Приложение
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО _________рук. Орехова. А.А. протокол №__1__ «28 »___08___2019 г. | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ________ Бочарова. Л.В. «28»___08___2019 г. | УТВЕРЖДАЮ: директор ГБОУ РО « Цимлянская школа – интернат» ___________Кочергина Л.А. Приказ №____«29» ___08___2019 г. |
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | |
Ростовской области «Цимлянская школа-интернат»
внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления (художественное творчество)
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи
– 1 дополнительный класс.
Учитель –Блюсова Оксана Георгиевна.
2019-2020 учебный год.
1.Пояснительная записка.
Программа для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Программа «Волшебный карандаш» предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.
Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности обучающегося с ТНР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе с тяжёлым нарушением речи очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве. Задержка психического развития, нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление.
Программа учитывает особые образовательные потребности детей с ТНР:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности; обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребёнка до достижения уровня, позволяющего сформировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение планировать и контролировать свою деятельность, стремиться к самостоятельному выполнению учебных заданий;
- стимуляция осмысления ребенком приобретаемых в ходе обучения знаний как пригодных для применения в привычной повседневной жизни;
- включение в содержание программы разделов, содержащих специальный коррекционный компонент;
- организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ТНР («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию ребёнка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).
.
Коррекционно-развивающая работа.
Развитие творческого восприятия.
Формирование и развитие коммуникативной функции речи.
Коррекция общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики.
Коррекция и развитие зрительных восприятий.
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
Коррекция и развитие связной устной речи
Программа составлена с учётом познавательной деятельности. Важным этапом в работе является моделирование специальных коррекционно-развивающих упражнений как вида дифференцированных заданий. Систему таких упражнений следует рассматривать как важную часть процесса обучения и развития. Преимущество системы заключается в том, что коррекция высших психических процессов и функций осуществляется непосредственно во время учебной деятельности.
Единая система заданий, играющих определенную роль в решении конкретных обучающих (дидактических) задач и направленных на коррекцию недостатков познавательной деятельности учащихся:
комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, направленных на формирование важнейших учебных действий;
комплекс упражнений, развивающих и активизирующих мыслительную деятельность;
комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию процессов восприятия внешнего мира (развитие анализаторов);
комплекс упражнений, обеспечивающих поведенческую саморегуляцию.
В целом система коррекционных мер направлена:
на активизацию познавательной деятельности;
повышение уровня умственного развития детей;
формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Коррекционная работа:
новый материал следует преподносить предельно развёрнуто; значительное место отводить практической деятельности учащихся;
систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребёнку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Основные направления коррекционной работы
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
3.Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации ;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
2. Общая характеристика учебного курса
1-й класс «Радужный мир» 32 часа
1. Живопись (10 часов)
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. Проведение экскурсии. Выставка творческих работ.
2. Графика (8 часов)
Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, приёмы работы цветными карандашами и фломастерами.
3. Скульптура (4 часа)
Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, лепка животных.
4. Аппликация (4 часа)
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций). Проектная деятельность «Техника вырезной аппликации». Создание тематической композиции из фантиков
5. Бумажная пластика (3часа)
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков. Проектная деятельность «Изображение уголка парка», «Цветы из гофрированной бумаги»
6. Работа с природным материалом (3 часа)
В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы; экскурсия; разработка проекта «Уголок природы» с использованием природного материала; конкурс творческих работ «Уголок природы».
7. Организация и обсуждение выставки детских работ (1 час)
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.
3. Место занятий в учебном плане
Пространственно-временная организация
Продолжительность занятий: 40 минут.
Периодичность: 1 ч в неделю, всего 32 ч.
4. Ценностные ориентиры содержания курса.
Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш» - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
5. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы внеурочной деятельности "Волшебный карандаш".
В результате изучения курса «Волшебный карандаш» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнит
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира челов
6. Содержание тем курса «Волшебный карандаш»
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.
Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений.
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия.
Графика.
Теоретическая часть.
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии.
Гравюра на картоне.
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются внеурочные занятия.
Это могут быть и занятия — вариации,
занятия — творческие портреты,
импровизации, игры, беседы,
занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей,
занятия — праздники, конкурсы
занятия — эксперименты.
Основными видами художественной деятельности обучающихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
Оценка эффективности реализации программы.
1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
2.Участие в конкурсах.
7 .Календарно-тематическое планирование. 1 дополнительный класс. 1 ч в неделю (32 ч)
№ п-п | Тема. | Кол-во часов |
1 | Основы художественной грамоты | 16 |
2 | Графика. | 8 |
3 | Наше творчество | 1 |
4 | Техники изобразительного искусства | 4 |
5 | Наше творчество | 3 |
Итого | 32 |
№ п/п | Кол-во часов | Дата. | Тема занятия. | Основные виды деятельности обучающихся. | |
| | | Основы художественной грамоты. 16 ч. | | |
1 | 1 | 06.09 | Вводное занятие. «Знакомство с королевой Кисточкой». | Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | |
2 | 1 | 13.09 | «Что могут краски?» | Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга. | |
3 | 1 | 20.09 | «Изображать можно пятном». | Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно». | |
4 | 1 | 27.09 | «Изображать можно пятном». | Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку | |
5 | 1 | 04.10 | «Осень. Листопад». | Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников. | |
6 | 1 | 11.10 | «Силуэт дерева». | Акварель. Рисование по методу ассоциаций. | |
7. | 1 | 18.10 | «Грустный дождик». | Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. | |
8. | 1 | 25.10 | «Изображать можно в объёме». | Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. | |
9 | 1 | 01.11 | Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!» | Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного. | |
10 | 1 | 15.11 | «Красоту нужно уметь замечать». | Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии. | |
11 | 1 | 22.11 | «Узоры снежинок». | Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами. | |
12 | 1 | 29.11 | Рисуем дерево тампованием. | Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов. | |
13 | 1 | 06.12 | «Зимний лес». | Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши. | |
14 | 1 | 13.12 | «Портрет Снегурочки». | Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Урок – игра: общение по телефону. | |
15 | 1 | 20.12 | «К нам едет Дед Мороз».. | Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону | |
16 | 1 | 27.12 | «Снежная птица зимы».. | Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция | |
| | | Графика. 8 ч. | |
17 | 1 | 17.01 | «Дом снежной птицы». | Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг. |
18 | 1 | 24.01 | «Ёлочка – красавица». | Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала. |
19 | 1 | 31.01 | «Кто живёт под снегом». | Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору). |
20 | 1 | 07.02 | «Красивые рыбы». | Гуашь..Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала |
21 | 1 | 14.02 | «Мы в цирке». | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. |
22 | 1 | 21.02 | «Волшебная птица весны». | Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка. |
23 | 1 | 06.03 | «Моя мама». | Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи. |
24 | 1 | 13.03 | «Цветы и травы» | Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики». |
| | | Наше творчество. 1ч. | |
25 | 1 | 20.03 | «Цветы и бабочки». | Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь. |
| | | Техники изобразительного искусства.4ч | |
26 | 1 | 03.04 | «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика». | Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные |
27 | 1 | 10.04 | «Моя семья» | Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье. |
28 | 1 | 17.04 | «Веселые фигуры» | Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем. |
29 | 1 | 24.04 | «Домашние питомцы» | Рисование натюрморта |
| | | Наше творчество. 3 ч. | | |
30 | 1 | 08.05 | «Победителям – Слава! | Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни Вов. |
31 | 1 | 15.05 | «Весенняя клумба» | Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов. |
32 | 1 | 22.05 | «Лето, здравствуй!» | Фантазия . Творческая работа. |
8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – методическая литература.
1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г.
4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.
5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 г.
6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998 г.
7.Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
8..Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ Е. И. Коротеева. — М., 2010.
9..Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
10.Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2010.
11.Лукьянов А.Н. Школа рисования для малышей. – М.: Росмен, 2012. – 96 с.
12.Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2010.
13.Примерные программы внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А.Горского.- Изд. 2-е, - М.: Просвещение, 2011.-111с.
ТСО (средства ИКТ)
• мультимедийный проектор;
• компьютер с учебным программным обеспечением;
• интерактивная доска;
• магнитная доска;
Цифровые образовательные ресурсы
Министерство образования и науки Российской Федерацииhttp://www.mon.gov.ru
Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерацииhttp://fsu.edu.ru/pl.html
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных поектов и демографической политикеhttp://www.rost.ru
Федеральный портал «Российское образование»http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный порталhttp://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образованияhttp://ndce.edu.ru
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
20