СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир химии" для 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир химии" для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир химии" для 9 класса»

М



униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»









Рабочая программа

Внеурочной деятельности

«Мир химии»

9 класс











г. Коркино- 2024





Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

обучающийся научится:

осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

 коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

обучающийся научится:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цепи;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.

ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

планировать ресурсы для достижения цели.

называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.



Познавательные УУД

Обучающийся научится:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выявлять причины и следствия простых явлений.

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик обьекта;

составлять тезисы, различные виды планов и конспектов (простых, сложных и т.п.).

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

давать определения понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

обобщать понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.



Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);

соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументируя их;

координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Выпускник получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;



Предметные результаты:

1. В познавательной сфере:

давать определения изученных понятий;

описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;

описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;

классифицировать изученные объекты и явления;

делать выводы и умозаключения из наблюдений;

структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.

2.В ценностно - ориентационной сфере:

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

3. В трудовой сфере:

проводить химический эксперимент.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Содержание учебного курса

9 класс (68 часов)

Тема 1. Введение. Техника безопасности при обращении с веществами. (3 ч.)

Цели и задачи курса. Химия и её значение. Место химии среди естественных наук.

Вещества в быту. Классификация бытовых веществ. Правила безопасного обращения с веществами.

Основные пути проникновения вредных веществ в организм человека (через рот, через кожу, через органы дыхания).

Отравления бытовыми веществами (уксусная кислота, природный газ, угарный газ и другие). Первая медицинская помощь при отравлениях.

Ожоги. Классификация ожогов. Степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах.

Тема 2. Химия в нашем доме (31 час)

Химия вокруг нас. Значение химии в повседневной жизни человека. Удивительные свойства воды. Исследование качества воды. Способы очистки воды. Жесткость воды. Что такое накипь и как с ней бороться? Способы устранения жесткости. Многообразие солей в быту. Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Тайна мыла. Сравнение свойств мыла и порошков. Какие бывают клеи и химизм их действия. Приготовление клея и исследование его действия. Тайны стекла. Исследование различных видов стекла. Химия душистых веществ. Исследование современных косметических и парфюмерных средств. Исследования жидких косметических средств. Косметические средства для мытья тела. Соль для ванны и опыты с ней.

Искусственные и натуральные косметические средства. Косметические и декоративные пудры. Лак для ногтей. Носители запаха. Дезодоранты. Красители для волос.

Моющие косметические средства. Мыла. Основные компоненты мыла. Шампуни.

Уход за кожей. Уход за волосами. Уход за зубами. Кремы и прочая парфюмерия. Как самому научиться готовить питательный крем. Могут ли представлять собой опасность косметические препараты? Вещества бытовой химии для дома - польза или вред?

Из истории использования моющих средств. Синтетические моющие средства (СМС). О чём говорит ярлычок на одежде. Моющее действие СМС. Химический состав и назначение СМС. Отбеливатели.

Средства для чистки кухонной посуды. Готовим чистящие смеси. Пластмассы и волокна у нас дома. Изучение свойств волокон. Распознавание волокон. Знакомство с пластмассами. Распознавание пластмасс. Химические материалы для ремонта квартиры. Техника выведения пятен. Техника безопасного обращения с бытовыми химическими веществами

Тема 3. Химия на кухне(18 ч.)

Химический состав пищи.

Основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы), микроэлементы. Основные источники пищевых питательных веществ.

Калорийность (энергетическая ценность) пищевых продуктов. Высоко- и низкокалорийные продукты питания. Энергетическая ценность дневного рациона человека. Состав дневного рациона. Диеты. Как избежать ожирения.

Пищевая аллергия. Основные принципы рационального питания. Первая медицинская помощь при пищевых отравлениях.

Состав пищевых продуктов. Химические компоненты продуктов питания: консерванты, красители, загустители, ароматизаторы.

Поваренная соль, ей состав и значение для организма человека.

Вещества, используемые при приготовлении пищи. Уксусная кислота, её консервирующее действие. Растительное масло. Животные жиры. Чипсы и сухарики. Их состав. Продукты сетей быстрого питания (фаст-фудов). Сахар. Конфеты. Сахарный диабет.

Генно-модифицированные продукты и ГМО. Опасность частого употребления продуктов фаст-фуда.

Напитки. Чай. Кофе. Их состав. Кофеин, его действие на организм. Соки. Газированные напитки. Состав газированных напитков. Красители и консерванты в напитках. Энергетики. Действие энергетиков на организм. Чем лучше всего утолять жажду.

Тема 3. Домашняя аптечка. (6 ч.)

Лекарства. Сроки годности лекарств. Классификация лекарств. Обезболивающие средства. Антибиотики. Противоаллергические средства. Витамины.

Инструкции по применению лекарств. Назначение лекарств. Противопоказания.

Правила употребления лекарств. Почему нельзя употреблять лекарства без назначения врача.

Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

Практическая работа. Домашняя аптечка.

Тема 4. Химия на даче (5 ч.)

Изучение состава почвы. Минеральные удобрения. Чем опасны нитраты. Обнаружение нитратов в овощах. Вещества бытовой химии для дачи и огорода. Средства для борьбы с насекомыми.

Удобрения и ядохимикаты.Правила безопасного хранения средств бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии.



Тема 5. Проектная деятельность ( 5 ч.)

Выбор темы проекта. Сбор информации для разработки проекта, работа обучающихся с различными источниками информации. Выполнение проекта. Представление индивидуального исследовательского проекта









Тематическое планирование 9-й класс (68ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Введение. Техника безопасности при обращении с веществами.

3

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Мир химии» ученик должен

иметь представление: об обязательных для изучения разделах курса, возможность выбора своего пути при изучении данного курса;

знать:

- способы оказания первой медицинской помощи при отравлениях бытовыми веществами;

- правила безопасного обращения с препаратами бытовой химии, лекарственными средствами и пищевыми продуктами;

- режим питания;

- понятие калорийность продуктов питания;

- влияние бытовых веществ на окружающую среду;

уметь:

- выбирать объект изучения;

- оформлять результаты своей работы (в виде презентации, доклада, их защиты);

- планировать свою деятельность по изучению курса;

- осуществлять самоконтроль за результатами своей деятельности;

- выбирать пищевые продукты с учётом их состава и калорийности;

- грамотно использовать средства бытовой химии;

- правильно использовать лекарственные средства;

владеть навыками безопасного обращения с бытовыми веществами.

2

Химия в нашем доме

31

3

Химия на кухне

18

4

Домашняя аптечка

6

5

Химия на даче

5

6

Проектная деятельность

5


Всего

68



Календарно-тематическое планирование курса

п/п

Дата проведения

Тема

Кол-во часов

Использование оборудования «Точка роста»

План

Факт

Тема 1. Введение. Техника безопасности при обращении с веществами (3 ч.)

1



Значение химии, связь её с другими науками.

1


2



Практическая работа №1

Техника безопасности при работе с веществами

1

Химическая посуда, спиртовка, лабораторный штатив

3



Ядовитые вещества и противоядия. Меры неотложной помощи при отравлении химикатами

1


Тема 2. Химия в нашем доме ( 31 ч.)

4



Химия вокруг нас. Значение химии в повседневной жизни человека.

1


5



Удивительные свойства воды.

1


6



Практическая работа №2

Исследование качества воды

1

Цифровая лаборатория по химии

7



Практическая работа №3

Способы очистки воды

1

Реактивы и химическая посуда

8



Жесткость воды. Что такое накипь и как с ней бороться?

1


9



Практическая работа №4

Жесткость воды. Способы устранения жесткости

1

Реактивы и химическая посуда

10



Многообразие солей в быту.

1


11



Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные.

1


12



Тайна мыла

1


13



Практическая работа 5

Сравнение свойств мыла и порошков

1

Реактивы и химическая посуда

14



Какие бывают клеи и химизм их действия

1


15



Практическая работа №6

Приготовление клея и исследование его действия

1

Реактивы и химическая посуда

16



Тайны стекла

1


17



Практическая работа №7

Исследование различных видов стекла

1

Реактивы и химическая посуда

18



Химия душистых веществ

1


19



Практическая работа №8

Исследование современных косметических и парфюмерных средств

1

Цифровая лаборатория по химии

20



Косметические средства для мытья тела

1


21



Практическая работа №9

Исследования жидких косметических средств

1

Цифровая лаборатория по химии

22



Соль для ванны и опыты с ней.

1


23



Кремы и прочая парфюмерия.

1


24



Практическая работа №10

Как самому научиться готовить питательный крем

1

Реактивы и химическая посуда

25



Могут ли представлять собой опасность косметические препараты?

1


26



Вещества бытовой химии для дома - польза или вред?

1


27



Практическая работа № 11

Готовим чистящие смеси

1

Реактивы и химическая посуда

28



Пластмассы и волокна у нас дома

1


29



Практическая работа № 12

Изучение свойств волокон. Распознавание волокон

1


30



Практическая работа № 13

Знакомство с пластмассами. Распознавание пластмасс

1


31



Химические материалы для ремонта квартиры.

1


32



Техника выведения пятен

1


33



Практическая работа 14

Удаление различных пятен

1

Реактивы и химическая посуда

34



Техника безопасного обращения с бытовыми химическими веществами

1




Тема 3. Химия на кухне (18 ч.) 

35



Химический состав пищи.

1


36



Основные принципы рационального питания. Пищевые отравления.

1


37



Витамины.

1


38



Практическая работа №15

Обнаружение витаминов.

1

Реактивы и химическая посуда

39



Пищевые добавки. Душистые вещества и приправы. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

1


40



Практическая работа №16

Исследования пищевых добавок в продуктах питания

1

Реактивы и химическая посуда

41



Продукты быстрого питания. Польза или вред.

1


42



Что такое ГМО

1


43



Напитки.

1


44



Практическая работа №17

Наличие красителей в напитках

1

Реактивы и химическая посуда

45



Практическая работа №18

Исследование влияния газированной воды

1

Реактивы и химическая посуда

46



Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара

1


47



Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека

1


48



Практическая работа 19

Очистка загрязненной поваренной соли

1

Реактивы и химическая посуда

49



Растительные и другие масла. Почему растительные масла полезнее животных жиров?Что такое антиоксиданты?

1


50



Столовый уксус и уксусная эссенция.

Практическая работа № 20

Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие

1

Реактивы и химическая посуда

51



Средства для мытья посуды

1


52



Практическая работа №21

Анализ средств для мытья посуды

1

Цифровая лаборатория по химии

Тема 4. Домашняя аптечка (6 ч.)

53



Лекарства.

1


54



Правила употребления лекарств.

1


55



Первая медицинская помощь при отравлениях лекарственными препаратами.

1


56



Решение задач с фармацевтическим содержанием.

1


57



Решение задач с фармацевтическим содержанием.

1


58



Практическая работа №22

Домашняя аптечка.

1


Тема 5. Химия на даче (5 ч)

58



Практическая работа №23

Изучение состава почвы.

1

Цифровая лаборатория по химии

60



Минеральные удобрения. Чем опасны нитраты.

1


61



Практическая работа № 24

Обнаружение нитратов в овощах

1

Реактивы и химическая посуда

62



Вещества бытовой химии для дачи и огорода

1


63



Ядохимикаты на даче. Правила правильного использования

1


Тема 6. Проектная деятельность ( 5 ч.)

64



Выбор темы проекта. Сбор информации для разработки проекта, работа обучающихся с различными источниками информации.

1

Цифровая лаборатория по химии

65



Выполнение проекта

1

Цифровая лаборатория по химии

66



Выполнение проекта

1

Цифровая лаборатория по химии

67



Представление индивидуального исследовательского проекта

1


68



Подведение итогов работы за год.

 

1









ПрКалендарно-тематическое планирование курса «Химический калейдоскоп», 9 класс