Пояснительная записка.
Рабочая программа воспитательной работы по общекультурному направлению «Надежда» (танцевальный кружок) разработана в соответствии с требованиями:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.№2821-10), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010;
Концепции формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010;
Внеурочной деятельности школьников под ред. Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010;
Танцевальный кружок – это единый многоступенчатый процесс обучения и воспитания, это процесс педагогического взаимодействия педагога с ребёнком и детским коллективом. Дети усваивают хореографические знания и умения общечеловеческих ценностей. Это сложный процесс, в ходе которого осуществляется развитие личности. Знакомство с основными элементами народного и современного танца, приобретение в процессе занятий специальных навыков развивает у детей художественный вкус, воспитывает у них благородство и изящество исполнения, формирует общую культуру. Занятия танцами учат детей красоте и выразительности движений, силе и ловкости, развивают и совершенствуют их мышечно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечнососудистую системы. Кроме того, занятия танцами требуют от учащихся напряженных усилий и собранности, повышает их трудолюбие, закаляет волю, характер, способствует всестороннему развитию личности. Танцы - один из любимых и популярных видов искусства - дают широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания. Планомерные систематические тренировки с постепенно возрастающей нагрузкой развивают мышцы, укрепляют связки, придают гибкость, подвижность суставов, помогают гармоничному росту детей. У них вырабатывается правильная осанка, походка, исправляются физические недостатки. Танцы развивают естественную грацию, музыкальную ритмичность.
Обучение танцевальному искусству осуществляется с помощью различных видов деятельности:
- Художественная деятельность развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника.
- Познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, развивает любознательность, которая формирует потребность в образовании.
- Трудовая деятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего общественно-полезного труда.
- Общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию.
- Коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда содержанием целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.
Цель программы: воспитание нравственно – эстетических чувств, формирование познавательного интереса и любви к прекрасному, раскрытие художественно–творческих, музыкально–двигательных способностей, творческой активности, самостоятельности, выносливости, упорства и трудолюбия, способствовать физическому развитию воспитанников.
Задачи программы:
Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в танцевальной деятельности;
Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
Приобщить детей к танцевальной культуре, обогатить их танцевальный опыт: знания детей о танце, его истории, устрой танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологии;
Развить у детей музыкального слуха, памяти, ритма;
Сохранить и укрепит здоровье у учащихся
Формировать красоту и пластичность движениям.
Место курса в плане воспитательной работы:
Программа рассчитана на учащихся 7 класса на 1 год обучения. На реализацию курса «Надежда» в 7 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 45 минут в соответствии с нормами СанПин.
90% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это упражнения и движения классического, народного и современного танцев, обеспечивающие формирование осанки воспитанников, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве. Для успешной реализации программы будут использованы.
Формы и методы организации работы:
Основная форма образовательной работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребёнка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания.
На занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению членов коллектива;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта исполнения танцевальных движений;
осознание значимости занятий танцами для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над танцем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами;
- Передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
- Самостоятельно начинать движения после музыкального вступления;
- Выполнять различные упражнения с зеркального показа;
- Синхронно выполнять движения в танце;
- Слышать и чувствовать музыку;
- Оценить себя в танце и т.д.
Содержание программы
Вводное занятие
Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Цели и задачи кружка. Техника безопасности на занятиях. Понятие «осанка». Поклон-приветствие.
История русского народного танца
История возникновения и развития русского народного танца с глубокой древности и до наших дней
Положения головы, постановка корпуса, позиции ног.
Знакомство с основными элементами русского народного танца
Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх).
Хлопки в ладоши – простые и ритмические. Хороводные шаги, переменный шаг, шаг с подскоком, шаг с притопом, галоп, припадание. Элементы русского танца: «ковырялочка», «моталочка», «присядка».
Русские народные танцы
«Кадриль», «Хороводная», «Метелица». Разучивание элементов танцев, связок.
Постановочно-репетиционная работа.
История современного танца
Происхождение, стили и особенности современных танцев.
Знакомство с основными элементами современного танца
Музыкально-ритмические упражнения: «Шаг на месте с качанием», «Пружинка», «Мячик», шаги в комбинации с хлопками, бег на месте и в продвижении «лошадки», перестроения в линию, колонну, круг, в шахматном порядке. Комбинации движений в продвижении.
Современные танцы
Постановка и разучивание танцев к праздникам: 8 марта, 23 февраля.
Итоговое занятие
Организация проведения занятий
Занятие состоит из трех частей. В первой части (разминка) ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия. В содержание разминки входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.
Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым движениям, элементам, закрепляют старые. Постепенно изученные движения объединяются в танец.
В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности, проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный положительный фон и настрой. Помимо игровых танцев проводятся танцевально-театральные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание, артистизм.
Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем.
№/п | Название раздела | Теория | |
1. | Вводное занятие | 1 | |
2. | История танца | 1 | |
3. | Знакомство с основными элементами различных танцев | 12 | |
4. | Современные танцы | 12 | |
5. | Русские народные танцы | 7 | |
6. | Итоговое занятие | 2 | |
Всего: | 35 |
Календарно-тематический план
№/п | Название раздела, темы | Дата | дата |
план | факт |
1 | «Давайте познакомимся!» | | |
2 | История возникновения и развития русского народного танца с глубокой древности и до наших дней | | |
3 | Позиции рук, хлопки. Позиции ног. | | |
4 | Хороводный шаг, переменный шаг, шаг с подскоком., галоп, шаг с притопом. | | |
5 | Элементы русского танца: «ковырялочка», «моталочка», «присядка». | | |
6 | Отработка изученных элементов. | | |
7 | Разучивание элементов и связок танца «Хороводная» | | |
8 | Постановка и разучивание танца «Хороводная» | | |
9 | Разучивание элементов и связок танца «Кадриль». Отрабатывание движений «Хороводная». | | |
10 | Постановка и разучивание танца «Кадриль». Отрабатывание движений «Хороводная». | | |
11 | Разучивание элементов и связок танца «Метелица». Отрабатывание движений «Хороводной» и «Кадрили». | | |
12 | Постановка и разучивание танца «Метелица». Отрабатывание движений «Хороводной» и «Кадрили». | | |
13 | Отрабатывание точности и артистичности исполнения разученных танцев. | | |
14 | Отрабатывание точности и артистичности исполнения разученных танцев. | | |
15 | Музыкально-ритмические упражнения, перестроения в линию, колонну. | | |
16 | Перестроения в линию, колонну, круг, в шахматном порядке. Бег на месте и в продвижении «лошадки». | | |
17 | Упражнения «Пружинка», «Мячик». | | |
18 | Музыкально-ритмические упражнения в комбинации с хлопками. | | |
19 | Музыкально-ритмические упражнения в комбинации с ходьбой, бегом, прыжками. | | |
20 | Комбинирование музыкально-ритмических упражнений под музыку. | | |
21 | Комбинирование музыкально-ритмических упражнений под музыку. | | |
22 | Комбинирование музыкально-ритмических упражнений под музыку. | | |
23 | Разучивание элементов и связок танца к 23 февраля. | | |
24 | Постановка и разучивание танца к 23 февраля. | | |
25 | Отрабатывание точности и артистизма исполнения танца. Разучивание элементов и связок танца к 8 марта | | |
26 | Постановка и разучивание танца к 8 марта Отрабатывание движений. | | |
27 | Разучивание элементов и связок танца «Часики». | | |
28 | Постановка и разучивание танца «Часики». | | |
29 | Отрабатывание движений танца «Часики». | | |
30 | Разучивание элементов и связок танца «Кукла». Отрабатывание движений танца «Часики». | | |
31 | Постановка и разучивание танца «Кукла». Отрабатывание движений танца «Часики». | | |
32 | Отрабатывание движений танцев «Часики» и «Кукла». Повторение всех разученных танцев. | | |
33 | Отрабатывание движений танцев «Часики» и «Кукла». Повторение всех разученных танцев. | | |
34 | Урок-презентация. | | |
35 | Подведение итогов года | | |
Диагностика
Диагностика проводится в форме открытых занятий в конце учебного года. Результаты оцениваются визуально, в зависимости от начальных природных данных ребенка.
Критериями оценки усвоения программы являются следующие:
• восприятие музыкальных образов (эмоциональная отзывчивость на музыку, умение импровизировать);
• элементарные знания в области музыкальной грамоты (характер, темпы, динамические оттенки, ритмический рисунок, строение музыкального произведения);
• развитие природных данных детей (музыкальный слух, ритм, координация, осанка, выворотность, шаг, стопа, баллон, апломб, вестибулярный аппарат);
• знание элементарных танцевальных понятий;
• степень усвоения танцевального репертуара
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;
- итоговый – открытые занятия.
Критерии определения результативности программы
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания хореографической композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу, печаль и т.д.)
Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнить несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат», «лодочка», «мостик» и т.д.).
Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног в танце.
Творческие способности – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные «па».
Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса движения (выполнять композиции самостоятельно, без подсказок).
Память – способность запоминать музыку и движения.
Формой подведения итогов реализации программы являются
выступления танцевального коллектива на школьных, муниципальных и районных праздниках, участие в конкурсных программах.
Специфическое сопровождение (оборудование):
-аудио, видео аппаратура;
-аудиокассеты, диски с записями русской народной музыки, песен, танцев;
- костюмы для выступлений;
- элементы русского народного костюма к играм, пляскам, инсценировкам: ленты, платочки, какошники, косынки.
Список литературы
Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев - Русские легенды и предания. Иллюстрированная энциклопедия., М.: "Эксмо", 2004 - 208 стр.
Васильева Т.К. «Секрет танца» С-П Диамант 1997
Климов А. «Основы русского народного танца» М Искусство 1981
Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
3. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.
http://barynya.com/RussianDance/russian-dance-russian.htm
http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/ruskie-narodnye-tancy.html
http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_sovremennye_tantsy-2561
http://danceeurope.narod.ru/sites/europa.planetaru.com/ru/dancehist/text.html
http://www.youtube.com/watch?v=ukc3gaZhMWk&feature=player_detailpage
http://www.youtube.com/watch?v=G1IEj-AAcu8
http://www.youtube.com/watch?v=jIaAXksrsrU
http://www.youtube.com/watch?v=InfEab2AoYc
http://www.youtube.com/watch?v=Iohit2CW6c8
http://www.youtube.com/watch?v=rPUy7lFMmNw (адреса сайтов постоянно пополняются)