СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления (художественное творчество) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи – 1 дополнительный класс.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная деятельность связана с процессами воспитания,познания,с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека.Изобразительное искусство-одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления (художественное творчество) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи – 1 дополнительный класс.»

Приложение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

_________рук. Орехова. А.А.

протокол №__1__

«28 »___08___2019 г.

СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

________ Бочарова. Л.В.

«28»___08___2019 г.








УТВЕРЖДАЮ:

директор ГБОУ РО

« Цимлянская школа – интернат»

___________Кочергина Л.А.

Приказ №____«29» ___08___2019 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Ростовской области «Цимлянская школа-интернат»



внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления (художественное творчество)

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи

1 дополнительный класс.

Учитель –Блюсова Оксана Георгиевна.


2019-2020 учебный год.


1.Пояснительная записка.



Программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Программа «Волшебный карандаш» предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторона­ми жизни человека, свойственной ему на различных ступенях разви­тия, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важ­ные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспита­ния, не может быть второстепенным.

Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Ра­бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узна­вать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспи­тательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправлен­нее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.


Цель данной программы раскрыть и развить потенциальные спо­собности, заложенные в ребенке.


Задачи:

1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятель­ности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной дея­тельности, многообразием художественных материалов и при­емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене­ния.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелатель­ное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего сво­бодного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.


Образовательный процесс включает в себя различные методы обу­чения:

— репродуктивный (воспроизводящий);

— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и пред­лагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной ра­боты и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объе­динения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстра­тивного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации вни­мания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более раз­нообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импро­визации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.


В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности обучающегося с ТНР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе с тяжёлым нарушением речи очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития, нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.

Программа учитывает особые образовательные потребности детей с ТНР:

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

- стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности; обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребёнка до достижения уровня, позволяющего сформировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение планировать и контролировать свою деятельность, стремиться к самостоятельному выполнению учебных заданий;

- стимуляция осмысления ребенком приобретаемых в ходе обучения знаний как пригодных для применения в привычной повседневной жизни;

- включение в содержание программы разделов, содержащих специальный коррекционный компонент;

- организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ТНР («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию ребёнка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).



.


Коррекционно-развивающая работа.

  • Развитие творческого восприятия.

  • Формирование и развитие коммуникативной функции речи.

  • Коррекция общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики.

  • Коррекция и развитие зрительных восприятий.

  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

  • Коррекция и развитие связной устной речи

Программа составлена с учётом познавательной деятельности. Важным этапом в работе является моделирование специальных коррекционно-развивающих упражнений как вида дифференцированных заданий. Систему таких упражнений следует рассматривать как важную часть процесса обучения и развития. Преимущество системы заключается в том, что коррекция высших психических процессов и функций осуществляется непосредственно во время учебной деятельности.

Единая система заданий, играющих определенную роль в решении конкретных обучающих (дидактических) задач и направленных на коррекцию недостатков познавательной деятельности учащихся:

  • комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, направленных на формирование важнейших учебных действий;

  • комплекс упражнений, развивающих и активизирующих мыслительную деятельность;

  • комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию процессов восприятия внешнего мира (развитие анализаторов);

  • комплекс упражнений, обеспечивающих поведенческую саморегуляцию.

В целом система коррекционных мер направлена:

  • на активизацию познавательной деятельности;

  • повышение уровня умственного развития детей;

  • формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

  • формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;

  • коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

Коррекционная работа:

  • новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;

  • систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;

  • используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.


Основные направления коррекционной работы

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
3.Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.






2. Общая характеристика учебного курса

1-й класс «Радужный мир» 32 часа

1. Живопись (10 часов)

Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.

2. Графика  (8 часов)

Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.

3. Скульптура  (4 часа)

Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.

4. Аппликация (4 часа)

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций). Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации». Создание тематической композиции из фантиков

5. Бумажная пластика  (3часа)

Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков. Проектная деятельность «Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги»

6. Работа с природным материалом  (3 часа)

В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы; экскурсия; разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала; конкурс творческих работ «Уголок природы».

7. Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час)

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.




3. Место занятий в учебном плане



Пространственно-временная организация

Продолжительность занятий: 40 минут.

Периодичность: 1 ч в неделю, всего 32 ч.



4. Ценностные ориентиры содержания курса.

Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш» - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.



5. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы внеурочной деятельности "Волшебный карандаш".

В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:


чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:


овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнит




Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира челов


6. Содержание тем курса «Волшебный карандаш»


Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.

  1. Основы художественной грамоты.

Теоретическая часть.

  • Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.

  • Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

  • Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

  • Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

  • Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.

  • Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.

  • Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.

  1. Графика.

Теоретическая часть.

  • Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

  • Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.

  • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

  • Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.

  • Гравюра на картоне.

  • Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.

  • Связь с рисунком, композицией, живописью.


Образовательный процесс включает в себя различные методы обу­чения:

— репродуктивный (воспроизводящий);

— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и пред­лагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной ра­боты и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объе­динения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстра­тивного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации вни­мания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более раз­нообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Основной формой работы являются внеурочные занятия.

Это могут быть и занятия — вариации,

занятия — творческие портреты,

импро­визации, игры, беседы,

занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей,

занятия — праздники, конкурсы

занятия — эксперименты.


Основными видами художественной деятельности обучающихся являются:

- художественное восприятие,

- информационное ознакомление,

- изобразительная деятельность,

- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

Оценка эффективности реализации программы.

1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.

2.Участие в конкурсах.











7 .Календарно-тематическое планирование. 1 дополнительный класс. 1 ч в неделю (32 ч)




п-п

Тема.


Кол-во часов

1


Основы художественной грамоты

16

2


Графика.


8

3


Наше творчество

1

4


Техники изобразительного искусства


4

5


Наше творчество


3

Итого

32







































п/п

Кол-во часов

Дата.

Тема занятия.


Основные виды деятельности обучающихся.









Основы художественной грамоты. 16 ч.



1

1

06.09

Вводное занятие. «Знакомство с королевой Кисточкой».

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.


2

1

13.09

«Что могут краски?»

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.


3

1

20.09

«Изображать можно пятном».

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».


4

1

27.09

«Изображать можно пятном».

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку


5

1

04.10

«Осень. Листопад».

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.


6

1

11.10

«Силуэт дерева».

Акварель. Рисование по методу ассоциаций.


7.

1

18.10

«Грустный дождик».

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.


8.

1

25.10

«Изображать можно в объёме».

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.


9

1

01.11

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.


10

1

15.11

«Красоту нужно уметь замечать».

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.


11

1

22.11


«Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.


12

1

29.11

Рисуем дерево тампованием.

Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.


13

1

06.12

«Зимний лес».

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.


14

1


13.12


«Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону.


15

1

20.12

«К нам едет Дед Мороз»..

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону


16

1

27.12

«Снежная птица зимы»..

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция








Графика. 8 ч.



17

1

17.01

«Дом снежной птицы».

Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

18

1

24.01

«Ёлочка – красавица».

Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

19

1

31.01

«Кто живёт под снегом».

Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

20

1

07.02

«Красивые рыбы».

Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала

21

1

14.02

«Мы в цирке».

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

22

1

21.02

«Волшебная птица весны».

Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

23

1

06.03

«Моя мама».

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

24

1

13.03

«Цветы и травы»

Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики».








Наше творчество. 1ч.



25

1

20.03

«Цветы и бабочки».

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.




Техники изобразительного искусства.


26

1

03.04

«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».

Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные

27

1

10.04

«Моя семья»

Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.

28

1

17.04

«Веселые фигуры»

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

29

1

24.04

«Домашние питомцы»

Рисование натюрморта




Наше творчество. 3 ч.



30

1

08.05

«Победителям – Слава!

Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов.

31

1

15.05

«Весенняя клумба»

Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов.

32

1

22.05

«Лето, здравствуй!»

Фантазия . Творческая работа.











8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса



Учебно – методическая литература.



1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.


2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.


3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г.


4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.


5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 г.


6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998 г.


7.Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2010.

8..Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2010.

9..Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2010.

10.Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2010.

11.Лукьянов А.Н. Школа рисования для малышей. – М.: Росмен, 2012. – 96 с.

12.Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2010.

13.Примерные программы внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А.Горского.- Изд. 2-е, - М.: Просвещение, 2011.-111с.



ТСО (средства ИКТ)

• мультимедийный проектор;

• компьютер с учебным программным обеспечением;

• интерактивная доска;

• магнитная доска;



Цифровые образовательные ресурсы

Министерство образования и науки Российской Федерацииhttp://www.mon.gov.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерацииhttp://fsu.edu.ru/pl.html

Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных поектов и демографической политикеhttp://www.rost.ru

Федеральный портал «Российское образование»http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный порталhttp://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образованияhttp://ndce.edu.ru

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области


















20