Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 83 имени генерала В.И. Орлова»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Юные инспектора движения
Класс 4
34 часа (1 ч. в неделю)
Направление: спортивно-оздоровительное
Составители:
Низамова Л.Н.,учитель начальных классов
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.Н. Воротниковой, Е.И. Верховой «Юные инспекторы дорожного движения»: «Организация Внеурочной деятельности в начальной школе», сборник программ, часть 2. Составители: А.П. Мишина, Н.Г., Шевцова. УИПКПРО, 2015г.
г. Ульяновск
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты,которые будут достигнуты учащимися:
Приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным гигиеническим навыкам;
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
Универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия
У воспитанника будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· основы социализации личности в форме осознания «Я» как участник дорожного движения, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание ответственности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой поведения на дороге и в общественных местах.
Воспитанник получит возможность для формирования:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
· выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
· устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
· адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
· осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни;
· эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Воспитанник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Воспитанник получит возможность научиться:
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Воспитанник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Воспитанник получит возможность научиться:
· учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности
Основные формы организации и виды деятельности: рассказ, беседа с использованием интерактивных средств обучения, просмотр фильмов, практикумы, игры, викторины, круглые столы, агитбригады.
Формы и виды контроля: игры, выставки, турниры, викторины, соревнования, спектакли, выступления агитбригады, концерты.
Раздел 1: Основы доврачебной медицинской помощи (16 часов)
Знакомство с правилами оказания медицинской помощи в экстренных случаях. Беседа о возможных видах травм при езде на велосипеде.
Автоаптечка: правила использования. Что возможно сделать до приезда врачей? Подручные средства.
Практическая часть: собери свою аптечку. Тест: правила оказания доврачебной помощи.
Документальный фильм о несчастных случаях на дороге. Обсуждение.
Правила безопасного поведения в аварийной ситуации: в городе, за городом, в сельской местности. Составление памятки действий.
Практическое занятие: разновидности повязок. Тренировка наложения.
Виды ранений. Ознакомление с правилами оказания первой помощи.
Практическое занятие: тренировка в наложении жгута и повязок. Игра-соревнование.
Виды повреждений. Посильные способы оказания первой помощи. Профилактика, меры безопасности: за рулем, в качестве пассажира, в качестве пешехода.
Виды кровотечений, способы остановки кровотечений. Помощь пострадавшему. Помощь себе. Как действовать при сильном кровотечении: что необходимо сделать? Чего делать нельзя?
Устный опрос: профилактика несчастных случаев на дороге. Возможные последствия несчастных случаев. Чем мы можем помочь?
Когда это необходимо? Правила оказания помощи при потере сознания. Оказание помощи при остановке сердца. Просмотр обучающих видеофайлов.
Виды ожогов и обморожений. Как защититься? Способы оказания первой помощи. Следует ли обращаться к врачу?
Способы транспортировки пострадавших. Как правильно расположить пострадавшего до приезда скорой? Просмотр презентации.
Обобщение. Виды травм и повреждений. Способы оказания доврачебной помощи. Правила действия в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Раздел 2: Пропаганда ПДД (18 часов).
Основные правила дорожного движения: систематизация, обобщение. Знаки дорожного движения. Игра «Какого знака не хватает? Придумай свой!»
Составление фотоальбома из фотографий, изготовленных детьми на тему правил дорожного движения. Создание стенгазеты «Дорога безопасности!»
Регулировщики. Современные светофоры: зачем они нужны? Инспекторы ГИБДД. Игра: мастерим светофоры из разных материалов.
Рисунки-плакаты на тему привлечения внимания к безопасности на дорогах. Разучивание речевок.
Правила дорожного движения в других странах, основные различия.
Составление азбуки правил.
Ролевая игра «На дороге», «Авария», «Правила управления автомобилем».
Правила вождения велосипеда. Безопасность твоя и окружающих.
Школы вождения. Правила обучения, виды водительских прав. Просмотр видео: автогородок.
Обобщение изученного в форме викторины-соревнования.
Основные правила вождения в городе. Дорожные знаки для водителей.
Обобщение изученного по теме «Первая помощь» в виде викторины-соревнования.
Ролевая игра по выявлению травм и способах оказания помощи.
Изготовление плакатов, девизов.
Конкурс рисунков по группам.
Подведение годовых итогов.
Тематическое планирование
Раздел программы | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
1.Основы доврачеб ной медицинс кой помощи (16 часов) | 1.Общие принципы оказания доврачебной помощи. | 1 | | |
2.Знай и умей. | 1 | | |
3.Я сам.Состав и назначение автоаптечки. | 1 | | |
4.Чрезвычайные ситуации на дороге. | 1 | | |
5.Поведение при аварийной ситуации. | 1 | | |
6.Техника наложения повязок. | 1 | | |
7.Первая помощь при общих ранениях. | 1 | | |
8.Наложение жгута и повязок. | 1 | | |
9.Первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей. | 1 | | |
10.Остановка кровотечений. | 1 | | |
11.Первая помощь при несчастных случаях. | 1 | | |
12.Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. | 1 | | |
13.Первая помощь при ожогах и отморожениях. | 1 | | |
14.Транспортировка при различных видах травм. | 1 | | |
15.Оказание первой доврачебной помощи. | 1 | | |
16.Контроль знаний. | 1 | | |
2.Пропаганда ПДД (18 часов). | 1.Знаешь ли ты правила дорожного движения? | 1 | | |
2.В объективе- безопасность. | 1 | | |
3.«Друзья светофора». | 1 | | |
4.Красный , желтый, зеленый. | 1 | | |
5.Школа светофорных наук. | 1 | | |
6.Встреча с интересными людьми. | 1 | | |
7.Дорожная азбука. | 1 | | |
8.«Перекресток». | 1 | | |
9.«Мой друг – велосипед». | 1 | | |
10.Автогородок. | 1 | | |
11.Безопасность на дороге. | 1 | | |
12.Автогородок. | 1 | | |
13.Оказание первой доврачебной помощи. | 1 | | |
14.Способы оказания первой доврачебной помощи. | 1 | | |
15.«Внимание, дети!» | 1 | | |
16.ЗОЖ. | 1 | | |
17.Дети-дорога. | 1 | | |
18. Мы-ЮИД!. | 1 | | |
Итого: | | 34ч. | | |