Программа рассчитана на учащихся 6 класса, возраст обучающихся 10-12 лет.
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Изобразительно - выразительные средства языка и стилистический фигуры. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Связь между предложениями в тексте.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
№ | Тема урока | Кол час. | Основное содержание | Виды деятельности | Дата | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» |
Раздел 1. Речь (3 ч.) |
1 | Введение в курс развития речи. Для чего людям нужна речь. | 1 | Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно почитать текст после самостоятельной подготовки. | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): изучение содержания параграфа учебника, работа с орфограммами, анализ текстов | 7.09 | День знаний День солидарности в борьбе с терроризмом Международный день распространения грамотности |
2 | Что такое диалог и монолог? | 1 | Диалог. Монолог. | Составление плана статьи, фронтальная беседа, инсценировка | 14.09 | 125 лет со дня рождения В Л. Гончарова |
3 | Сочинение сказки по рисункам с включением диалога. | 1 | Композиция сказки. Диалог | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания сочинения с включением диалога | 21.09 | 155 лет со дня рождения Герберта Джорджа Уэллса Международный день мира. |
Раздел 2. Слово. Средства художественной выразительности (тропы) и стилистические фигуры речи (16 ч.) Слово. Его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Изобразительно - выразительные средства языка и стилистические фигуры. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. |
4 | Что такое стилистические фигуры речи? Анафора и эпифора. | 1 | Стилистические фигуры, их роль в устной и письменной речи | Запись лекции, чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия анафора и эпифора | 28.09 | |
5 | Антитеза. | 1 | Антитеза.Её значение в устной речи и художественных текстах. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие антитеза | 5.10 | Международный день учителя |
6 | Градация. | 1 | Градация. Её значение в устной речи и художественных текстах. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие градация | 12.10 | |
7 | Инверсия. | 1 | Инверсия. Её значение в устной речи и художественных текстах. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие инверсия | 19.10 | 90 лет со дня рождения Анатолия Игнатьевича Приставкина |
8 | Риторические вопросы и обращения. | 1 | Риторические вопросы и обращения. Их значение. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия риторические вопросы и обращения | 26.10 | Международный день школьных библиотек |
9 | Что такое тропы? Аллегория. | 1 | Эпитеты. Их значение. Употребление эпитетов в устной и письменной речи. | Запись лекции, чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие аллегория | 9.11 | 7 ноября День согласия и примирения День воинской славы России. |
10 | Гипербола и литота. | 1 | Гипербола и литота, их роль в устной и письменной речи | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия гипербола и литота | 16.11 | Международный день толерантности |
11 | Метафора. | 1 | Метафора. Употребление её в устной и письменной речи. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие метфоора | 23.11 | 220 лет со дня рождения Владимира Ивановича Даля |
12 | Олицетворение. | 1 | Олицетворение. Употребление олицетворений в устной и письменной речи. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие олицетворение | 30.11 | |
13 | Сравнение. Метонимия. | 1 | Сравнение.Метонимия Употребление сравнений в устной и письменной речи. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия сравнение, метонимия | 7.12 | День Героев Отечества |
14 | Эпитет. | 1 | Эпитеты. Их значение. Употребление эпитетов в устной и письменной речи. | чтение отрывков из худ.произведений, работа со словарём литературов.терминов. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие эпитет | 14.12 | День Конституции Российской Федерации |
15 | Зачем нам нужны в речи стилистические фигуры и тропы? | 1 | Роль средств художественной выразительности и стилистических фигур в речи | Работа с текстами рождественских рассказов, заполнение таблиц, поиск примеров и определение роли средств художественной выразительности и стилистических фигур при выражении авторской позиции | 21.12 | |
16 | Практическое занятие « Средства художественной выразительности и стилистические фигуры» | 1 | | Практическое занятие « Средства художественной выразительности и стилистические фигуры» | 28.12 | 120 лет со дня рождения Александра Александровича Фадеева |
17 18 | Творческая работа (написание и компьютерное оформление) | 2 | | Написание текста (сказки, стихотворения, рассказа) на свободную тему с использованием средств худ.выр. и стил. фигур,подготовка комп. презентации с иллюстрациями | 18.01 25.01 | День Российской печати 190 лет со дня рождения Льюиса Кэрролла |
19 | Презентация творческой работы. | 1 | | Презентация творческой работы. | 1.02 | День Российской науки |
Раздел 3. Текст (10 ч.) Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Связь между предложениями в тексте |
20 | Текст и его признаки. | 1 | Текст и его признаки | Структурирование и систематизация изучаемого материала, языковой анализ текста, составление кластера | 8.02 | День памяти юного героя-антифашиста |
21 | Что значит писать и говорить на тему? | 1 | Тема текста и микротемы | Работа с текстом учебника, самостоятельная работа | 15.02 | День памяти А. С. Пушкина |
22 | Главное в тексте идея, основная мысль. | 1 | Идея | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста. | 22.02 | 23 февраля День защитника Отечества |
23 | Для чего нужен план? | 1 | План, виды плана. | Работа с текстом учебника, самостоятельная работа | 1.03 | |
24 | Как связать предложения в тексте? | 1 | Лексические средства связи предложений в тексте. | Работа с текстом учебника, самостоятельная работа | 7.03 | 8 марта Международный женский день |
25 | Лексические средства связи предложений в тексте. | 1 | Лексические средства связи предложений в тексте. | Работа с текстом учебника, самостоятельная работа | 15.03 | 21 марта Всемирный день поэзии |
26 | Учитесь выразительно читать. | 1 | | Выразительное чтение художественных текстов, их анализ | 5.04 | 2 апреля Международный день детской книги |
27 | Анализ текста.Устный пересказ по составленному плану. Рассказ В.Белова «Последняя синичка» | 1 | Анализ текста | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста. Устный пересказ | 12.04 | 85 лет со дня рождения русской поэтессы Беллы Ахатовны Ахмадулиной |
28 | Анализ текста. Подготовка к изложению по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси». | 1 | Анализ текста | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста. | 19.04 | Международный день Памятников и Исторических мест |
29 | Подробное изложение по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси». | 1 | | Написание подробного изложения | 26.04 | Всемирный день книги |
Раздел 4. Стили речи ( 2 ч.) Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный).Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. |
30 | Когда и где используют разговорный стиль? | 1 | Разговорный стиль | Работа с текстами учебника, определение признаков разговорного стиля, составление кластера | 3.05 | Международный день защиты прав инвалидов |
31 | Научный стиль. Художественный стиль. | 1 | Научный стиль. Художественный стиль | Работа с текстами учебника, определение признаков научного и художественного стилей, подготовка к монологическому выступлению по плану | 10.05 | День Победы |
Раздел 5. Типы речи (3 ч.) Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждения в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. |
32 | Как различают типы речи? Повествовать – значит рассказывать. Анализ текста. Русская народная сказка «Репка» как образец текста-повествования. | 1 | Типы текста: повествование, описание, рассуждение. Повествование Анализ текста | Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа, составление кластера Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа Анализ текста по алгоритму | 17.05 | Международный день музеев |
33 | Описание как тип речи. Как описать предмет? Как описать животное? Анализ текстов-описаний. Самостоятельная работа | 1 | Описание Анализ текстов-описаний | Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа Анализ текстов-описаний | 24.05 | День славянской письменности и культуры |
34 | Устное описание бытового предмета повседневного назначения в художественном или разговорном стиле. Сочинение-описание природы в художественном стиле. | 1 | Описание Описание природы в художественном стиле | Работа с учебником, выразительное чтение текстов, их анализ, пересказ, самостоятельная работа Написание сочинения | 31 | |
1) выразительное чтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске;
3) различение особенностей разговорного и литературного языка, употребление их в соответствующих ситуациях;
6) различение стихотворной и прозаической речи, умение подбирать рифмы к словам;