Общеобразовательное частное учреждение
«Частная школа «МАКСИМА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ООЧУ «Частная школа «МАКСИМА»
______________________О.Б. Койдан
Приказ №__от «__» 20__г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Кружок "От маленького читателя к большому писателю»
(общеинтеллектуальное направление)
для 1 класса
Составитель: Ярышева Ольга Александровна,
учитель начальных классов
без квалификационной категории
с.Троицкое
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «От маленького читателя к большому писателю» является частью основной образовательной программы ООЧУ «Частная школа «МАКСИМА» на 2020-2021 учебный год и составлена в соответствии с ФГОС, учебным планом и учебным графиком на 2020-2021 учебный год.
В соответствии с учебным планом ООЧУ «Частная школа «МАКСИМА» на 2020-2021 учебный год программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю в 1 классе
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально "проживать " текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Здравствуй, книга (4 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра).Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах).Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (4 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга- сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (6 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л. Пантелеев).Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку», «Нарисуй иллюстрацию к фольклорным произведениям»
По страницам книг В. Сутеева (6ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.В. Сутеев — автор и художник-оформитель.Игра «По страницам сказок В. Сутеева».Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника.Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (8 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Подготовка проведения конкурса «Героинародных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (6 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Инсценирование отдельных историй. Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (6 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (6 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (4 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (6 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев». Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (6 ч)
Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Характеристика видов деятельности | Кол-во часов |
| Здравствуй, книга | находить книгу в открытом библиотечном фонде; выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; | 4 ч |
| Книги о Родине и родной природе | формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; | 4 ч |
| Писатели детям | характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; | 6 ч |
| Народная мудрость. Книги-сборники | выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное; | 4 ч |
| По страницам книг В. Сутеева | слушать и читать книгу, понимать прочитанное; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; | 6 ч |
| Сказки народов мира | выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; | 8 ч |
| Книги русских писателей-сказочников | сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением | 6 ч |
| Детские писатели | выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; | 6 ч |
| Сказки зарубежных писателей | слушать и читать книгу, понимать прочитанное; | 6 ч |
| Книги-сборники стихотворений для детей | пользоваться аппаратом книги; выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; | 4 ч |
| Дети — герои книг | овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); | 6 ч |
| Книги о животных | систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению; | 6 ч |
| Итого | | 66 ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата |
план | факт |
1 четверть. 16 часов |
| Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 01.09.2020 | |
| Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 03.09.2020 | |
| Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 08.09.2020 | |
| Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 10.09.2020 | |
| Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 15.09.2020 | |
| Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 17.09.2020 | |
| Книги о Родине и природе. | 22.09.2020 | |
| Книги о Родине и природе. | 24.09.2020 | |
| Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 29.09.2020 | |
| Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 01.10.2020 | |
| Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 06.10.2020 | |
| Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 08.10.2020 | |
| Книги современных писателей о детях. | 13.10.2020 | |
| Книги современных писателей о детях. | 15.10.2020 | |
| Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 20.10.2020 | |
| Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 22.10.2020 | |
2 четверть 16 часов |
| Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 03.11.2020 | |
| Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 05.11.2020 | |
| Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | 10.11.2020 | |
| Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | 12.11.2020 | |
| По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения). | 17.11.2020 | |
| По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги- произведения). | 19.11.2020 | |
| В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 24.11.2020 | |
| В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 26.11.2020 | |
| Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева | 01.12.2020 | |
| Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева | 03.12.2020 | |
| Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | 08.12.2020 | |
| Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | 10.12.2020 | |
| Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 15.12.2020 | |
| Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 17.12.2020 | |
| Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 22.12.2020 | |
| Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 24.12.2020 | |
3 четверть 18 часов |
| Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 12.01.2021 | |
| По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. | 14.01.2021 | |
| Книги С. Маршака. Выставка книг. | 19.01.2021 | |
| Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 21.01.2021 | |
| Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 26.01.2021 | |
| Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 28.01.2021 | |
| Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 02.02.2021 | |
| Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 04.02.2021 | |
| Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 16.02.2021 | |
| Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 18.02.2021 | |
| Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 23.02.2021 | |
| Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 25.02.2021 | |
| В гостях у сказки. | 02.03.2021 | |
| В гостях у сказки. | 04.03.2021 | |
| В гостях у сказки. | 09.03.2021 | |
| В гостях у сказки. | 11.03.2021 | |
| Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 16.03.2021 | |
| Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 18.03.2021 | |
4 четверть 16 часов |
| Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 01.04.2021 | |
| Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 06.04.2021 | |
| Дети — герои книг детских писателей. | 08.04.2021 | |
| Дети — герои книг детских писателей. | 13.04.2021 | |
| Литературная игра «Вопросы и ответы». | 15.04.2021 | |
| Литературная игра «Вопросы и ответы». | 20.04.2021 | |
| Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | 22.04.2021 | |
| Книги В. Бианки, Г. Скребицкого. | 27.04.2021 | |
| Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» | 29.04.2021 | |
| Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» | 04.05.2021 | |
| Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». | 06.05.2021 | |
| Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». | 11.05.2021 | |
| Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. | 13.05.2021 | |
| Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. | 18.05.2021 | |
| По страницам любимых книг. Выставка книг. | 20.05.2021 | |
| По страницам любимых книг. Выставка книг. | 25.05.2021 | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 2018
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Москва,2018.
3. «Родничок». Книга для внеклассного чтения в 1 классе. – Тула: «Родничок», 2018.
Мультимедийное обеспечение:
- компьютер
- проектор
- интернет
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического
объединения учителей № 01
от
дата
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
/ /
дата