
2. Пояснительная записка рабочей программы
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» общеинтеллектуального направления.
Количество часов: 34 часа (1 час в неделю).
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель: создание условий для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.
Задачи:
- воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, любознательность;
- развивать мышление, память, внимание, наблюдательность, творческую инициативу;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
- формировать логическое мышление, творческую деятельность.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп»
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:_
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
мотивация для углублённого изучения курса русского языка
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся
● Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
● Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
● Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
● Действовать в соответствии с заданными правилами.
● Включаться в групповую работу.
● Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
● Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
● Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
● Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
● Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
● пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Учащиеся получат возможность научиться
● строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
● Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
● Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
● Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
● Анализировать правила игры.
4. Содержание курса с указанием форм организации видов деятельности
4.1. Содержание курса
Симметрия. «Удивительная снежинка», игра «Крестики-нолики», математические игры. Числа от 1 до 100, прятки с фигурами. Секреты задач, «спичечный» конструктор, геометрический калейдоскоп. Числовые головоломки. Геометрия вокруг нас, путешествие точки, тайны окружности. Математическое путешествие, «новогодний серпантин», «Часы нас будят по утрам...». Геометрический калейдоскоп, головоломки. Секреты задач, «Что скрывает сорока?», интеллектуальная разминка. Дважды два — четыре. В царстве смекалки, задачи в стихах, мир занимательных задач. Игра «На лесной полянке», математические фокусы. Головоломки. В гостях у Винни-Пуха. Решение задач на смекалку, нестандартные задачи, математические игры с Колобком, математическая эстафета.
4.2Формы организации и виды деятельности
Форма организации обучения — математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— игры: «Крестики-нолики», «Морской бой» и др.
Основные виды деятельности учащихся:
● решение занимательных задач;
● оформление математических газет;
● участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
● знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
● проектная деятельность, творческие работы
● самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
5. Тематическое планирование
| Тема занятия | Количе-ство часов | Виды и формы занятия |
1 | Симметрия. «Удивительная снежинка» | 1 | Изометрические узоры. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
2 | Игpa «Крестики-нолики» | 1 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 |
3 | Математические игры. Числа от 1 до 100 | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» |
4 | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
5 | Секреты задач | 1 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
6 | «Спичечный» конструктор | 1 | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
7 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
8 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). |
9 | Математические игры | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
10 | Геометрия вокруг нас | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
11 | Путешествие точки | 1 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
12 | Математические игры | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. |
13 | Тайны окружности | 1 | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
14 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 4; второй — прибавляет 8, третий — вычитает 6, а четвёртый - прибавляет 5. Ответы к пяти раундам записываются |
15 | «Новогодний серпантин» | 1 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
16 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». |
17 | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. |
18 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Задания на разрезание и составление фигур. |
19 | Головоломки | 1 | Расшифровка закодированных слов. |
20 | Секреты задач | 1 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. |
21 | «Что скрывает сорока?» | 1 | Решение и составление ребусов, |
22 | Интеллектуальная разминка | 1 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
23 | Дважды два — четыре | 1 | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица множения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». |
24 | Дважды два — четыре | 1 | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
25 | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
26 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
27 | Задачи в стихах | 1 | Решение задач в стихах |
28 | Мир занимательных задач. Игра» На лесной полянке» | 1 | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». |
29 | Математические фокусы. Головоломки | 1 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
30 | В гостях у Винни-Пуха | 1 | Игра-путешествие с решением математических задач |
31 | Решение задач на смекалку. | 1 | Решение задач на смекалку. |
32 | Нестандартные задачи. | 1 | Решение нестандартных задач, математические игры |
33 | Математические игры с Колобком | 1 | Решение олимпиадных задач |
34 | Математическая эстафета. | 1 | Решение нестандартных задач, математические игры |
| | Итого 34 часа | |