СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Островок здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность рабочей программы курса внеурочной деятельности заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности от угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Островок здоровья"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Декабристов»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕГРАЦИИ

С ПРЕДМЕТНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КУРСА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


«ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ»


Возрастная категория 7 – 8 лет (1 – 2 классы)


Направление спортивно-оздоровительное






Автор: Вишнякова Марина Владимировна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ имени Декабристов»

Контактный телефон: +79020315580












2023 – 2024 учебный год

Пояснительная записка

В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания отдельных учебных дисциплин. В связи с этим разрабатываются различные формы изучения системы знаний. Одним из путей решения данной проблемы и является интеграция образования.

Актуальность рабочей программы курса внеурочной деятельности заключается в том, что обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности от угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.

Новизна программы: содержание программы отражает интеграцию урочной деятельности по окружающему миру и основы безопасности жизнедеятельности - это внеурочная деятельность.

Данная программа разноуровневая, рассчитана на подготовку обучающихся начальных классов.

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

  • Требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России 22 декабря 2009 г. N 15785).

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).

  • Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ имени Декабристов».

  • С учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (http://fgosreestr.ru/).

Основная цель курса - формирование «личности безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

Основные задачи курса:

  • Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.

  • Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях; изучение методов и приемов защиты.

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности в интеграции с предметным содержанием курса «Окружающий мир»

Личностные - высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные - способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.).

Регулятивные - владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Коммуникативные - способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.


Формы проведения занятий:

  • Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

  • Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

  • Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Основные виды учебной деятельности:

  • практикумы,

  • тренировочные занятия с элементами моделирования опасных ситуаций;

  • практические задания (эвакуация при пожаре, оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности);

  • компьютерные технологии (составление памяток, выполнение заданий),

  • самостоятельные задания (решение ребусов, кроссвордов, ситуационных задач, составление опорных схем, памяток безопасного поведения);

  • уроки в музеях;

  • дидактические игры;

  • уроки на пришкольном участке;

  • уроки – путешествия;

  • лекции,

  • семинары,

  • бесед,

  • дискуссии,

  • игровое моделирование.

Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).


Методы:

  • Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

  • Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций);

  • Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);

  • Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).


Ожидаемые результаты:

  • формирование социально ценностных знаний к здоровью и здоровому образу жизни;

  • умение анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

  • получение опыта по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.





Формы контроля

Проверка усвоения курса проводится в форме выполнения творческих заданий, участия в проектных и исследовательских работах, тематических неделях. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин.


Структура программы

Количество часов: в неделю 1 - всего за год 35

Учебно – тематический план

п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Чрезвычайная ситуация – что это?

4

2

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

13

3

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи

11

4

Основы здоровой жизни

7

Всего

35


Содержание курса внеурочной деятельности в интеграции с предметным содержанием «Окружающий мир» (35 часов)

Раздел 1. Чрезвычайная ситуация – что это? (4 часа)

1.1.Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. Понятие «экстремальная ситуация». Классификация ЧС (чрезвычайные ситуации). Понятие «катастрофы и аварии», «стихийные бедствия».

1.2.Умение преодолевать страх. Понятие об МЧС, городской службе спасения. Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление.

1.3.Уроки городской безопасности. Объекты города, которые могут представлять опасность. Правила поведения при пожаре в помещении.

1.4.КВН «Природа и безопасность». Различные экстремальные ситуации и правила поведения при их возникновении.

Раздел 2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (13 часов)

2.1. Условия безопасного поведения. Предупреждение бытового травматизма учащихся. Понятие «здоровый образ жизни». Понятие «Жизнь и здоровье – главные ценности человека». Режим дня.

2.2. Можно ли уберечься от травм? Понятие «травма». Виды травм. Шалости – основные причины бытового травматизма.

2.3. Если хочешь быть здоров – закаляйся! Понятие «закаливание». Закаливание водой и воздухом.

2.4. Предупреждение бытового травматизма. Правила поведения при проведении игр (шалости с огнем, на балконе; химические эксперименты; баловство на стройплощадке и т.д.)

2.5. Твои действия при пожаре (практическое занятие). Действия в чрезвычайных ситуациях. Правила поведения при пожаре.

2.6. Как вести себя на воде. Правильное поведение на воде. Меры безопасности при пользовании лодками.

2.7. Где вода – там беда. Правила купания в реке, меры безопасности. Основные и подручные средства спасения на воде.

2.8. Транспорт, виды транспорта. История транспорта, виды транспорта. Дорожно – транспортные происшествия.

2.9. Если ты стал водителем. Правила безопасности езды на велосипеде. Дорожные правила велосипедистов. Правила обхождения стоящего транспорта. Основные правила езды на велосипеде и меры безопасности.

2.10. Как стать грамотным пассажиром. Причины ДДП. Правила безопасности при поездках в транспорте.

2.11. Учись быть пешеходом (экскурсия). Правила безопасного поведения при движении по тротуару, при переходе через улицу.

2.12. Железнодорожные переезды. Виды железнодорожных переездов и правила перехода через них. Дорожные знаки группы «Железнодорожный переезд».

2.13. Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге. Безопасное поведение на автомобильной дороге. Экстремальные ситуации аварийного характера в транспорте.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (11 часов)

3.1. Основные виды травм. Виды бытовых травм. Способы предохранения от бытовых травм.

3.2. Основные виды травм и первая помощь при них. Средства первой медицинской помощи при ушибах, вывихах, травмах суставов, растяжениях.

3.3. Осторожно – электричество. Правила безопасного поведения с электроприборами. Электрический ток. Первая помощь при поражении электрическим током.

3.4. Мы и животные. Правила безопасного поведения при обращении с животными. Оказание первой помощи при укусах.

3.5. Уступи змее дорогу. Правила безопасного поведения при встрече со змеей. Понятие о само- и взаимопомощи.

3.6. Когда кусают насекомые. История болезней, которые переносят насекомые. Приемы оказания первой помощи при укусах насекомых.

3.7. Если из раны течет кровь. Основные правила оказания первой медицинской помощи при легких травмах. Правила техники безопасности на уроках труда и при работе на приусадебном участке.

3.8. Безопасность при любой погоде. Травмы, случающиеся при различной погоде. Оказание первой помощи.

3.9. Оказание первой помощи при утоплении. Простейшие приемы оказания помощи терпящим бедствие на воде и на льду. Способы самоспасения.

3.10. Чем и как можно отравиться? Как этого избежать? Причины отравления. Методы оказания первой помощи при отравлениях.

3.11. Грибы – съедобные и несъедобные. Виды съедобных и несъедобных грибов. Первая помощь при отравлении грибами.

Раздел 4. Основы здоровой жизни (7 часов)

3.1. Что влияет на здоровье. Понятие «здоровье». Полноценное питание – фактор нормального роста и развития школьника, его здоровья.

3.2. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Витамины.

3.3. Лекарственные растения. Лекарственные растения, их польза. Правила сбора и применения лекарственных растений.

3.4. Как справиться с инфекцией? Понятия «инфекционная болезнь», «иммунитет», «прививка».

3.5. Решение и здоровье. Опасные лекарства. Факторы, влияющие на здоровье. Нужные и ненужные тебе лекарства. Поговорим о домашней аптечке. Понятия «лекарство», «яд». Полезные и вредные лекарства.

3.6. Учусь делать здоровый выбор. Пассивное курение. Вред пассивного курения. Мотивы и последствия употребления алкоголя.

3.7. Итоговое занятие. Викторина «Подумай и ответь».








Календарно - тематическое планирование (35 часов)

урока

Дата проведения урока


Тема урока

Форма

занятия

Виды учебной деятельности

Социально-значимая, проектная и учебно-исследовательская деятельности.

Практические работы и другие виды учебной деятельности

Профориентационная работа

(образовательные экскурсии: очные, виртуальные).

Производственный ресурс

план


факт


Раздел 1 Чрезвычайная ситуация – что это? (4 часа)

1



Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях.

Групповая

Работа над новым материалом. Действия при гололеде, во время грозы, во время сильной жары, во время наводнения.

Просмотр видеоурока

2



Умение преодолевать страх.

Фронтальная

Работа над новым материалом. Значок МЧС. Работа над закреплением нового материала.


3



Уроки городской безопасности.

Индивидуально –

групповая

Работа над новым материалом. Отгадывание загадок.


4



КВН «Природа и безопасность».

Групповая

Тест «Природные катастрофы». Музыкальный конкурс. Конкурс кроссвордов.

КВН

Раздел 2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (13 часов)

5



Условия безопасного поведения. Предупреждение бытового травматизма учащихся.

Индивидуально –

групповая

Работа над новым материалом. Режим дня для школьников.

Составление режима дня.

6



Можно ли уберечься от травм?

Фронтальная, парная

Отгадывание загадок. Отгадывание сканворда.


7



Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Фронтальная

Отгадывание сканворда. Работа над новым материалом.

Просмотр видеоурока

8



Предупреждение бытового травматизма.

Групповая

Отгадывание загадок. Работа над новым материалом. Отгадывание кроссворда.


9



Твои действия при пожаре.

Индивидуально –

групповая

Рассматривание рисунков.

Инсценирование сценок, сюжетно – ролевые игры

10



Как вести себя на воде.

Фронтальная

Отгадывание загадок. Работа над новым материалом. Шуточные частушки. Работа с рисунками.

Просмотр видеоурока

11



Где вода – там беда.

Индивидуальная,

фронтальная

Работа над новым материалом. Игра «Расшифруйте фразу».


12



Транспорт, виды транспорта

Парная

Работа над новым материалом. Составление кластера. «Добавь слово».


13



Если ты стал водителем.

Фронтальная, индивидуальная

Работа над новым материалом. Рисование отгадок на загадки. ПДД на велосипеде. Работа с дорожными знаками.

Отработка навыков езды на велосипеде

14



Как стать грамотным пассажиром.

Индивидуально –

групповая

Причины ДДП. Правила безопасности при поездках в транспорте. Отгадывание загадок. Решение задач.


15



Учись быть пешеходом.



Экскурсия

16



Железнодорожные переезды.



Экскурсия на железнодорожный переезд

17



Что делать при чрезвычайной ситуации на дороге.

Фронтальная

Разбор чрезвычайных ситуаций на дороге


Раздел 3. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (11 часов)

18



Основные виды травм.

Индивидуально –

групповая

Отгадывание загадок. Работа над новым материалом.

Просмотр учебного фильма

19



Основные виды травм и первая помощь при них.

Фронтальная

Работа над новым материалом.

Оказание

первой помощи при травмах

20



Осторожно – электричество.

Индивидуально –

групповая

Отгадывание загадок. Работа с рисунками. Отгадывание «Чайнворда».

Оказание

первой помощи при поражении электрическим током

21



Мы и животные.

Индивидуально –

групповая

Работа над новым материалом.

Оказание

первой помощи при укусах

22



Уступи змее дорогу.

Фронтальная

Отгадывание загадок. Работа над новым материалом.

Само и взаимопомощь

23



Когда кусают насекомые.

Фронтальная

Отгадывание сканворда. Работа над новым материалом. Работа с рисунками.

Оказание

первой помощи при укусах насекомых

24



Если из раны течет кровь.

Фронтальная

Отгадывание загадок. Работа над новым материалом. Закрепление пройдённого материала.

Оказание

первой помощи при легких травмах

25



Безопасность при любой погоде.

Индивидуальная,

фронтальная

Отгадывание кроссворда. Работа над новым материалом. Закрепление пройдённого материала.

Оказание

первой помощи

26



Оказание первой помощи при утоплении.

Индивидуально –

групповая

Работа над новым материалом. Закрепление пройдённого материала.

Оказание

первой помощи, самоспасение

27



Чем и как можно отравиться?

Фронтальная

Работа с ребусами. Работа над новым материалом. Отгадывание кроссворда.

Оказание

первой помощи при отравлениях

28



Грибы – съедобные и несъедобные.

Групповая

Отгадывание кроссворда. Работа над новым материалом. Работа с рисунками. Викторина и грибах.

Оказание

первой помощи при отравлении грибами

Раздел 4. Основы здоровой жизни (7 часов)

29



Что влияет на здоровье.

Индивидуальная,

групповая

Работа над новым материалом.

Практическая работа «Зубы и уход за ними»

30



Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты

Фронтальная

Отгадывание кроссворда. Работа над новым материалом. Отгадывание загадок.

Просмотр видеоурока

31



Лекарственные растения.

Фронтальная

Отгадывание кроссворда. Работа над новым материалом.

Просмотр видеоурока

32



Как справиться с инфекцией?

Индивидуальная,

групповая


Отгадывание загадок. Работа над новым материалом

33



Решение и здоровье.

Фронтальная, индивидуальная

Работа над новым материалом. Рисование «Цветка здоровья».


34



Учусь делать здоровый выбор.

Парная, групповая

Работа над новым материалом. Чтение пьесы «Случай с Папироскиным».


35



Викторина «Подумай и ответь».


Индивидуальная, групповая


Викторина


















Список информационных источников, использованных при подготовке программы

Электронные образовательные издания

  • Электронное с. у. н. «ОБЖ 1-4 классе»

  • Сборник педагогических практик учителей РО по использованию доски SMART (физ. культура, ОБЖ, информатика, технология)

Печатные пособия

  • Альбом "Детям о правилах пожарной безопасности"

  • Плакаты "Действия населения при стихийных бедствиях"

  • Плакаты "Первичные средства пожаротушения"

  • Плакаты "Пожарная безопасность"

  • Плакаты "Умей действовать при пожаре"

  • Плакаты "Правила поведения в аварийных ситуациях на транспорте"

  • Плакаты "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера"

  • Плакаты "Правила поведения в ЧС природного характера" (показывает основные правила поведения людей при землетрясениях, лавинах, оползнях и т.п.)

Учебно - практическое оборудование

  • Противогаз ГП-7

  • Аптечка индивидуальная

  • Сумка санинструктора

  • Аптечка первой медицинской помощи, шины, резиновый жгут, бинты

Информационно- коммуникационные средства

  • Презентации к уроку

  • Эл. сборник тестов

Экранно-звуковые пособия

  • Компакт-диск "Основы пожарной безопасности"

  • Компакт-диск "Основы противопожарной безопасности"

Технические средства обучения

  • Компьютер

  • Интерактивный комплекс.

Интернет ресурсы

  • Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение

http://www.risk-net.ru

  • Все о пожарной безопасности

http://www.hsea.ru

  • Лига здоровья нации

http://www.ligazn.ru

  • Первая медицинская помощь

http://www.meduhod.ru

  • Портал детской безопасности МЧС России

http://www.spas-extreme.ru

  • Искусство выживания

http://www.goodlife.narod.ru

  • Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net




23