Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основании:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897) (ред.21.12.2020)
3 Федерального перечня учебников на 2023-2024 учебный год ( утв. Министерством просвещения РФ, приказ № 858 от 21.09.2022 г.)
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Образовательной программы основного общего образования МКОУ «Мелавская средняя общеобразовательная школа» (утверждена приказом ОО от 26.08.2019 г. №70)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог» позволит сформировать у обучающихся следующие личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия:
Личностные:
формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;
формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.
развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.
Регулятивные:
адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
сличать собственные действия с заданным эталоном;
планировать свою деятельность.
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:
уровень воспитанности и общей культуры учащихся.
участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Содержание курса внеурочной деятельности 8 класса (34 часа)
Тема 1. Экосистемы. Охрана природы (24 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта. Лесные экосистемы, их разнообразие и значение. Экосистемы арктических пустынь и тундры. Луговые экосистемы, их разнообразие и использование. Особенности экосистем пресных водоёмов, их значение и охрана. Реки Курской области. Агроэкосистемы Курской области. Общие принципы адаптации человека к условиям Центра. Образ жизни, традиции и здоровье жителей Курской области. Городские ландшафты. Техногенные ландшафты. Особо охраняемые территории. Экологическое образование в Курской области.
Практические работы: Состояние здоровья жителей Центра.
Квартира как экосистема
Тема 2. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления.
Оформление паспорта экологической тропы Следим за окружающей средой нашего города.
Практические занятия: Составление экологической тропы нашей школы
Экологическая тропа нашей школы
Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация.
Тематическое планирование 8 класс (34 часа)
№ темы | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Охрана природы | 24 |
2 | «Зелёными» тропами» | 10 |
| ИТОГО: | 34 ч. |
Календарно – тематическое планирование 8 класс (34 часа)
№ | Тема, раздел | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Тема 1: Экосистемы. Охрана природы (24 часа) |
1 | Рациональное природопользование. Природные ресурсы. | 1 | | |
2 | Лесные экосистемы, их разнообразие и значение. | 1 | | |
3 | Рациональное использование лесных экосистем. | 1 | | |
4 | Экосистемы арктических пустынь и тундры. | 1 | | |
5 | Влияние деятельности человека на экосистемы тундры. | 1 | | |
6 | Луговые экосистемы, их разнообразие и использование. | 1 | | |
7 | Разнообразие болотных экосистем | 1 | | |
8 | Значение и рациональное использование болот. | 1 | | |
9 | Особенности экосистем пресных водоёмов, их значение и охрана. | 1 | | |
10 | Реки Курской области. | 1 | | |
11 | Влияние загрязнений на экологическое состояние рек. | 1 | | |
12 | Агроэкосистемы Курской области. | 1 | | |
13 | Общие принципы адаптации человека к условиям Центра. | 1 | | |
14 | Особенности организма постоянных жителей Центра. | 1 | | |
15 | Практическая работа № 1 «Состояние здоровья жителей Центра» | 1 | | |
16 | Образ жизни, традиции и здоровье жителей Курской области. | 1 | | |
17 | Экология центрального дома. | 1 | | |
18 | Практическая работа № 2 «Квартира как экосистема» | 1 | | |
19 | Экологическая демография. | 1 | | |
20 | Городские ландшафты. | 1 | | |
21 | Техногенные ландшафты. | 1 | | |
22 | Заповедники и национальные парки. | 1 | | |
23 | Заказники и памятники природы. | 1 | | |
24 | Экологическое образование в Курской области. | 1 | | |
25 | Экологические экскурсии и их виды. | 1 | | |
26 | Экологическая тропа и правила её составления. | 1 | | |
27 | Практическая работа № 3 «Оформление паспорта экологической тропы» | 1 | | |
28 | Практическая работа № 4 «Составление экологической тропы нашей школы» | 1 | | |
29-30 | Следим за окружающей средой нашего города. | 2 | | |
31 | Практическая работа № 5 «Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация.» | 1 | | |
32 | Практическая работа № 6 «Изучение биоценоза реки». | 1 | | |
33 | Экскурсия. | 1 | | |
34 | День здоровья. | 1 | | |
Список литературы:
Биология. 5-11 классы: внеклассные мероприятия. – Вып. 2/авт-сост. Е.А.Якушина и др. – Волгоград: Учитель. 2009.
Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах / авт.-сост. М.М.Бондарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
Международные экологические акции в школе. 7-9 классы (Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления).
/ Авт.-сост. Г.А.Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2006.
Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В.А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005
Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т.Н.Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009.