СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Компьютерная графика, черчение»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Компьютерная графика, черчение»»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Октябрьского района Курской области
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Компьютерная графика, черчение»


2022-2023г.г.












Учитель Буняева Ольга Викторовна, учитель технологии

Класс: 7













п. Прямицыно, 2022




Содержание


  1. Нормативные документы

  2. Пояснительная записка

  3. Цель и задачи программы.

  4. Принципы построения программы

  5. Содержание программы

  6. Сроки реализации программы

  7. Методическое обеспечение программы

  8. Межпредметная и внутрипредметная интеграци.

  9. Ожидаемые результаты.

  10. Уровень результатов работы по программе

  11. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

  12. Список рекомендуемых образовательных ресурсов































  1. Нормативные документы

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  • Устав МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»

  • Примерная рабочая программа по учебному курсу «Компьютерная графика. Черчение» В.А. Уханёва.


  1. Пояснительная записка

Наиболее интенсивные изменения образовательной деятельности происходят в настоящее время в области технологий — информационно-коммуникационные технологии про-
низали все отрасли хозяйственной деятельности. В частности, в рамках Национального проекта «Образование» во все образовательные учреждения поставлено программное обеспечение КОМПАС-3D LT, которое может быть использовано в проектной работе учащихся при создании чертежей и моделей объектов, в дополнение к курсу «Черчение» на основе традиционной работы с чертежными инструментами.
Применение программного обеспечения КОМПАС-3D LT позволяет изменить подход к преподаванию школьного курса «Черчение», так как система обладает возможностями, недоступными в ручном черчении:

  • наглядного представления моделей объектов;

  • автоматического создания ассоциативных чертежей по их моделям;

  • имитации технологических процессов при создании деталей и изделий.

При этом возможно применение аналоговых, параметрических и координатных методов создания чертежей и объемных объектов (моделей или деталей), а также автоматические расчеты объема, массы и других геометрических параметров изделий.

Рабочая программа «Компьютерная графика, черчение» включает содержание, которое позволяет познакомить обучающихся с принципами современных технологий двухмерной графики и ее применения, прививает навыки визуализации, эскизирования и создания графических документов с использованием чертежных инструментов и приспособлений и (или) с использованием графических редакторов, а также систем автоматизированного проектирования (САПР). Модуль представляет обучающимся возможность ознакомиться с современными технологиями обработки конструкционных материалов.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая графический редактор «КОМПАС-3D»

Программа «КОМПАС-3D» - графический пакет систем автоматизированного проектирования, позволяющий создавать чертежи изделий, схемы, спецификации, таблицы, инструкции, расчётно-пояснительные записки, технические условия, текстовые и прочие документы. Система ориентирована на оформления документации в соответствии с ЕСКД, ЕСТД, СПДС и международными стандартами.

На занятиях обучающиеся научатся изображать средствами компьютерной графики простейшие геометрические образы: линии, окружность, прямоугольник, эллипс, правильные многоугольники. Узнают, как правильно оформить чертеж, проставить размеры, освоят терминологию, способы построения того ли иного изображения, способы решения задач.

Важнейшими задачами курса являются: развитие образного и пространственного мышления учащихся; воспитании аккуратности и самостоятельности в процессе проектирования.

Работа с графической информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Курс «Компьютерная графика» включает в себя элементы общей информатики, элементы черчения, геометрии и математического описания элементарных геометрических объектов.



  1. Цель и задачи программы

Основной целью курса является повышение уровня графической грамоты и графической культуры у учащихся на основе обучения построению ортогональных чертежей деталей в компьютерной среде «КОМПАС»


Основные задачи программы:

  • Изучение правил вычерчивания чертежей и требований государственных стандартов на оформление и создание чертежа как документа. Овладение чертежными инструментами и приемами построения проекционных изображений, и практикой чтения чертежей.

  • Освоение приемов проектирования, создания и редактирования моделей объектов и чертежей — в программном обеспечении КОМПАС-3D LT.

  • Знакомство с видами инженерных объектов, особенностями их классификации и понятие об инженерных качествах объектов.

  • Развитие пространственного воображения учащихся при работе с 3D-моделями.

  • Расширение технического кругозора для обеспечения безопасности жизнедеятельности в сложном мире с современной развитой инженерной инфраструктурой.

  • Подготовка к выбору профессий, связанных с проектированием, производством и эксплуатацией инженерных объектов и оборудования.

  1. Принципы построения программы

    • тематический принцип планирования материала, что отвечает задачам нравственно, трудового и эстетического воспитания учащихся, учитывая интересы детей, их возрастные особенности;

    • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся;

    • система межпредметных связей (информатики, элементы черчения, геометрии и математического описания элементарных геометрических объектов), что позволяет почувствовать практическую направленность внеурочной деятельности их связь с жизнью;

    • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве школьников;

    • повышение сложности практических заданий по мере приобретения детьми навыков;

    • постепенное усложнение при подаче нового материала;



  1. Содержание программы «Компьютерная графика, черчение»

  1. Преобразующая деятельность человека и технологии

Инструктаж по технике безопасности. Краткое содержание: Потребности. Технология. Техническая сфера (техносфера). Техника. Технологическая система. Значение черчения в практической деятельности человека.


  1. Основы графической грамоты

Краткое содержание: Графика. Чертёж. Масштаб. Набросок. Эскиз. Технический рисунок.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей и эскизов.


  1. Знакомство с интерфейсом Компас3D. Линии чертежа. Построение примитивов.

Кратко содержание: САПР. Знакомство с интерфейсом. Прикладные геометрические построения. Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура), сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба). Основные размеры на чертежах. Построение геометрических примитивов.

Практическая работа: Построение чертежа простейшими командами с применением привязок.


  1. Команда «Редактирование в Компас-3D.

Краткое содержание: Деление кривой на равные части. Редактирование объектов. Сопряжение. Фаска. Масштабирование документа. Симметрия

Практическая работа: построение чертежа плоской детали с помощью деления кривой на равные части.

Практическая работа: Построение чертежа плоской детали с элементами сопряжения.

Практическая работа: Построение чертежа плоской детали с элементами по имеющейся половине изображения, разделенной осью симметрии.


  1. Правила оформления чертежа. Рамка и основная надпись.

Краткое содержание: понятие о стандартах. ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись. Сведения о чертежном шрифте.

Практическая работа: Построение чертежа «Рамка для фотографий». Заполнение основной надписи.


  1. Создание таблиц в Компас-3D

Краткое содержание: Оформление спецификации в черчении. Создание таблиц в САПР.

Практическая работа: Составление плана работы по изготовлению разделочной доски. Выполнение чертежа.


  1. Черчение в прямоугольных проекциях.

Краткое содержание: Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Расположение видов на чертеже и их названия. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Общие правила оформления чертежей деревянных конструкций.

Практическая работа: Выполнение чертежа «Ящик деревянный для мелких предметов». Разработка конструкции и выполнение чертежа изделия, заполнение спецификации.


  1. Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки.

Краткое содержание: Разметка заготовок изделий из проволоки. Отображение на чертеже. Общие правила оформления чертежей металлических конструкций.

Практическая работа: Создание чертежа чертилки.


  1. Подвижные и неподвижные соединения.

Краткое содержание: Основы оформления наружной и внутренней резьбы. Изделия с наружной и внутренней резьбой. Профиль резьбы. Шаг резьбы. Диаметр резьбы. Виды резьбы по профилю.

Практическая работа: Выполнение чертежа «Шпилька».


  1. Аксонометрические проекции

Краткое содержание: Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекция. Нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских фигур.

Практическая работа: Построение плоской фигуры в аксонометрической проекции.


  1. Сечения и разрезы.

Краткое описание: Общие сведения о сечениях Правила выполнения сечений. Назначение разрезов. Правила волнения разрезов.

Практическая работа: Выполнение чертежа с применением сечения.

Практическая работа: Выполнение чертежа с применением разрезов.


  1. Построение сборочного чертежа

Краткое содержание: Алгоритм чтения сборочных чертежей. Правила соединения шпоночных и штифтовых соединений.

Практическая работа: Выполнение чертежа детали.


  1. Создание чертежа детали и аксонометрии в Компас-3D.

Краткое содержание: Пользуясь сборочным чертежом и спецификацией выявить из сборочной единицы детали, входящие в нее, выполнить чертеж одной из них.

Практическая работа: Выполнение чертежа детали.



Календарно – тематическое планирование

п\п

Тема

Кол-во часов

1

Преобразующая деятельность человека и технологии. Проектная деятельность и проектная культура

1

2

Основы графической грамоты

1

3

Знакомство с интерфейсом Компас 3D. Линии чертежа.

1

4

П/р: Построение чертежа простейшими командами с применением привязок.

1

5

Команда «Редактирование в Компас-3D»

1

6

П/р: Построение чертежа плоской детали с помощью деления кривой на равные части.

1

7

П/р: Построение чертежа плоской детали с помощью деления кривой на равные части.

1

8

П/р: Построение чертежа плоской детали с элементами сопряжения.

1

9

П/р: Построение чертежа плоской детали с элементами по имеющейся половине изображения, разделенной осью симметрии.

1

10

Правила оформление чертежа. Рамка и основная надпись чертежа.

1

11

П/р: Построение чертежа «Рамка для фотографий». Заполнение основной надписи.

1

12

Создание таблиц в Компас-3D

1

13

П/р: Составление плана работы по изготовлению разделочной доски. Выполнение чертежа

1

14

Черчение в прямоугольных проекциях.

1

15

П/р: Выполнение чертежа «Ящик деревянный для мелких предметов».

1

16

П/р: Разработка конструкции и выполнение чертежа изделия, заполнение спецификации.

1

17

Графическое изображение деталей из тонколистового металла и проволоки

1

18

П/р: Создание чертежа чертилки

1

19

Подвижные и неподвижные соединения.

1

20

П/р: Выполнение чертежа «Шпилька»

1

21

П/р: Выполнения чертежа «Шпилька».

1

22

Поперечное сечение. Аксонометрия.

1

23

П/р: Построение плоской фигуры в аксонометрической проекции.

1

24

П/р: Построение плоской фигуры в аксонометрической проекции.

1

25

Сечения и разрезы.

1

26

П/р: Выполнение чертежа с применением сечения

1

27

П/р: Выполнение чертежа с применением разрезов

1

28

Построение сборочного чертежа.

1

29

П/р: Выполнение чертежа детали

1

30

Создание чертежа детали и аксонометрии в Компас-3D

1

31

П/р: Выполнение чертежа детали.

1

32

П/р: Выполнение чертежа детали.

1

33

Работа над проектом

1

34

Оформление проекта

1

Итого:

34



  1. Сроки реализации программы.


Данная программа составлена для учащихся 7-х классов и включает в себя решение чертёжно-графических задач средствами двумерной графики. Программа внеурочного занятия «Компьютерная графика, черчение» реализуется в течение 1 года обучения за счет часов школьного компонента, в рамках внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится по 1 часу в неделю, всего – 34 часа.



  1. Методическое обеспечение программы.


Персональный компьютер для каждого учащегося, с манипуляторами «Мышь».
На жестком диске система КОМПАС-3D LT .
Информацию по установке программы КОМПАС-3D LT V10 можно бесплатно скачать на официальном сайте компании АСКОН.
Для учителя: медиапроектор, презентации по темам, наглядные пособия и наборы моделей для черчения, ресурсы интернета.
Для учащегося: тетрадь в клетку, чертежные инструменты, карандаши, персональный компьютер.


  1. Межпредметная и внутрипредметная интеграция.


Предлагаемый учебный курс является комплексным и интегрированным. Он включает как рационально-логические, так эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами

  • - русский язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

  • математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

  • окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

  • изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил дизайна).

  • экономика (в процессе усвоения программы дети получают знания по экономике: учатся определять себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы).




  1. Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Компьютерная графика, черчение» направлена на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение следующих метапредметных, личностных и предметных результатов.


Метапредметные результаты.

Регулятивные:

  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

  • формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;

  • оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные:

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области технологии в условиях развития информационного общества.

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества;

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления.

Коммуникативные:

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • подготовка графических материалов для эффективного выступления.


Личностные результаты:

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информационных технологий;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

  • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;

  • готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • освоение материала курса как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учёбе и повседневной жизни.


Предметные:

Учащиеся должны знать:

- основные правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности при работе с ПК;

- основные понятия компьютерной графики;

- способы визуализации изображений (векторный и растровый);

- основные принципы моделирования на плоскости;

- основы двумерного проектирования;

- основные средства для работы с графической информацией;

- порядок использования ГОСТов ЕСКД и правила оформления графической (чертежи) и текстовой (спецификации) документации.

После освоения курса учащиеся должны уметь выполнять построение геометрических примитивов (производить построение геометрических объектов в программе КОМПАС-3D LT).



  1. Уровень результатов работы по программе.


Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, то готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.



  1. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Важным звеном в обучении по данной программе является проверка

знаний, умений и навыков учащихся.

Оценка успеваемости производится на основе:

  • наблюдений за текущей работой учащихся

  • результатов опроса, осуществляемого в устной и письменной формах

  • результатов проверки графических работ

  • результатов выполнения итоговой графической работы.

Для полного и объективного представления об успеваемости учащихся предусмотрено три вида безоценочного учёта:

текущий – осуществляется на каждом уроке при выполнении практических работ (упражнений) – учитель оказывает необходимую помощь в выполнении упражнений;

периодический – осуществляется при выполнении практических работ по индивидуальным заданиям;

итоговый – итоговая комплексная графическая работа для всеобъемлющей проверки знаний и умений учащихся по всей программе за год.

















  1. Список рекомендуемых образовательных ресурсов

  1. Ботвинников А.Д. Черчение, 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. –Дрофа, 2018 – 221с. – Текст : непосредственный.

  2. Глозман Е.С. Технология. 5—9 классы: рабочая программа / Е.С.Глозман, Е. Н. Кудакова. — М. : Дрофа, 2019. — 132 с. Текст : непосредственный.

  3. Павлова А.А. Технология. Черчение и графика. 8 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Павлова, Е.И. Корзинова. – 6 –е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. Текст : непосредственный.

  4. Уханёва В.А., Животова Е.Б., Компьютерная графика, черчение, 8 класс, учебное пособие - Бином. Лаборатория знаний. -128 с. Текст : непосредственный.



Интернет-ресурсы

  1. Обучающие материалы: видео: сайт https://kompas.ru/publications/video/ - Режим доступа: для всех пользователей. — Видео: электронный.

  2. Видеоуроки по Компас-3D: сайт https://www.youtube.com/playlist?list=PL0BB8CC626C09CAA3 – Режим доступа: по подписке – Видео: электронный