СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело» (духовно-нравственное направление) ( начальное общее образование) (1-4 классы)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело» (духовно-нравственное  направление) ( начальное общее образование) (1-4 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело» (духовно-нравственное направление) ( начальное общее образование) (1-4 классы)»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Поломошенская средняя общеобразовательная школа»


«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО Директор школы

классных руководителей

Руководитель МО ____________________

_______________________ Фонакова Т.Н.

Дробина Н.И. Приказ №_________

Протокол № ____ от «___»___________20__г. от «_____»________20__г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Музейное дело»

(духовно-нравственное направление)

( начальное общее образование)

(1-4 классы)

на 2021-2022 учебный год.





Составитель: Стукалова Людмила Павловна

Учитель истории и обществознания

Высшая категория






СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

3. Содержание учебного предмета

4. Тематический план.

5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

6.Календарно-тематический план.

7. Лист внесения изменений






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело» рассчитана на учащихся общеобразовательных школ. Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе таких нормативно – правовых документов и материалов, как:

- Годовой календарный учебный график;

- Учебный план МКОУ «Поломошенская СОШ»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

- Основная образовательная программа начального общего образования ОУ;

- Положение о рабочей программе ОУ.

- Примерная программа организации внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.: Просвещение 2011г. (стандарты второго поколения);

- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г.


Цель:

Помощь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле, оказание педагогической поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.


Задачи:

- знакомство с историей музейного дела и с музеем школы,

 развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;

 развитие самостоятельности и инициативы;

 составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога;

 исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;

 интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне;

 воспитание патриотизма, гражданственности;

 формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;

 способствование формированию коммуникативной культуры;

 развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;

 совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.


Место предмета в учебном плане

Программа разработана для разновозрастных учащихся 1-4 класса. Срок реализации программы – 1 год. Всего – 17 часов, 1 час в 2 недели.

Внеурочная деятельность «Музейное дело» входит в вариативную часть учебного плана школы.

Формы проверки и оценки результатов обучения:

- текущий контроль – оформление экспозиции, выпуск газет, листовки, открытки.


Направления работы

- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

- патриотическое и гражданское воспитание – работа с фондами музея.


Формы и методы проведения занятий:


- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- составление словаря музейных терминов;

- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов


Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности

Программа «Музейное дело» позволит:

- познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;

- дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;

- побудить учащихся к созидательной деятельности.

Программа будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.

Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.


Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности:


Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности «Музейное дело» распределяются по трём уровням.


Первый уровень результатов — приобретение учащимся социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.


Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.


Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта, для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде


Личностные:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

Познавательные:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др


Содержание.


1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.

2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов. Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов. Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

3. Поисково-исследовательская работа.

Разработка поиска по теме «История пионерской организации в школе» Проведение поиска по конкретной теме:

- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;

- сбор информации о последних пионерах школы;

- обработка и систематизация собранных материалов;

- организация научно-исследовательской работы;

4. Учёт и хранение фондов

Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов. Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фотофиксаций

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

5. Экспозиционная работа.

Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа): «Выдающиеся выпускники школы». Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы. Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии. Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использо­вания. Отработка на экспозиции мето­дики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий. Составление вопросника и проведение тематической бе­седы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция « Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».



Тематический план


Разделы, темы

Кол-во часов

Контрольно-оценочная деятельность.

1

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

2 ч.

-

2

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.


3 ч.

-

3

Поисково-исследовательская работа.


3 ч.

проект

4

Учёт и хранение фондов


2 ч.

-

5

Экспозиционная работа.


5 ч.

проект

6

Подготовка и проведение музейной экскурсии.


2 ч.

экскурсия



17 ч.




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса!

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

2. Печатные пособия

1

Д.В. Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

2

Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.

3

Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

4

Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.

2

Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 20114

3. Оборудование класса.

1

 Ноутбук

2

Мульти меди проектор

3

Принтер

4

 Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта)

4. Интернет-ресурсы


1

https://zen.yandex.ru/media/kulturologia/20-luchshih-muzeev-mira-kotorye-mojno-posetit-ne-vyhodia-iz-doma-5f60c5338b0f2342e5d40ba8 Лучшие музеи мира



2

https://www.culture.ru/museums/institutes/location-russia Лучшие музеи России.



3

https://kladraz.ru/ Музейная работа в школе.



4

http://www.akcdutik.ru/ "Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения"




Календарно – тематический план внеурочной деятельности «Музейное дело» 1-4 кл.


Тема урока

Планируемые образовательные результаты


Учебно-практическое, лабораторное оборудование и технические средства на уроке

Дата проведения

План

Факт

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.(2 ч.)

1

История возникновения музейного дела.

Знакомство с музеями разных профилей по кино – фото материалам, литературе. Определять направления деятельности музея.

Ноутбук, проектор, Интернет, принтер.



2

Основные направления деятельности школьного музея.



Фонды музея. Научная организация фондовой работы.(3 ч.)

3

Научная организация фондовой работы.

Знакомство с историко-краеведческим музеем школы. Работа с фондами музея.

Ноутбук, проектор, Интернет, принтер.




4

Музейный предмет как источник научных знаний



5

Виды фондовой работы.



Поисково – исследовательская работа.(3 ч.)

6-8

Поисковая работа по теме «Выдающиеся выпускники школы»

Знакомство с организацией, тематикой и направлениями деятельности школьного музея.

Ноутбук, проектор, Интернет, принтер.



Учёт и хранение фондов.(2 ч.)

9

Задачи учётно – хранительской работы. Музейный предмет как источник научных знаний.

Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций. Робота с документацией музея

Ноутбук, проектор, Интернет, принтер.



10

Типы и группы музейных предметов. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов



Экспозиционная работа.(5 ч.)

11

Знания о требованиях к экспозиции.

Проведение инвентаризации в школьном музее. Сбор и оформление материалов.

Ноутбук, проектор, Интернет, принтер.



12

Сбор материалов для экспозиций



13

Оформление экспозиций.



14-15

Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям.

Ноутбук, проектор, Интернет, принтер.





Подготовка и проведение музейной экскурсии.(2 ч.)

16

Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

Разработка и проведение экскурсии по конкретной теме (сбор материала, подготовка рассказа)

Ноутбук, проектор, Интернет, принтер.



17

Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Проведение экскурсий разных типов.

Ноутбук, проектор, Интернет, принтер.




























Лист внесения изменений


Дата по журналу

№ урока

Содержание темы

Основание, № приказа

Контроль












































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!