СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Юные музееведы" 5 класс (34 ч.) 2019-2020 уч. г.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления "Юные музееведы" 5 класс (34 ч.) 2019-2020 уч. г.»

Аннотация


Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные музееведы» представляет собою описание внеурочных занятий для учащихся 5-ых классов основной школы. Это специально организованная деятельность обучающихся второго уровня общего образования.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные музееведы» для 5-ых классов составлена на основе примерной рабочей программы научно-познавательного направления «Юные музееведы» курсов внеурочной деятельности основного общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ;под ред. В. А. Горского. — 4"е изд. — М. : Просвещение, 2014.) и предназначена для обучения учащихся 5-ого класса основам поисково-исследовательской, проектной деятельности в рамках часов внеурочной деятельности, где расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные музееведы» содержит общую характеристику курса, планируемые результаты освоения курса, содержание курса и учебно-тематический план курса внеурочной деятельности, рассчитанный на 35 ч ,1 час в неделю (1-ый год обучения)

Рабочая программа адресована учителям - предметникам основой школы общеобразовательных организаций Российской Федерации.

Целью рабочей программы внеурочной деятельности «Юные музееведы» является организация и проведение занятий, направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Организация и проведение занятий внеурочной деятеьности, направленных на социализацию обучения, развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.


1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные музееведы» для 5-г класса составлена на основе примерной рабочей программы научно-познавательного направления «Юные музееведы» курсов внеурочной деятельности основного общего образования (Автор. Д.В. Смирнов), «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.] ;под ред. В. А. Горского. — 4"е изд. — М. : Просвещение, 2014.) и предназначена для обучения учащихся 5-ого класса основам поисково-исследовательской, проектной деятельности в рамках часов внеурочной деятельности, где расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.

Цель программы «Юные музееведы» — помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Задачи программы:

-знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);

-развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

-развитие самостоятельности и инициативы.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей.

Музей — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Юные музееведы»

В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:

-непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

-развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

-системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя школьного краеведческого музея и детей. Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приёмами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность — самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу. Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в начале следующего учебного года (сентябрь, октябрь) в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция и т. п.).

Формы проведения занятий:

- викторины на знание понятий и терминов музееведения;

- экскурсии в музеи, архив, библиотеку;

- виртуальные экскурсии по известным мировым музеям;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);

- разработка и проведение мини-экскурсии по одному из разделов музейной экспозиции или рассказ об одном экспонате;

- работа в библиотеке;

- встречи с интересными людьми города, района, лицея;

- подготовка сообщений, презентационных материалов.

3. Место курса внеурочной деятельности «Юные музееведы» в учебном плане

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 10—14 лет в течение двух лет обучения в объёме 70 часов и предназначена для учащихся основной школы.

Курс внеурочной деятельности «Юные музееведы» в 2019-2020 учебном году проводится в количестве 35 часов ,

1 час в неделю, 1-ый год обучения.

4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юные музееведы»

Личностные результаты

У обучающихся формируется:

- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

- способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь.

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;

- находить и обрабатывать информацию;

- анализировать объекты, выделять главное;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая дополнительные источники), обобщение, выделение главного.

Обучающиеся получат возможность научиться: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- прогнозировать и оценивать конечный результат;

- описывать конкретные экспонаты и события;

- правильно задавать вопросы респондентам;

- проводить мини-экскурсии.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться в музейной терминологии;

- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

- составлять план поисково-исследовательского проекта;

- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

- проектировать простую экспозицию;

- комплектовать материал для выставки;

- составлять текст экскурсии к выставке;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- формировать и оформлять экспозицию семейного (классного) музея;

- готовить и проводить экскурсии по своему семейному (классному) музею.




5.Содержание курса внеурочной деятельности «Юные музееведы»


№ п/п

Содержание курса

Формы организации

Виды деятельности

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

Цели и задачи занятий по программе «Юные музееведы». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений

Основные формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся


Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).

2

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Современное понимание термина «музееведение». Законодательные акты, регулирующие музейное дело в Российской Федерации. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

Основные формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся


Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка устава объединения юных музееведов.


3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

Возникновение и становление музеев их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея.

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений

Основные формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся


Итоговые формы

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

4

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование(от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки.

Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование.

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпох Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Фомирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи. Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции

Основная формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся


Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: просмотр виеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); домашнее задание: подготовка совместного с родителями реферата (проектная работа — презентационное сообщение об одном из известных зарубежных музеев (по выбору детей).

5

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.).

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII- первой четверти XVIII в.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.

Коллекционирование в России в конце XVIII в.-первой половине XIX в.


Основная формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся


Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание : самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно"исследовательской работы). Отчёт о деятельности школьного музея

Основная формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся


Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.

7

Фонды музея. Работа с фондами. Определение понятия «фонды музея», изучение «музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учет фондов школьного музея . Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее

Основная формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного музея; составление учетной карточки экспоната школьного музея .

8

Музейная экспозиция и ее виды.

Понятие «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы» и др. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели др.) Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом др.) Экспозиции постоянные, временные, тематические в школьном краеведческом музее . Обновление экспозиции. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Основная формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

9

Поисково-исследовательская и научная деятельность.

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-педагогические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Основная формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся


Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: поисково-исследовательская деятельность музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

10

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея

Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее (стационарные, переносные или выездные). Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своем городе или районе, составление паспорта выставки.

Основная формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее ; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своем городе или районе, составление паспорта выставки.

11

Культурно-образовательная деятельность музея.

Культурно-образовательная деятельность музея и ее основные формы. Цели, задачи, и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников, опора на экспозицию. Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Основная формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсоводов ит.д.)

12

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея. Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея . Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы, экспедиции, работа в библиотеке, государственном музее, архиве, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний, документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Основная формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся


Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и ее проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

13

13. Организация краеведческой работы в экспедициях. Понятие «краеведческая экспедиция». Индивидуальное краеведческое задание и программа его выполнения в экспедиции. Формы выполнения краеведческих исследований в экспедиции: индивидуальные, звеньевые, и коллективные. Права и обязанности краеведа- исследователя при выполнении поисково-исследовательских работ. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Основная формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся


Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого обучающегося экспедиции, его вклада в общее дело.

Основная формы:

урок, заочная экскурсия, научное общество учащихся Итоговые формы:

выставка,

конференция, соревнование,

конкурс и др.

Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение лицейской краеведческой конференции по итогам экспедиции.









6. Учебно-тематическое план курса внеурочной деятельности «Юные музееведы», 5 кл., (35ч)


п/п


Темы


Количество часов всего


Теория / Практика

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

2

1 / 1

2

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

2

1 / 1

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

2

1 / 1

4

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца

XVIII в.)

2

1 / 1

5

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII — первая половина XIX в.)

3

2 / 1

6

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

2

1 / 1

7

Фонды музея. Работа с фондами.

2

1 / 1

8

Музейная экспозиция и её виды

2

1 / 1

9

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея

2

1 / 1

10

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

2

1 / 1

11

Культурно-образовательная деятельность музея

2

1 / 1

12

Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея

2

1 / 1

13

Организация краеведческой работы обучающегося в экспедициях

2

1 / 1

14

Подготовка и проведение итогового мероприятия

2

1 / 1


Итого

35ч

13 ч / 12ч

7. Рекомендуемая литература

1. Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (В помощь учителю,

руководителю кружка) / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 1992.

2. Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.

3. Горский В. А. Живое образование / В. А. Горский. — Ногинск, 2007.

4. Емельянов Б. В. Экскурсоведение / Б. В. Емельянов. — М., 2000.

5. Исследовательская практика школьников в профильном обучении: книга для учителя /

под ред. С. Н. Чистяковой. — М., 2006.

6. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова.

Пермь, 1974.

7. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринского. — М., 1987.

8 Музей будущего: Информационный менеджмент / сост. А. В. Лебедев. — М., 2001.

9. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.

10. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении / под ред. А. С. Прутченкова. — М., 2003.

11. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001. Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2001.

12. Сборник нормативноправовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.

13. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. — М., 1988.

14. Столяров Б. А. Основы экскурсионного дела / Б. А. Сто ляров, Н. Д. Соколова, Н. А. Алексеева. — СПб., 2002.

15. Столяров Б. А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности / Б. А. Столяров. — СПб., 1999.

16. Юренева Т. Ю. Музееведение / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.

17. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. / Т. Ю. Юренева. — М., 2003.

18. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике / М. Ю. Юхневич. — М., 2001

19. ОБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ

Важными объектами литературной образовательной среды являются литературные и литературно-мемориальные музеи и заповедники.

М. В. Ломоносова (Историко-мемориальный музей, с. Ломоносово Холмогорского р-на Архангельской обл.; музей в Петербурге);

Г. Р. Державина (музей Г. Р. Державина и русской словесности его времени в Петербурге);

А. С. Грибоедова (историко-культурный и природный заповедник «Хмелита»; Смоленская обл.);

А. С. Пушкина (Государственный музей, Москва; Музей-квартира на Арбате, Москва; Музей-квартира на Мойке, Петербург; Историко-литературный музей-заповедник, с. Большие Вяземы Одинцовского р-на Московской обл.; мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Михайловское»,

с. Михайловское Псковской обл.; литературно-мемориальный и природный музей-заповедник «Болдино», с. Большое Болдино Нижегородской обл.; Музей-дача, литературно-мемориальный музей, г. Пушкин (Царское Село); музей «Лицей», г. Пушкин (Царское Село); музей А. С. Пушкина в г. Торжок и с. Берново Тверской обл. и др.);

Е. А. Баратынского (Музей, Казань; историко-культурный и природно-ландшафтный музей «Мураново» Московской обл.); В. Г. Белинского (Музей-усадьба, г. Белинский Пензенской обл.);

М. Ю. Лермонтова (Дом-музей, Москва; Музей-заповедник, г. Пятигорск Ставропольского края; музей-заповедник «Тарханы», с. Лермонтово Белинского р-на Пензенской обл.); Ф. И. Тютчева (Литературно-мемориальный музей, с. Овстуг Жуковского р-на Брянской обл.; историко-культурный и природно-ландшафтный музей «Мураново» Московской обл.);

А. А. Фета (Мемориальный музей, с. Воробьёвка Золотухинского р-на Курской обл.);

Н. А. Некрасова (Мемориальный музей-квартира, Петербург; литературно-мемориальный музей-заповедник «Карабиха», с. Карабиха Ярославской обл.; дом-музей Н. А. Некрасова «Охотничий домик», г. Чудово Новгородской обл.);

И. С. Тургенева (мемориальный и природный музей-заповедник «Спасское-Лутовиново», с. Спасское-Лутовиново Мценского р-на Орловской обл.; Мемориальный Дом-музей И. С. Тургенева, Москва; Литературный музей И. С. Тургенева, г. Орёл);

А. Н. Островского (Дом-музей, историко-мемориальный и театральный музей, Москва; литературно-мемориальный и природный музей-заповедник «Щелыково», с. Щелыково Костромской обл.);

Ф. М. Достоевского (Музей-квартира, Москва; Литературно-мемориальный музей, Петербург; Литературный музей, г. Новокузнецк Кемеровской обл.; Литературный музей им. Ф. М. Достоевского, г. Омск; Дом-музей, г. Старая Русса Новгородской обл.);

Н. С. Лескова (Дом-музей, г. Орёл); А. К. Толстого (Литературно-мемориальный музей, с. Красный Рог Почепского р-на Брянской обл.); М. Е. Салтыкова-Щедрина (Музей, г. Тверь; Дом-музей, г. Вятка; Музей, с. Спас-Угол Талдомского р-на Московской обл.);

Л. Н. Толстого (Музей, Москва; музей-усадьба «Хамовники», Москва; музей-усадьба «Ясная Поляна», Щекинкий р-н Тульской обл.; Музей, железнодорожная станция Лев Толстой (бывш. Астапово) Липецкой обл.);

А. П. Чехова (Дом-музей, Москва; Литературный музей, музей «Домик Чехова», музей «Лавка Чеховых» в составе Таганрогского литературного и историко-архитектурного музея-заповедника; Литературно-мемориальный музей-заповедник, с. Мелихово Чеховского р-на Московской обл.; Музей писем А. П. Чехова, г. Чехов Московской обл.; историко-литературный музей «Чехов и Сахалин», г. Александровск-Сахалинский);

И. А. Бунина (Литературно-мемориальный музей, г. Елец; Музей, г. Орёл);

А. И. Куприна (Музей, с. Наровчат Пензенской обл.);

М. Горького (Литературный музей, Москва; Мемориальный музей- квартира, Москва; Литературно-мемориальный музей, г. Казань; Литературный музей (филиал — «Домик Каширина»), г. Нижний Новгород);

А. А. Ахматовой («Фонтанный дом» (усадьба Шереметевых), Санкт-Петербург);

А. А. Блока (историко-литературный и природный музей-заповедник «Шахматово», Солнечногорский р-н Московской обл.; Музей-квартира, Санкт-Петербург);

С. А. Есенина (Музей-заповедник, с. Константиново Рыбновского р-на Рязанской обл.; Мемориальный музей, Москва); В. В. Маяковского (Музей, Москва);

Б. Л. Пастернака (Дом-музей, пос. Переделкино Одинцовского р-на Московской обл.);

М. М. Пришвина (Дом-музей, д. Дунино Одинцовского р-на Московской обл.);

М. И. Цветаевой (Музей-квартира, Москва; Цветаевский мемориальный комплекс, г. Елабуга, Республика Татарстан); М. А. Шолохова (Музей-заповедник, станица Вёшенская Ростовской обл.);

В. М. Шукшина (Историко-мемориальный музей-заповедник, с. Сростки Бийского р-на Алтайского края);

В. П. Астафьева (Красноярский литературный музей им. В. П. Астафьева; Библиотека-музей В. П. Астафьева, с. Овсянка Красноярского края; Литературный музей, г. Чусовой Пермской обл.).

П. П. Бажова в г. Екатеринбурге, А. П. Гайдара в г. Арзамасе, А. С. Грина в г. Кирове и др.),

литературные экспозиции местных краеведческих музеев, областные, краевые, городские художественные музеи(музеи Алтайского края и др.)


8. Лист внесения изменений и дополнений внурочной деятельности

по учебному курсу «Юные музееведы» 5-г класса , 2019-2020 учебный год

Реквизиты приказа директора школы

Заменяемая тема

Уплотняемая тема

Новая тема

Кол-во часов

Период корректировки (неделя, месяц, четверть)
























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!