СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Край наш Орловский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа направлена на формирование информационной грамотности учащихся 1-4 классов на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира. Работа проводится в кабинете, в музее, в парке, на водоеме. Она включает в себя проведение наблюдений, фотовыставок, экскурсий, защиту проектов. Предусматривает поиск недостающей информации в книгах, журналах, справочниках , на сайтах Интернета.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Край наш Орловский"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 33 г. Орла





Рекомендовано к реализации Методическим советом

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения-средней общеобразовательной

школы № 33 г. Орла

Протокол №52-Д/3 от 01.09.14

Утверждаю

Директор школы

________________________/Л. Б. Быкова/

Приказ № 52-Д/3 от 01.09.2014













Рабочая программа

внеурочной деятельности

« Край наш Орловский »

для учащихся 1 – 4 классов (7-10 лет).

(Духовно- нравственное направление).









Автор программы:

Левина Галина Ивановна,

учитель начальных классов.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вклад в развитие ребёнка и его подготовку к дальнейшему образованию. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе.

Внеучебная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Основной задачей внеучебной деятельности является предоставление ребёнку возможностей удовлетворения его интеллектуальных потребностей, расширения его кругозора, развития общеучебных умений и навыков учащегося, его профессиональной ориентации. Деятельность детей в системе внеучебной деятельности способствует развитию интереса к различным отраслям знаний, к мировой и отечественной культуре и искусству. Главным аспектом системы внеучебной деятельности является преемственность и взаимосвязь программ внеучебной деятельности с программами общеобразовательной средней школы.

Россия, Родина, Орловщина, Орел… Какие дорогие и близкие с детства слова. Как научить подрастающее поколение любить свою «большую» и «малую» Родину, воспитать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать русскую самобытную культуру?

Знакомство с культурным наследием региона способствует осознанию значимости прошлого для настоящего и будущего, а это становлению исторического сознания, решает задачи нравственно-эстетического, патриотического воспитания. Личностное отношение к культуре помогает гармонизировать внутренний мир индивидуальности с социумом.

Формирование творческой личности, умеющей адаптироваться в постоянно меняющемся мире, опора на национальные традиции и ценности определили направление стратегического развития системы образования. Окружающий мир - в его разнообразном проявлении: природа, родной дом, семья -ближайшее окружение; город, в котором ты живешь, Родина, памятники истории культуры, люди, их создавшие, народные традиции - влияет на ребенка, на проявление его отношения, на формирование собственной системы - иерархии ценностей. Грамотно направленный учебно - воспитательный процесс, основанный на сочетании традиционных форм и методов обучения и воспитания с элементами личностно - ориентированного образования культурологического характера, привлечение возможностей интеграции школьного краеведения и музейной педагогики, дает системные знания, формирует избирательное ценностное отношение к предметному миру, к явлениям, к людям, развивает познавательные способности, эмоциональную сферу личности, ее активность.

Особенностью программы является развитие духовной нравственности воспитанников на основе организации интегрированного обучения, в основе которого положены календарные праздники и художественные образы растений и животных края, литературное и музыкальное творчество наших земляков. Курс «Край наш Орловский» имеет краеведческую направленность. Основная ее цель- формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира. Работа проводится в кабинете, в музее, в парке, на водоеме. Она включает в себя проведение наблюдений, фотовыставок, экскурсий, защиту проектов. Предусматривает поиск недостающей информации в справочниках, в книгах, Интернете. Источником информации могут быть учителя-предметники, библиотекарь, родители, работники музеев. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Новизна программы заключается в объединении биологического, психологического и художественного подхода к изучению природных объектов и народной культуры родного края.

Особенности программы – межпредметная интеграция (предметы: «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология»), интеграция классных и внешкольных форм образования, в том числе - музейного. Структура каждого отдельного занятия построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их увлечениями, необходимостью регулярной работы с наблюдаемыми объектами, разрядки и восстановления сил после школьного дня.

Она включает в себя составные части:

1. Теоретическую часть.

2. Практическую часть.

В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, выставки, праздники, исследования, создание и защита проектов.

Цель программы:

  • дать целостное представление об окружающем мире на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале;

  • ввести младшего школьника в предметный мир культуры, используя возможности музейной педагогики;

  • формировать личностное (оценочное) отношение к явлениям прошлого и настоящего;

  • расширять кругозор воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению;

  • способствовать развитию логического мышления, воображения, творческих данных в благоприятном психологическом климате детского коллектива.

Главные задачи:

Формирование знаний:

  • познакомить с городом Орел, его географическим положением, промышленностью, культурными центрами, жителями;

  • создать представление о главных вехах в истории города;

  • познакомить с наиболее известными деятелями науки, культуры и искусства Орловщины 19 -20 в. в.

  • расширить знания о народной культуре, семье, о тех, кто живет рядом с нами;

  • раскрыть значение сохранения памятников истории и культуры края, формировать уважение к культуре предков.

Формирование нравственно - эстетических норм:

  • воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;

  • восприятие красоты сохранившихся памятников;

  • развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;

  • соблюдение правил поведения в городе (на улице, в школе), музеях;

  • формирование навыков здорового образа жизни.

Формирования учебных умений:

Личностные:

-формирование у детей мотивации к обучению, самоорганизации и самоопределения;

-развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

Метапредметные результаты.

Регулятивные:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

-умение учиться навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информаций;

-добывать творческие знания, с их помощью проделывать конкретную работу;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы;

-выделять существенную информацию из текстов различных видов;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

-учиться выполнять различные роли в группе( лидера ,исполнителя, критика);

-умение координировать свои усилия с усилиями других;

-формировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению и совместной деятельности, в том числе в столкновении интересов;

-задавать вопросы;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Программа рассчитана для детей 1 – 4 классов общеобразовательной школы.

Срок реализации 4 года.

Программа рассчитана на 32 часа в год в 1 классе, на 34 часа в год во 2-4 классах; проведение занятий с периодичностью 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия 40 мин. Набор в кружок осуществляется на добровольной основе, по желанию. Формами подведения итогов реализации программы являются выставки, защита проектов, конкурсы.


Ожидаемые результаты:

В результате реализации Программы ожидается, что учащиеся должны:

1 уровень:

  • знать название страны, области, родного города, улицы;

  • знать свою семью: имя, отчество родителей, бабушек, дедушек, соседей; выполнять правила поведения в жилом доме, общественных местах;

  • времена года, народные песни и игры разных времен года;

  • знать основные народные и современные праздники, приводить примеры видов фольклора, виды сказок; устройство избы;

  • названия растений области, животных – обитателей лесов области, приводить примеры животных, занесенных в Красную книгу области.

«Красная книга Орловской области» - коллективный продукт, результат совместной работы детей, учителя, библиотекаря школы и родителей.

2 уровень:

  • уметь рассказать о своих близких, друзьях, их интересах, о профессиях родителей, о любимом животном;

  • знать историю названия своей улицы, историю строительства школы, ее традиции;

  • уметь находить край на карте Родины;

  • знать реки области и города;

  • знать творчество Е. Благининой;

  • знать новогодние, рождественские, масленичные традиции;

  • изучить лекарственные травы края; уметь посадить растения и ухаживать за ними;

  • знать картины орловских художников;

  • ухаживать за домашними животными;

  • знать историю женского и мужского народного костюма Орловской губернии;

  • знать памятные места Орла, историю улицы Ленина;

  • знать и уметь рассказать биографию А. П. Ермолова;

  • уметь составлять проекты с помощью взрослых.

«Мой город – город первого салюта» - коллективный продукт, результат совместной работы детей, учителя, библиотекаря школы и родителей.

3 уровень:

  • знать историю возникновения имен и фамилий;

  • знать и уметь рассказать историю возникновения Орловской крепости, герба города;

  • называть литературные улицы города Орла; историю возникновения Торговых рядов;

  • знать жизненный путь знаменитых орловцев;

  • знать малые города области;

  • гордиться военным прошлым страны и своего города;

  • уметь самостоятельно составлять и защищать проекты.

Конечный продукт: проект «Город моей мечты».

4 уровень:

  • знать несколько поколений семьи;

  • проводить поисковую работу;

  • знать современных поэтов и писателей, знакомиться с их творчеством;

  • знать историю торгового пути по Оке;

  • интересоваться разными профессиями и уметь рассказать о них;

  • знать народные промыслы Орловского края.

Конечный продукт деятельности: проект «Для меня Родина – это…», альбом по теме «Родной край – часть великой России».




















Содержание программы

1 класс

ТЕМА 1.

Город, в котором я живу.

Большая» и «малая» Родина. Название страны, области, города. Мой город - Орел. Улицы города, его достопримечательности. Центр города Орла. Парк города Орла. Сквер Танкистов. Речки Ока и Орлик. Краеведческий музей.

ТЕМА 2.

Что нас окружает.

Природа и мы. Парки. Учимся беречь природу. Осенины - встреча осени. «Падают, падают листья - в нашем саду листопад...» Народные песни, игры. Природа и детская фантазия, поделки из природного материала. Выставка детских работ «Природа и красота».

ТЕМА 3.

Город в разные времена года.

Осень в нашем городе. Зимние картины моего города. Город весной. Вот и лето пришло.

ТЕМА 4.

Понятие о народной культуре. Культура моего города.

Устное народное творчество. Считалки, потешки, дразнилки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки, русские народные сказки. Викторина «По дорогам сказки». Учимся сочинять сказки. Моя первая выставка. Детские рисунки «В мире сказки». Устройство избы в Орловской губернии.

ТЕМА 5.

Традиционные и народные праздники, народные забавы.

Готовимся к зимним святкам. Зимние праздники: «Русская зима». Зимние игры и забавы. Учимся и играем в старинные и современные детские игры.

Встреча Нового года.

Рождественский сочельник, колядование, колядки, ряженые. День защитников Отечества.

«Масленица - честная, широкая, веселая». Масленичные песни, приговоры, игры.

Ждем весну. Разучиваем весенние заклички, песни. Старинные обычаи встречи весны. Народные приметы, пословицы, поговорки о весне.

Пасхальные праздники. Символы. Подготовка даров.

ТЕМА 6.

Моя семья и мои близкие.

Моя семья. Моя фамилия, имя, отчество. Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра. Пословицы и поговорки о семье. Моя родословная. Создание генеалогического древа.

ТЕМА 7.

Растительный мир моего края.

Травы, кустарники, деревья наших лесов и парков. Экскурсия в парк.

ТЕМА 8.

Животный мир моего края.

Насекомые, птицы, звери – обитатели наших полей, лесов и лугов.

Заочная экскурсия по лесам Орловщины.

ТЕМА 9.

Красная книга Орловской области.

Редкие растения и животные Орловской области.

Формы проведения внеурочных занятий: кружковые занятия, экскурсии, выставки, праздники, презентации.

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика), групповая (результат работы нескольких учеников), коллективная., совместная деятельность детей и родителей.

2 класс

ТЕМА 1.

Я и моя семья.

Я и моя семья, фотовыставка «Мой дом»; профессии родителей.

ТЕМА 2.

Мой край на карте Родины.

История названия своей улицы, история строительства школы, ее традиции; край на карте Родины; реки области и города; экскурсия в Детский парк с целью изучения истории города.

ТЕМА 3.

Таланты Орловщины.

Знакомство с жизнью и творчеством Е. Благининой, проведение праздника для одноклассников.

ТЕМА 4.

А какой у нас фольклор!

Новогодние и рождественские традиции, колядки, разучивание масленичных песен, участие в подготовке и проведении Масленицы.

ТЕМА 6.

Растения Орловского края.

Загадки о растениях; изучение лекарственных трав края; посадка и уход за растениями у дома и на своей улице; знакомство с картинами орловских художников.

ТЕМА 7.

Животный мир нашего края.

Домашние питомцы и уход за ними, изготовление кормушек и размещение их на улицах района; виды животных лесов Орловщины.

ТЕМА 8.

История народного костюма.

История женского и мужского народного костюма Орловской губернии, их отличие от костюмов других губерний.

ТЕМА 9.

Памятные места и даты моего города.

Памятные места Орла, история улицы Ленина, посещение Краеведческого музея, изучение экспозиций, биография и жизненный путь А. П. Ермолова; проведение акции «Я помню» о родственниках – участниках в Великой Отечественной войне; проектная работа по истории края и города.

Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, викторины, праздники, совместная деятельность обучающихся и родителей.

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика), групповая (результат работы нескольких учеников), коллективная, совместная деятельность детей и родителей.


3 класс

ТЕМА 1.

Моя семья.

История имен, как появляются фамилии, поколения в семье.

ТЕМА 2.

История края.

Возникновение Орловской крепости; знакомство с геральдикой, герб города; история возникновения района, строительство школы; виды растений на улицах района, посадка растений и уход за ними; жители моей улицы.

ТЕМА 3.

Ими гордится мой край.

Литературные улицы города Орла, жизненный путь Н. С. Лескова, И. С. Тургенева, В. А. Русанова, В. С. Калинникова; произведения писателей и поэтов Орловского края наших дней, посещение музеев.

ТЕМА 4.

Открытия на каждом шагу.

История возникновения Торговых рядов; история, гербы Мценска и Ливен; малые города Орловского края.

ТЕМА 5.

Вставай, страна огромная!

История военной песни «Вставай, страна огромная»; знакомство с юными участниками Великой Отечественной войны; памятники героям Великой Отечественной войны в городе; жизненный путь Л. Н. Гуртьева; экскурсии в музей и к памятникам Орла.

ТЕМА 6.

Мы это знаем и расскажем.

Защита проектов «Орел – город первого салюта» и «Город моей мечты».

Формы проведения внеурочных занятий: кружковые занятия, экскурсии, выставки, праздники, презентации.

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика), групповая (малые группы), коллективная.


4 класс

ТЕМА 1.

Я и моя семья.

Воспоминания членов семьи о поколениях в семье, об участниках Великой Отечественной войны; выставка старых и новых семейных фотографий; родители – выпускники моей школы; поисковая работа о бывших учениках школы.

ТЕМА 2.

Таланты Орловщины.

Композиторы Орловского края; Е. П. Дербенко и его музыка; В. С. Калинников и музыкальная школа его имени; жизненный путь и творчество В. М. Катанова и других поэтов Орловского края; театры Орла, их история и спектакли.

ТЕМА 4.

Реки Орловской области.

Реки нашего края, торговый речной путь, прошлое и настоящее реки Оки и Орлика.

ТЕМА 5.

Интересное рядом.

Профессии, кем я хочу быть; кто изготовляет мебель, история мебельной фабрики.

ТЕМА 6.

Святые места города.

Кому ставят памятники? Храмы города. Посещение православного храма.

ТЕМА 7.

Умелые руки не знают скуки.

История создания Плешковской игрушки, Орловского списа, Ливенской гармошки, посещение выставочного зала.

ТЕМА 8.

«Люди мира, на минуту встаньте…»

Освобождение города Орла 5 августа 1943 года, просмотр и обсуждение фильма «Освобождение Орла»; история прадедушкиной медали, воспоминания участников Великой Отечественной войны.

ТЕМА 9.

Наш славный край.

Экскурсия на теплоходе и по городу Орлу; защита проектов «Город первого салюта» , «Город моей мечты», «Для меня Родина – это…».

Формы проведения внеурочных занятий: кружковые занятия, экскурсии, выставки, праздники, презентации.

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика), групповая (результат работы нескольких учеников), коллективная.















Тематическое планирование

1 класс


Тема

Тематическое планирование

Деятельность учащихся

Кол-во часов

Теория

Прак-

тика

Дата

Город, в котором я живу.

1. Большая» и «малая» Родина.

2. Мой край – что это?

3. Мой край – где это?

4. Мой город - Орел. Улицы города, его достопримечательности (заочное путешествие) 5.Посещение краеведческого музея .

6.Экскурсия по микрорайону школы «Улица родная».

7.Памятные места города: сквер Танкистов.

8.Экскурсия в сквер Танкистов.

Наблюдать объекты и явления

природы. Находить на карте России родной город. Готовить рассказ по результатам экскурсий в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного города, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры Знать и уметь рассказать историю создания Сквера Танкистов.

8

5

3


Что нас окружает?


9.Природа и мы. Парки.

10. Учимся беречь природу.

11.Осенины - встреча осени.



Понимать тексты о природе.

Группировать (классифицировать)

объекты живой или неживой природы по отличительным признакам

Различать природные объекты и

изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

3

2

1


Город в разные времена года.


12.Осень в нашем городе.

13.Зимние картины моего города.

14. Город весной.

15. Вот и лето пришло.


Различать природные объекты и

изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Описывать сезонные изменения в

природе.

Характеризовать признаки времен

года.

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.

Работать в группе.

Выбирать вид деятельности.

4

4



Понятие о народной культуре. Культура моего города.

16.Устное народное творчество. Считалки, потешки, дразнилки, пословицы, поговорки, небылицы, загадки, русские народные сказки.

17.Устройство избы в Орловской губернии.

18. Моя первая выставка. Детские рисунки «В мире сказки».

Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России

Планировать последовательность практических действий для реализации замысла поставленных задач.

3

2

1


Традиционные и народные праздники, народные забавы.


19.Учимся и играем в старинные и современные детские игры.

20.Рождественский сочельник, колядование, колядки, ряженые.

21.«Масленица - честная, широкая, веселая». Масленичные песни, приговоры, игры.

22.Ждем весну. Разучиваем весенние заклички, песни. Старинные обычаи встречи весны. Народные приметы, пословицы, поговорки о весне.

Знакомство с национальными традициями, обычаями,

праздниками.

Сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий.

4

3

1


Моя семья и мои близкие.

23. Моя семья.

24.Моя фамилия, имя, отчество.

25.Пословицы и поговорки о семье

26.Моя родословная. Создание генеалогического древа.

Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России; готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи ,составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед о поколениях в семье

4

3

1


Растительный мир моего края.


27.Разнообразие растений Орловской области .

28.Экскурсия в парк.



Приводить примеры хвойных и

цветковых растений, выделять их

отличия (на примере своей местности).

Определять части растения.

Сравнивать и различать деревья,

кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в

природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности._

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий.

2

1

1


Животный мир моего края.


29.Животный мир моего края.


30.Заочная экскурсия по лесам Орловщины.








Описывать внешний вид, характерные особенности представителей животного мира

Характеризовать способы питания,

размножения; условия, необходимые для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в

природе и жизни людей.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о животных и обсуждать полученные сведения.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий.

2

1

1


Красная книга Орловской области.

Красная книга Орловской области.









Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Приводить примеры зависимости

удовлетворения потребностей людей от природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Знать виды животных и растений, занесенных в Красную книгу Орловской области.

Выполнять групповые задания. Создать на основе собранного материала проект

« Красная книга города Орла»

2

1

1


Итого



32

22

10




































Тематическое планирование

2 класс

Тема

Тематическое планирование

Деятельность учащихся

Кол-во часов

Теория

Прак-

тика

Дата

Я и моя семья

1.Я и моя семья.

2.Фотовыставка «Мой дом»

3.Профессии моих родителей.

Семья как часть жителей страны; гордость за членов семьи; уметь рассказать о профессии родителей, создание плакатов и презентаций.

3

1

2


Мой край на карте Родины

4.История названия моей улицы.

5.Школа – мой второй дом.

6.Мой край на карте Родины.

7.Реки моего края.

8.Реки нашего города.

9.Экскурсия в Детский парк.

Уметь собирать материал о своей улице, школе, рассказать о реках края и города, определять место родного края на карте России.

6

3

3


Таланты Орловщины

10. Поэты Орловщины. Е. Благинина. (праздник)

Знакомство с творчеством Е. Благининой, расширение читательского кругозора, уметь интересно представить прочитанные произведения.

1


1


А какой у нас фольклор!

11.Новогодние и рождественские традиции.

12.Колядки.

13. Экскурсия в парк.

14.Масленица.

15. Масленичные песни.

16.Изготовление чучела Масленицы.

17.Мы давно блинов не ели.

Знакомство с национальными традициями, обычаями,

праздниками.

Сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур. Участие в праздниках.

7

4

3


Растения Орловского края.

18.Загадки о растениях.

19.Лекарственные травы нашего края.

20.Растения в картинах наших художников.

21.Растения у моего дома.

Расширение знаний о лекарственных растениях края, их свойствах; уметь определять виды растений на картинах орловских художников, выражать свое мнение о картине; знать видовой состав растений у своего дома, сажать растения.

4

3

1


Животный мир нашего края.

22.Мои домашние питомцы.

23.Поможем братьям меньшим.

24. Животный мир лесов Орловщины.

Знать видовой состав животного мира края, различать домашних и диких животных, оказывать помощь птицам в зимний период.

3

2

1


История народного костюма.

25. История женского народного костюма Орловской губернии.

26.История мужского народного костюма Орловской губернии.


Знать историю создания костюма, отличие его от костюмов других областей.

2

2



Памятные места и даты моего города.

27.Памятные места Орла. Улица Ленина.

28. Экскурсия по улице Ленина.

29. Экскурсия в Краеведческий музей.

30.Исторические места: сквер им. А. П. Ермолова.

31. Экскурсия в сквер им. А. П. Ермолова.

32. Участники Великой Отечественной войны в моей семье.

33.Мой город – город первого салюта.

34.Проект «Край Орловский»


Знать памятные места города, их историю, гордиться своими земляками, рассказать о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны, знать историю города первого салюта.

8

4

4


Итого



34

19

15





































Тематическое планирование

3 класс


Тема

Тематическое планирование

Деятельность учащихся

Кол-во часов

Теория

Прак-

тика

Дата

Моя семья.

1.Что в имени тебе моем?

2.Откуда пришла моя фамилия?

3.Мой предок…

Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России; знать историю возникновения своих имен и фамилий, жизненные пути предков.

3

1

2


История края.

4.Возникновение Орловской крепости.

5.Мой район, его история.

6.Зеленый наряд моей улицы.

7.Моя улица и ее жители.

8.Чище не бывает.

9.История моей школы

10.Герб моего города.

Изучение истории возникновения Орловской крепости, района; герб области и города; польза зеленых насаждений на улицах города; поддержание чистоты и порядка на улице, около дома – обязанность каждого жителя города; посадка деревьев, кустарников, цветов – украшение города; поисковая работа по истории строительства школы.

7

4

3


Ими гордится мой край.

11.Литературные улицы города Орла.

12,13. Писатели Орловского края.

14.Экскурсия в дом-музей Н. С. Лескова

15. Экскурсия в дом-музей И. С. Тургенева

16.Художники моего края.

17.Писатели и поэты Орловщины наших дней.

18. Встреча с писателями.

19.Экскурсия «Дворянское гнездо».

20.Земляки-путешественники.

21.Экскурсия в дом-музей им.

В.А. Русанова.

22.Музыканты Орловского края:

В. С.Калинников.

Орловщина литературная: поисковая работа по истории литературных улиц города; знать жизненный путь и творчество поэтов и писателей прошлых и настоящих дней; наши земляки- путешественники и композиторы; проектная работа.

12

6

6


Открытия на каждом шагу

23. Торговые ряды

24.Города Мценск и Ливны

Изучение малых городов Орловского края, их истории, культурных традиций; путешествие по родному городу к торговым рядам, знать и сохранять памятники культуры.

2

2



Вставай, страна огромная!

25.История военной песни.

26.Орлиное племя.

27,28.Помнит мир спасенный: памятники героям Великой Отечественной войны.

29.Посещение Диорамы.

30.Генерал

Л. Н. Гуртьев.

31.Экскурсия в сквер

им. Л. Н. Гуртьева.

32.Экскурсия к памятнику 400-летия Орла.

Чтить память участников Великой Отечественной войны, знать историю начала войны, песен этого периода; поисковая работа о юных орловцах - участниках Великой Отечественной войны; знать тех, кто отдал жизни за освобождение нашего края.

8

4

4


Мы это знаем и расскажем.

33. Проект «Орел – город первого салюта».

34.Проект «Город моей мечты».

Уметь создать и защитить проект.

2


2









































Тематическое планирование

4 класс


Тема

Тематическое планирование

Деятельность учащихся

Кол-во часов

Теория

Прак-

тика

Дата

Я и моя семья

1.Мой дедушка рассказывал…

2.О чем рассказала старая фотография.

3.Родители – выпускники моей школы.

4.Встреча с выпускниками школы.

5.Ими гордится школа.

6.Фотовыставка «Отдых всей семьей».

Уметь рассказать о поколениях семьи по старым фотографиям, жизненный путь, занятия родственников; знакомиться с традициями школы, продолжать их; знать прославившихся выпускников школы, их биографии; рассказать о воспоминаниях родителей о традициях школы4 организовать фотовыставку.

6

2

4


Таланты Орловщины

7.Композиторы Орловского края.

8.Е. П. Дербенко и его музыка.

9.В. С. Калинников.

10.Экскурсия в музыкальную школу им. В. С. Калинникова.

11.Экскурсия в городскую библиотеку.

12.Читаем книги

В. М. Катанова.

13. История орловских театров.

14.Просмотр спектакля.

Знать литературное и музыкальное творчество наших земляков; историю возникновения театров, посещать спектакли разных театров города.

8

5

3


Реки Орловской области

15.Реки нашего края.

16.Торговый речной путь.

17.Ока и Орлик.

Реки Орловской области, торговый путь по реке Оке, видовой состав растений и животных водоемов.

3

2

1


Интересное рядом.

18.Моя профессия самая лучшая.

19.История мебельной фабрики.

20.Экскурсия на мебельную фабрику.

Знать, что дает наш край стране, профессии родителей, уметь объяснить свой выбор будущей профессии.

3

2

1


Святые места города.

21.Кому ставят памятники?

22.Храмы города.

23.Посещение православного храма.

За что людям ставят памятники, уметь рассказать о памятниках города и области; почему возникли храмы, какие храмы действуют в нашем крае.

3

2

1


Умелые руки не знают скуки.

24. Умелые руки не знают скуки.

25.Плешковская игрушка.

26.Орловский спис.

27.Ливенская гармошка.

28.Посещение выставочного зала.

Интересоваться историей создания плешковской глиняной игрушки, ливенской гармошки, орловского списа; где начинается путь к великому.

5

4

1


«Люди мира, на минуту встаньте…»

29.Просмотр фильма «Освобождение Орла».

30.Дедушкины медали.

Знать историю освобождения города в августе 1945 года, гордиться и уважать освободителями, помнить о них; рассказать историю прадедушкиных медалей.

2

1

1


Наш славный край!

31.Наш славный край.

32.Экскурсия на теплоходе.

33.Экскурсия по городу Орлу.

34. Проект «Для меня Родина – это…».

Подведение итогов изучения края, его растительного и животного мира, трудового пути родственников и знакомых, героев войны, литературного и музыкального творчества орловцев. Защита проектов.

4

1

3


Итого



34

19

15







































Литература для учителя

1. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007г.

2. Плешаков А. А. Зеленый дом. Система учебных курсов с экологической направленностью. В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. – М.: Просвещение, 2004 г.

3. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

4. Сорокоумова Е. А. Уроки экологии в начальной школе. М.: АРКТИ, 2007.

5. Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей начальных классов. Москва. Просвещение. 2009 г.

6. Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, _ М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.

 7.  Орловская область, или Путешествие по ее достопримечательным и памятным местам [Текст] : [фотоальбом-путеводитель] / П. Антонова (текст), Л. Тучнин (фото). - [Б. м.] : Ретиноиды, 2008. - 94 с. : цв.ил. ; 28 см. - Библиогр.: с. 94.

8. Крылов, Г. Растения здоровья  Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география  Текст  / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.

9. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь  Текст  / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.

10.В. Ромашов, В. Неделин. Архитектурные древности Орловщины. Орел: «Вешние воды», 1998 г.

11. Орел из века в век. Орел: ОРАГС, 2003.

12. Живая связь имен. Орел: «Вешние воды»,2004.

13. Тюрин Г. А. Орловский край в русской литературе 20-21 веков. Орел: «Вешние воды»,2007.

14.Власов В.А. Орловские эскизы. Орел: издательство А. Воробьев, 2006.

15. Попов О. Н., Реуцкая Р. И., Сидоров В. Г. Церкви и монастыри города ел: Фолиант, 2007.

16. Матвеев В. Орловская губерния. Орел: ОРАГС, 2007.

17. Александрова Л. М. И. С. Тургенев в Орле. Орел: ООО газета «Орловский вестник», 2008.

18. Лысенко. Болхов. Колокольное имя твое. Орел: «Вешние воды»,2009.

19. Страницы истории Орловского полка. Орел: «Картуш», 2009.

20. Страницы истории Гражданской войны на Орловщине. Орел: «Картуш», 2009.

21. Архитектурные древности Орловщины (ушедшие). Орел: «Вешние воды»,2009.

22. Красная книга Орловской области. Орел: центр Коваль, 2007.

23. Книга памяти Орловской области. ОГТУ.

24.http://orlpolesie.ru/

25. https://ru.wikipedia.org/wiki

26. http://www.spasskoye-lutovinovo.ru/

27. http://obzor-mest.ru/pamyatniki-goroda-orla/

28. http://orel.igid.ru/

29. http://goroda-oblosti.ru/




Литература для учащихся

  1. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

  2. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.

  3. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.

  4. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.

  5. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

  6.  Юный натуралист: журнал.

  7. Свирель: журнал.

  8. В. М. Катанов .«Жар – птица». Орел: «Вешние воды»,2009.

  9. В. М. Катанов «Ракита у пруда» – Тула: Приокское книжное издательство, 1978.

  10. И.Г. Подсвиров. «Заячий хлеб».

  11. В. Г. Еремин . «Если я с крыльца шагну». – Орел: «Вешние воды»,1996.

  12. В. Г. Еремин «Петя Колю перерос». – Орел: «Вешние воды»,2009.

  13. В. Г. Еремин «Трудный день». – Тула: Приокское книжное издательство, 1988.

  14. А. И. Лысенко «Неутомимый труженик».

  15. Е. А. Зиборов «Жаркое лето».

  16. Н. Сердюкова «Во дворе большого дома». – Орловское книжное издательство, 1961.

  17. Н. Сердюкова «Голубой автобус». – Тула: Приокское книжное издательство, 1978.

  18. Н. Сердюкова «Мы с Сережкою друзья». – Тула: Приокское книжное издательство, 1978.

  19. А. Пахомов «Подснежник». – Орел: «Вешние воды»,1995.

  20. А. Левин «Возле синего камня». – Орел: «Орловская правда», 2005.

  21. Говорят дети войны. - – Орел: «Орловская правда», 2005.

  22. Е. А. Благинина «Стихи, сказки и игры». - «Стрекоза», 2013.

  23. Е. А. Благинина «Гори – гори ясно!». - М.: Детская литература, 1986.

  24. Е. А. Благинина «Хорохор». - М.: Детская литература, 1986.

  25. Е. А. Благинина «Вот какая мама». - М.: Детская литература, 1987.










Материальное обеспечение

  1. Гербарии; семена и плоды растений.

  2. Набор иллюстрированных определителей объектов природы.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Экран.

  5. Презентация «Наша школа».

  6. Презентация «Край мой Орловский».

  7. Презентация «Памятные места Орла».

  8. Презентация «Широкая масленица».

  9. Презентация «Растения Орловской области».

  10. Презентация «Животные Орловской области».

  11. Презентация «Домашние животные».

  12. Презентация «Загадки о животных».

  13. Презентация «Музыка Е. П. Дербенко».

  14. Презентация «Костюмы Орловской губернии».

  15. Презентация «Жизненный путь В. А. Русанова».

  16. Презентация «История военной песни «Вставай страна огромная».

  17. Презентация «Храмы Орла».

  18. Запись голосов птиц.

  19. Карта Орловской области.

  20. Карта Орловской крепости.

  21. Фотографии старого Орла.

  22. Портреты поэтов и писателей.

  23. Фильм «Освобождение города Орла».