Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ «Краснопоймовская
средняя общеобразовательная
школа»
___________ Л.В. Седова
Приказ № 125 от 31.08.2018г.
Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Курс практической грамотности»
10 класс
(базовый уровень)
Учитель: Бондарук Наталья Васильевна, стаж работы – 11 лет,
высшая квалификационная категория
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"(С изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г)
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015.года, зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;
Учебного плана МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»;
Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
Сборника рабочих программ «Русский язык и литература. Риторика 10-11 классы. Базовый уровень»; Москва: Дрофа, 2014. Автор: А.К. Михальская.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
ЛИЧНОСТНЫЕ
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
ПРЕДМЕТНЫЕ
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
Познавательные
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы
Коммуникативные
владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным)
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
№ п/п | Тема | Количество часов |
теоретических | практических | всего |
1 | Особенности письменного общения | 1 | 1 | 2 |
2 | Орфография как система правил правописания | 1 | 1 | 2 |
3 | Правописание морфем | 8.5 | 8.5 | 17 |
4 | Слитные, дефисные и раздельные написания | 5.5 | 5.5 | 11 |
5 | Написание строчных и прописных букв | 1 | 1 | 2 |
| ИТОГО | 17 | 17 | 34 |
Особенности письменного общения (2ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли, ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата, возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения, конспекты, планы, рефераты и т.п. Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Роль орфографии в письменном общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже –
через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (17 ч)
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кос-// -кас-, -лаг-// -лож-, -бер- // -бир, -тер- // -тир-, -стел- // -стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) -раст- // -рос-, -скак- // -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор- // -гар-, -твар- // -твор, -зор- // -зар-, -клан- // -клон- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон).
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на –з, -с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок пре-, при-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имён существительных и их написание. Различение суффиксов -чик-, -щик- со значением лица. Суффиксы -ек-, -ик-, -ец-, -иц- со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив-, -ев-, -к-, -ск-. Особенности образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Написание суффикса -е-, -и- в глаголах с приставкой обез-// обес-; -ться и –тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени.
Правописание н и нн в кратких и полных формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных и глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е, -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание и, ы после ц; употребление разделительных ъ, ь.
Правописание согласных на стыке морфем, написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написание слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Прием поморфемной записи слов.
Слитные, дефисные и раздельные написания (11ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождение некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных образованных слиянием и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?».
Написание строчных и прописных букв (2ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
Занятия по внеурочной деятельности проводятся в виде соревнований, создания и защиты проектов, турниров, игр, кружковых занятий отличных от урочной формы .
Виды внеурочной деятельности:
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
| Особенности письменного общения | | |
1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | 04.09 | |
2 | Речевая ситуация. Формы речевого общения. Формы письменных высказываний. | 11.09 | |
| Орфография как система правил правописания | | |
3 | Семинар. Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | 18.09 | |
4 | Некоторые сведения из истории русской орфографии. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации. | 25.09 | |
| Правописание морфем | | |
| Правописание корней | | |
5 | Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. | 02.10 | |
6 | Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. | 09.10 | |
7 | Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и ь в корне после приставок). | 16.10 | |
8 | Практикум. Группы корней с чередованием гласных | 23.10 | |
9 | Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. | 06.11 | |
| Правописание приставок | | |
10 | Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. | 13.11 | |
11 | Приставки на з/с- фонетический принцип написания. | 20.11 | |
12 | Все остальные приставки( русские и иноязычные по происхождению)- морфологический принцип написания. | 27.11 | |
| Правописание суффиксов | | |
13 | Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. | 04.12 | |
14 | Практикум. Типичные суффиксы имен существительных и их написание. | 11.12 | |
15 | Типичные суффиксы прилагательных и их написание | 18.12 | |
16 | Типичные суффиксы глагола и их написание. | 25.12 | |
17 | Образование причастий с помощью специальных суффиксов | 15.02 | |
18 | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. | 22.02 | |
| Правописание окончаний | | |
19 | Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.. | 29.12 | |
20 | Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. | 05.02 | |
21 | Орфографические правила, требующие различения морфем, в состав которых входят орфограммы. | 12.02 | |
| Слитные, дефисные и раздельные написания | | |
22 | Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. | 19.02 | |
23 | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. | 26.02 | |
24 | Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи. | 05.03 | |
25 | Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога. | 12.03 | |
26 | Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. | 19.03 | |
27 | Практикум. Особенности написания производных предлогов. | 02.04 | |
28 | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов. | 09.04 | |
29 | Образование и написание сложных слов (имена сущ., прилагательные, наречия). | 16.04 | |
30 | Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний. | 23.04 | |
31 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | 30.04 | |
32 | Конференция. Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке. | 07.05 | |
| Написание строчных и прописных букв | | |
33 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. | 14.05 | |
34 | Подведение итогов. | 21.05 | |
Материальное – техническое обеспечение образовательного процесса
Для учащихся
Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.
Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004
Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
Львова С. И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.
Розенталь Д. Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. — М., 2000.
Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.
Цыбулько И. П. ЕГЭ – 2012. Русский язык: сборник заданий. – М.: Национальное образование, 2011.
Словари
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно. (Опыт словаря-справочника). — 2-е изд. — М., 2001.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь. — М.. 2002.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание)
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Для учителя
Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000
Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов на-Дону, 2005.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста» 8—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста 10—11 классы: Пособие для учителя. — М., 2003.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Мучник Б. С. Культура письменной речи. — М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. — М.,1996.
1. Персональный компьютер.
2. Проектор.
3. Учебно – лабораторное оборудование и приборы.
3. Электронная доска.
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании Методического совета школы Заместитель директора по УВР
Протокол № 1 ___________ Л.В. Костюченко
от «30» августа 2018 г. «31» августа 2018 г.
18