ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12»
(МБОУ «СШ № 12»)
Рассмотрено на заседании методического объединения: руководитель МО ___________/ / Протокол № ______ от «__» ________2021 г. | Согласовано: заместитель директора по УВР __________/ / «__»__________ 2021г. | Принято решением Педагогического совета Протокол № ______ от «__» ________2021г. | Утверждено: директор МБОУ «СШ № 12» _____________/ / Приказ № _______________ от «_____» ________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Математика для всех»
для 9 класса
Разработала: учитель математики Полуботко Г.С.
Срок реализации программы: 2021-2022уч.г.
Количество часов в неделю/год: 0,5ч. / 17ч.
Программа составлена на основе программы Петерсон, Л.Г. Алгебра. 7-9 классы (система «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон). Примерная рабочая программа: учебно-методическое пособие. - М.: Бином. Лаборатория знаний
Учебник: Петерсон Л.Г. Алгебра: 9 класс: в 2 ч./ Л.Г. Петерсон, Н.Х Агаханов, А.Ю. Петрович, О.К. Подлипский, М.В. Рогатова, Б.В. Трушин. – М.: Бином. Лаборатория знаний
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математика для всех» (9 класс)
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
мотивационная основа учебной деятельности: понимание смысла учения и принятие образца «хорошего ученика»; положительное отношение к школе; вера в свои силы;
целостное восприятие окружающего мира, представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний;
умение видеть разницу между замыслом, словами, реальными действиями и поступками;
понимание влияния слов и поступков людей друг для друга, для семьи, для школы, для своего края, для своей страны, для мира, для развития планеты;
представление о различных социальных «движениях» с точки зрения ценности созидания;
представление о культурных традициях своего народа, своего края.
У учащегося будут сформированы на уровне опыта:
готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций;
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
реализация своей цели или намерения с позиции саморазвития своей личности.
Учащийся получит возможность научиться:
осознавать себя как часть целого мира людей;
идентифицировать себя со своим городом, краем, страной;
уважать культурные ценности других народов;
адекватной оценке событий и людей с точки зрения вклада в развитие своей личности;
ставить перед собой большие цели и действовать по направлению к реализации своей мечты;
находить связь полученных знаний и умений с разными областями профессиональной деятельности;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценке и Яконцепции;
эмпатии как осознанному пониманию и сопереживанию чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
соотносить полученный результат с поставленной целью;
применять алгоритм самостоятельного выхода из затруднения; при поиске выхода искать ответ на вопрос «Как мне это сделать?»; применять установку, что слово «невозможно» блокирует сознание и волю;
применять правила исправления ошибок, коррекции выявленных затруднений, после чего фиксировать повышение результата;
самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
Учащийся получит возможность научиться:
при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей (включая самомотивирование, волевую саморегуляцию, критериальную самооценку и т. д.);
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач и проблем;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.
Коммуникативные
Учащийся научится:
применять правила ведения дискуссии;
понимать значимость ролей «автора», «понимающего» и «критика» в коммуникации;
осуществлять коммуникативное взаимодействие с опорой на правила выполнения ролей «организатора» и «арбитра»;
формулировать различительные признаки спора и дискуссии; различать их на практике.
Учащийся получит возможность научиться:
конструктивно решать конфликтные ситуации;
учитывать и координировать различные позиции других людей в сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей;
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
следовать моральноэтическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Познавательные
Учащийся научится:
формулировать проблему, тему учебного исследования;
осуществлять учебноисследовательскую деятельность, применяя разные методы познания и мышления: анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, наблюдение и т. д.;
подбирать методы исследования в зависимости от цели исследования (исследовательского проекта);
применять правила проведения защиты своей исследовательской или проектной работы; грамотно отвечать на вопросы оппонентов;
применять понятие «достоверность» информации; применять критерии достоверности информации: ссылка на академические издания, подтверждение документами и т. д.;
составлять конспект письменного текста; использовать различные приемы конспектирования, сжатия текста;
прогнозировать последствия своей информации (новости, ответы на уроке, шутки, и т. д.); понимать, что слова влекут за собой чувства, эмоции, действия и поступки как самого человека, так и всех окружающих.
Учащийся получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
применять при чтении основы рефлексивного чтения;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Содержание курса внеурочной деятельности «Математика для всех»
(9 класс/ 17 часов)
Развитие математической теории.
Элементы комбинаторики, теории вероятностей (4 часа)
Элементы комбинаторики. Систематический перебор вариантов с помощью выбора логики перебора, таблиц, дерева возможностей. Правила комбинаторики: правило произведения, понятие перестановки и формулу подсчёта числа перестановок. Перестановки с повторениями, формулы числа размещений и сочетаний.
Элементы теории вероятностей. Достоверные, невозможные и случайные события. Понятия «испытания», «исход», «благоприятный исход». Равновозможные события, совместные и несовместные события. Классическое определение вероятности. Алгоритм нахождения вероятности случайного события. Представление о геометрической вероятности. Применение комбинаторных рассуждений при нахождении вероятности случайного события.
Числовые последовательности.
Последовательности. Способы задания последовательностей. Арифметическая прогрессия. Формула общего члена. Сумма первых n членов арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия. Формула общего члена. Сумма первых n членов геометрической прогрессии.
Решение уравнений и неравенств высших степеней.
Корни высших степеней. Преобразование выражений, содержащих корни n-й степени. Иррациональные уравнения. Уравнения, содержащие переменную в рациональной степени.
Решение уравнений высших степеней.Неравенства высших степеней: методы решения.
Системы нелинейных уравнений.
Решение систем способом подстановки и сложения.
Другие способы решения систем нелинейных уравнений с двумя неизвестными.
Решение рациональных неравенств. Метод интервалов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности «Математика для всех» для 9 класса
№ урока п/п | Сроки проведения урока (занятия) | Наименование разделов, тем | Коли-чество часов | Примечание (комментарий учителя, форма контроля, виды деятельности на уроке, изменение сроков проведения и т.п.) |
I четверть |
Глава 1. Развитие математической теории (4 часа) |
Элементы комбинаторики, теории вероятностей (4 часа) |
1 | 01.09 – 10.09 | Перестановки с повторениями. | 1 | ОНЗ, РТ |
2 | 13.09 – 24.09 | Размещения.Сочетания. | 1 | ОНЗ, РТ |
3 | 27.09 – 08.10 | Решение задач на комбинаторные формулы. | 1 | ОНЗ, РТ |
4 | 11.10 – 22.10 | Применение комбинаторики при решении вероятностных задач. Геометрическая вероятность. | 1 | ОНЗ, РТ |
II четверть |
Глава 3. Числовые последовательности (5 ч.) |
5 | 01.11 – 12.11 | Последовательности. Способы задания последовательностей | 1 | |
6-7 | 15 – 26.11 29 – 10.12 | Арифметическая прогрессия. Формула общего члена. Сумма первых n членов арифметической прогрессии. | 2 | |
8 | 13.12 – 24.12 | Геометрическая прогрессия. Формула общего члена. Сумма первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | |
III четверть |
9 | 10.01 – 21.01 | Геометрическая прогрессия. Формула общего члена. Сумма первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | |
Глава 4. Решение уравнений и неравенств высших степеней. (8 часов) |
10 | 24.01 – 04.02 | Корни высших степеней. Преобразование выражений, содержащих корни n-й степени. | 1 | |
11 | 07.02 – 18.02 | Иррациональные уравнения. | 1 | |
12 | 21.02 – 04.03 | Уравнения, содержащие переменную в рациональной степени. | 1 | |
13 | 07.03 – 18.03 | Решение уравнений высших степеней. | 1 | |
IV четверть |
14 | 28.03 – 08.04 | Неравенства высших степеней: методы решения. | 1 | |
15 | 11.04 – 22.04 | Решение систем способом подстановки и сложения. | 1 | |
16 | 25.04 – 06.05 | Другие способы решения систем нелинейных уравнений с двумя неизвестными. | 1 | |
17 | 09.05 – 20.05 | Решение рациональных неравенств. Метод интервалов. | 1 | |