Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании ШМС зам. директора по УВР директор
МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв
Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Ожев Р.М. /
От «__»____2018 г. «___»____________2018 г. Приказ № _______
От «____»______2018 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Юным умникам и умницам»
для 2 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Разработала:
Чувилко Лариса Николаевна
учитель начальных классов
высшей категории
х. Чернышёв
2018 г.
Программа «Юным умникам и умницам» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности
1.Словесный метод:
Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).
2.Метод наглядности:
3.Практический метод:
4.Объяснительно-иллюстративный:
5.Частично-поисковый метод:
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.
Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.
При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.
В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.
Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы.
В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:
- приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
- открывает перед учащимися возможности для приобретения опыта самостоятельного социального действия,
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
- разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки.
Место реализации программы:
1.Выпуск математической газеты
2.Математический КВН.
3.Викторина. Турнир «Смекалистых».
4.Проект - «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).
Содержание деятельности.
Вводное занятие.
Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Игра «Весёлый счёт».
Практическая работа: занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 50, 100). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».
Весёлая нумерация.
Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 100). Задачи смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).
Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30).
Отгадай – ка.
Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».
Викторина.
Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».
Геометрические фигуры.
Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка на изменение разности. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).
Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).
Математическая газета.
Коллективная работа членов кружка по выпуску математической газеты. Игра «Не собьюсь» (с целью закрепления случаев табличного умножения).
Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Не собьюсь» (развивает логику, внимание, мышление, память).
Подведение итогов решения задач, загадок и т.д. из математической газеты.
Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Игра «Таблицу знаю».
Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше».
Задача – шутка. Разучивание игры «Таблицу знаю» (с целью закрепления табличного умножения).
Весёлые задачки.
Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».
Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Разучивание игры «Узнай, какой значок на твоей шапочке» (развивает логику, внимание, мышление, память).
Таблица умножения на пальцах.
Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Телефон».
Практическая работа: разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки. Объяснение игры «Телефон».
Математическая газета.
Коллективный выпуск математической газеты. Проведение игр, ранее усвоенных детьми.
Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Таблицу знаю» (развивает логику, внимание, мышление, память, с целью закрепления случаев табличного умножения).
Задачи, связанные с величинами. Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания. Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат».
Практическая работа: Разучивание игры «Волшебный циферблат». Проведение математических игр изученных ранее. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания. Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка.
Математический КВН.
Практическая работа: математический КВН, подведение итогов КВНа.
Отгадывание ребусов.
Занимательные задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Таблицу знаю».
Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игры «Таблицу знаю», «Весёлый счёт» (в пределах 50).
Числа великаны.
Коллективный счёт. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Знай свой разряд».
Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд».
Подведение итогов.
Тематическое планирование
2-ый год обучения (2 класс)
№ | Темы | Дата | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | | 1 | 1 | |
2 | Весёлая нумерация. | | 2 | 1 | 1 |
3 | Отгадай – ка. | | 3 | 1 | 2 |
4 | Викторина. | | 1 | | 1 |
5 | Геометрические фигуры. | | 3 | 1 | 2 |
6 | Математическая газета. | | 1 | | 1 |
7 | Подведение итогов | | 3 | 1 | 2 |
8 | Весёлые задачки. | | 2 | 1 | 1 |
9 | Таблица умножения на пальцах. | | 3 | 1 | 2 |
10 | Математическая газета. | | 2 | 1 | 1 |
11 | Задачи, связанные с величинами. | | 3 | 1 | 2 |
12 | Математический КВН. | | 2 | 1 | 1 |
13 | Отгадывание ребусов. | | 2 | 1 | 1 |
14 | Числа великаны. | | 3 | 1 | 2 |
15 | Подведение итогов. Выпуск математической газеты Изготовление журналов Составление ребусов, математических загадок, задач. | | 4 | 1 | 3 |
| Итого | | 35 | 14 | 21 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Темы | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
| Вводное занятие (1ч) | |
1 | Вводное занятие. | 1 | | |
| Весёлая нумерация. (2 ч). | |
2 | Упражнения на проверку знания нумерации | 1 | | |
3 | Задачи смекалки. | 1 | | |
| Отгадай – ка. (3 ч). | |
4 | Отгадывание ребусов. | 1 | | |
5 | Задачи в стихах на сложение. | 1 | | |
6 | Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. | 1 | | |
| Викторина. (1 ч). | |
7 | Викторина | 1 | | |
Геометрические фигуры. (3 ч) | |
8 | Составление геометрических фигур из частей | 1 | | |
9 | Составление геометрических фигур из частей | 1 | | |
10 | Проект «Придумай фигуру» | 1 | | |
| Математическая газета (1 ч) | |
11 | Математическая газета. | 1 | | |
| Математический КВН. (2ч). | |
12-13 | Математический КВН. | 2 | | |
Отгадывание ребусов. (2 ч). | |
14 | Отгадывание ребусов. | 1 | | |
15 | Занимательные задачи в стихах. | 1 | | |
Числа великаны. (3 ч). | |
16 | Задача – смекалка | 1 | | |
17 | Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. | 1 | | |
18 | Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд». | 1 | | |
| Подведение итогов. Изготовление журналов. (2ч). | |
19-20 | Изготовление журналов | 1 | | |
| Подведение итогов. Составление ребусов, математических загадок, задач. (2 ч). | |
21-22 | Составление ребусов, математических загадок, задач. | 2 | | |
| Веселые задачки (3 ч) | |
23 | Логические упражнения на сравнение фигур. | 1 | | |
24 | Задача – смекалка. Задача – шутка. | 1 | | |
25 | Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке». | 1 | | |
| Таблица умножения на пальцах. ( 2ч). | |
26 | Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Запомни таблицу» | 1 | | |
27 | Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Веселый счет» | 1 | | |
| Математическая газета (1 ч). | |
28 | Математическая газета | 1 | | |
Задачи, связанные с величинами (3 ч) | |
29 | Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. | 1 | | |
30 | Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат». | 1 | | |
31 | Задачи повышенной трудности | 1 | | |
| Наши итоги (4 ч) | |
32 | Олимпиада | 1 | | |
33 | Практическая работа | 1 | | |
34 | Практическая работа: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, , задачи составленные детьми взятые из жизни). | 1 | | |
35 | Математический КВН Подведение итогов. Награждение. | 1 | | |
14