УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СШ №40»____________И.В.Домбровская
Приказ от 31.08.2021г. №144
Протокол пед.советаот 31.08.2021г.№ 1
Протокол МО учителей ЭРЦ от 30.08.2021г. № 1
от .08.2017г. № 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №40»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАВСТРЕЧУ ГТО»
Составитель:
Валитова Регина Марсовна
2021-2022 учебный год
Содержание
| Пояснительная записка……………………………………………… | 3 |
| Календарно-тематическое планирование …………..……………… | 8 |
| Учебно-тематическое планирование …………..………………....... | 10 |
| Список литературы………………………………………………….. | 11 |
| Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение занятий ………………………………………………………...……... | 11 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели с учетом специфики предмета.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено , что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. 24 марта 2014 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Актуальность данной программы определяется необходимостью достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями современных нормативных документов, определяющих деятельность педагога в рамках предмета «Физическая культура». В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения целью физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является содействие всестороннему физическому развитию личности ребенка посредством обеспечения его необходимым уровнем общего физического образования и общей физической подготовленности. В основе физического воспитания школьников лежит формирование физической культуры личности, которая достигается сочетанием следующих форм обучения – урок физической культуры и внеурочные занятия для учащихся. Физическое воспитание направлено на формирование мотивации и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в овладении основными видами физкультурно-спортивной деятельности, в разносторонней физической подготовленности занимающихся.
Данная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам на основе программы «Внеурочная деятельность Подготовка к сдаче комплекса ГТО», авторы: В.С Кузнецов; Г.А Колодницкий и Положением «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Цель комплекса ГТО:
Целью внедрения комплекса ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Основные задачи комплекса ГТО:
1.Увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
2.Повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан;
3.Формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни;
4.Повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
5.Модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта.
Принципы комплекса ГТО:
1. Государственный характер и оздоровительная направленность;
2. Личностно-ориентированная направленность;
3. Добровольность и доступность;
4. Принцип комплексности оценок, научная доказательность;
5. Обязательность медицинского контроля;
6. Непрерывность и преемственность;
7. Вариативность и адаптация;
8. Учет региональных и национальных особенностей.
Цель программы: создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья и подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Задачи программы:
- оздоровительная работа с детьми, проявляющими интерес к физической культуре
и спорту;
- укрепление здоровья;
- повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
- здоровьесбережение;
- снятие психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Планируемые результаты:
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты отражаются в умении самостоятельно определять цели и задачи своего обучения и подготовки к сдаче нормативов, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать индивидуально и в группе, разрешать конфликты.
Предметные результаты отражаются в понимании роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, в приобретении опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга.
Образовательный процесс по физической культуре направлен на решение следующих задач:
*содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
*обучение основам базовых видов двигательных действий;
*дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
*формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
*выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
*углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
*воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
*выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
*формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
*воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
*содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Принимая главную цель развития отечественной системы школьного образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Деятельный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения; в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов.
В основе «игровой рационализации» ГТО – игровой метод, как наиболее привлекательный и естественный для детей и подростков, который в непринужденной форме повышает физическую подготовленность школьников и который оказывает значительное влияние на их личностное развитие и социализацию. Это соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в которых личностные результаты образования, обучения и воспитания ставятся на первое место, только потом – метапредметные и предметные.
Через игру и посредством игры делается попытка:
1) использовать ГТО как элемент физического (телесного) воспитания, которое ориентировано на формирование культуры здоровья, двигательной культуры и культуры телосложения, т.е. физической (телесной) культуры в целом;
2) учесть разнообразные интересы и потребности, национальные и региональные особенности, социальные запросы и требования школьников разного возраста к физическому воспитанию и т.д.
При этом учитываются обоснованные в работах проф. В.И. Столярова положения:
– о тесной связи физического (телесного) воспитания со спортивным и физкультурно-двигательным воспитанием;
– о возможности и необходимости не только приобщения школьников к активным и регулярным занятиям физкультурой и спортом, но также (и даже в первую очередь) использования этих занятий для воспитания целостно развитой личности.
Следовательно, для более полного и целенаправленного удовлетворения разнообразных интересов и потребностей школьников при подготовке к выполнению норм ГТО и в процессе их физического воспитания в основе игровой рационализации комплекса ГТО должна быть система комплексного физического воспитания. Такая система позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к физическому воспитанию школьников и к их подготовке выполнения норм комплекса ГТО, к формированию у них телесной (соматической), физкультурно-двигательной и спортивной культуры. В рамках данного подхода все нормативы комплекса ГТО и разнообразные игры, соответствующие социально-психологическим особенностям школьников данного возраста, систематизированы и включены в данную программу по формированию выделенных культур.
Программа ВД «Путь к здоровью - ГТО» может сочетаться с основной образовательной программой по предмету «Физическая культура». К примеру, когда учащиеся проходят по предмету раздел легкой атлетики, в программе ВД может осуществляться подготовка к выполнению легкоатлетических нормативов ГТО и проводиться соответствующие игры на базе легкой атлетики. Когда по предмету проходит раздел гимнастики, в программе ВД может осуществляться подготовка к выполнению гимнастических нормативов ГТО и проводиться соответствующие игры на базе гимнастики. Такая интеграция базового и дополнительного образования будет способствовать усилению педагогического эффекта обеих программ.
При этом предпочтения отдаются командным играм, которые требуют взаимодействия между членами команды и способствуют формированию коллективизма, игры, которые требуют четкого соблюдения правил и несоревновательные игры, направленные на сотрудничество, а не на соперничество, т.е. игры оказывающие воздействие не только на физическое развитие школьников, а в первую очередь, на их личность.
Программа ВД «Путь к здоровью - ГТО» ориентирована на учащихся – 1-4 классы и имеет общий объем 35 часа в каждом классе.
Программа рассчитана на равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками так и на неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, соревнования между паралельными классами). В этих случаях возможно объединение класса с другими классами школы, занимающимися по сходным программам, и проведение совместных занятий-соревнований.
Цель: создание условий для физического развития учащихся, укрепления их здоровья и подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Категория учащихся: 1-4 КЛАСС
Сроки обучения: 35 часа
Режим занятий: 1 час в неделю
Календарно – тематическое планирование
«Путь к здоровью - ГТО»
(35 часа, 1 час/нед.)
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Количество часов | Дата (план) | Дата (факт) |
1 | Легкая атлетика | ТБ на занятиях. Знания о ГТО. Тестирование: прыжок в длину с места. П/игры. | 1 | | |
2 | Комплекс ГТО в общеобразовательной организации. Техника прыжков в длину с разбега. П/игры с прыжками. | 1 | | |
3 | Физическая подготовка – основа успешного выполнения нормативов комплекса ГТО. Тестирование: бег 60 и 100м. Встречная эстафета. | 1 | | |
4 | Совершенствование техники метания мяча 150 гр. на дальность | 1 | | |
5 | ГТО. Проверка навыка выполнения метания мяча 150 гр. на дальность | 1 | | |
6 | ГТО. Развитие выносливости. Спортивные игры. | 1 | | |
7 | ГТО. Тестирование: 2000м. Спортивные игры. | 1 | | |
8 | ГТО. Кроссовый бег. Подвижные игры. | 1 | | |
9 | ГТО. Кроссовый бег. Подвижные игры. | 1 | | |
10 | ГТО. Бег на 1500. Игра «Футбол»; «Волейбол». | 1 | | |
11 | ГТО. Развитие силовых качеств. Перетягивание каната | 1 | | |
12 | ГТО. Тестирование: Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек. | 1 | | |
13 | ГТО Подтягивания и отжимания. Наклон вперед из положения стоя. | 1 | | |
14 | ГТО. Броски набивного мяча. Подвижные игры. | 1 | | |
15 | ГТО. Развитие силовых качеств. Подвижные игры для развития мышц рук. | 1 | | |
16 | ГТО. Совершенствование техники прыжков в высоту с разбега | 1 | | |
17 | Тестирование – прыжок в высоту с разбега «Перешагиванием» | 1 | | |
18 | ГТО. Подтягивания и отжимания. Подвижные игры. | 1 | | |
19 | ГТО. Наклон вперед из положения стоя | 1 | | |
20 | Опорный прыжок развитие прыгучести. Эстафеты. | 1 | | |
21 | Опорный прыжок и развитие гибкости. Игры с прыжками | 1 | | |
22 | Спортивное мероприятие «А ну-ка мальчики!» | 1 | | |
23 | ГТ0. Висы и развитие координации. | 1 | | |
24 | ГТО. Высокий старт и стартовый разгона. СБУ. Эстафеты. | 1 | | |
25 | Спортивное мероприятие «А ну-ка девочки!» | 1 | | |
26 | ГТО. Техника прыжков в длину с разбега. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств. | 1 | | |
27 | ГТО. Совершенствование техники метания мяча весом 150 гр. На дальность. | 1 | | |
28 | ГТО. Тестирование- челночный бег 3х10 м. | 1 | | |
29 | ГТО. Тестирование: Бег 60 и 100м. | 1 | | |
30 | ГТО. Кроссовый бег. Эстафеты. | 1 | | |
31 | Спортивные соревнования: «Сильные, смелые, ловкие, умелые». | 1 | | |
32 | ГТО. Бег на 1500м | 1 | | |
33 | Соревновательные подвижные игры. | 1 | | |
34,35 | Тестирование | 2 | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение занятий
Учебно-методический комплект
1. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО, В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкая, Москва, «Просвещение», 2016 г.
2. Физкультурный спортивный комплекс ГТО (www.gto.ru)
3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2016 г.
4. Стандарт начального общего образования по физической культуре
5. Физическая культура в начальных классах. И.М Бутин; ВЛАДОС - ПРЕС, 2001г.
6. Журнал «Физическая культура в школе»; 2000г.- 2016г.
7. https://gto.ru/
Материально-техническое обеспечение:
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)
Стенка гимнастическая
Кегли
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные
Палка гимнастическая
Скакалка детская
Мат гимнастический
Обруч пластиковый детский
Сигнальные конусы
Рулетка измерительная
Сетка волейбольная
Плавательное оборудование
Секундомер
Свисток
13