СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Знатоки музыки» для учащихся 5-7х классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности по музыке для обучающихся  5- 6-7-х классов  составлена   в соответствии с нормативными документами:...

Цель:

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, основам музыкальной культуры, к наследию русской классической музыки, обеспечение эмоционального развития детей.

Задачами программы являются:

-изучение творчества выдающихся русских  композиторов – классиков и современников, накопление слухового опыта, развитие музыкальных способностей, привитие навыков анализа, умения размышлять,

-формирование нравственных и эстетических идеалов на примерах лучших произведений вокальной, инструментальной,  симфонической музыки,

-развитие эмоциональной отзывчивости и чуткости ребенка.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Знатоки музыки» для учащихся 5-7х классов»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

на заседании Заместитель директора Директор МАОУ СОШ № 24

ШМО учителей по учебной работе ________________

Общекультурного цикла ________________ Казакова Е. М.

МАОУ СОШ № 24 Кнни Т.А. приказ № ________

протокол № _____ от «___» _______20__г.

от «___» ______20___г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«Знатоки музыки» для учащихся 5-7х классов

на 2019-2020 учебный год







Составитель:

Исакова Н.А.

Учитель музыки



















СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 - 6- 7 КЛАССОВ. 4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5 - 6 -7 КЛАССОВ «ЗНАТОКИ МУЗЫКИ» 7

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 10-11



























ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей частью музыкально – эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, наряду с уроками музыки. Школа призвана воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека. Музыкальное воспитание предусматривает целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей учащихся, формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, способности понимать содержание музыкального искусства. Музыкальное воспитание включает в себя различные виды музыкальной деятельности, где хоровое пение является наиболее доступным и массовым видом исполнительства. Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Хоровое пение - действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально – творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в творческой музыкальной группе воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности. Творческая деятельность коллектива должна быть направленна на музыкально – эстетическое воспитание учащихся, развитие их музыкального вкуса, приобщение их к высоким патриотическим, нравственным идеалам. В процессе музыкального развития учащихся 11 - 14 лет необходимо учитывать особенности возраста.





















 

Пояснительная записка


Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.

        Рабочая программа курса внеурочной деятельности по музыке для обучающихся  5- 6-7-х классов  составлена   в соответствии с нормативными документами:

    1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской  Федерации»;

    2.ФГОС основного общего образования ( утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644)

    3.Положение МАОУ СОШ № 24 о рабочих программах.

Сокровища русской классической музыки - ключевой  курс в  музыкальной литературе. Он имеет как познавательное, так и воспитательное значение для школьников подросткового возраста. Рабочая программа состоит из ряда монографических и обзорных тем, расположенных в хронологической последовательности, в которых находит освещение творческая деятельность всех великих русских классиков XIX века и ряда композиторов ХХ века, наиболее значительные музыкально-общественные явления того времени в их связях с отечественной историей и культурой. Каждая монографическая тема включает небольшое введение, биографию и обзор творческого наследия композитора, разбор 2 - 4 наиболее значительных произведений разных жанров, которые затем прослушиваются в звукозаписи. Отбор материала и его освещение даются с учетом возрастных и познавательных возможностей подростков, а также количества уроков, отводимых на изучение каждой темы согласно тематическому планированию.

Занятия проводятся в форме комбинированного школьного урока. Задания на  дом ограничены повторением и закреплением пройденного в классе учебного материала.

          Настоящая программа рассчитана на 34 аудиторных и внеаудиторных занятия с детьми в возрасте 11-14 лет, срок реализации программы- 1 учебный год, количество занятий в неделю -1ч., продолжительность занятий – 40 минут.


Цель:

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, основам музыкальной культуры, к наследию русской классической музыки, обеспечение эмоционального развития детей.

Задачами программы являются:

-изучение творчества выдающихся русских  композиторов – классиков и современников, накопление слухового опыта, развитие музыкальных способностей, привитие навыков анализа, умения размышлять,

-формирование нравственных и эстетических идеалов на примерах лучших произведений вокальной, инструментальной,  симфонической музыки,

-развитие эмоциональной отзывчивости и чуткости ребенка.


Планируемые результаты обучения


Ученик научится:

-слушать музыку;

- объяснять новые понятия;

- рассказывать о создании музыкальных сочинений;

- размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

-проявлять  творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;

-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

-представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека;

Ученик получит возможность научиться:

-систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;

 -стремиться к самостоятельному общению с высокохудожественными музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;

- работать в лекторских группах.

-самостоятельно выполнять творческие работы в форме рефератов, сообщений.



Содержание образовательной программы

Тема 1 (2ч.) Героико-патриотическая тема в русской музыкальной культуре. Выдающиеся композиторы и исполнители.

Героические образы, произведения, посвящённые темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу. Канты, старинные солдатские песни, марши, гимны, величания.

Тема 2 (10ч.) История русской оперы «Иван Сусанин». М.И Глинка. Детство. Жизненный путь.



  Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Многогранность личности и творческой деятельности М.Глинки. Богатство тематики и жанров созданных им сочинений. Стилистическое многообразие творческой деятельности.

Обзор творческого наследия композитора. Оперы, симфонические, камерные инструментальные и вокальные сочинения. Духовная музыка. «Могучая кучка».

  Первая национальная русская патриотическая опера «Иван Сусанин», драматическое содержание, ее программный замысел, национальная основа и песенный склад тем. Создание и первая постановка оперы.

 Разбор основного тематического материала 1-го и 4-го действия. «Лирические сцены». Душевная драма героев и картины русского быта. Композиция оперы и  отдельных картин. Некоторые особенности драматургии. Выявление выразительных особенностей 2-го и 3-го действий, их    построение. Общее представление о финале. Слушание и исполнение музыкальных тем главных героев, просмотр видеофрагментов.


 Тема 3 (8ч)

 С.С.Прокофьев.  Кантата «Александр Невский»

 Детство. Жизненный путь композитора. Многогранность творческой деятельности. Музыкальное наследие. Новаторский стиль. Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка». Оперное творчество. История создания опер «Повесть о настоящем человеке», «Война и мир». Знакомство с музыкальными темами главных героев. Просмотр видеофрагментов. Музыка к фильму «Александр Невский». Кантата «Александр Невский». История создания. Слушание и исполнение фрагментов («Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков»). Анализ драматургии, средств музыкальной выразительности. Просмотр видеофрагментов. Картина В.Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», Триптих Павла Корина «Александр Невский» (1942-1943г.) Описание картины. (Центральная картина триптиха «Александр Невский» - портрет Александра Невского. Здесь опять приходится вспомнить древнерусскую монументальную живопись. За фигурой Александра Невского незримо встает фигура воина-святого, являвшегося в глазах русского народа воплощением идеала праведного, мужественного и смелого человека. В «Александре Невском» отсутствует действие. Картина по своему композиционному замыслу восходит к иконному образу. В качестве темы она использует один из героических эпизодов русской истории.

Как известно, Новгород не подвергся татаро-монгольскому нашествию и его не постигла участь других городов, например Киева. Новгород остался оплотом национальной свободы в очень трудное для Руси время. Монголы шли с востока и юга; с севера и запада на нашу родину посягали шведы и рыцари Тевтонского ордена. Русь выстояла, русские люди под руководством мудрого политика и выдающегося полководца Александра Невского одержали победу.

Посвященное XIII веку произведение художника было, конечно, прямым откликом на события современности. Оно создавалось под грохот бомб и стрельбу зениток в дни, когда потомки тевтонов — германские фашисты топтали советскую землю и наш народ вел героическую и тяжелую борьбу за свою независимость. Картина напоминала об уроках истории. Она была призывом к защите Родины и предостережением врагу. Агитационная роль произведения определила и его плакатность.

Александр Невский подобен монументу. Изобразительный строй картины торжественно суров. В ней преобладают черно-зеленоватые, холодно-стальные тона, подчеркнутые сдержанным красным цветом и золотистым. Кто-то сказал: «Иконописцы писали твореным золотом, а Корин — каленым железом». Александр Невский под кистью художника стал железным, стальным человеком. Он призван отстоять родную землю и тем самым выполнить историческое предначертание.

Икона «Святой благоверный князь Александр Невский»


Тема 4 (7 ч)

Александр Бородин. Симфония №2 «Богатырская». Опера «Князь Игорь».

Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Стилистическое многообразие творческой деятельности. Оркестровые сочинения. Вокальная и хоровая музыка. Камерные ансамбли и сольная инструментальная музыка. Сочинения для фортепиано. История создания оперы «Князь Игорь». Знакомство с музыкальными темами главных героев и их исполнение. Просмотр видеофрагментов. Слушание симфонии №2. Разбор средств музыкальной выразительности. Тематический анализ.

Тема 5.(7 ч)

Музыка военных лет. Дмитрий Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская».

Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Оркестровые сочинения. История создания Симфонии №7. Разбор тематического материала, анализ оркестровки, динамического развития. Слушание симфонии. Просмотр видеофрагментов.

  



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 5-7х КЛАССОВ «Знатоки музыки»

1 час в неделю. За год –34 часа.



№/п

ТЕМА

Содержание и характеристика основных видов деятельности 
ученика

КОЛ-ВО ЧАСОВ.

1-2

Героико-патриотическая тема в русской музыкальной культуре. Выдающиеся композиторы и исполнители.

Героические образы, произведения, посвящённые темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу. Канты, старинные солдатские песни, марши, гимны, величания.



Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Многогранность личности и творческой деятельности М.Глинки. Богатство тематики и жанров созданных им сочинений. Стилистическое многообразие творческой деятельности.

Обзор творческого наследия композитора. Оперы, симфонические, камерные инструментальные и вокальные сочинения. Духовная музыка. «Могучая кучка».

  Первая национальная русская патриотическая опера «Иван Сусанин», драматическое содержание, ее программный замысел, национальная основа и песенный склад тем. Создание и первая постановка оперы.

 Разбор основного тематического материала 1-го и 4-го действия. «Лирические сцены». Душевная драма героев и картины русского быта. Композиция оперы и  отдельных картин. Некоторые особенности драматургии. Выявление выразительных особенностей 2-го и 3-го действий, их    построение. Общее представление о финале. Слушание и исполнение музыкальных тем главных героев, просмотр видеофрагментов. Наблюдать и понимать значение музыки в жизни людей. Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке. Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

2

3-12

История русской оперы «Иван Сусанин». М.И Глинка. Детство.

Жизненный путь.














































10

13-20

С.С.Прокофьев.  Кантата «Александр Невский»










































































 Детство. Жизненный путь композитора. Многогранность творческой деятельности. Музыкальное наследие. Новаторский стиль. Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка». Оперное творчество. История создания опер «Повесть о настоящем человеке», «Война и мир». Знакомство с музыкальными темами главных героев. Просмотр видеофрагментов. Музыка к фильму «Александр Невский». Кантата «Александр Невский». История создания. Слушание и исполнение фрагментов («Вставайте, люди русские», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков»). Анализ драматургии, средств музыкальной выразительности. Просмотр видеофрагментов. Картина В.Присекина «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», Триптих Павла Корина «Александр Невский» (1942-1943г.) Описание картины. (Центральная картина триптиха «Александр Невский» - портрет Александра Невского. Древнерусская монументальная живопись. Иконность образа. Посвященное XIII веку произведение художника -прямой отклик на события современности. Оно создавалось под грохот бомб и стрельбу зениток в дни, когда потомки тевтонов — германские фашисты топтали советскую землю и наш народ вел героическую и тяжелую борьбу за свою независимость. Картина была призывом к защите Родины и предостережением врагу. Агитационная роль произведения определила и его плакатность. Монументальность картины. «Иконописцы писали твореным золотом, а Корин — каленым железом». Александр Невский под кистью художника стал железным, стальным человеком. Он призван отстоять родную землю и тем самым выполнить историческое предначертание.

Икона «Святой благоверный князь Александр Невский»

Сравнивать, сопоставлять, анализировать, работать с текстом, выделять главное.

Различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке.

Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.

Описывать и характеризовать музыкальные  образы и музыкальную драматургию.

Углубление знаний о творчестве С.С.Прокофьева.

8

21-27

Александр Бородин. Симфония №2 «Богатырская». Опера «Князь Игорь».


Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Стилистическое многообразие творческой деятельности. Оркестровые сочинения. Вокальная и хоровая музыка. Камерные ансамбли и сольная инструментальная музыка. Сочинения для фортепиано. История создания оперы «Князь Игорь». Знакомство с музыкальными темами главных героев и их исполнение. Просмотр видеофрагментов. Слушание симфонии №2. Разбор средств музыкальной выразительности. Тематический анализ.Просмотр видеофрагментов. Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.Описывать и характеризовать музыкальные  образы и музыкальную драматургию.


7

28-34

Музыка военных лет. Дмитрий Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская».


Детство. Жизненный и творческий путь композитора. Оркестровые сочинения. Углубление знаний о творчестве композитора. История создания Симфонии №7. Разбор тематического материала, анализ оркестровки, динамического развития. Слушание симфонии. Просмотр видеофрагментов.

Слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.

Описывать и характеризовать музыкальные  образы и музыкальную драматургию.


7


Методическое обеспечение

 Реализация рабочей программы внеурочных занятий по музыке предусматривает наличие учебного класса, кабинета, музыкального инструмента – фортепиано, наличие персонального компьютера, видеопроектора, полного комплекта аудиозаписей классической музыки, портретов композиторов, наличие видеозаписей русской классической музыки, других наглядных пособий и средств учебного процесса. Всё это будет способствовать реализации настоящей программы и грамотной организации учебного процесса.


                                                             Список литературы:

Э. Смирнова, Русская музыкальная литература. 6-7 класс. – М., Музыка, 1989.

Э. Смирнова, А Самонов. Хрестоматия по русской музыкальной литературе. – М., Музыка, 1974.

Р.Б.  Лисянская.  Примерные  тематические  планы  по  предмету  «Музыкальная литература». – М., 1988.

Л. Михеева. Музыкальный словарь в рассказах. – М., Советский композитор, 1986.

Генри У. Саймон. Сто великих опер и их сюжеты. – М., Крон-пресс, 1998.

Л. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М., Крон-пресс, 1998.

Л. Михеев, Т. Розова. В мире оперы. – Л., Советский композитор,

Шорникова М. Музыкальная литература. 1 год обучения. Музыка, ее формы и жанры. Р.-на-Д., Феникс, 2006.

Шорникова М. Музыкальная литература. 3 год обучения. Русская музыкальная классика. Р.-на-Д., Феникс, 2006.

Шорникова М. Музыкальная литература. 4 год обучения. Русская музыка ХХ века. Р.-на-Д., Феникс, 2006.

Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты. Вып.1, - М., 2007.

Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты по русской музыке. Вып.3, - М., 2006.

 Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты по отечественной музыке. Вып.4,

Ф. Кони. «Б. в С.-Петербурге» (ibid., 1850, кн. III)

П. Глушковский. «Б. в России и знаменитый хореограф К. Л. Дидло» (ibid., 1851 года, № IV, VIII и XIII)

В. Зотов. «Б. в СПб. Беглый взгляд на его историю» (сезон 1853—1854; ibid., 1854, III)

П. Арапов. «Летопись русского театра» (СПб., 1861)

А. Вольф. «Хроника петербургских театров» (СПб., часть 1 и 2, 1877; часть 3-я, 1884)