: А.П. Мишина, Н.Г., Шевцова. УИПКПРО, 2015г.
г. Ульяновск
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты,которые будут достигнуты учащимися:
Приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия
У воспитанника будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник дорожного движения, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание ответственности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой поведения на дороге и в общественных местах.
Воспитанник получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Воспитанник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Воспитанник получит возможность научиться:
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитанник получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности
Основные формы организации и виды деятельности: рассказ, беседа с использованием интерактивных средств обучения, просмотр фильмов, практикумы, игры, викторины, круглые столы, агитбригады.
Формы и виды контроля: игры, выставки, турниры, викторины, соревнования, спектакли, выступления агитбригады, концерты.
Раздел 1: Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов)
Знакомство с правилами оказания медицинской помощи в экстренных случаях. Беседа о возможных видах травм при езде на велосипеде.
Автоаптечка: правила использования. Что возможно сделать до приезда врачей? Подручные средства.
Практическая часть: собери свою аптечку. Тест: правила оказания доврачебной помощи.
Документальный фильм о несчастных случаях на дороге. Обсуждение.
Правила безопасного поведения в аварийной ситуации: в городе, за городом, в сельской местности. Составление памятки действий.
Практическое занятие: разновидности повязок. Тренировка наложения.
Виды ранений. Ознакомление с правилами оказания первой помощи.
Практическое занятие: тренировка в наложении жгута и повязок. Игра-соревнование.
Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей: беседа, практикум.
Виды повреждений. Посильные способы оказания первой помощи. Профилактика, меры безопасности: за рулем, в качестве пассажира, в качестве пешехода.
Остановка кровотечений: беседа, практикум.
Виды кровотечений, способы остановки кровотечений. Помощь пострадавшему. Помощь себе. Как действовать при сильном кровотечении: что необходимо сделать? Чего делать нельзя?
Первая помощь при несчастных случаях: беседа, опрос.
Устный опрос: профилактика несчастных случаев на дороге. Возможные последствия несчастных случаев. Чем мы можем помочь?
Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца: беседа, просмотр видеоряда.
Когда это необходимо? Правила оказания помощи при потере сознания. Оказание помощи при остановке сердца. Просмотр обучающих видеофайлов.
Виды ожогов и обморожений. Как защититься? Способы оказания первой помощи. Следует ли обращаться к врачу?
Способы транспортировки пострадавших. Как правильно расположить пострадавшего до приезда скорой? Просмотр презентации.
Оказание первой доврачебной помощи: беседа, практикум, опрос.
Обобщение. Виды травм и повреждений. Способы оказания доврачебной помощи. Правила действия в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Раздел 2: Пропаганда ПДД (18 часов).
Знаешь ли ты правила дорожного движения?: беседа, викторина.
Основные правила дорожного движения: систематизация, обобщение. Знаки дорожного движения. Игра «Какого знака не хватает? Придумай свой!»
Составление фотоальбома из фотографий, изготовленных детьми на тему правил дорожного движения. Создание стенгазеты «Дорога безопасности!»
«Друзья светофора»: беседа, игра.
Регулировщики. Современные светофоры: зачем они нужны? Инспекторы ГИБДД. Игра: мастерим светофоры из разных материалов.
Красный , желтый, зеленый: конкурс плакатов.
Рисунки-плакаты на тему привлечения внимания к безопасности на дорогах. Разучивание речевок.
Правила дорожного движения в других странах, основные различия.
Встреча с интересными людьми: встреча с инспектором ГИБДД.
Дорожная азбука: беседа, игра.
Составление азбуки правил.
Ролевая игра «На дороге», «Авария», «Правила управления автомобилем».
Правила вождения велосипеда. Безопасность твоя и окружающих.
Школы вождения. Правила обучения, виды водительских прав. Просмотр видео: автогородок.
Безопасность на дороге: беседа, викторина.
Обобщение изученного в форме викторины-соревнования.
Основные правила вождения в городе. Дорожные знаки для водителей.
Оказание первой доврачебной помощи: беседа, викторина.
Обобщение изученного по теме «Первая помощь» в виде викторины-соревнования.
Ролевая игра по выявлению травм и способах оказания помощи.
«Внимание, дети!»: выпуск агитационных листовок и плакатов.
Изготовление плакатов, девизов.
Конкурс рисунков по группам.
Подведение годовых итогов.
Мы-ЮИД!: подготовка к праздничному концерту, репетиция.
Праздничный концерт.
Тематическое планирование
Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1.Основы доврачеб ной медицинс кой помощи (16 часов) | 1.Общие принципы оказания доврачебной помощи. | 1 | | |
2.Знай и умей. | 1 | | |
3.Я сам.Состав и назначение автоаптечки. | 1 | | |
4.Чрезвычайные ситуации на дороге. | 1 | | |
5.Поведение при аварийной ситуации. | 1 | | |
6.Техника наложения повязок. | 1 | | |
7.Первая помощь при общих ранениях. | 1 | | |
8.Наложение жгута и повязок. | 1 | | |
9.Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей. | 1 | | |
10.Остановка кровотечений. | 1 | | |
11.Первая помощь при несчастных случаях. | 1 | | |
12.Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. | 1 | | |
13.Первая помощь при ожогах и отморожениях. | 1 | | |
14.Транспортировка при различных видах травм. | 1 | | |
15.Оказание первой доврачебной помощи. | 1 | | |
16.Контроль знаний. | 1 | | |
2.Пропаганда ПДД (18 часов). | 1.Знаешь ли ты правила дорожного движения? | 1 | | |
2.В объективе- безопасность. | 1 | | |
3.«Друзья светофора». | 1 | | |
4.Красный , желтый, зеленый. | 1 | | |
5.Школа светофорных наук. | 1 | | |
6.Встреча с интересными людьми. | 1 | | |
7.Дорожная азбука. | 1 | | |
8.«Перекресток». | 1 | | |
9.«Мой друг – велосипед». | 1 | | |
10.Автогородок. | 1 | | |
11.Безопасность на дороге. | 1 | | |
12.Автогородок. | 1 | | |
13.Оказание первой доврачебной помощи. | 1 | | |
14.Способы оказания первой доврачебной помощи. | 1 | | |
15.«Внимание, дети!» | 1 | | |
16.ЗОЖ. | 1 | | |
17.Дети-дорога. | 1 | | |
18. Мы-ЮИД!. | 1 | | |
Итого: | | 34ч. | | |