МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Курской области
Управление образования Администрации Фатежского района
МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________Новикова Г.А. Протокол № 1 от «30» августа 2024г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________Бабкина Н.Ф. Приказ № 35-4 от «30» августа 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Лингвистический калейдоскоп»
для обучающихся 9 «а» класса
Большое Анненково 2024
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лингвистический калейдоскоп» для 9 «а» класса разработана на основании следующих нормативных актов:
-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
-Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
-Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809);
-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228)
-Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, утвержденных приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
«Санитарно-эпидемиологических требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача от 29.12.2010 №189);
- Санпин СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно постановлению Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16;
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа» в том числе с учетом рабочей программы воспитания;
- Календарного учебного графика;
- Расписания занятий.
Цели и задачи изучения курса
Цель: обобщение и систематизация знаний по предмету.
Задачи:
сформировать у выпускников умение организовать свою работу на экзамене, психологически подготовить ученика к его сдаче;
вооружить обучающихся четкими инструкциями по выполнению того или иного задания; выполнить ряд тренировочных заданий различных видов
Общая характеристика курса
Данный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Курс состоит из трёх частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы. Выпускники пишут сжатое изложение, выполняют тестовые задания и создают сочинение-рассуждение на лингвистическую тему или нравственно-этическую тему. Репетиционный экзамен, завершающий программу практики и максимально приближенный по условиям к ОГЭ в новой форме, позволит выпускнику осуществить самопроверку, проанализировать результаты, понять причину своих ошибок, определить направления коррекционной работы и успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Количество часов для изучения курса внеурочной деятельности рассчитан на 1 час в неделю и 34 часа в год.
В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием уроков количество часов по рабочей программе может изменяться.
Содержание обучения
Введение - 1ч.
Особенности модели ОГЭ: структура и содержание экзаменационной работы, условия проведения и оценивания экзамена. Правила организации времени на экзамене.
Сжатое изложение текста - 4 ч.
Сжатое изложение как передача в краткой обобщенной письменной форме основного содержания прослушанного текста. Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; обобщение единичных (однородных) явлений и фактов; сочетание исключения и обобщения. Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение (отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, одного или нескольких синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно); слияние (образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи).
Тестирование - 2 ч
Видовое разнообразие тестов: закрытые и открытые.
Синтаксис. Пунктуация. Орфография. Лексика - 20 ч
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Лексический анализ слова. Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое осложненное предложение. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи.
Сочинение-рассуждение - 7 ч.
Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения). Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументация – приведение фактов, примеров, утверждений, объяснений, подтверждающих тезис. Вывод – общий итог. Понимание и анализ авторской позиции, выражение собственной точки зрения, совпадающей или не совпадающей с мнением автора, аргументируемой примерами из жизненного, общественного или литературного опыта. Стилистическое и речевое оформление текста. Грамотность письменной речи (грамматические нормы, орфография и пунктуация).
Планируемые результаты освоения программы
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
Тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
| Раздел 1. Текст | | |
1 | Введение | 1 | https://saharina.ru/tests/ |
2 | Способы сжатия текста | 4 | https://saharina.ru/tests/ |
3 | Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. | 3 | https://saharina.ru/tests/ |
| Итого по разделу | 8 | |
| Раздел 1. Изобразительно-выразительные средства | | |
1 | Лексика | 2 | https://saharina.ru/tests/ |
2 | Средства выразительности речи. | 2 | https://saharina.ru/tests/ |
| Итого по разделу | 4 | |
| Раздел 1. Орфография | | |
1 | Орфографические нормы русского языка. Правописание корней, приставок, суффиксов | 3 | https://saharina.ru/tests/ |
| Итого по разделу | 3 | |
| Раздел 1. Пунктуация | | |
1 | Пунктуационные нормы русского языка | 3 | https://saharina.ru/tests/ |
| Итого по разделу | 3 | |
| Раздел 1. Синтаксис | | |
1 | Синтаксические нормы русского языка | 9 | https://saharina.ru/tests/ |
| Итого по разделу | 9 | |
| Раздел 1. Стилистика | | |
1 | Типы речи. | 3 | https://resh.edu.ru/subject/13/11/ |
2 | Стилистическое и речевое оформление текста | 4 | https://saharina.ru/tests/ |
| Итого по разделу | 7 | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Обязательные учебные материалы для ученика
Методические материалы для учителя
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет
https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory, https://saharina.ru/tests/
2