СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Город мастеров» общекультурного направления

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная программа интегрированная, и является результатом социального запроса по удовлетворению интеллектуальных потребностей и интересов учащихся

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Город мастеров» общекультурного направления»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Огнево-Заимковская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

на заседании методобъединения

МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»

Протокол № ____

от «___» _________2018 г.

________/ Г.П. Старченко/

«Согласовано»

Педагог-организатор ВР

МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»

_________/Н.Г. Гудова/

«___» _________2018 г.



Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Город мастеров»

для 1 класса

Учитель: Старченко Галина Петровна

учитель начальных классов



2018-2019 учебный год





Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников

«Город мастеров» общекультурного направления


Свой идеал я вижу в том, чтобы

буквально каждый ребенок увидел прекрасное,

остановился перед ним в изумлении,

сделал прекрасное частицей своей души...

В.А. Сухомлинский



Пояснительная записка

Новые условия жизни для учащихся выдвигают свои новые требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые решения;

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Декоративно – прикладное творчество является составной частью общекультурного направления внеурочной деятельности в образовании. Оно готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Актуальность

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов воспитания и образования личности младшего школьника относятся – художественно – эстетическое воспитание, в частности повышение качества знаний по декоративно – прикладному искусству.

При разработке программы «Город мастеров» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению. Эти программы в основном представлены одним направлением декоративно-прикладного творчества: лепка, вышивка, батик, бисероплетение, и т.п.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Данная программа интегрированная, и является результатом социального запроса по удовлетворению интеллектуальных потребностей и интересов учащихся.

Педагогическая целесообразность осуществляемой программы состоит в том, что она развивает интерес к изучению:

  1. изобразительного искусства;

  2. пластилинографии;

  3. аппликации;

  4. бумагопластики;

  5. конструирования по замыслу детей.

Программа способствует:

- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

- освоению различных видов декоративно – прикладного искусства;

- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

- созданию творческой атмосферы в группе учащихся на основе взаимопонимания коллективной работы;

- знакомству с историей пластилина, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Цель программы:

  • всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора посредством выполнения работ различных видов декоративно – прикладного искусства.

Задачи программы:

  • научить понимать и применять профессиональные термины, ориентироваться в разновидностях декоративно – прикладного искусства;

  • научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов живой и неживой природы;

  • научить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

  • обучить различным приемам работы с бумагой, природным материалом;

  • применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций выполненных в технике аппликации.


  • развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

  • развивать мелкую моторику рук и глазомера;

  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.


  • воспитывать интерес к искусству декоративно – прикладного творчества;

  • расширять коммуникативные способности детей;

  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Цели и задачи данной программы соответствуют целям и задачам основной образовательной программы образовательного обучения.


Отличительной особенностью данной программы является построение на основе дидактической и сюжетно – ролевой сказки и игры. Эти формы и методы являются ведущими в воспитании и образовании детей младшего школьного возраста.

Работа во внеурочной деятельности состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются беседы о природе, животных, птицах, профессиях. Теоретические сведения по основам цветоведения, материаловедения представлены в форме художественно – дидактической игры. Также запланированы встречи с художниками Черепановского района, посещение творческих выставок, экскурсии на природу.

Дети увлечённо изучают литературу, связанную с декоративно – прикладным творчеством, находятся в постоянном поиске нового.

Можно рассматривать программу в учебно-воспитательном процессе как:

  • конечный результат уроков технологии – поделки, аппликации;

  • объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;

Программа создана на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам декоративно – прикладного творчества.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания простых композиций до сочинения сказок, коллективных работ, творческих проектов детей, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.



Программа «Город мастеров» рассчитана на 4 года, 1 час в неделю, 1 класс -33 часа, в 2-4 классах – 34 часа в год.


Содержание программы отображает единство учебной и вне учебной деятельности связь с предметами (окружающий мир, изобразительное искусство, технология, литературное чтение, история). Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: флористика, пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. В процессе творчества у ребенка проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

Программа «Город мастеров» способствует творческому развитию учащихся, повышению качества базовых знаний и умений изобразительного искусства, технологии, окружающего мира, развивает пространственное воображение, память, творческие и  исследовательские способности, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию  внимания, уверенность в своих силах и  способностях, так как неуспевающих на занятиях нет.


Формы работы

Программа предполагает использование, как традиционных методов работы, так и нетрадиционных для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия.

  1. Теоретические занятия.

  2. Экскурсии (в музей, на природу).

  3. Конкурсы и викторины.

  4. Коллективные творческие дела.

  5. Тематические праздники.

  6. Встречи с интересными людьми.

  7. Просмотр и обсуждение фильмов.

  8. Сбор и оформление материалов поисково-исследовательской деятельности.

  9. Выступление перед сверстниками по итогом проделанной работы.

  10. Походы, подвижные игры.


Таким образом, на основе программы «Город мастеров» происходит реализация личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий, при этом социальными партнёрами могут быть (школа, родители, другие учреждения культуры, библиотеки).


Планируемые результаты

освоения учащимися программы внеурочной деятельности

Личностный

у выпускника будут сформированы:

-- способности к самооценки;

-- чувство прекрасного и эстетические чувства;

-- навык самостоятельной работы и работы в группе;

-- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

-- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:

трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Выпускник получит возможность для формирования:

--устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

-- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;

-- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

-- эмоционально-ценностное отношения к искусству и жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метопредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

-- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

-- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

-- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Познавательные учебные действия:

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-- различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

-- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

-- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник;

-- развивать художественный вкус;

-- художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-- развивать фантазию, воображения, интуицию, память;

-- развивать способности аргументировать свою точку зрения к различным произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

-- доброжелательно и уважительно общаться со сверстниками и взрослыми;

-- формировать собственное мнение и позицию.

Предметные;

Учащиеся получат возможность научиться:

-- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

-- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

-- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом.



Формы подведения итогов

В течение учебного года все учащиеся проходят диагностику с целью проверки начальных и итоговых знаний, умений навыков, которая осуществляется во время занятий посредством:

- наблюдения педагога за практической работой учащихся;

- опросов по изученным темам;

- выполнение письменных заданий, тестов.

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).



Тематический план 1 класс

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

I

«Волшебный мир природы»

9

3

6

1.1

Заготовка и хранение природных материалов.

2

1

1

1.2

Орнамент в квадрате. Аппликация из листьев.

3

1

2

1.3

Орнамент в круге.

2

1

1

1.4

Аппликация из природного материала.

2

-

2

II

«Пластилинография»

10

2

8

2.1

«Путешествие в Пластилинию»

1

0.5

0.5

2.2

«Подарки осени». Плоскостное изображение

1

0.5

0.5

2.3

«Червячёк в яблочке». Знакомство со средствами выразительности.

1

0.5

0.5

2.4

«Кактус в горошке»

1

-

1

2.5

«Рыбка» Плоскостное изображение.

1

-

1

2.6

«Натюрморт из чайной посуды»

1

-

1

2.7

«Ферма» Рельефное изображение.

1

-

1

2.8

Аппликация «Бабочки». Знакомство с симметрией.

1

0.5

0.5

2.9

«Божьи коровки на ромашке».

1

-

1

2.10

«Цветы для мамы». Лепная картина.

1

-

1

III

«Бумагопластика»

6

1

5

3.1

«Волшебные комочки». Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги.

1

0.5

0.5

3.2

«Фрукты».

1

0.5

0.5

3.3

«Чудо-дерево»

1

-

1

3.4

«Птенчики»

1

-

1

3.5

«Снегирь»

1

-

1

3.6

«Праздничная открытка»

1

-

1

IV

«Изготовление кукол»

8

1

7

4.1

История куклы.

1

1

-

4.2

Кукла на картонной основе.

2

-

2

4.3

«В лесу»

2

-

2

4.4

«Куклы-актеры»

3

-

3


Итого:

33

7

26















Содержание программы «Город мастеров» 1 класс Программа направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами (пластилин, бумага и картон, проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно-прикладного искусства, изготовление простейших декоративно-художественных изделий, учатся организации своего рабочего места. Раздел 1. «Волшебный мир природы» 1.1«Заготовка и хранение природного материала». Заготовка листьев. Инструктаж по правилам техники безопасности. Раскладка листьев между листами бумаги. Практическая часть: сбор листьев, раскладка листьев для засушивания. «Аппликация из листьев. Орнамент в квадрате». Виды аппликации. Клей для аппликации. Последовательность выполнения работы. Практическая часть: выполнение аппликации в квадрате. «Орнамент в круге». Последовательность выполнения орнамента в круге. Материалы, применяемые для выполнения работы. Практическая часть: выполнение самостоятельной работы «Орнамент в круге». «Аппликация из природного материала». Свободный выбор сюжета композиции. Практическая часть: выполнение аппликации из природного материала.
Раздел 2. «Пластилинография» 2.1 «Путешествие в пластилинию». Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

2.2 «Подарки осени». Плоскостное изображение.

Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.

Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».

2.3 «Червячок в яблочке» знакомство со средствами выразительности.

2.4 «Кактус в горшке».

Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.

Практическая часть. Сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

2.5 «Рыбка». Плоскостное изображение.

Особенности построения композиции подводного мира.

Практическая часть. Создание сюжета о подводном мире, используя технику пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и уменя.

2.6 «Натюрморт из чайной посуды»

Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.

Практическая часть. Соединение частей изделия, путем сглаживания мест скрепления.

2.7 «Ферма». Рельефное изображение.

Создание сюжета в полуобъеме.

Практическая часть. Создание композиции из отдельных деталей, с использованием имеющихся навыков работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.

2.8 Аппликация «Бабочки» Знакомство с симметрией.

Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.

Практическая часть. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Закрепление технического приема работы с пластилином в технике пластилинография. Создание рельефа.

2.9 «Божьи коровки на ромашке».

2.10 «Цветы для мамы» лепная картина.

Формирование композиционных навыков.

Практическая часть. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Выполнение тонких и удлиненных лепестков с использованием чесноковыжималки.


Раздел 3. «Бумагопластика»

3.1 «Волшебные комочки» технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги.

История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.

3.2 «Фрукты»,

Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

3.3 «Чудо – дерево»

Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания. Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги

3.4 «Птенчики»

Последовательность выполнения работы. Цветовые сочетания.

Практическая часть: Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

3.5 «Снегирь»

Последовательность выполнение работы. Пространственные представления. Композиционные навыки.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

3.6 «Праздничная открытка»,

Композиционные навыки. Закрепление умений и навыков работы с использованием мятой бумаги. Последовательность выполнение работы.

Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочком мятой бумаги.

Раздел 4. «Изготовление кукол»

4.1 « История куклы». Техника безопасности

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности.

4.2 «Кукла на картонной основе».

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.

Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

4.3 «В лесу» композиция.

Особенности построения композиции

Практическая часть. Прикрепление элементов к основе. Создание композиции.

4.4 «Куклы – актеры» пальчиковые куклы. Аппликация.

Разнообразие техники аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Технология создания кукол, которые одеваются на палец из бумаги.

Практическая часть. Создание героев сказки «Теремок». Цветовое решение.


Методическое обеспечение 1 класс.

Раздел 1. «Волшебный мир природы»

Беседа: Общие сведения о природных материалах…………(папка №2 стр.3-5)

Беседа: Свойства и особенности природного материала…..(папка №2 стр.1-2)

Техника безопасности при работе с ножницами……………(папка №1 стр.2)

Фотографии детских работ..................................................(папка № 2 стр.64-65)

Пушица……………………………………………………..(папка№2стр.78-79)

Беседа: Пушистые материалы………………………...(папка №2 стр.109-112)

Природные материалы……………………………………………….(книга №99)

Материалы: бумага, картон, кисти для клея, коробочки для листьев, клей ПВА, орехи, шишки, косточки от фруктов и овощей, пластилин.

Инструменты: ножницы,

Техническое оснащение раздела: компьютер, фотоаппарат.

Формы занятий: заочное путешествие по Родному краю, экскурсия, фото - сессия, традиционное занятие, игра.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины «Волшебный мир природы»…………………………………….(папка№10)


Раздел 2. «Пластилинография»

«Новогодние открытки и подарки»……………………………….(журнал№88)

Фигурки из соленого теста…………………………………………(книга№36)

«Цветы»…………………………………………..………….(набор открыток)

«Оригинальные картины из зерен»…………………………………(книга №26)

«Птичьи хлопоты»………………………………………………….(книга №54)

«Рыбки»……………………………………………………………..(книга №55)

Материалы: клей ПВА, проволока, цветная бумага, бумажные салфетки, фольга.

Инструменты: ножницы, иголка, шило.

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие - практикум, праздник.

Формы подведения итогов по разделу: выставка, устные ответы на вопросы…………………………………………………………………….(папка№10)

Раздел 3. «Бумагопластика»

«Аппликация из кусочков бумаги»…………………………….....(книга №65)

Иллюстрации к сказкам……………………………………….(.набор открыток)

«Искусные поделки из разных материалов»……………………(стр. 15 – 31)

«Вырезаем из бумаги»………………………………………………..(книга№98)

«Цветы»……………………………………………………….(набор открыток)

«Оригинальные картины из зерен» (цветы и букеты)……………..(книга №26)

«Самоделки из бумаги»……………………………………………(книга №53)

«Декоративная бумага»…………………………………………….(книга№37)

«Цветы из бумаги»…………………………………………………(книга №78)

Материалы: картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей ПВА.

Инструменты: ножницы, пинцет.

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины…………………………………………………………………….(папка№10)


Раздел 4. «Изготовление кукол»

«Игрушки из помпонов»……………………………………………...(книга№76)

Библиотека по прикладному творчеству.

Стежка и аппликация………………………………………………(книга №38)

«Делаем сами» народная кукла……………………..(журнал №101, стр26-27)

Материалы: пряжа разного цвета, нитки ирис, картон, цветные кусочки ткани, простые нитки.

Инструменты: ножницы, иголка.

Техническое оснащение раздела: компьютер.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы проведения итогов по разделу: наблюдение, праздник, выставка, устные ответы на вопросы…………………………………………..(папка№10)


Тематический план 2 класс

Раздел, тема

Всего

часов

Теория

Практика

I

Декоративно-прикладное искусство.

1

1

-

1.1

Чему будем учиться на занятиях? Правила техники безопасности

1

1

-

II

Пластилиновая графика.

10

3

7

2.1

«Мультипликационные герои», полу - объемное изображение.

2

1

1

2.2

«Осенний натюрморт». Жанр изобразительного искусства - натюрморт.

2

-

2

2.3

«Веселый клоун». Жанр изобразительного искусства – портрет.

2

-

2

2.4

«Цветение лотоса». Жанр изобразительного искусства – пейзаж.

2

1

1

2.5

«Матрешка». Оформление народной игрушки в технике пластилиновой графике.

2

1

1

III

Бумажная пластика

6

1

5

3.1

История бумаги. Технологии работы с бумагой

1

1

-

3.2

«Цветы из бумаги».

3

-

3

3.3

«Снежинки»

1

-

1

3.4

«Новогодняя открытка»

1

-

1

IV

Плетение бисером

10

1

9

4.1

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.

2

-

2

4.2

Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.

2

-

2

4.3

Параллельное низание. Плоскостные миниатюры: (бабочка, стрекоза).

3

-

3

4.4

Низание крестиками.

3

1

2

V

Изготовление кукол

7

1

6

5.1

«Народная кукла». Русские обряды и традиции

1

1

-

5.2

«Бесшовные куклы».

3

-

3

5.3

«Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница». Техника – продевания.

3

-

3


Итого:

34

7

27

Содержание программы 2 класс.

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.


Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство

1.1 Чему будем учиться на занятиях? Правила техники безопасности

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Правила техники безопасности. ПТБ. Цвет. Цветовой круг.

Раздел 2. Пластилиновая графика

2.1 «Чебурашка». Полу - объемное изображение на плоскости.

Создание композиции в полу - объеме из пластилина.

Практическая часть. Целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливание деталей к основе. Размазывание. Приглаживание границ соединения отдельных частей.

2.2 «Осенний натюрморт». Жанр изобразительного искусства - натюрморт.

Знакомство с жанром изобразительного искусства – «натюрморт».

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

2.3 «Веселый клоун». Жанр изобразительного искусства – портрет.

Знакомство с жанром изобразительного искусства – «портрет». Цветовое решение.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

2.4 «Цветение лотоса». Жанр изобразительного искусства – пейзаж.

Знакомство с жанром изобразительного искусства – «пейзаж». Контраст. Использование работ в интерьере.

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.

2.5 «Матрешка». Оформление народной игрушки в технике пластилиновой графики.

Народная игрушка. История создания матрешки. Отражение характерных особенностей оформления матрешки

Практическая часть. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала.


Раздел 3. Бумажная пластика

3.1 « История бумаги». Технологии работы с бумагой

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

3.2 «Цветы из бумаги».

Знакомство с технологией работы креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги.

Практическая часть. Цветы: роза, тюльпан, пион.

3.3 «Снежинки».

Откуда появилась снежинка? – изучение особенностей возникновения и строения снежинок. Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.

Практическая часть. Плоскостные и объемные снежинки

3.4 «Новогодняя открытка».

Знакомство с видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

Практическая часть. Новогодняя открытка.


Раздел 4. Плетение бисером.

4.1 Вводное занятие.

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. План занятий. Демонстрация изделий. История развития плетения бисером. Использование бисера в народном костюме. Современные направления плетения бисером. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.

4.2 Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку.

Основные приёмы плетения бисером - параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов

4.3 «Параллельное низание».

Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей, брелков или закладок. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

4.4 «Низание крестиками»

Традиционные виды плетения бисером. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая часть. Освоение приемов плетения бисером. Упражнения по низанию цепочки в крестик. Изготовление браслета “ёлочка”. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.

Раздел 5. Изготовление кукол

5.1 «Народная кукла». Русские обряды и традиции.

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

5.2 «Бесшовные куклы».

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Практическая часть. Кукла на счастье, утешительница, веснянки.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

5.3 «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница». Техника – продевания:

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.


Методическое обеспечение 2 класс

Раздел 1. «Декоративно-прикладное искусство»

«Правила техники безопасности»…………………………(инструктаж по ТБ)

Чему будем учиться на занятиях.......................................(выставочные работы)

Цветовой круг……………………………………………(наглядное пособие)

Материалы: бумага, картон, кисти для клея, клей ПВА, пластилин, клеенки, тряпочки, нитки, веревки, бусинки, бисер и.т.д.

Инструменты: ножницы, стеки, кисточки.

Техническое оснащение раздела: компьютер, фотоаппарат.

Формы занятий: - традиционное занятие, игра.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы.


Раздел 2. «Пластилиновая графика»

«Новогодние открытки и подарки»……………………………….(журнал№88)

Фигурки из соленого теста…………………………………………(книга№36)

«Цветы»……………………………………………………….(набор открыток)

«Оригинальные картины из зерен»………………………………(книга №26)

«Птичьи хлопоты»………………………………………………….(книга №54)

Материалы: клей ПВА, проволока, цветная бумага, картон.

Инструменты: ножницы, стеки.

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие - практикум, праздник.

Формы подведения итогов по разделу: выставка, устные ответы на вопросы………………………………………………………………….(папка№10)

Раздел 3. «Бумажная пластика»

«Аппликация из кусочков бумаги»………………………………...(книга №65)

Иллюстрации к сказкам………………………………………(.набор открыток)

«Искусные поделки из разных материалов»……………………(стр. 15 – 31)

«Вырезаем из бумаги»……………………………………………..(книга№98)

«Цветы»…………………………………………..…………….(набор открыток)

«Самоделки из бумаги»…………………………………………..(книга №53)

«Декоративная бумага»……………………………………………….(книга№37)

«Цветы из бумаги»…………………………………………………(книга №78)

Материалы: картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей ПВА.

Инструменты: ножницы, пинцет.

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины…………………………………………………………………….(папка№10)

Раздел 4. «Плетение бисером»

Плетение из бисера и бусин…………………………………….(книга №80)

Материалы: проволока, леска, бисер, бусинки, салфетки.

Инструменты: ножницы.

Техническое оснащение раздела: компьютер.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины…………………………………………………………………….(папка№10)

Раздел 5. «Изготовление кукол»

«Игрушки из помпонов»……………………………………………..(книга№76)

Библиотека по прикладному творчеству.

Стежка и аппликация………………………………………………(книга №38)

«Делаем сами» народная кукла…………………….(журнал №101, стр26-27)

Материалы: пряжа разного цвета, нитки ирис, картон, цветные кусочки ткани, простые нитки, набивка, бисер, бусинки, тесьма.

Инструменты: ножницы, иголка.

Техническое оснащение раздела: компьютер.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы проведения итогов по разделу: наблюдение, праздник, выставка, устные ответы на вопросы………………………………………..(папка№10)



Тематический план 3 класс.

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

I

Декоративно-прикладное искусство в интерьере.

1

1

-

1.1

«Основные декоративные элементы интерьера». Вводная беседа. Правила техники безопасности.

1

1

-

II

Пластилиновая графия – как способ декорирования.

10

1

9

2.1

Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

1

0.5

0.5

2.2

Фото – рамка.

2

-

2

2.3

«Подсвечник»

1

0.5

0.5

2.4

«Ваза»

2

-

2

2.5

«Сказочный город». Объемно – пространственная композиция.

4

-

4

III

Бумажная пластика.

6

2

4

3.1

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги

1

0.5

0.5

3.2

Конструирование из бумажных полос

1

0.5

0.5

3.3

Базовые фигуры и приемы работы (цилиндры и конусы)

4

1

3

IV

Плетение бисером.

10

2

8

4.1

«Мышка», «Кит». Техника параллельного низания.

2

1

1

4.2

«Бабочка». Техника параллельного низания.

2

1

1

4.3

«Подарок маме». Аппликация из бисера.

3

-

3

4.4

Бисерная цепочка с петельками.

3

-

3

V

Изготовление кукол.

7

1

6

5.1

Сувенирная кукла.

1

1

-

5.2

«Домовенок». Оберег. Символика оберегов.

3

-

3

5.3

«Кукла – шкатулка»

3

-

3


Итого:

34

7

27



Содержание программы 3 класс.

На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 1. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.

    1. «Основные декоративные элементы интерьера» вводная беседа.

Правила техники безопасности.


Раздел 2. Пластилиновая графика.

2.1 «Пластилиновая графика – как способ декорирования».

Декорирование предметов собственными силами. Материалы и инструменты.

2.2 «Фото-рамка».

Приемы пластилиновой графики, используемые при оформлении фото-рамок. Анализ образцов. Выбор формы. Цветовое решение. Создание эскиза.

Практическая часть. Рамка для детской фотографии – ягодка, цветочная, сердце. Работа с инструкцией. Определение порядка работы.

2.3 «Подсвечник».

Анализ образцов подсвечников из разных материалов. Форма и цветовое решение. Композиция. Подбор способов и приемов в изготовлении подсвечника.

Практическая часть. Эскиз. Композиция. Выбор техники исполнения.

2.4 «Ваза».

Исторический экскурс. Вазы из венецианского стекла с применением технологии миллефиори. Ваза как подарок или часть интерьера.

Практическая часть. Освоение изученных приемов создания пластин в технике миллефиори. Оформление поверхности вазы (пластиковой тары) пластинами.

2.5 «Объемно – пространственная композиция».

Общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия. Анализ памятников и объектов исторической и современной архитектуры.

Практическая часть. Создание макетов с использованием геометрических фигур

2.6 «Сказочный город». Объемно – пространственная композиция.

Беседа о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного. Анализ сказочных замков. Техника их выполнения с использованием пластилина и бросового материала (пластиковая тара). Работа с инструкционной картой.

Практическая часть. Выполнение макета сказочных замков из пластиковой тары и пластилина. Последовательное создание элементов композиции. Работа над композицией ведется от центра к периферии.

Раздел 3. Бумажная пластика.

3.1 «Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги».

Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.

3.2 «Конструирование из бумажных полос».

Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.

Практическая часть. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Лебедь, цветок, сердце и т. д.

3.3 «Базовые фигуры и приемы работы (цилиндры и конусы)».

Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий).

Практическая часть. Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Лягушка, зонт, грибы, лиса, мышь,

Раздел 4. Плетение бисером.

4.1 «Мышка», «Кит». Техника параллельного низания.

Знакомство с техникой объемного параллельного плетения. Технология слоистого плетения.

Практическая часть. «Мышка», «Кит».

4.2 «Бабочка». Техника параллельного низания.

Технология слоистого плетения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. «Бабочка»

4.3 «Открытка». Аппликация из бисера.

Понятие «аппликация». Исторический экскурс. Анализ образцов. Приёмы плетения бисером, используемые для изготовления аппликации: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения элементов аппликации. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов аппликации. Составление композиций. Сборка и закрепление бисерных элементов . Использование аппликации для оформления открытки, интерьера.

4.4 «Бисерная цепочка с петельками».

Низание из бисера “в одну нить”: простая цепочка, цепочка с бусинками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения.

Практическая часть. Освоение приемов плетения бисером. Упражнения по выполнению различных подвесок и их присоединению к цепочкам.

Раздел 5. Изготовление кукол.

5.1 «Сувенирная кукла».

Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.

5.2 «Домовенок». Оберег. Символика оберегов.

Оберег - как субъект культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты.

Практическая часть. «Домовенок». Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ

5.3 «Кукла – шкатулка».

Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.

Практическая часть. Кукла – шкатулка. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.


Методическое обеспечение 3 класс

Раздел 1. «Декоративно-прикладное искусство в интерьере»

«Декоративно-прикладное искусство в интерьере»…(библиотека для детей)

Материалы: бумага, картон, кисти для клея, коробочки для листьев, клей ПВА, орехи, шишки, косточки от фруктов и овощей, пластилин.

Инструменты: ножницы,

Техническое оснащение раздела: компьютер, фотоаппарат.

Формы занятий: заочное путешествие по Родному краю, экскурсия, традиционное занятие.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы.

Раздел 2. «Пластилиновая графика»

«Новогодние открытки и подарки»…………………………….(журнал№88)

Фигурки из соленого теста…………………………………………(книга№36)

«Цветы»……………………………………………………….(набор открыток)

«Оригинальные картины из зерен»…………………………………(книга №26)

«Птичьи хлопоты»………………………………………………….(книга №54)

«Рыбки»……………………………………………………………..(книга №55)

Материалы: проволока, цветная бумага.

Инструменты: ножницы, стеки, клеенка.

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие - практикум, праздник.

Формы подведения итогов по разделу: выставка, устные ответы на вопросы…………………………………………………………………….(папка№10)

Раздел 3. «Бумажная пластика»

«Аппликация из кусочков бумаги»…………………………….....(книга №65)

Иллюстрации к сказкам……………………………………….(.набор открыток)

«Искусные поделки из разных материалов»……………………(стр. 15 – 31)

«Вырезаем из бумаги»………………………………………………..(книга№98)

«Цветы»……………………………………………………….(набор открыток)

«Оригинальные картины из зерен» (цветы и букеты)…………..(книга №26)

«Самоделки из бумаги»……………………………………………(книга №53)

«Декоративная бумага»……………………………………………….(книга№37)

«Цветы из бумаги»…………………………………………………(книга №78)

Материалы: картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей ПВА.

Инструменты: ножницы, пинцет.

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины…………………………………………………………………….(папка№10)


Раздел 4. «Плетение бисером»

Плетение из бисера и бусин……………………………………….(книга №80)

Материалы: проволока, леска, бисер, бусинки, салфетки.

Инструменты: ножницы.

Техническое оснащение раздела: компьютер.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины…………………………………………………………………….(папка№10)

Раздел 5. «Изготовление кукол»

«Игрушки из помпонов»………………………………………......(книга№76)

Библиотека по прикладному творчеству.

Стежка и аппликация………………………………………………(книга №38)

«Делаем сами» народная кукла………………………(журнал №101, стр26-27)

Материалы: пряжа разного цвета, нитки ирис, картон, цветные кусочки ткани, простые нитки, бисер, бусинки.

Инструменты: ножницы, иголка.

Техническое оснащение раздела: компьютер.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы проведения итогов по разделу: наблюдение, праздник, выставка, устные ответы на вопросы…………………………………………..(папка№10)



Тематический план 4 класс.

Раздел, тема

Всего часов

Теория

Практика

I

Декоративно-прикладное творчество в жизни людей.

1

1

-

1.1

Чему будем учиться на занятиях? правила техники безопасности.

1

1

-

II

Пластилиновая графика.

10

2

8

2.1

«Панно из пластилина». Знакомство принципами работы

1

1

-

2.2

Перенесение рисунка на прозрачную основу.

1

-

1

2.3

Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу.

2

-

2

2.4

«Тематические композиции». Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная, проектная деятельность.

6

1

5

III

Бумажная пластика.

6

1

5

3.1

Смешанные базовые формы в бумажном конструировании

3

1

2

3.2

Завивка, закругления

3

-

3

IV

Плетение бисером.

9

1

8

4.1

Техника «французского» плетения.

3

1

2

4.2

Бисерные «растения» в горшочках.

3

-

3

4.3

Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

3

-

3

V

Изготовление кукол

8

1

7

5.1

Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве»

1

1

-

5.2

Работа над образом. Эскиз

1

-

1

5.3

Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения.

1

-

1

5.4

Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность

5

-

5


Итого:

34

6

28


Содержание программы (4 класс).

Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

Раздел 1. Декоративно-прикладное творчество в жизни людей.

1.1 Чему будем учиться на занятиях? Правила техники безопасности

Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности.

Раздел 2. Пластилиновая графика.

2.1 Панно из пластилина.

Знакомство с принципами работы

Краткая беседа о содержании работы в технике пластилиновой графики на прозрачной основе (с использованием бросового материала).

2.2 Этапы и способы нанесения рисунка на основу.

Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.

Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.

2.3 Подбор цветовой гаммы.

Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.

Практическая часть. Выполнение практической работы


2.4 Тематические композиции.

Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.

Практическая часть. Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

Раздел 3. Бумажная пластика.

3.1 Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

Практическая часть. Кошка, собака.

3.2 Завивка, закругления.

Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закругления с целью получения заданного образа.

Практическая часть. Эльф, фея, ангел.

Раздел 4. Плетение бисером.

4.1 Техника «французского» плетения (низания дугами).

Назначение и правила выполнения «французского плетения»

Практическая часть. Освоение изученных приёмов плетения бисером. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).

4.2 Бисерные «растения» в горшочках. Приёмы плетения бисером, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.

4.3 Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.

Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.

Практическая часть. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.


Раздел 5 «Изготовление кукол»

5.1 «Авторская кукла». Беседа «Кукла в искусстве»

Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.

    1. «Подготовка материалов и инструментов».

Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы.

Практическая часть. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.

    1. «Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность».

Планирование этапов работы

Практическая часть. Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.


Методическое обеспечение (4 класс).

Раздел 1. «Декоративно-прикладное творчество в жизни людей»

«Декоративно-прикладное творчество в жизни людей. (библиотека для детей)

Выставочные работы…………………………………………(детские работы)

Материалы: бумага, картон, пластилин, бисер, бусинки, тесьма, проволока, леска.

Инструменты: ножницы, стеки,

Техническое оснащение раздела: компьютер, фотоаппарат.

Формы занятий: экскурсия, беседа, фото - сессия, традиционное занятие, игра.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы.

Раздел 2. «Пластилиновая графика»

«Новогодние открытки и подарки»…………………………….(журнал№88)

Фигурки из соленого теста…………………………………………(книга№36)

«Цветы»……………………………………………………….(набор открыток)

«Оригинальные картины из зерен»………………………………(книга №26)

«Птичьи хлопоты»…………………………………………..…….(книга №54)

«Рыбки»……………………………………………………………..(книга №55)

Материалы: клей ПВА, проволока, цветная бумага, бумажные салфетки, фольга.

Инструменты: ножницы, стеки, деревянные палочки.

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат, компьютер.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие - практикум, праздник.

Формы подведения итогов по разделу: выставка, устные ответы на вопросы…………………………………………………………………….(папка№10)


Раздел 3. «Бумажная пластика»

«Аппликация из кусочков бумаги»……………………………......(книга №65)

Иллюстрации к сказкам………………………………………..(.набор открыток)

«Искусные поделки из разных материалов»……………………(стр. 15 – 31)

«Вырезаем из бумаги»……………………………………………….(книга№98)

«Цветы»……………………………………………………….(набор открыток)

«Оригинальные картины из зерен» (цветы и букеты)……………..(книга №26)

«Самоделки из бумаги»……………………………………………(книга №53)

«Декоративная бумага»……………………………………………….(книга№37)

«Цветы из бумаги»…………………………………………………(книга №78)

Материалы: картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей ПВА.

Инструменты: ножницы, пинцет, карандаш.

Техническое оснащение раздела: фотоаппарат.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины…………………………………………………………………….(папка№10)

Раздел 4. «Плетение бисером»

Плетение из бисера и бусин……………………………………….(книга №80)

Материалы: проволока, леска, бисер, бусинки, салфетки.

Инструменты: ножницы.

Техническое оснащение раздела: компьютер.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины…………………………………………………………………….(папка№10)

Раздел 5. «Изготовление кукол»

«Игрушки из помпонов»……………………………………………..(книга№76)

Библиотека по прикладному творчеству.

Стежка и аппликация………………………………………………(книга №38)

«Делаем сами» народная кукла……………………..(журнал №101, стр26-27)

«Моя подружка - мягкая игрушка…………………………………(книга №108)

Материалы: пряжа разного цвета, нитки ирис, картон, цветные кусочки ткани, простые нитки.

Инструменты: ножницы, иголка.

Техническое оснащение раздела: компьютер.

Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.

Формы проведения итогов по разделу: наблюдение, праздник, выставка, устные ответы на вопросы…………………………………………..(папка№10)


Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо:

- социальное партнерство с родителями;

- использование педагогического мастерства и постоянного его

повышения.

Для успешного усвоения программы необходимо:

  1. Наличие аудитории со специальным оборудованием для занятий.

  2. Обеспечение материальной базой, отвечающей современным требованиям.

  3. Наличие методической литературы.

  4. Организация обучающихся в летнее время для сбора и заготовки природного материала.


Для успешного усвоения программы используются:

Материалы, инструменты и приспособления

Инструменты: лобзик, ножовка по дереву, струбцина, узкая стамеска, коловорот, тиски, пассатижи, напильники и надфили, линейка, карандаш, циркуль.

Материалы: старые газеты, бумажные салфетки, обойный клей, клейстер и клей ПВА, пластилин, наждачная бумага, проволока, краски акварельные, гуашь, тушь черная, бумага для эскизов, картон, цветная бумага, скотч, кисточки, лак бесцветный акриловый, природный материал, дерево, фанера, фольга, нитки, веревки.


Литература для педагога.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»- М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2005г. – 6 чс..

3. Маракаев О. Первый букет [Текст]:/ О.Маракаев. – Академия развития, – 1999.224с.

4. Паньшина И. Декоративно-прикладное искусство [Текст]: / И.Паньшина. – 1998.

5. Шпикалова Т. В. мире народного творчества [Текст]: / Т.Шпикалова. – Изобразительное искусство – 1998г.

7. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду [Текст]: / А.П. Усова.

8. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах[Текст]: / Н.М. Конышева. Пособие для учителя из опыта работы.

9. Рисуем 50 персонажей любимых сказок [Изоматериал] : / Попури – -2001 - 100 с.

Литература для детей

1. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. [Текст]: / М.И. Нагибина. - Академия развития. – 1997.-192 с.,

2. Федотов Г. Сухие травы. [Текст]: / Г. Федотов. Основы Художественного ремесла – М.: АСТ-ПРЕСС, – 1997.- 208 с.

3. Филенко Ф. Поделки из природных материалов. [Текст]: / Ф.Филенко. – Просвещение, – 1999.-112 с.

4 Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел.[Текст]: / Ю.Б.Гомозова.- Академия развития,-1998.-208с.

5. 100 идей для украшения вашего дома. Сухие цветы [Текст]: / АСТ-ПРЕСС, -1997.- 108 с.

6. Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. [Изоматериал]/ А.А.Анистратова, Н.И.Гришина – 2009.- 8с.

7. Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов [Текст]: / Н.В.Дубровская. – 2007.-80с.

8. Белецкая Л.Б. Флористика. [Текст]: / Л.Б.Белецкая, К.Б. Боброва – М.:АСТ; Сталкер,2007.-77 с.

9. Перевертень Г.И. Сказка из листьев и лепестков [Текст]: / Г.И.Перевертень. – М.:АСТ; Сталкер,2008.-31с.

10. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов [Текст]: / Г.И.Перевертень, – М.:АСТ; Сталкер,2007.-14с.

11. Перевертень Г.И. Волшебная флористика [Текст] :/ Г.И.Перевертень. – М.:АСТ.-2007.-14с.

12. Вохринцева С.В. Птицы [Изоматериал]: / С.В. Вохринцева. – Страна фантазий. 2005.-18с.








Понятийный аппарат

  • Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.

  • Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.

  • Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

  • Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

  • Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.

  • Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

  • Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.

  • Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.

  • Куклы-актёры — самостоятельный вид средства для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.

  • Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, «молодух». Носили до рождения первого ребенка.

  • Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

  • Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

  • Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.

  • Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.

  • Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

  • Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.

  • Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

  • Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.

  • Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

  • Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

  • Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.

  • Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

  • Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

  • Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.

  • Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.