СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика в окружающем мире"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика в окружающем мире"»



«Математика в окружающем мире»

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Математика в окружающем мире» разработана в соответствии с Приказом Минпросвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «СШ №6», на основании авторской программы «Математика с увлечением» М.В. Буряк, Е.Н. Карышева.

Данная программа рассчитана на учащихся 9-11 лет. Занятия проводятся в 3-4 классах один раз в неделю. Общий объём занятий составляет 33 (34) часа за 1 год обучения



1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы 3 класса

Математика (34часа)

Арифметические действия над числами в пределах 100

Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. Умножение и деление чисел. Приёмы рациональных вычислений. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания, умножение и деления. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия, прикидка результата. Чётные и нечётные числа. Умножение и деление двузначных чисел на однозначное. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Умножение на 1 и 0. Деление на 1. Доли. Сравнение долей.

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Арифметические действия над числами в пределах 1000.

Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Величины и их измерение

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Масса. Единицы измерения массы: грамм, килограмм. Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур. Действия с именованными числами.

Текстовые задачи

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или схеме, в таблице для ответа на заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач. Дополнение условия задачи и постановка вопроса к задаче. Моделирование задач.

Элементы геометрии

Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Куб. Грани куба. Изменение положения куба. Видимые и невидимые линии у куба. Развёртка куба. Тела вращения. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Деление окружности на равные части. Виды треугольников: равносторонний, разносторонний, равнобедренный. Конструирование из геометрических фигур (конструктор «Колумбово яйцо»).

Элементы алгебры

Выражения с двумя переменными. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенства и неравенства.

Работа с информацией

Представление информации в виде таблицы, схемы, рисунка. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному правилу.


Курс «Математика в окружающем мире» является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру. Указанные ниже количество часов распределено по темам занятий.


Содержание программы

«Животные и растения степи и лесостепи»

(34 часа)

Знакомство с территорией степи и лесостепи (1ч)

Расположение на карте степи и лесостепи. Природные условия степи и лесостепи.

Растительный мир степи и лесостепи (3ч)

Травянистые растения. Цветковые растения.

Животный мир степи и лесостепи (26ч)

Насекомые. Земноводные. Пресмыкающиеся. Звери. Птицы. Рыбы.

Охрана природы (3ч)

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский». Государственный природный заповедник «Оренбургский». Государственный природный заповедник «Ростовский».

Итоговое занятие (1ч)


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2. 1. Личностные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Математика в окружающем мире» направлены на готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

- Гражданско - патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине – России;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

уважение к своему и другим народам;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

- Духовно-нравственного воспитания:

признания индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

- Эстетическое воспитание:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям т творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности

- Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

бережное отношение к физическому и психическому здоровью

- Трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, отвественное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям

- Экологического воспитания:

бережное отношение к природе;

неприятие действий, приносящих ей вред

- Ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира;

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании


2.2. Метапредметные результаты освоения программы направлены на:


2.2. 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия:

сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы




2) базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

с помощью педагогического работника формулировать цель. планировать изменения объекта, ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях


3) работа с информацией:

выбирать источник получения информации;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информационную в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации


2.2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументировано высказывать свое мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование)

готовить небольшие публичные выступления

подбирать иллюстрированный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления

2) совместная деятельность:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою част работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы

2.2. 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

устанавливать причины успеха/неудачи учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок



Предметные результаты

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического, алгоритмического и пространственного мышления, математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, рисунки).

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицам, схемами, рисунками, цепочками; представлять, анализировать данные, выполнять задания логического характера, собирать фигуры из деталей конструктора.

Отработка навыков работы на компьютере для выполнения учебных задач.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс

№ п/п

Тема

количество отводимых часов

форма проведения

1

Арифметические действия в пределах 100.

Удивительная степь

Игра – путешествие.

Мульт.просмотр

2

Решение задач.

Растения-эфеме6ры.

Практика.

Мультпросмотр

3

Обозначение геометрических фигур буквами.

Степные растения.

Практика.

Беседа

Мультпросмотр

4

Таблицы.

Цветочный ковёр степи.

Познавательная игра.

Мультпросмотр

5

Грани куба

Степные насекомые.

Интеллектуальная игра

Мультпросмотр

6

Ломаная линия.

Муравей-жнец степной. Степная дыбка.

Соревнование.

Мультпросмотр

7

Чётные и нечётные числа.

Земноводные степей.

Конкурс.

Мультпросмотр

8

Решение задач.

Пресмыкающиеся степей.

КВН

Мультпросмотр

9

Тела вращения.

Болотная черепаха.

Познавательная игра

Мультпросмотр

10

Площадь прямоугольника.

Рыбы водоёмов степей.

Конкурс

Мультпросмотр

11

Развёртка куба.

Хищные рыбы степных водоёмов.

Практика.

Мультпросмотр

12

Порядок выполнения действий.

Многообразие степных птиц.

Сорвнование

Мультпросмотр

13

Умножение на 1 и 0.

Деление на 1.

Перепел. Стрепет.

Познавательная игра

Мультпросмотр

14

Единицы времени.

Хищные птицы степей.

Конкурс.

Мультпросмотр

15

Видимые и невидимые линии.

Журавль-красавка. Дрофа.

Игра

Мультпросмотр

16

Доли.

Птицы степей.

Игра

Мультпросмотр

17

Внетабличное умножение и деление.

Утки степей.

Соревнование

Мультпросмотр

18

Симметричные фигуры.

Суслик.

Практика

Мультпросмотр

19

Умножение двухзначных чисел на однозначное.

Сурок.

Практика

Мультпросмотр

20

Выражение с двумя переменными.

Хомяк.

Познавательная игра

Мультпросмотр

21

Деление двузначных чисел на однозначное.

Тушканчик.

Практика

Мультпросмотр

22

Нахождение неизвестных компонентов.

Барсук.

соревнование

Мультпросмотр

23

Деление с остатком.

Ондатра. Степной хорёк.

Практика

Мультпросмотр

24

Числа от 1 до 1000.

Нумерация.

Степной ёж.

Игра

Мультпросмотр

25

Сравнение трёхзначных чисел

Речной бобр.

Соревнование

Мультпросмотр

26

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Крот. Цокор. Слепыш.

Интеллектуальный марафон

Мультпросмотр

27

Единицы массы.

Степная лисица.

Практика

Мультпросмотр

28

Виды треугольников.

Мулан.

Коструирование

Мультпросмотр

29

Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000.

Кулан.

Практика

Мультпросмотр

30

Решение задач.

Косуля.

Деловая игра

Мультпросмотр

31

Деление окружности на равные части.

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский».

Практика

Мультпросмотр

32

Перпендикулярность прямых.

Государственный природный заповедник «Оренбургский».

Практика

Мультпросмотр


33

Параллельность прямых.

Государственный природный заповедник «Ростовский».

Практика

Мультпросмотр

34

Итоговое занятие.

Смотр знаний