СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активное участие в социально-значимой деятельности артикулируетсяв текстах последнего ФГОС НОО и "Примерной программы воспитания".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Иркутской области ‌‌

Администрация муниципального района

Чунского районного муниципального образования‌

МОБУ СОШ № 4 р.п. Лесогорск





РАССМОТРЕНА

МО учителей начальных классов

__________Зарубина Е.Ю.

Протокол № 8 от 30.08.2024


СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по УВР


_______Пережогина О.Н.



УТВЕРЖДЕНА

Директор МОБУ СОШ № 4

р.п. Лесогорск

_______________Наумова А.В.

Приказ от 30.08.2024 № 0-75


М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Орлята России»

для 3а класса начального общего образования на 2024-2025 учебный год
















р. п. Лесогорск, 2024‌год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в соответствии:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

- Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; автор- составитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г.

В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России.

Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, таки в «Примерной рабочей программе воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».

Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Орлята России», представленные по годам обучения. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения.

‌ На изучение учебного курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю в 1 классе и 2 часа в 2-4 классах начальной школы. Программа рассчитана на 4 года (1 класс - 33 недели; 2 – 4 класс – 34 учебных недели в год).

































Основные направления воспитательной деятельности


Направления воспитания

Целевые ориентиры

Гражданское

Патриотическое


Знающий и любящий свою малую родину, свой край.

Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам.

Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;

Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства.

Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Духовно-нравственное

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них.

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям.

Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей.

Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности).

Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.

Эстетическое

Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре.

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства.

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.

Физическое

Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом.

Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей.

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.

Трудовое

Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства.

Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений.

Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.

Проявляющий интерес к разным профессиям.

Экологическое

Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы.

Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды.

Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.

Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами.

Познавательное

Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира.

Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.

Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности.





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орленок России». Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.

3 класс

Название трека

Содержание учебного курса

Формы организации занятий

Виды деятельности


Трек «Орлёнок – Лидер»

Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочѐнности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даѐт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»),«молекула», «имя хором» и др.

Игра-испытание.

Динамические паузы.

Практикум «Пробую себя в роли лидера». Работа по ЧТП Веревочный курс

«Лидер»

Познавательная, игровая, досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение

Трек «Орлёнок – Эрудит»

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учѐбе.

Командные и интеллектуальные игры, «Кейс интеллектуальных, игра «Всезнайки»

Создание «конверта-копилки «Эрудит», игра «Хочу всё знать»

Познавательная, игровая

Трек «Орлёнок – Мастер»

Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок- Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).

Создание идеи своего дела. Тренинг «Мы мастера».

Экскурсия/ мастер-класс

Мини-спектакль

Познавательная, игровая, досугово-

развлекательная,

художественное

творчество, проблемно- ценностное

общение.

Трек «Орлёнок – Доброволец»

Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворѐнности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.

Беседа. Динамические паузы

Познавательная, проблемно ценностное общение

Трек «Орлёнок – Спортсмен»

Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.

Беседа.

Игра «Победа над Великим Нехочухой». Динамические паузы. Работа с чек-листом, Игра с элементами ТРИЗ, мини-соревнования. КТД

«Плакат болельщика». Игра- обсуждение «Копилка болельщика».

Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение.

Трек «Орлёнок – Эколог»

Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника

Сбор рюкзака эколога, игровые упражнения, игра

«Экологическая ромашка», Дидактическая игра

«Орлёнок»: что в мусорном ведре? Экскурсия/интеллектуальная игра.

Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение

Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны

Экскурсия, беседа, исследование исторических альбомов

Познавательная, игровая, проблемно ценностное общение.




РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные результаты:

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

  • уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.

Духовно-нравственное воспитание:

  • понимание связи человека с окружающим миром;

  • бережное отношение к среде обитания;

  • проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

  • признание индивидуальности каждого человека;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

  • выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.

Эстетическое воспитание:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудовое воспитание:

– осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе;

  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира;

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.

  • проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.



Метапредметные результаты:

Универсальные учебные познавательные действия:

  • способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;

  • способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;

  • умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);

  • умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);

  • умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);

  • умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;

  • понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео

Универсальные учебные коммуникативные действия:

    • умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;

    • умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;

    • умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;

    • участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;

    • умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе;

    • умение высказывать и отстаивать свое мнение;

    • умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом;

    • корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;

    • умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;

    • признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновывать, приводя аргументы;

  • умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим;

  • умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности

Универсальные учебные регулятивные действия:

  • умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;

  • умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;

  • умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐ достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;

  • формирование умения применять свои знания в практической деятельности.


Предметные результаты:

3класс

знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтѐр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приѐмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п\п

Тема раздела

Кол-во часов

Старт программы

2 ч

Орлёнок – Лидер

8 ч

Орлёнок – Эрудит

8 ч

Орлёнок – Мастер

12 ч

Орлёнок – Доброволец

8 ч

Орлёнок – Спортсмен

8 ч

Орлёнок – Эколог

10 ч

Орлёнок – Хранитель исторической памяти

8 ч

Подведение итогов

4 ч


Итого:

68ч






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.


Материалы для педагога

​1. Методические рекомендации по проведению официальной церемонии посвящения в Орлята России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoy-tseremonii-posvyashcheniya-v-orlyata-rossii/

2. Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические карты игровых занятий) https://orlyatarussia.ru/library/podgotovitelnyy-etap-k-uchastiyu-v-programme-1-klass-tekhnologicheskie-karty-igrovykh-zanyatiy/

3. Учебно-методический комплект для 1 класса https://orlyatarussia.ru/library/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1-klassa/

4. Учебно-методический комплект для 3 класса https://orlyatarussia.ru/library/test/

5. Учебно-методический комплект для 3 класса https://orlyatarussia.ru/library/test2/

6. Построение курса внеурочной деятельности 3 класса https://orlyatarussia.ru/library/postroenie-kursa-vneurochnoy-deyatelnosti-4-klassa-/

7. Промежуточная игра «Код дружбы» для 2, 3, 4 классов 

https://orlyatarussia.ru/library/promezhutochnaya-igra-kod-druzhby-dlya-2-3-4-klassov/


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


​Сайт «Орлята России»

https://orlyatarussia.ru/


Электронная библиотека сайта «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель