Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
(5-6 класс)
Руководитель:
Шевяков Илья Сергеевич
Возраст детей: 10 - 11 лет
Вид образовательной программы – рабочий
Срок реализации – 2 года
г. Смоленск, 2022
I.Пояснительная записка
Музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Замечательный педагог современности В.Сухомлинский писал: «Душа ребен-
ка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любить, сострадать,
творить добро, открывать прекрасное.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие:
формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостря-
ется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное ум-
ственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Цель: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важ-
ной и неотъемлемой части всей духовной культуры.
Реализации данной цели способствуют следующие задачи:
Формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;
Создавать условия для формирования у детей творческой инициативы, коммуникативных качеств.
Воспитывать любовь и интерес к музыке; культуру чувств, поведения; музыкальный вкус;
Воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.
Развивать творческие способности детей, вокально-хоровые навыки; музыкальное мышление.
Основные содержательные линии курса:
Индивидуальное и коллективное пение;
Проведение музыкальных игр;
Проведение тематических бесед о музыке и музыкантах;
Слушание музыкальных произведений;
Музыкально – ритмические движения;
6. Выполнение творческих заданий.
Форма организации:
Внеурочная деятельность осуществляется на базе МБОУ «СШ № 23» города Смоленска. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в кабинете русского языка, актовом зале, библиотеке.
Данная программа рассчитана на 136 часа с учебной нагрузкой 2 часа в неделю.
II. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыкальная шка-
тулка» к концу первого года обучения (конец 5-го класса)
Обучающиеся должны иметь представление:
О музыкальных жанрах (песня, танец, марш);
О понятиях: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыкальная шка-
тулка» к концу второго года обучения (конец 6-го класса)
Обучающиеся должны иметь представление:
Об истоках народного творчества, особенностях народного фольклора в Смоленской области;
О программной музыке, понимать значение программы в музыкальном произведении;
Представлять музыкальный образ, стиль в прослушанных произведениях;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
III.Содержание курса
Первый год обучения (5 класс)
I полугодие
В мире музыкальных звуков. Вводный. Знакомство с деятельностью кружка, основными направлениями.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Знакомство с легендами,
мифами о музыке и музыкантах. Чтение сказок о музыке и музыкантах, определение глав-ных героев и значение роли музыки.
«7 цветов радуги – 7 нот». Знакомство со звукорядом, нотным станом. Элементы нотной грамоты, работа в прописях.
Путешествие в музыкальный театр. Правила поведения в музыкальном театре. Роль музы-ки в театре и кино. Составить программу любимых песен из мультфильмов по интересам обучающихся.
Жанры вокальной музыки. Знакомство с жанрами: песня, романс, гимн. Знакомство с ис-торией возникновения гимна России, символика нашего государства: флаг, герб.
II полугодие
Этот удивительный ритм. Музыкально ритмические движения. Музыкальные игры. Зна-комство с длительностями. Участие в ритмических упражнениях, играх, музыкальных иг-рах.
Сказочные образы в музыке. Познакомить с музыкальными произведениями на сказоч-ный сюжет.
«Композитор, исполнитель, слушатель». Дать понятия: композитор, исполнитель, слу-шатель.
Музыкальные жанры. Знакомство с основными муз. жанрами (песня, танец, марш).
Музыкальные инструменты. Сказки о музыкальных инструментах, знакомство с темб-рами инструментов.
Творческая мастерская. Творческие задания по пройденному материалу.
Второй год обучения (6 класс)
I полугодие
Окружающий мир и музыка. Введение. Знакомство с деятельностью кружка, основными направлениями. Звуки, которые нас окружают.
Народное творчество. Корень музыкальной культуры. Значение слов: народ, творчество. Отличия народных песен от авторских. Особенности народного творчества в Вологодской области.
Народный календарь. Годовой цикл обрядов. Календарные песни. Праздники по народ-ному календарю.
Песенные жанры. Знакомство с былинами, историческими песнями, лирическими про-тяжными и городскими песнями.
Танцевальные жанры. Народные и бальные танцы, старинные танцы – шествия и евро-пейские танцы.
Музыкальная гостиная. Выступление на концерте, участие в мероприятии.
II полугодие
Музыкальная форма. Знакомство с формами в музыке. Прослушивание музыкальных произведений и разбор по музыкальным формам.
Программная музыка. Что такое программная музыка. Для чего нужна программа. Му-зыкальный портрет, пейзаж. Тема времена года в музыке.
Музыкальный стиль. Особенности творчества композиторов. Понятие стиль.
Музыкальный образ. Понятие образ. Связь образа с замыслом композитора. Музыкаль-ная тема, способы ее изложения.
Приемы развития в музыке. Основные приемы развития в музыке: повтор (точны и не-точный), секвенция, контраст. Понятие о структурной единице (фраза, мотив).
Творческая мастерская. Творческие задания по пройденному материалу.
Учебно-тематическое планирование по программе Первый год обучения (5 класс)
№ | Тема занятия | Дата проведения | Кол-во |
| | По плану | Фактич. | часов |
| I полугодие | | |
1 | В мире музыкальных звуков. | | | 2 |
| | | | |
2 | Мифы, легенды, предания о музыке и музыкантах. | | | 3 |
| | | | |
3 | Сказки о музыке. | | | 4 |
| | | | |
4 | «7 цветов радуги – 7 нот» | | | 3 |
| | | | |
5 | Путешествие в музыкальный театр. | | | 3 |
| | | | |
6 | Песни из любимых мультфильмов. | | | 3 |
| | | | |
7 | Жанры вокальной музыки. | | | 4 |
| | | | |
8 | Символы нашего государства. | | | 2 |
| | | | |
| II полугодие | | | |
| | | | |
9 | Этот удивительный ритм. | | | 3 |
| | | | |
10 | Музыкально ритмические движения. | | | 3 |
| | | | |
11 | Музыкальные игры. | | | 2 |
| | | | |
12 | Сказочные образы в музыке | | | 3 |
| | | | |
13 | «Композитор, исполнитель, слушатель» | | | 3 |
| | | | |
14 | Музыкальные жанры. | | | 5 |
| | | | |
15 | Музыкальные инструменты (народные) | | | 3 |
| | | | |
16 | Музыкальные инструменты (симфонические) | | | 3 |
| | | | |
17 | Творческая мастерская | | | 3 |
| | | | |
| Итого | | | 68 |
| | | | |
Учебно-тематическое планирование по программе Второй год обучения (6 класс)
№ | Тема занятия | Дата проведения | Кол-во |
| |
| | По плану | Фактич. | часов |
| I полугодие | | | |
1 | Окружающий мир и музыка. | | | 2 |
| | | | |
2 | Народное творчество. | | | 4 |
| | | | |
3 | Народный календарь. | | | 5 |
| | | | |
4 | Песенные жанры. | | | 4 |
| | | | |
5 | Танцевальные жанры. | | | 5 |
| | | | |
6 | Музыкальная гостиная. | | | 2 |
| | | | |
| II полугодие | | | |
| | | | |
| Музыкальная форма | | | |
| | | | |
7 | Музыкальная форма. | | | 2 |
| | | | |
8 | Тема. Период. | | | 2 |
| | | | |
9 | Двухчастная форма. | | | 2 |
| | | | |
10 | Трехчастная форма. | | | 2 |
| | | | |
11 | Форма рондо. | | | 2 |
| | | | |
12 | Форма вариации. | | | 2 |
| | | | |
13 | Программная музыка. | | | 3 |
| | | | |
14 | Времена года в музыке. | | | 3 |
| | | | |
15 | Музыкальный стиль. | | | 3 |
| | | | |
16 | Музыкальный образ. | | | 3 |
| | | | |
17 | Приемы развития в музыке. | | | 3 |
| | | | |
18 | Творческая мастерская | | | 3 |
| | | | |
| Итого | | | 68 |
| | | | |
Информационное обеспечение
Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Из-дательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007
Настольная книга, школьного учителя - музыканта. АлиевЮ.Б. – М., «Владос»,
2000.
Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс»,
2002.
Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. «Педагогика», 1975.