Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вощиковская основная школа имени А.И. Королёва
Утверждена.
Директор школы: ________ М.Л. Хорошкова
Приказ №____ от _____ 2021 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(коррекционно-развивающие занятия по математике)
в 4 классе
Составитель: Садовская С.Б.,
учитель начальных классов,
I категория, стаж 32 года.
2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Программа предназначена для проведения коррекционных занятий по математике в 4 классе с Никитой Г. с целью создания условий для овладения учащимися элементарными знаниями. Ребенок обучается четвертый год, в школу пришёл со справкой ПМПК. За время обучения показал очень низкий уровень развития. Никита запомнил буквы и цифры, знает прямой и обратный счет до 20, с ошибками может сосчитать до 100. Но без наглядного материала не прибавить и не вычесть числа даже в пределах 10. Решает примеры только с помощью учителя. Задачи и геометрический материал не понимает. Не может запомнить ЕОР.
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Данная программа составлена с учетом особенностей обучающихся:
сниженная познавательная активность;
несовершенство зрительного восприятия и моторики (не ориентируются в клеточках тетради);
колебания внимания и работоспособности;
непонимание основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в предметной области «Математика» предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
читать, записывать числа первого и второго десятка;
считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5, по 3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке (необязательно);
сравнивать числа в пределах 100 (использовать при сравнении чисел не обязательно; при сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя);
пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом (возможно с помощью калькулятора или счётного материала);
решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности (остатка) (с помощью учителя);
решать задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (с помощью учителя);
показывать и называть геометрические фигуры;
соотносить количество 1-20 с количеством предметов;
складывать фигуры из счётных палочек по подражанию и по показу;
различать предметы по цвету, форме, величине.
Достаточный уровень:
- знание числового ряда 1-100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;
знание правила сложения и вычитания числа 0;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения;
выполнение устных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100 с переходом через десяток;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
сравнивать числа в пределах 100 (однозначные с двузначными, двузначные с однозначными);
использовать при сравнении чисел знаки ();
пользоваться таблицей состава чисел второго десятка из десятков и единиц;
выполнять деление на равные части
Содержание курса внеурочной деятельности
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 100. Счет реальных предметов и их изображений. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Равенство, неравенство. Знаки (больше),
Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов). Названия и последовательность чисел от 1 до 100. Десятичный состав чисел от 11 до 100. Чтение и запись чисел от 11 до 100. Сравнение чисел.
Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно).
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1–2 действия без скобок и со скобками. Переместительное свойство сложения.
Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.
Таблица сложения в пределах 20. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Решение задач в одно действие на сложение и вычитание
Составные арифметические задачи в два действия.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Форма проведения курса внеурочной деятельности – индивидуальные занятия.
Виды деятельности:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
развитие слухового внимания и памяти;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия |
I четверть (9 часов) |
1 | 2.09 | Развитие зрительного восприятия. Счет предметов и запись чисел в пределах 100 соответствующими цифрами. |
2 | 9.09 | Формирование понятия «на сколько больше, на сколько меньше». |
3 | 16.09 | Числа однозначные, двузначные и трехзначные. Сравнение чисел. Коррекция пространственной ориентировки на основе игры «Назови ответ». |
4 | 23.09 | Составление чисел десятком и единицами. Разложение чисел на десятки и единицы. Коррекция внимания и мышления на основе упражнения «Разложи числа» |
5 | 30.09 | Коррекция и развитие оперативной памяти, логического мышления на основе упражнения «Математические бусы». Компоненты сложения и вычитания. Ноль – компонент сложения и вычитания. |
6 | 7.10 | Развитие навыков сложения и вычитания чисел в пределах 100. |
7 | 14.10 | Коррекция и развитие словесно – логического мышления в процессе решения примеров |
8 | 21.10 | Развитие логического мышления через решение текстовых задач арифметическим способом. Арифметическая задача, ее структура: условие, требование (вопрос). |
9 | 28.10 | Развитие наглядно – образного мышления, умения планировать свою деятельность в ходе решения примеров |
II четверть (8 часов) |
10 | 12.11 | Запись чисел в пределах 100. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора. Развитие зрительного восприятия |
11 | 19.11 | Запись чисел в пределах 100. Сложение и вычитание чисел с помощью калькулятора и столбиком. Развитие зрительного восприятия |
12 | 26.11 | Развитие логического мышления через решение задач на разностное сравнение чисел. |
13 | 3.12 | Сравнение предметов по размерам. Развитие зрительного восприятия |
14 | 10.12 | Развитие наглядно-образного мышления через применение переместительного свойства сложения. |
15 | 17.12 | Развитие наглядно-образного мышления. Сложение и вычитание чисел столбиком. Проверка с помощью калькулятора. |
16 | 24.12 | Развитие умения применять математические термины. Слагаемые, сумма. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
| | III четверть ( 9 часов) |
17 | 14.01 | Развитие вычислительных навыков при решении примеров на сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через разряд в пределах 100. |
18 | 21.01 | Развитие наглядно – образного мышления, умения планировать свою деятельность в ходе решения задач. |
19 | 28.01 | Развитие наглядно – образного мышления, умения планировать свою деятельность в ходе решения задач. |
20 | 3.02 | Развитие наглядно-образного мышления через решение примеров пределах 100. |
21 | 11.02 | Развитие наглядно-образного мышления через решение примеров в пределах 100. Связь сложения и вычитания. |
22 | 18.02 | Коррекция и развитие словесно - логического мышления, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения) на основе решение задач. |
23 | 25.02 | Коррекция и развитие словесно - логического мышления, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения) на основе решение задач. |
24 | 3.03 | Развитие орфографической зоркости, внимания, мышления через работу над решением задач. |
25 | 10.03 | Развитие логического мышления и внимания. Таблица умножения |
26 | 17.03 | Развитие логического мышления и внимания. Использование таблицы умножения при решении примеров |
| | IV четверть (9 часов) |
27 | 31.03 | Развитие логического мышления через решение задач и выражений. |
28 | 7.04 | Развитие внимания через решение примеров на сложение чисел в пределах 20 |
29 | 14.04 | Развитие математической речи, памяти, внимания учащихся через упражнение «Найди и назови ошибку». |
30 | 21.04 | Развитие умения решать примеры на умножение и деление на число 2 - 9 |
31 | 28.04 | Развитие умения решать примеры на умножение и деление на число 2 - 9 |
32 | 12.05 | Развитие памяти и внимания на основе игры «Назови ответ». |
33 | 1 9.05 | Контрольная работа по пройденному материалу |
34 | | Анализ и работа над ошибками к/р |