Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Октябрьского района Курской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Компьютерная графика, черчение»
2022-2023г.г.
Учитель Буняева Ольга Викторовна, учитель технологии
Класс: 7
п. Прямицыно, 2022
Содержание
Нормативные документы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы.
Принципы построения программы
Содержание программы
Сроки реализации программы
Методическое обеспечение программы
Межпредметная и внутрипредметная интеграци.
Ожидаемые результаты.
Уровень результатов работы по программе
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Список рекомендуемых образовательных ресурсов
Нормативные документы
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
Устав МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»
Примерная рабочая программа по учебному курсу «Компьютерная графика. Черчение» В.А. Уханёва.
Пояснительная записка
Наиболее интенсивные изменения образовательной деятельности происходят в настоящее время в области технологий — информационно-коммуникационные технологии про-
низали все отрасли хозяйственной деятельности. В частности, в рамках Национального проекта «Образование» во все образовательные учреждения поставлено программное обеспечение КОМПАС-3D LT, которое может быть использовано в проектной работе учащихся при создании чертежей и моделей объектов, в дополнение к курсу «Черчение» на основе традиционной работы с чертежными инструментами.
Применение программного обеспечения КОМПАС-3D LT позволяет изменить подход к преподаванию школьного курса «Черчение», так как система обладает возможностями, недоступными в ручном черчении:
наглядного представления моделей объектов;
автоматического создания ассоциативных чертежей по их моделям;
имитации технологических процессов при создании деталей и изделий.
При этом возможно применение аналоговых, параметрических и координатных методов создания чертежей и объемных объектов (моделей или деталей), а также автоматические расчеты объема, массы и других геометрических параметров изделий.
Рабочая программа «Компьютерная графика, черчение» включает содержание, которое позволяет познакомить обучающихся с принципами современных технологий двухмерной графики и ее применения, прививает навыки визуализации, эскизирования и создания графических документов с использованием чертежных инструментов и приспособлений и (или) с использованием графических редакторов, а также систем автоматизированного проектирования (САПР). Модуль представляет обучающимся возможность ознакомиться с современными технологиями обработки конструкционных материалов.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая графический редактор «КОМПАС-3D»
Программа «КОМПАС-3D» - графический пакет систем автоматизированного проектирования, позволяющий создавать чертежи изделий, схемы, спецификации, таблицы, инструкции, расчётно-пояснительные записки, технические условия, текстовые и прочие документы. Система ориентирована на оформления документации в соответствии с ЕСКД, ЕСТД, СПДС и международными стандартами.
На занятиях обучающиеся научатся изображать средствами компьютерной графики простейшие геометрические образы: линии, окружность, прямоугольник, эллипс, правильные многоугольники. Узнают, как правильно оформить чертеж, проставить размеры, освоят терминологию, способы построения того ли иного изображения, способы решения задач.
Важнейшими задачами курса являются: развитие образного и пространственного мышления учащихся; воспитании аккуратности и самостоятельности в процессе проектирования.
Работа с графической информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Курс «Компьютерная графика» включает в себя элементы общей информатики, элементы черчения, геометрии и математического описания элементарных геометрических объектов.
Цель и задачи программы
Основной целью курса является повышение уровня графической грамоты и графической культуры у учащихся на основе обучения построению ортогональных чертежей деталей в компьютерной среде «КОМПАС»
Основные задачи программы:
Изучение правил вычерчивания чертежей и требований государственных стандартов на оформление и создание чертежа как документа. Овладение чертежными инструментами и приемами построения проекционных изображений, и практикой чтения чертежей.
Освоение приемов проектирования, создания и редактирования моделей объектов и чертежей — в программном обеспечении КОМПАС-3D LT.
Знакомство с видами инженерных объектов, особенностями их классификации и понятие об инженерных качествах объектов.
Развитие пространственного воображения учащихся при работе с 3D-моделями.
Расширение технического кругозора для обеспечения безопасности жизнедеятельности в сложном мире с современной развитой инженерной инфраструктурой.
Подготовка к выбору профессий, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией инженерных объектов и оборудования.
Принципы построения программы
тематический принцип планирования материала, что отвечает задачам нравственно, трудового и эстетического воспитания учащихся, учитывая интересы детей, их возрастные особенности;
единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся;
система межпредметных связей (информатики, элементы черчения, геометрии и математического описания элементарных геометрических объектов), что позволяет почувствовать практическую направленность внеурочной деятельности их связь с жизнью;
соблюдение преемственности в изобразительном творчестве школьников;
повышение сложности практических заданий по мере приобретения детьми навыков;
постепенное усложнение при подаче нового материала;
Содержание программы «Компьютерная графика, черчение»
Преобразующая деятельность человека и технологии
Инструктаж по технике безопасности. Краткое содержание: Потребности. Технология. Техническая сфера (техносфера). Техника. Технологическая система. Значение черчения в практической деятельности человека.
Основы графической грамоты
Краткое содержание: Графика. Чертёж. Масштаб. Набросок. Эскиз. Технический рисунок.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей и эскизов.
Знакомство с интерфейсом Компас3D. Линии чертежа. Построение примитивов.
Кратко содержание: САПР. Знакомство с интерфейсом. Прикладные геометрические построения. Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура), сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба). Основные размеры на чертежах. Построение геометрических примитивов.
Практическая работа: Построение чертежа простейшими командами с применением привязок.
Команда «Редактирование в Компас-3D.
Краткое содержание: Деление кривой на равные части. Редактирование объектов. Сопряжение. Фаска. Масштабирование документа. Симметрия
Практическая работа: построение чертежа плоской детали с помощью деления кривой на равные части.
Практическая работа: Построение чертежа плоской детали с элементами сопряжения.
Практическая работа: Построение чертежа плоской детали с элементами по имеющейся половине изображения, разделенной осью симметрии.
Правила оформления чертежа. Рамка и основная надпись.
Краткое содержание: понятие о стандартах. ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись. Сведения о чертежном шрифте.
Практическая работа: Построение чертежа «Рамка для фотографий». Заполнение основной надписи.
Создание таблиц в Компас-3D
Краткое содержание: Оформление спецификации в черчении. Создание таблиц в САПР.
Практическая работа: Составление плана работы по изготовлению разделочной доски. Выполнение чертежа.
Черчение в прямоугольных проекциях.
Краткое содержание: Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Расположение видов на чертеже и их названия. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Общие правила оформления чертежей деревянных конструкций.
Практическая работа: Выполнение чертежа «Ящик деревянный для мелких предметов». Разработка конструкции и выполнение чертежа изделия, заполнение спецификации.
Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки.
Краткое содержание: Разметка заготовок изделий из проволоки. Отображение на чертеже. Общие правила оформления чертежей металлических конструкций.
Практическая работа: Создание чертежа чертилки.
Подвижные и неподвижные соединения.
Краткое содержание: Основы оформления наружной и внутренней резьбы. Изделия с наружной и внутренней резьбой. Профиль резьбы. Шаг резьбы. Диаметр резьбы. Виды резьбы по профилю.
Практическая работа: Выполнение чертежа «Шпилька».
Аксонометрические проекции
Краткое содержание: Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекция. Нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских фигур.
Практическая работа: Построение плоской фигуры в аксонометрической проекции.
Сечения и разрезы.
Краткое описание: Общие сведения о сечениях Правила выполнения сечений. Назначение разрезов. Правила волнения разрезов.
Практическая работа: Выполнение чертежа с применением сечения.
Практическая работа: Выполнение чертежа с применением разрезов.
Построение сборочного чертежа
Краткое содержание: Алгоритм чтения сборочных чертежей. Правила соединения шпоночных и штифтовых соединений.
Практическая работа: Выполнение чертежа детали.
Создание чертежа детали и аксонометрии в Компас-3D.
Краткое содержание: Пользуясь сборочным чертежом и спецификацией выявить из сборочной единицы детали, входящие в нее, выполнить чертеж одной из них.
Практическая работа: Выполнение чертежа детали.
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
1 | Преобразующая деятельность человека и технологии. Проектная деятельность и проектная культура | 1 |
2 | Основы графической грамоты | 1 |
3 | Знакомство с интерфейсом Компас 3D. Линии чертежа. | 1 |
4 | П/р: Построение чертежа простейшими командами с применением привязок. | 1 |
5 | Команда «Редактирование в Компас-3D» | 1 |
6 | П/р: Построение чертежа плоской детали с помощью деления кривой на равные части. | 1 |
7 | П/р: Построение чертежа плоской детали с помощью деления кривой на равные части. | 1 |
8 | П/р: Построение чертежа плоской детали с элементами сопряжения. | 1 |
9 | П/р: Построение чертежа плоской детали с элементами по имеющейся половине изображения, разделенной осью симметрии. | 1 |
10 | Правила оформление чертежа. Рамка и основная надпись чертежа. | 1 |
11 | П/р: Построение чертежа «Рамка для фотографий». Заполнение основной надписи. | 1 |
12 | Создание таблиц в Компас-3D | 1 |
13 | П/р: Составление плана работы по изготовлению разделочной доски. Выполнение чертежа | 1 |
14 | Черчение в прямоугольных проекциях. | 1 |
15 | П/р: Выполнение чертежа «Ящик деревянный для мелких предметов». | 1 |
16 | П/р: Разработка конструкции и выполнение чертежа изделия, заполнение спецификации. | 1 |
17 | Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки | 1 |
18 | П/р: Создание чертежа чертилки | 1 |
19 | Подвижные и неподвижные соединения. | 1 |
20 | П/р: Выполнение чертежа «Шпилька» | 1 |
21 | П/р: Выполнения чертежа «Шпилька». | 1 |
22 | Поперечное сечение. Аксонометрия. | 1 |
23 | П/р: Построение плоской фигуры в аксонометрической проекции. | 1 |
24 | П/р: Построение плоской фигуры в аксонометрической проекции. | 1 |
25 | Сечения и разрезы. | 1 |
26 | П/р: Выполнение чертежа с применением сечения | 1 |
27 | П/р: Выполнение чертежа с применением разрезов | 1 |
28 | Построение сборочного чертежа. | 1 |
29 | П/р: Выполнение чертежа детали | 1 |
30 | Создание чертежа детали и аксонометрии в Компас-3D | 1 |
31 | П/р: Выполнение чертежа детали. | 1 |
32 | П/р: Выполнение чертежа детали. | 1 |
33 | Работа над проектом | 1 |
34 | Оформление проекта | 1 |
Итого: | 34 |
Сроки реализации программы.
Данная программа составлена для учащихся 7-х классов и включает в себя решение чертёжно-графических задач средствами двумерной графики. Программа внеурочного занятия «Компьютерная графика, черчение» реализуется в течение 1 года обучения за счет часов школьного компонента, в рамках внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится по 1 часу в неделю, всего – 34 часа.
Методическое обеспечение программы.
Персональный компьютер для каждого учащегося, с манипуляторами «Мышь».
На жестком диске система КОМПАС-3D LT .
Информацию по установке программы КОМПАС-3D LT V10 можно бесплатно скачать на официальном сайте компании АСКОН.
Для учителя: медиапроектор, презентации по темам, наглядные пособия и наборы моделей для черчения, ресурсы интернета.
Для учащегося: тетрадь в клетку, чертежные инструменты, карандаши, персональный компьютер.
Межпредметная и внутрипредметная интеграция.
Предлагаемый учебный курс является комплексным и интегрированным. Он включает как рационально-логические, так эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами
- русский язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил дизайна).
экономика (в процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы).
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Компьютерная графика, черчение» направлена на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих метапредметных, личностных и предметных результатов.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области технологии в условиях развития информационного общества.
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества;
готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления.
Коммуникативные:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
подготовка графических материалов для эффективного выступления.
Личностные результаты:
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информационных технологий;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования с учетом устойчивых познавательных интересов;
освоение материала курса как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учёбе и повседневной жизни.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- основные правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности при работе с ПК;
- основные понятия компьютерной графики;
- способы визуализации изображений (векторный и растровый);
- основные принципы моделирования на плоскости;
- основы двумерного проектирования;
- основные средства для работы с графической информацией;
- порядок использования ГОСТов ЕСКД и правила оформления графической (чертежи) и текстовой (спецификации) документации.
После освоения курса учащиеся должны уметь выполнять построение геометрических примитивов (производить построение геометрических объектов в программе КОМПАС-3D LT).
Уровень результатов работы по программе.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, то готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Важным звеном в обучении по данной программе является проверка
знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка успеваемости производится на основе:
наблюдений за текущей работой учащихся
результатов опроса, осуществляемого в устной и письменной формах
результатов проверки графических работ
результатов выполнения итоговой графической работы.
Для полного и объективного представления об успеваемости учащихся предусмотрено три вида безоценочного учёта:
текущий – осуществляется на каждом уроке при выполнении практических работ (упражнений) – учитель оказывает необходимую помощь в выполнении упражнений;
периодический – осуществляется при выполнении практических работ по индивидуальным заданиям;
итоговый – итоговая комплексная графическая работа для всеобъемлющей проверки знаний и умений учащихся по всей программе за год.
Список рекомендуемых образовательных ресурсов
Ботвинников А.Д. Черчение, 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. –Дрофа, 2018 – 221с. – Текст : непосредственный.
Глозман Е.С. Технология. 5—9 классы: рабочая программа / Е.С.Глозман, Е. Н. Кудакова. — М. : Дрофа, 2019. — 132 с. Текст : непосредственный.
Павлова А.А. Технология. Черчение и графика. 8 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Павлова, Е.И. Корзинова. – 6 –е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. Текст : непосредственный.
Уханёва В.А., Животова Е.Б., Компьютерная графика, черчение, 8 класс, учебное пособие - Бином. Лаборатория знаний. -128 с. Текст : непосредственный.
Интернет-ресурсы
Обучающие материалы: видео: сайт https://kompas.ru/publications/video/ - Режим доступа: для всех пользователей. — Видео: электронный.
Видеоуроки по Компас-3D: сайт https://www.youtube.com/playlist?list=PL0BB8CC626C09CAA3 – Режим доступа: по подписке – Видео: электронный