РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Заместитель директора Директор МАОУ СОШ № 24
ШМО учителей по учебной работе ________________
Общекультурного цикла ________________ Казакова Е.М.
МАОУ СОШ № 24 Исаева Н.В. приказ № ________
протокол № _____ от «___» _______20__г.
от «___» ______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Веселые нотки» для учащихся 1-4х классов
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Исакова Н.А.
Учитель музыки
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для 1-4 классов «Веселые нотки» разработана на основе следующих нормативных документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
-
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
-
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
-
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
-
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 24,
Программа предназначена для:
-
развития музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти восприимчивости, способности к сопереживанию;
-
раскрытия творческих способностей в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений);
-
повышения уровня знаний в области музыкального искусства своего народа и других народов.
Программа «Веселые нотки» предназначена для реализации в смешанных группах, состоящих из параллелей 1, 2, 3, 4 классов. Внеурочная деятельность реализуется в виде:
-
музыкальных занятий;
-
концертов;
-
репетиций;
-
творческих занятий
Цель программы: создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.
Основные задачи:
-
развитие голоса, музыкального слуха и памяти, чувства ритма;
-
формирование у учащихся практических умений и навыков (чистота интонирования, артикуляция и дыхание, чтение с листа, аккордовое пение);
-
формирование уровня знаний детей в области музыкальной культуры, развитие их музыкальных представлений и художественного вкуса;
-
воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.
Формы и методы внеурочной деятельности.
Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия и подбор песенного репертуара планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
-
вокально-хоровая работа;
-
занятия по музыкальной грамоте;
-
музыкально-дидактические игры;
-
музыкально-ритмические упражнения;
-
дыхательная гимнастика;
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
-
наглядно-слуховой (аудиозаписи);
-
наглядно-зрительный;
-
частично-поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
-
«концентрический» (по методике М.И. Глинки);
-
фонетический;
-
практический (показ приёма исполнения, импровизация)
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения. В ходе реализации программы применяются педагогические технологии В.В.Емельянова.
Формы подведения итогов.
Выступление на школьных праздниках, концертах, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов.
Планируемые результаты.
Личностные и метапредметные результаты.
Личностные | Метапредметные регулятивные, познавательные, коммуникативные |
1-положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности 2-уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям. 3-эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения; 4-интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни; 5- навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности; 6- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей; | 1 класс: Р - принимать учебную задачу; - осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; П - ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик); -2 - читать простое схематическое изображение К - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; 2 класс: Р - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; Р - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров; П - ориентации в способах решения исполнительской задачи; К - понимать важность исполнения по группам - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; 3 класс: Р - различать способ и результат собственных и коллективных действий; П - выбирать способы решения исполнительской задачи; - воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные; К - выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности 4 класс: Р - осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности; П - передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях; К - выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ К - контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы; |
Предметные результаты.
По окончании освоения программы учащиеся будут проявлять:
-
интерес к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
-
будут владеть основами нотной грамоты, голосовым аппаратом;
-
овладеют навыками вокально-хоровой деятельности: вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении.
Содержание программы.
1. Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2. Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4. Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5. Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.
6. Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7. Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8. Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9. Сценодвижение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10. Репертуар.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
11. Концертная деятельность.
Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема разделы | Формы организации | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (УУД) | Общ. кол. ч. | дата |
| |
1 | Вводное занятие | Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. | Озвучание различных явлений. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; -следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности. Познавательные УУД: -читать простое схематическое изображение; первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметные результаты: -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей. | 2 | | |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. | Игры со звуками: поиск подходящего тембра, высоты, продолжительность звука. | Коммуникативные УУД: − контролировать свои действия в коллективной работе; − исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции; Познавательные УУД: − находить в музыкальном тексте разные части; - читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей. | 4 | | |
3 | Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. | Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука. | Исследовательская деятельность по выявлению способов звукоизвлечение. | Коммуникативные УУД: − принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; − контролировать свои действия в коллективной работе; Познавательные УУД: − первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: −принимать учебную задачу; −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; −принимать позицию исполнителя музыкальных произведений; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -эмоциональной отзывчивости, понимание музыкального образа Предметными результатами -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух. | 4 | | |
4 | Дикция и артикуляция | Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Твердая и мягкая атака | Исполнение песен текущего репертуара с правильным дыханием Индивидуальное и ансамблевое исполнение упражнений. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - Познавательные УУД: -первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков. | 4 | | |
5 | Ансамбль. Унисон. | Формирование правильного певческого произношения слов. | Активизация речевого аппарата с использованием речевых и муз. скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. | Коммуникативные УУД: − контролировать свои действия в коллективной работе; − исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (четкое, точное произношение слогов и слов.); Познавательные УУД: − первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; − читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: −принимать учебную задачу; −осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей; -развитие внимательности, трудолюбия, целеустремленности, ответственности Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; | 2 | | |
6 | Ансамбль. Элементы двухголосия. | Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. | Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; -читать простое схематическое изображение. Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; навыков: пение в ансамбле, правильное звукоизвлечение. | 6 | | |
7 | Музыкально-исполнительская работа | Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. | Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко». | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в групповом музицирование, в коллективных инсценировках; Познавательные УУД: -первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей. | 4 | | |
8 | Ритм | Знакомство с простыми ритмами и размерами. | Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки». | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: -читать простое схематическое изображение; первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; | 2 | | |
9 | Сценодвижение | Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. | Игры на раскрепощение | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; | 4 | | |
10 | Работа над репертуаром | Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. | Работа над образом исполняемого произведения. | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; | 28 | | |
11 | Концертная деятельность | Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. | Концертная деятельность | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; | 6 | | |
12 | Итоговые занятия, творческие отчеты | Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. | Разбор ошибок | Коммуникативные УУД: -контролировать свои действия в коллективной работе -учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; Познавательные УУД: первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи; Регулятивные УУД: - принимать учебную задачу; осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности; -принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; Личностные УУД: -сотрудничество со сверстниками при решении различных исполнительских задач; - развитие творческих способностей. Предметными результатами -устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; -развитие специальных музыкальных способностей: музыкальная память, слух, координация движений; | 2 | | |
Итого: | | | | 68 | | |
VIII. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
Используемая литература:
-
Абелян Л. Как Рыжик научился петь: учебное пособие для детей младшего школьного возраста; издательство «Советский композитор», г. Москва, 1989г.
-
Акентьева Л.В. Нотки спрятались в словах / Л.В.Акентьева. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.-32с.: ил.- (Мои первые ноты).
-
Груздова И.В. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей / И.В.Груздова, Е.К. Лютова, Е.В.Никитина. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 254с. – (Мир вашего ребёнка);
-
Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
-
Евсеева Ю.В. До-ре-ми-фа-солька: Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей. – СПб.: КАРО, 2009.-96с.: ил.
-
Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
-
Струве Г.А. Нотный бал, 1-4 кл. : сборник песен / Г.А.Струве. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2007. – 53,(3)с. : нот.
-
Сычёва М.А. Первые уроки музыки: учебно-методическое пособие с элементами ТРИЗ (теория решения изобразительных задач) для музыкальных руководителей / М.А.Сычёва. - Ростов на Дону : Феникс, 2009.-362с.6ил. - (Сердце отдаю детям).
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем для подготовки занятий:
-
Детям о музыке – www.muz-urok.ru
-
Искусство слышать – www.iskusstvo.my1.ru
-
Классическая музыка – http://classic.ru
-
Мультфильмы для уроков музыки – www.musicandi.ru/cartoon_film
Средства обучения.
1. Дидактический материал:
2.Печатные пособия:
3.Информационно-коммуникативные средства:
-
«Большая энциклопедия России: Искусство России» (1СD);
-
Мультимедийные презентации: «Рассказ про музыку», «Весёлые ноты», «Развиваем свой голос», «Развиваем ладовый слух», «Музыкальная азбука», «Знакомство с русскими музыкальными инструментами», «Музыкальные ноты»;
-
«Уроки музыки в школе без проблем» (3 CD);
-
Серия «Пойте снами» (8 CD)
4.Технические средства обучения:
5.Учебно-практическое оборудование:
.