Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Волжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Василия Михайловича Репринцева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности на 2021 – 2022 учебный год
общеинтелектуальной направленности
« Шашки и шахматы »
Учителя :___ Шеметюк Иван Петрович____
___2-4___ класс
Согласовано с заместителем директора по учебно - воспитательной работе
2022год
Пояснительная записка
Рабочая программа «Мир шашек и шахмат» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; а также основной образовательной программы начального общего образования. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления и выбран с учётом запроса учащихся.
Программа рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Актуальность:
Реализация данного курса позволяет каждому ученику получить образование с учётом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Актуальность программы «Шашки и шахматы» в обеспечении качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе.
Обучение игре в шахматы детям помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы и шашки.
Задачи
создать условия для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).
формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).
познакомить с историей шашек и шахмат;
обучить основам шашечной и шахматной игр;
обучить комбинациям, теории и практике шашечной и шахматной игр.
воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
развивать стремление детей к самостоятельности;
развивать умственные способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Формы и методы работы:
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
При изучении дебютной теории основным методом является частично- поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.
Предметные компетенции обучающихся:
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
Педагогическое наблюдение;
Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.
Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
Изучении специализированной литературы;
Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
В проведении бесед;
В применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам; Определение уровня эрудиции обучаемых.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты освоения программы курса
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,
соотнесение целей с возможностями
определение временных рамок
определение шагов решения задачи
видение итогового результата
распределение функций между участниками группы
планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение задавать вопросы
умение получать помощь
умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами
умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)
способность принять другую точку зрения, отличную от своей;
способность работать в команде;
выслушивание собеседника и ведение диалога
Предметные результаты освоения программы курса
Познакомить с шахматными терминами и шахматным кодексом.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение ставить мат с разных позиций.
Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Предполагаемые результаты реализации программы
По итогам реализации программы внеурочной деятельности Шашки и шахматы» предполагаются следующие результаты:
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни:
Приобретение школьниками знаний:
о правилах конструктивной групповой работы;
об основах организации коллективной творческой деятельности;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
о логике и правилах проведения научного исследования;
о шашечных и шахматных терминах;
об ориентировании на шахматной доске;
о ценности шашечных фигур;
о принципах игры;
об основных тактических приемах.
Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
Развитие ценностных отношений школьника
к собственному труду и труду других людей,
к знаниям;
к культуре;
к ценности шашечных фигур.
Результаты третьего уровня - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:
Школьник приобретает:
опыт исследовательской деятельности;
опыт публичного выступления по проблемным вопросам;
опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;
опыт управления другими людьми и взятии на себя ответственности за других людей.
Формы и виды контроля
Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю. Требования к знаниям, предъявляемые на занятиях по шахматам:
Во-первых, фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.
В связи оценивание учащихся по модулям «Шашки» и «Шахматы» следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в самостоятельных и итоговых работах, турнирах.
2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
Тематическое планирование по внеурочной деятельности «Шашки и шахматы»
№ п/п. | Тема занятия кружка | Кол-во часов | Элементы содержания |
1 | Введение. ТБ на занятиях. | 1 | Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. |
2 | История шашек и шахмат. | 1 | Древность русских шашек. Культурное значение шашек. Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Классификационная система. Великие люди и шахматы. |
3 | Правила проведения соревнований по шашкам и шахматам. Правила турнирного поведения. | 1 | Понятие о турнире. Правила турнирного поведения. Правила «Тронул-ходи!» Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. |
4 | Основы шашечной и шахматной теории. | 1 | Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур. Ходы фигур. Взятие фигур. Относительная ценность фигуры. |
5 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Расстановка фигур. Разбор тематических позиций. Упражнения на расчёт ходов. |
6 | Понятие о правилах игр. Сущность шашечной и шахматной нотации и её значение. | 1 | Правила шашечной игры. Сущность шашечной нотации и её значение. Правила шахматной игры. Полная и краткая нотация шахматных партий |
7 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Упражнения на запись партий, отдельных положений. Упражнения на разбор позиций и усвоение правил. |
8 | Основы шашечной и шахматной теории | 1 | 3 стадии партии. Правило равновесия материальных сил. Позиционное преимущество, сила дамки, значение связок, размеров. Превращение пешки, взятие на проход, рокировка, Бой и защита. Размен. |
9 | Основы шашечной и шахматной теории. | 1 | Понятие оппозиции, темпах, маневрах, важности расчета ходов и вариантов. |
10 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Разбор тематических позиций. Упражнения на расчёт ходов. Отдельные положения. |
11 | План игры шашек, шахмат. Овладение полями. | 1 | Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра и бортовых полей. Овладение важными полями. Значение плана игры. План игры на ослабление пункта. Выбор плана. |
12 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Разбор позиций и запись партий. Отдельные положения. |
13 | Цель и результат партии. | 1 | Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Шах и мат, ничья, пат. Вечный шах. |
14 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Разбор тематических позиций. Упражнения на расчёт ходов. Запись партий, отдельных положений. |
15 | Способы выигрыша в игре. | 1 | Способы выигрыша шашек. Разнообразие практических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Расчет ходов в партии. Жертва шашки, «самообложение», «роздых», «Любки», комбинационные ловушки, контрудары. Красота комбинаций. |
16 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Разбор тематических позиций. Упражнения на расчёт ходов. Запись партий, отдельных положений. |
17 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Турнир между учителями и учащимися в шашки и шахматы |
18 | Понятие о тактике и комбинации. | 1 | Понятие о тактике и комбинации в шахматах. Основные тактические приемы: вязка, двойной удар, скрытое нападение (шаха), двойной шах, отвлечение, завлечение, сочетание идей. |
19 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Разбор тематических позиций. Упражнения на расчёт ходов. |
20 | Определение стратегии шашек и шахмат. | 1 | Определение стратегии в шахматах. Целесообразное развитие фигур, выбор плана централизация. Расчет ходов, ценность времени и пространства. Игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Правило оппозиции. |
21 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Сеанс одновременной игры в шашки и шахматы. |
22 | Дебюты в шашках и шахматах. | 1 | Задачи и принципы дебюта. Какие шашки развивались в дебюте. Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Определение дебюта в шахматах. Задачи и принципы его разыгрывания. |
23 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Разбор тематических позиций. Сочетание идей. Гармоничное расположение пешек. |
24 | Шашки и шахматы. Определение эндшпиль. | 1 | Определение Эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ферзь против пешки, мат ферзи, ладьей, тяжелыми фигурами. |
25 | Практика по шашкам. | 1 | Сеанс одновременной игры в шашки. |
26 | Практика по шахматам. | 1 | Сеанс одновременной игры в шахматы. |
27 | Практика по шашкам. | 1 | Игра в шашки на компьютере. |
28 | Практика по шахматам. | 1 | Игра в шахматы на компьютере. |
29 | Практика по шашкам. | 1 | Он-лайн игра шашки на компьютере через Интернет. |
30 | Практика по шахматам. | 1 | Он-лайн игра шахматы на компьютере через Интернет. |
31 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Турнир между учителями и учащимися в шашки и шахматы. |
32 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Игра в шашки и шахматы 2 на один. |
33 | Практика по шашкам и шахматам. | 1 | Встреча – игра с шашистами и шахматистами села. |
34 | Итоговые занятия. | 1 | |
35 | Экскурсия с членами кружка на природу. | 1 | |
Список литературы
1. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
2. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
3. Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
5. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 г.