СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности клуба «Домовёнок» для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности клуба «Домовёнок» для 4 класса»

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности клуба «Домовёнок» для 4 класса на 2020 - 2021 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и АООП начального общего образования ГБОУ «Селенгинская специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат».

Цели:

- приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;

- создание привлекательного пришкольного участка;

- реализация общественно – значимых инициатив;

- приобретение личного опыта как основы познания;

- формирование позитивного эмоционально – ценностного отношения к труду и людям труда.

Для достижения данных целей формируются следующие задачи:

- привлекать всех детей к активному участию в делах класса;

- учить детей навыкам общественной работы;

- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;

- развивать организаторские и коммуникативные компетенции;

- создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;

- сделать территорию школы комфортной для учёбы и отдыха;

-формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры человека как продукта творческой предметно – преобразующей деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно – преобразующей деятельности;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно – преобразовательных действий;


Общая характеристика программы внеурочной деятельности «Домовёнок».

Общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд учащихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Вместе с экскурсионными, прогулочными, игровыми и спортивными занятиями труд должен быть частью активного отдыха на воздухе.

Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд учащихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если учащимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду.

В основных направлениях реформы общеобразовательной школы особое значение придается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Используя широкие возможности общественно- полезного труда, следует прививать младшим школьникам необходимые в жизни навыки самообслуживания, приемы ручной работы с различными материалами, умение ремонтировать различные предметы быта, учебные пособия, участвовать в благоустройстве школьных дворов, оздоровительных площадок и других общественно полезных делах.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания.

Цель самообслуживания — воспитать у учащихся хозяйскую заботу о нуждах коллектива, своей семьи, стремление поддерживать чистоту, порядок в школе, классе, на учебно-опытном участке, школьном дворе. Учащихся приучают к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию своих вещей в определенном месте, пришиванию пуговиц, чистке обуви и одежды и др.

Их привлекают к выполнению различных поручений, связанных с дежурством по классу, в столовой, к уборке классных помещений, рабочей комнаты, коридоров, уходу за растениями в классах, на учебно-опытном участке школы. Учащиеся могут заниматься подготовкой оборудования, материалов для учебных занятий и др. Самообслуживание планируется учителем, в общем плане предусматриваются виды работ с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников, место и сроки проведения, материальное обеспечение.

Работа может быть организована по бригадам и индивидуально. Перед практическими занятиями учащимся рассказывают об особенностях предстоящей работы, подробно показывают приемы ее выполнения, обращают внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставят задачу выполнения задания в определённый срок.

Основное условие успеха воспитательной работы — единство требований к учащимся школы и семьи. Для достижения такого единства воспитатели школы проводят беседы с родителями об обязанностях учащихся по самообслуживанию в дома.

Трудовая деятельность учащихся поощряется учителем в устной форме, как в процессе выполнения работы, так и после ее завершения. При этом обращается внимание на то, как выполняется работа (порядок на рабочем месте, аккуратность, помощь товарищу, качество выполненной работы и др.).

В школе дети могут принимать участие в работе по охране природы. На экскурсиях и прогулках они знакомятся с правилами поведения в лесу, в поле, на водоемах; с лекарственными, ядовитыми и другими растениями, а также с животными родного края, мерами по ИХ охране. Создаются уголки живой природы, проводятся вечера и праздники знатоков природы.

В процессе труда важно воспитать у учащихся чувство бережного, ответственного отношения к природе.

Организуя труд на цветнике, учебно-опытном участке, в саду, питомнике, можно выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки.

В младших классах, как правило, ученики выращивают цветочные растения. Они обрабатывают почву, высевают семена цветочных культур в грунт, ведут уход за посевами, удаляя сорняки, проводя полив и т. д.

Работа с однолетними растениями должна чередоваться с уходом за многолетними цветами. Необходимо так подобрать культуры, чтобы с весны до осени — всегда были цветущие растения. Обилие их вызывает у школьников радость от проделанной работы.

Внеурочное время предусматриваются специальные трудовые занятия на территории школы. Осенью дети следят за чистотой вокруг школы, на спортивной и других площадках.

Если же у учащихся возникает нежелание наводить порядок во дворе школы, преодолеть его можно с помощью индивидуальных заданий и строгого учета, различных моральных поощрений. Быстрое выполнение задания не освобождает сильных учеников от помощи слабым и особенно девочкам. После уборки полезно бывает в качестве подведения итогов собрать всю группу и показать ей результаты работы. Прилегающая к школе территория, т. е. все то, что находится в непосредственной близости от школы, представляет объект для организованного детского труда по благоустройству. Осенью необходимо прочистить канавы, убрать отмирающие растения, листья, засохшие и ломанные ветки, обрезать лишние ветки на деревьях и кустарниках. Весной перекапывают цветники, окапывают кусты и деревья, сажают новые, выращивают цветы, борются с сорняками,

При проведении этих работ приходится часто напоминать учащимся об осторожности.

Много объектов общественно полезного труда дети найдут в микрорайоне школы. Работа по благоустройству воспитывает у школьников такие качества, как хозяйственность, аккуратность, способствует возникновению чувства сопричастности к заботам своего села.

Большое значение придается воспитанию у учащихся бережного отношения к общественному достоянию, школьному имуществу, учебникам, привитию навыков рачительного хозяйствования. Формирование этих качеств — неотделимая часть процесса трудового воспитания учащихся. Экономическое воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, планируемой работой в школе, микрорайоне.

Родители по рекомендации педагогов продолжают целенаправленное трудовое воспитание детей дома. Труд взрослых и детей по хозяйству закрепит приобретаемые учениками умения и навыки, превратит труд в привычку, которая не будет отягощать детей, а станет их потребностью.


Описание места программы внеурочной деятельности.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа рассчитана на 68 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (2 ч в неделю).

I четверть – 16 ч. II четверть – 16 ч. III четверть – 20 ч. IV четверть – 16 ч.

Всего 68 занятий в год.

Занятия проводятся во второй половине дня. Место проведения занятий: ДДТ п.Селенгинск, классная комната, школьная библиотека, сельская библиотека, пришкольная территория, музей ДДТ, районный музей, краеведческий музей.


Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Домовёнок».


Личностные результаты:

- овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи внеурочной деятельности клуба «Домовёнок»;

- оценивание жизненных ситуаций с точки зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободы;

- принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Предметные результаты:

- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;

- моделирование, конструирование из различных материалов;

- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.


Содержание программы курса внеурочной деятельности «Домовёнок».

Содержание программы внеурочной деятельности клуба «Домовёнок» соответствует целям и задачам основной общеобразовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 4 класса.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная. Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

Трудовое воспитание — процесс многосторонний. На воспитание трудолюбия у детей действуют многие факторы: пример взрослых, учебная деятельность, занятия в кружках, беседы, чтение книг, газет, просмотр кинофильмов и диафильмов, экскурсии, встречи с интересными людьми, утренники, сборы, игры. Но главное — это сам труд, непосредственное участие в нем детей. Без собственного практического опыта, личных физических усилий ребенка трудовое воспитание немыслимо и неосуществимо. Только в процессе труда, при активном участии ребенка в практических делах воспитывается трудолюбие, чувство долга, дисциплинированность, закаляется характер, формируются трудовые умения и навыки.

«Примерным содержанием воспитания школьников» и учебными программами предусматриваются разнообразные виды общественно полезного труда младших школьников:


1. Самообслуживание — дежурство в классе и столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.


2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений; определение сроков посева семян и т. д. Выращивание сеянцев и саженцев для озеленения школьного двора, близлежащей улицы, посадка деревьев, кустарников и цветов. Охрана зеленых насаждений.


3. Шефская работа — забота о малышах, больных и престарелых. Шефство третьеклассников над первоклассниками. Помощь заготовке корма для птиц и животных. Помощь учителям и работникам школы в уборке территории двора, усадьбы и помещений.


4. Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов, вторичного сырья и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Техническое моделирование. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Воспитательные возможности коллективного труда школьников реализуются в трех взаимосвязанных этапах организации трудовой деятельности: подготовке к труду, трудовом процессе и подведении итогов, анализе и оценке его результатов. Именно на проведении этих этапов организации труда должно быть сосредоточено внимание учителей и воспитателей. В этом ключ к использованию воспитательных и образовательных возможностей общественно полезного труда школьников в его коллективных формах.


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.


№ п/п


Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных занятий

1.

Клуб «Домовёнок»

68



1.1

Самообслуживание

18

11

7

1.2

Сельскохозяйственный труд

16

6

10

1.3

Шефская работа

10

6

4

1.4.

Разные трудовые операции

24

10

14



Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение всего учебного года ведётся опытная работа, приобретаются в процессе труда первоначальные знания и умения, необходимые для успешной работы по выращиванию растений. Работа клуба «Домовёнок» ведётся в рамках проектов: «Добрые дела для моего класса», «Наши руки не знают скуки», «Цветы для школьного двора»

Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.


Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности курса «Домовёнок».

Таблицы для 1 -4 класса:

Технология обработки тканей;

Технология обработки бумаги и картона;

Технология организации рабочего места;

Наборы цветной бумаги;

Наборы картона;

Заготовки ткани;

Заготовки природных материалов;

Набор инструментов для работы с различными материалами;

Магнитная доска;

СД – проигрыватель;

СД – диски;

Аудиомагнитофон;

Аудиокассеты;

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, оборудования.

Н.А. Цырулик, Т.Н. Проснякова. Умные руки. Художественная обработка материалов. Модеоирование и конструирование. - Самара: «Учебная литература», 2004.

Т.М. Геронимус. Я всё умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению 4 класс. -М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

Т.М. Геронимус. Я всё умею делать сам. Рабочая тетрадь по трудовому обучению 4 класс. -М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

Н.А.Малышева. Своими руками. Технология. Рабочая тетрадь 4 класс. - М.: Дрофа, 2007.

Н.А.Малышева. Своими руками. Технология. Рабочая тетрадь 4 класс. - М.: Дрофа, 2007.

















































Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Домовёнок»



п/п год

п/п четверть

Названия раздела, темы урока.

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности обучающихся.

План

Факт



I-четверть

16 часов




1-2

1-2

Введение. Что такое проект.

2

03.09

03.09


Задачи кружка Необходимые материалы для кружка.

3-4

3-4

«Домовёнок».


2

10.09

10.09


В каких произведениях встречается этот персонаж. Автор Максим Чадов, знакомство с

произведением Чадова «Про домовёнка Кузю и три

волшебных карандаша». Раскраска домовёнка

5-8

5-8

Домовёнок Кузя.


4

17.09

17.09

24.09

24.09


В старину в каждом доме были обереги. Домовой был хранителем дома. Изготовление игрушки

домовёнок из подручных материалов.

9-10

9-10

Новоселье Домовёнка.


2

01.10

01.10


Обряды в старину при вселении в новый дом

Изготовление рамок с фотографиями тех, кого ребята пригласят с собой жить.

11-12

11-12

Создаём уют в доме. Украшаем свой дом.

2

08.10

08.10


Как сделать свой дом уютным и красивым.

13-16

13-16

Коврик.


4

15.10

15.10

22.10

22.10


Как сделать свой дом уютным и красивым. Изготовление коврика из полосок ткани.



II четверть

16 часов




17-18

1-2

Подушка- сердечко.

2

05.11

05.11


Важность уюта и красоты своего дома для каждого человека. Как можно украсить свой дом.

Изготовление подушки из синтепона, ткани, ленточек.


19-22

3-6

Чудо-поделка

4

12.11

12.11

19.11

19.11


Что можно сделать из совсем не нужных предметов, которые обычно выбрасываются. Изготовление поделки из различных материалов.

23-26

7-10

Новогодние сувениры.


4

26.11

26.11

03.12

03.12


Символы Нового года – Дед Мороз и Снегурочка. Как они появились. Изготовление Деда Мороза и Снегурочки из картона и ткани. Изготовление

бумажных ёлок.

27-28

11-12

Зимние праздники. Новый год, Рождество. Крещение Книжка- раскладушка.

2

10.12

10.12


Изготовление книжки – раскладушки о праздновании новогодних праздников в старину и в наше время.

29-30

13-14

Часы.


2

17.12

17.12


Какую роль выполняют часы в доме. Из чего они состоят и какие бывают. Изготовление часов в

интерьере комнаты.

31-32

15-16

Карнавальные костюмы.

2

24.12

24.12


Изготовление отдельных деталей новогодних костюмов. История новогоднего костюма.



III четверть

20 часов




33- 34

1-2

Русские праздники. Коляда.

Книжка- раскладушка.

2

14.01

14.01


Особенности колядования в нашем посёлке.

Изготовление нарядов колядовщикам.

Изготовление книжки – раскладушки о коляде в

наше время.

35-36

3-4

«Добрые дела»

2

21.01

21.01




Оказание помощи библиотекарю. Уход за зелеными насаждениями в школе. Ремонт книг. Беседа по т/б на занятиях.

37-38

5-6

Ремонт книг.

2

28.12

28.12


39-40

7-8

Изготовление закладок.

2

04.02

04.02


41-42

9-10

Уход за комнатными растениями в классе.

2

11.02

11.02


Уход за зелеными насаждениями в школе. Рыхление, полив протирание цветов, удаление сухих листьев.

Беседа по т/б на занятиях.

43-44

11-12

Подарки для пап и дедушек.

2

18.02

18.02


О важности проявления заботы, любви и внимания своим близким. Изготовление подарков для мужчин – поздравительные открытки.

45-46

13-14

Уход за комнатными растениями в фойе школы.

2

25.02

25.02


Уход за зелеными насаждениями в школе. Рыхление, полив протирание цветов, удаление сухих листьев.

Беседа по т/б на занятиях.

47-48

15-16

Подарки для мамы и бабушки.

2

04.03

04.03


О важности проявления заботы, любви и внимания своим близким. Изготовление подснежников из

тыквенных семечек, проволоки, пластилина, бумаги.

49-50

17-18

Создаём настроение в своей комнате

2

11.03

11.03


Умение создавать уют в комнате своими руками.

51-52

19-20

Чудо-дерево

2

18.03

18.03


Что такое оригами. Особенности работы с бумагой и ножницами. Техника безопасности. Изготовление зонтика.



IV четверть

16




53-54

1-2

Дерево - счастья. Денежное дерево.

2

08.04

08.04


Что такое оригами. Особенности работы с бумагой и ножницами. Техника безопасности Изготовление букета цветов из бумаги.

55

3

Бабочки.

1

15.04


Изготовление бумажных бабочек.

56

4

Солнышко.

1

15.04


Изготовление солнышка из бумаги и пряжи.

57

5

Цветы.

1

22.04


Работа с атласными ленточками. Подготовка деталей (измерение, разрезка), окантовка, сборка деталей с помощью клея. Изготовление цветов из

атласных ленточек.

58

6

Голубь.


1

22.04


Красота природы многообразна. Голуби: их повадки, виды, как их разводят люди. Изготовление белоснежного голубя из картона, салфеток, белой

бумаги.

59

7

Операция «Чистый двор».

1

29.04


Уборка бумажного мусора. Беседа по т/б на занятиях.

60-61

8-9

Подготовка почвы и посев семян

цветов.


2

29.04

06.05


Подготовка почвы: перекопка, удаление корней, рыхление,

разравнивание, посев семян. Беседа по т/б на занятиях.

62-63

10-11

Операция «Чистый двор».

2

06.05

13.05


Уборка клумб и цветников. Беседа по т/б на занятиях.

64-65

12-13

Пикирование ростков. Пересадка. Уход за рассадой.


2

13.05

20.05


Подготовка почвы, пикирование рассады, пересадка, полив. Полив

рассады. Подкормка. Беседа по т/б на занятиях

66-68

14-16

Высадка рассады в грунт на территории школьного двора. Уход за высаженными растениями: полив и рыхление.


3

20.05

27.05

27.05


Подготовка почвы. Высадка рассады в грунт, полив. Беседа по т/б на

занятиях. Полив и рыхление цветов, уборка сорняков