РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Заместитель директора Директор МАОУ СОШ № 24
ШМО учителей по учебной работе ________________
Общекультурного цикла ________________ Казакова Е. М.
МАОУ СОШ № 24 Кнни Т.А. приказ № ________
протокол № _____ от «___» _______20__г.
от «___» ______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Знатоки музыки» для учащихся 5-7х классов
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
Исакова Н.А.
Учитель музыки
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 - 6- 7 КЛАССОВ. 4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5 - 6 -7 КЛАССОВ «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ» 7
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 10-11
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей частью музыкально – эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, наряду с уроками музыки. Школа призвана воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Музыкальное воспитание предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей учащихся, формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, способности понимать содержание музыкального искусства. Музыкальное воспитание включает в себя различные виды музыкальной деятельности, где хоровое пение является наиболее доступным и массовым видом исполнительства. Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Хоровое пение - действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально – творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в творческой музыкальной группе воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности. Творческая деятельность коллектива должна быть направленна на музыкально – эстетическое воспитание учащихся, развитие их музыкального вкуса, приобщение их к высоким патриотическим, нравственным идеалам. В процессе музыкального развития учащихся 11 - 14 лет необходимо учитывать особенности возраста.
Пояснительная записка
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по музыке для обучающихся 5- 6-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.ФГОС основного общего образования ( утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)
3.Положение МАОУ СОШ № 24 о рабочих программах.
Сокровища русской классической музыки - ключевой курс в музыкальной литературе. Он имеет как познавательное, так и воспитательное значение для школьников подросткового возраста. Рабочая программа состоит из ряда монографических и обзорных тем, расположенных в хронологической последовательности, в которых находит освещение творческая деятельность всех великих русских классиков XIX века и ряда композиторов ХХ века, наиболее значительные музыкально-общественные явления того времени в их связях с отечественной историей и культурой. Каждая монографическая тема включает небольшое введение, биографию и обзор творческого наследия композитора, разбор 2 - 4 наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Отбор материала и его освещение даются с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому планированию.
Занятия проводятся в форме комбинированного школьного урока. Задания на дом ограничены повторением и закреплением пройденного в классе учебного материала.
Настоящая программа рассчитана на 34 аудиторных и внеаудиторных занятия с детьми в возрасте 11-14 лет, срок реализации программы- 1 учебный год, количество занятий в неделю -1ч., продолжительность занятий – 40 минут.
Цель:
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, основам музыкальной культуры, к наследию русской классической музыки, обеспечение эмоционального развития детей.
Задачами программы являются:
-изучение творчества выдающихся русских композиторов – классиков и современников, накопление слухового опыта, развитие музыкальных способностей, привитие навыков анализа, умения размышлять,
-формирование нравственных и эстетических идеалов на примерах лучших произведений вокальной, инструментальной, симфонической музыки,
-развитие эмоциональной отзывчивости и чуткости ребенка.
Планируемые результаты обучения
Ученик научится:
-слушать музыку;
- объяснять новые понятия;
- рассказывать о создании музыкальных сочинений;
- размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
-проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
-представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека;
Ученик получит возможность научиться:
-систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;
-стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
- работать в лекторских группах.
-самостоятельно выполнять творческие работы в форме рефератов, сообщений.
Содержание образовательной программы
Тема 1 (2ч.) Героико-патриотическая тема в русской музыкальной культуре. Выдающиеся композиторы и исполнители.
Героические образы, произведения, посвящённые темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу. Канты, старинные солдатские песни, марши, гимны, величания.
Тема 2 (10ч.) История русской оперы «Иван Сусанин». М.И Глинка. Детство. Жизненный путь.
Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Многогранность личности и творческой деятельности М.Глинки. Богатство тематики и жанров созданных им сочинений. Стилистическое многообразие творческой деятельности.
Обзор творческого наследия композитора. Оперы, симфонические, камерные инструментальные и вокальные сочинения. Духовная музыка. «Могучая кучка».
Первая национальная русская патриотическая опера «Иван Сусанин», драматическое содержание, ее программный замысел, национальная основа и песенный склад тем. Создание и первая постановка оперы.
Разбор основного тематического материала 1-го и 4-го действия. «Лирические сцены». Душевная драма героев и картины русского быта. Композиция оперы и отдельных картин. Некоторые особенности драматургии. Выявление выразительных особенностей 2-го и 3-го действий, их построение. Общее представление о финале. Слушание и исполнение музыкальных тем главных героев, просмотр видеофрагментов.
Тема 3 (8ч)
С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
Детство. Жизненный путь композитора. Многогранность творческой деятельности. Музыкальное наследие. Новаторский стиль. Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка». Оперное творчество. История создания опер «Повесть о настоящем человеке», «Война и мир». Знакомство с музыкальными темами главных героев. Просмотр видеофрагментов. Музыка к фильму «Александр Невский». Кантата «Александр Невский». История создания. Слушание и исполнение фрагментов («Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков»). Анализ драматургии, средств музыкальной выразительности. Просмотр видеофрагментов. Картина В.Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», Триптих Павла Корина «Александр Невский» (1942-1943г.) Описание картины. (Центральная картина триптиха «Александр Невский» - портрет Александра Невского. Здесь опять приходится вспомнить древнерусскую монументальную живопись. За фигурой Александра Невского незримо встает фигура воина-святого, являвшегося в глазах русского народа воплощением идеала праведного, мужественного и смелого человека. В «Александре Невском» отсутствует действие. Картина по своему композиционному замыслу восходит к иконному образу. В качестве темы она использует один из героических эпизодов русской истории.
Как известно, Новгород не подвергся татаро-монгольскому нашествию и его не постигла участь других городов, например Киева. Новгород остался оплотом национальной свободы в очень трудное для Руси время. Монголы шли с востока и юга; с севера и запада на нашу родину посягали шведы и рыцари Тевтонского ордена. Русь выстояла, русские люди под руководством мудрого политика и выдающегося полководца Александра Невского одержали победу.
Посвященное XIII веку произведение художника было, конечно, прямым откликом на события современности. Оно создавалось под грохот бомб и стрельбу зениток в дни, когда потомки тевтонов — германские фашисты топтали советскую землю и наш народ вел героическую и тяжелую борьбу за свою независимость. Картина напоминала об уроках истории. Она была призывом к защите Родины и предостережением врагу. Агитационная роль произведения определила и его плакатность.
Александр Невский подобен монументу. Изобразительный строй картины торжественно суров. В ней преобладают черно-зеленоватые, холодно-стальные тона, подчеркнутые сдержанным красным цветом и золотистым. Кто-то сказал: «Иконописцы писали твореным золотом, а Корин — каленым железом». Александр Невский под кистью художника стал железным, стальным человеком. Он призван отстоять родную землю и тем самым выполнить историческое предначертание.
Икона «Святой благоверный князь Александр Невский»
Тема 4 (7 ч)
Александр Бородин. Симфония №2 «Богатырская». Опера «Князь Игорь».
Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Стилистическое многообразие творческой деятельности. Оркестровые сочинения. Вокальная и хоровая музыка. Камерные ансамбли и сольная инструментальная музыка. Сочинения для фортепиано. История создания оперы «Князь Игорь». Знакомство с музыкальными темами главных героев и их исполнение. Просмотр видеофрагментов. Слушание симфонии №2. Разбор средств музыкальной выразительности. Тематический анализ.
Тема 5.(7 ч)
Музыка военных лет. Дмитрий Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская».
Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Оркестровые сочинения. История создания Симфонии №7. Разбор тематического материала, анализ оркестровки, динамического развития. Слушание симфонии. Просмотр видеофрагментов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5-7х КЛАССОВ «Знатоки музыки»
1 час в неделю. За год –34 часа.
№/п | ТЕМА | Содержание и характеристика основных видов деятельности ученика | КОЛ-ВО ЧАСОВ. |
1-2 | Героико-патриотическая тема в русской музыкальной культуре. Выдающиеся композиторы и исполнители. | Героические образы, произведения, посвящённые темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу. Канты, старинные солдатские песни, марши, гимны, величания. Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Многогранность личности и творческой деятельности М.Глинки. Богатство тематики и жанров созданных им сочинений. Стилистическое многообразие творческой деятельности. Обзор творческого наследия композитора. Оперы, симфонические, камерные инструментальные и вокальные сочинения. Духовная музыка. «Могучая кучка». Первая национальная русская патриотическая опера «Иван Сусанин», драматическое содержание, ее программный замысел, национальная основа и песенный склад тем. Создание и первая постановка оперы. Разбор основного тематического материала 1-го и 4-го действия. «Лирические сцены». Душевная драма героев и картины русского быта. Композиция оперы и отдельных картин. Некоторые особенности драматургии. Выявление выразительных особенностей 2-го и 3-го действий, их построение. Общее представление о финале. Слушание и исполнение музыкальных тем главных героев, просмотр видеофрагментов. Наблюдать и понимать значение музыки в жизни людей. Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. | 2 |
3-12 | История русской оперы «Иван Сусанин». М.И Глинка. Детство. Жизненный путь. | 10 |
13-20 | С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский» | Детство. Жизненный путь композитора. Многогранность творческой деятельности. Музыкальное наследие. Новаторский стиль. Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка». Оперное творчество. История создания опер «Повесть о настоящем человеке», «Война и мир». Знакомство с музыкальными темами главных героев. Просмотр видеофрагментов. Музыка к фильму «Александр Невский». Кантата «Александр Невский». История создания. Слушание и исполнение фрагментов («Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков»). Анализ драматургии, средств музыкальной выразительности. Просмотр видеофрагментов. Картина В.Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», Триптих Павла Корина «Александр Невский» (1942-1943г.) Описание картины. (Центральная картина триптиха «Александр Невский» - портрет Александра Невского. Древнерусская монументальная живопись. Иконность образа. Посвященное XIII веку произведение художника -прямой отклик на события современности. Оно создавалось под грохот бомб и стрельбу зениток в дни, когда потомки тевтонов — германские фашисты топтали советскую землю и наш народ вел героическую и тяжелую борьбу за свою независимость. Картина была призывом к защите Родины и предостережением врагу. Агитационная роль произведения определила и его плакатность. Монументальность картины. «Иконописцы писали твореным золотом, а Корин — каленым железом». Александр Невский под кистью художника стал железным, стальным человеком. Он призван отстоять родную землю и тем самым выполнить историческое предначертание. Икона «Святой благоверный князь Александр Невский» Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текстом, выделять главное. Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. Углубление знаний о творчестве С.С.Прокофьева. | 8 |
21-27 | Александр Бородин. Симфония №2 «Богатырская». Опера «Князь Игорь». | Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Стилистическое многообразие творческой деятельности. Оркестровые сочинения. Вокальная и хоровая музыка. Камерные ансамбли и сольная инструментальная музыка. Сочинения для фортепиано. История создания оперы «Князь Игорь». Знакомство с музыкальными темами главных героев и их исполнение. Просмотр видеофрагментов. Слушание симфонии №2. Разбор средств музыкальной выразительности. Тематический анализ.Просмотр видеофрагментов. Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. | 7 |
28-34 | Музыка военных лет. Дмитрий Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская». | Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Оркестровые сочинения. Углубление знаний о творчестве композитора. История создания Симфонии №7. Разбор тематического материала, анализ оркестровки, динамического развития. Слушание симфонии. Просмотр видеофрагментов. Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Описывать и характеризовать музыкальные образы и музыкальную драматургию. | 7 |
Методическое обеспечение
Реализация рабочей программы внеурочных занятий по музыке предусматривает наличие учебного класса, кабинета, музыкального инструмента – фортепиано, наличие персонального компьютера, видеопроектора, полного комплекта аудиозаписей классической музыки, портретов композиторов, наличие видеозаписей русской классической музыки, других наглядных пособий и средств учебного процесса. Всё это будет способствовать реализации настоящей программы и грамотной организации учебного процесса.
Список литературы:
Э. Смирнова, Русская музыкальная литература. 6-7 класс. – М., Музыка, 1989.
Э. Смирнова, А Самонов. Хрестоматия по русской музыкальной литературе. – М., Музыка, 1974.
Р.Б. Лисянская. Примерные тематические планы по предмету «Музыкальная литература». – М., 1988.
Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. – М., Советский композитор, 1986.
Генри У. Саймон. Сто великих опер и их сюжеты. – М., Крон-пресс, 1998.
Л. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М., Крон-пресс, 1998.
Л. Михеев, Т. Розова. В мире оперы. – Л., Советский композитор,
Шорникова М. Музыкальная литература. 1 год обучения. Музыка, ее формы и жанры. Р.-на-Д., Феникс, 2006.
Шорникова М. Музыкальная литература. 3 год обучения. Русская музыкальная классика. Р.-на-Д., Феникс, 2006.
Шорникова М. Музыкальная литература. 4 год обучения. Русская музыка ХХ века. Р.-на-Д., Феникс, 2006.
Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты. Вып.1, - М., 2007.
Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты по русской музыке. Вып.3, - М., 2006.
Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты по отечественной музыке. Вып.4,
Ф. Кони. «Б. в С.-Петербурге» (ibid., 1850, кн. III)
П. Глушковский. «Б. в России и знаменитый хореограф К. Л. Дидло» (ibid., 1851 года, № IV, VIII и XIII)
В. Зотов. «Б. в СПб. Беглый взгляд на его историю» (сезон 1853—1854; ibid., 1854, III)
П. Арапов. «Летопись русского театра» (СПб., 1861)
А. Вольф. «Хроника петербургских театров» (СПб., часть 1 и 2, 1877; часть 3-я, 1884)