СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
17
Миллеровский район Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Терновская основная общеобразовательная школа №2
«Утверждаю»
Директор МБОУ Терновской ООШ №2
_______________ Е.Ф. Михайловская
Приказ № от 2017г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности по духовно-нравственному
направлению «Я в мире, мир во мне»
7 класса на 2018-2019 учебный год
Количество часов: – 35
Учитель – Масло Татьяна Владимировна
2018
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ Терновской ООШ №2 № ____ от _______ 2018 года ______________ Абакумова Е.Н. подпись рук. МО Ф.И.О. | Рассмотрено и рекомендовано к утверждению педагогическим советом МБОУ Терновской ООШ №2 Протокол № ____от ______2018 года Председатель _______________ Е.Ф. Михайловская подпись
|
|
|
|
Пояснительная записка
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Наибольшего внимания педагогов требует именно нравственная сфера личности младших подростков: многие дети уходят от реальности в виртуальный мир компьютерных игр и социальных сетей, черпают модели поведения в «глянцевых» телевизионных шоу и назойливой рекламе, заткнув себе уши наушниками, из которых, в основном, звучат не слова, а однообразные ритмы, совершают асоциальные действия и поступки.
Важнейшими проблемами воспитания является размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В семьях большинство детей любят, балуют и, как выяснилось, не всегда предъявляют необходимые и достаточные требования для их развития. Это усугубилось по мере взросления, и многие дети пришли в основную школу с завышенной самооценкой, не умея и не стремясь признавать значимость своего одноклассника, не умея устанавливать коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Программа рассчитана на учащихся 7 класса, срок реализации 1 год: 35 часов в год (1 час в неделю).
Внеурочные занятия «нравственное воспитание» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать материалы художественной литературы, яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На занятиях важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших подростков, включение в проектную деятельность.
Задачи:
Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.
Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.
Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения - родителей, учителей.
Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.
Включать детей в проектную деятельность.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа духовно-нравственного развития и воспитания реализуется по нескольким направлениям:
• воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Каждое направление раскрывает одну из сторон развития личности и основано на системе базовых национальных ценностей.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования,
представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
роль знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально- психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально- психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к вредным привычкам.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
бережное отношение к растениям и животным.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
ПРИНЦИПЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа составлена на основе следующих принципов духовно-нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение школьников со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомернодеятельностный характер. Учащийся включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых
присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников среднего возраста. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
беседы; лекции, дискуссии;
классный час; час общения;
литературно-музыкальные композиции;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
классные собрания.
Практические занятия:
творческие конкурсы;
коллективные творческие дела;
соревнования;
показательные выступления;
праздники;
викторины;
интеллектуально-познавательные игры;
трудовые дела;
тренинги;
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
заочные путешествия;
творческие проекты, презентации;
проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
сюжетно-ролевые игры;
проект и др.
Данные формы способствуют развитию у обучающихся навыков общения в совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников можно распределить по трем уровням, предложенным Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации школьников.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся основной школы
Программа мониторинга рассчитана на ежегодное исследование, целью которого является отслеживание динамики уровня сформированности духовнонравственного развития и воспитания обучающихся в условиях внедрения ФГОС ООО.
Периодичность проведения - ежегодно в начале года «входная» и конце года итоговая. Объект исследования - уровень сформированности духовнонравственного развития обучающихся основной школы. Предмет исследования - процесс психолого-педагогического сопровождения духовно-нравственного развития обучающихся. Инструментарий мониторинга представляет собой совокупность анкет, применение которых позволит получить комплексную оценку уровня духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
Мониторинг проводится классным руководителем. При этом используется методика «Оценка уровня сформированности нравственных качеств и развития социального опыта младших подростков», разработанная на основе опросника П.В. Степанова. Эта методика позволяет создать «Диагностическую карту» класса и определить «Коэффициент уровня сформированности нравственных качеств и развития социального опыта обучающегося». Также оценка и коррекция развития личностных качеств обучающихся в духовно-нравственном направлении осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика. Мониторинг обучающихся представлен:
Портфель (личные достижения);
Анкета для обучающихся;
Анкета для родителей.
1.1. В Концепции модернизации Российского образования определена идея формирования личности: «Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы,
Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность
создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий
по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в школе Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.
При организации занятий надо обращать внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Дети легко откликаются на необычные, захватывающие внеклассные дела, но быстрая переключаемость внимания не даёт им возможность сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако если учитель будет создавать нестандартные ситуации, ребята будут заниматься с удовольствием и длительное время. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, особенностью их мышления является его критичность. У ребят появляется своё мнение, которое они стараются демонстрировать как можно чаще, заявляя о себе. Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствие, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Для того, чтобы ученик начал всерьез заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять радость. Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, дети учатся думать.
Работа с одарёнными детьми ставит учителя перед фактом, что ориентироваться нужно не на уже достигнутый ребенком уровень развития, а немного забегать вперед, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности.
Для полного осуществления дифференциации обучения математики важным моментом является выявление одаренных детей, имеющих повышенные способности к математике. Данную работу может провести и сам педагог, используя различные методики: наблюдения, тестирования, и др. Необходимо помнить, что согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень),
креативности
настойчивости (мотивации, ориентированной на задачу).
Методики выявления одаренности предлагаются в Приложении 1 к данной программе.
1.2 Данная программа внеурочной деятельности школьников составлена
на основе:
- «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителей»/ Д.В.Григорьева, П.В. Степанов. – М.: Просвещение,
2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения);
-«Задачи на смекалку 5-6 классы»/И.Ф. Шарыгин, А.В.Шевкин.-М.: Просвещение, 2010
-«Математические олимпиады 5-6 классы. Методическое пособие»/автор-составитель А.В.Фарков .-М.:Экзамен 2017 г.
- Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения
учащимися 5—6 классов;
- Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения
учащихся 5-6 классов.
Актуальность разработки и создание данной программы обусловлены
тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы предмета «математика» и потребностями учащихся в дополнительном материале по математике и применении полученных знаний
на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования ФГОС второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа рассчитана на проведение практических занятий в объёме 34 часов. Содержание программы внеурочной деятельности связано с программой по предмету «математика» и спланировано с учетом прохождения программы 6 класса. Занятия содержат исторические экскурсы, фокусы, игры и практический материал, используемый в повседневной жизни и способствующий повышению интереса к математике. Этот интерес следует поддерживать в продолжение всего учебного года, проводя соответствующую работу.
Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Многим людям в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы.
Изучение материала программы способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Подобранный материал программы развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
1.3. Таким образом, значимость содержания программы в общем образовании школьников повлияла на определение следующих целей:
В направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи программы:
- формировать у учащихся навыки решения нестандартных задач;
- знакомить с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения;
- организовывать деятельность для овладения умением решать нестандартные задачи, выбирать наиболее эффективные и рациональные способы их решения;
- создавать условия для овладения умением правильно, четко и однозначно выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос.
3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
4) Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и
компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Организация учебного процесса
Единицей учебного процесса является учебное занятие. Первая часть которого – это вводная беседа, при которой ставятся цели и намечаются пути их достижения. При этом учитель знакомит ученика с необходимым фундаментом теоретических знаний. Новый материал излагается кратко, с записью необходимых формул и правил. Практическая часть – это решение задач, иногда практическая работа. В конце занятия планируется вывод о полученных знаниях и умениях. Предполагается получение домашних заданий исследовательского характера. Занятия необходимо проводить с использованием частично – поискового или исследовательского метода. По возможности использовать информационно – коммуникационные технологии.
Во многие занятия включены математические игры, которые, кроме развлекательности, преследуют ряд воспитательных целей. Посредством этих игр развиваются любознательность, интуиция, сообразительность, наблюдательность, настойчивость. Проведение математической игры (или фокуса) состоит из трех частей:
1) показ игры (фокуса);
2) попытка учащихся угадать суть фокуса (игры);
3) математическое объяснение фокуса (игры).
Игры проводятся в середине или в конце занятия, так как к этому времени учащиеся устают и им легче играть, чем решать задачу.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности, в том числе и проектная деятельность. Учитывая возраст учащихся, смотры знаний можно проводить в форме игры, викторин, конкурсов, защиты творческих проектов, участие в математическом вечере, олимпиадах.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы занятия были оснащены современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребёнка.
По продолжительности занятие составляет 45 минут.
В конце года все участники объединения готовят и защищают исследовательские работы. Это может быть индивидуальной работой, а может быть групповой – по желанию учащихся.
4. Содержание программы
Математика 6 класс
№ п/п | Название раздела, темы курса | Кол-во Часов т/пр | Содержание учебной темы | ||
1. | Математические игры. | 5 | 1 | 4 | Разгадывание ребусов. Составление и расшифровка шифров. Задачи «сказочного» содержания. Задачи на перебор (с практическим содержанием). |
2. | Числовые задачи. | 4 | 1 | 3 | Задачи на целое и его части. Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?», «Сколько же?». Числовые выражения. |
3. | Задачи на четность. | 4 | 1 | 3 | Задачи на свойства делимости. Четность и нечетность чисел. Задачи на доказательство. |
4. | Логические задачи. | 5 | 2 | 3 | Решение различных логических задач (в том числе - геометрического типа, с практическим содержанием). |
5. | Задачи на делимость чисел. | 4 | 1 | 3 | Использование признаков делимости для решения задач. Простые и составные числа. Задачи на изображение фигур, не отрывая руки от бумаги. |
6. | Геометрия в пространстве. | 4 | 1 | 3 | Задачи со спичками. Задачи на разрезание и склеивание. Задачи типа: «Как сделать?». Задачи на кубы. |
7. | Текстовые задачи. | 5 | 2 | 3 | Решение различных текстовых задач (разбор нескольких способов решения, поиск наиболее рациональных способов решения). |
8 | Старинные задачи | 3 | 1 | 2 | Решение старинных задач. Старинные меры веса и длины. |
| Итого: | 34 | 10 | 24 |
|
Календарно – тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Увлекательная математика»
в 6 классах по ФГОС ОО (34 часа)
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||
| Тема 1: «Математические игры» Всего часов 5 | ||||
| Дата | Тема занятия
| Элемент содержания
| Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | |
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | ||||
1.1 |
| Математические развлечения. Математический ребус | Вводная беседа Решение занимательных задач на арифметические действия с натуральными числами; Решение простейших математических ребусов; | Предметные Познакомятся историей возникновения занимательных задач. С понятием математического ребуса.. Личностные УУД готовность и способность к преодолению трудностей для достижения целей. | Личностные УУД сформировать интерес к дополнительным занятиям по математике Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи |
1.2 |
| Составление и разгадывание шифровок математического содержания | Составление числовых закономерностей | Предметные Повторить свойства сложения и умножения натуральных чисел. | Предметные Записывать последующие и предыдущие элементы натурального ряда. Познавательные УУД осуществлять сравнение, сериализацию и классификацию |
1.3 |
| Задачи «Сказочногосодержания» | Ввести задачи с интересной фабулой и использование старинных мер длины. | Познавательные УУД Научиться строить схемы Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения |
1.4 |
| Задачи на перебор (практического содержания) | Решать задачи методом перебора вариантов. | Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Предметные Решать логические задачи на перебор. Регулятивные УУД прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей |
1.5
|
| Итоговое занятие по теме «Математические игры» | Решение занимательных задач | Познавательные УУД Выделять характерные причинно-следственные связи | Предметные Комбинировать известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
2.1 |
| Задачи на целое и части | Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части. | Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | Предметные При решении задач использовать математическую модель – неравенство Познавательные УУД основам реализации исследовательской деятельности |
2.2 |
| Задачи про цифры | Применение законов сложения, вычитания и умножения для решения задач | Предметные выполнять вычитание с помощью натурального ряда; вычитать натуральные числа.
| Предметные комбинировать известные алгоритмы Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения |
2.3 |
| Задачи типа «Что больше» «Сколько же» | Решение нестандартных задач на сравнение | Познавательные УУД использовать другие источники информации интернет Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Познавательные УУД строить схемы и модели для решения задач Коммуникативные УУД Сотрудничать с другими учащимися для решения общих задач |
2.4 |
| Числовые выражения | Используя свойства арифметических действий, решать задачи связанные с числовыми выражениями. | Предметные применять закон при устных вычислениях; раскрывать скобки; выносить множитель за скобки; Регулятивные УУД адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | Предметные владеть совместными действиями Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью |
3.1 |
| Задачи на свойства делимости чисел | Свойства делимости и признаки. | Предметные Научаться применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и буквенных выражений. Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи;
| Познавательные УУД делать умозаключения и выводы на основе аргументации Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить. |
3.2 |
| Четность и нечетность чисел | Сумма двух четных чисел. Четного и нечетного. Двух нечетных. | Познавательные УУД делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Познавательные УУД осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Коммуникативные УУД оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
3.3 |
| Задачи на доказательства
| Применение законов четности для доказательства равенств | Познавательные УУД делать умозаключения (по аналогии) и выводы на основе аргументации Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Познавательные УУД приводить примеры использования математических знаний Коммуникативные УУД строить монологическое контекстное высказывание |
3.4 |
| Брейн -ринг | Обобщить знания делимости чисел, свойств арифметических чисел. | Предметные. Предметные применять закон при устных вычислениях; раскрывать скобки; выносить множитель за скобки; свойства делимости. Регулятивные УУД адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
| Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом |
4.1 |
| Способы оформления решений логических задач | Схемы –рисунки и таблицы перебора вариантов. | Предметные Методы решения логических задач Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения логических задач | Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи; использовать схемы и таблицы;
|
4.2 |
| Задачи на верные и неверные утверждения | Ввести способ решения задач от обратного | Познавательные УУД строить схемы и модели для решения задач Предметные метод решения от обратного. | Предметные Комбинировать известные алгоритмы Коммуникативные УУД строить монологическое контекстное высказывание |
4.3 |
| Графы и их помощь для решения задач. | Построение графов | Предметные Применение графов для решения логических задач Регулятивные УУД Основы самоконтроля | Предметные Владеть совместными действиями Познавательные УУД приводить примеры использования математических знаний |
4.4 |
| Метод упорядоченного перебора | Решение геометрических задач методом упорядоченного перебора | Предметные Выявлять особенности различных геометрических фигур . Познавательные УУД основам исследовательской деятельности
| Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4.5 |
| Логические задачи. Малая олимпиада. | Обобщить изученные методы решения логических задач. | Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. | Предметные Применять полученные знания при решении различного вида задач |
5.1 |
| Признаки делимости натуральных чисел. | Рассмотреть признаки делимости на 3, 9, 4, 6, 18 и др. | Предметные Познакомятся с признаками делимости на 4. 6, 18, 15 Познавательные УУД Научиться устанавливать причинно-следственные связи | Предметные Комбинировать известные алгоритмы Коммуникативные УУД строить монологическое контекстное высказывание |
5.2 |
| Решение задач на применение признаков делимости. | Решение задач, с использованием признаков делимости. | Предметные научиться применять признаки делимости для решения задач практического содержания Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач деление | Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом |
5.3 |
| Простые и составные числа | Отработать понятие простого и составного числа. Умение пользоваться таблицей простых чисел. Применять данные понятия для доказательств высказываний. | Предметные отработать понятия простого и составного числа. Познавательные УУД Научиться устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Предметные Определять структуру числа, приводить примеры простых и составных чисел. Познавательные УУД строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом |
5.4 |
| Изображение фигур с секретом | Задачи на изображение фигур не отрывая руки от листа. | Предметные использовать делимость чисел при решении практических задач в том числе и геометрических Познавательные УУД осуществлять сравнение, классификацию
| Предметные Выполнять простейшие построения геометрических фигур. |
6.1 |
| Понятия плоскости и пространства | Дать представления о плоскости и нахождения фигур в одной плоскости. | Предметные Ввести практическим путем понятия «лежать в одной плоскости». Познавательные УУД Развивать пространственное видение | Предметные Решать задачи повышенной сложности по теме Параллелепипед. Познавательные УУД строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей |
6.2 |
| Задачи с развертками | Решение задач, с использованием практических моделей | Познавательные УУД строить схемы и модели для решения задач | Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи |
6.3 |
| Задачи на разрезание и склеивание |
| Предметные. Практические применения знаний на рисование не отрывая руки от бумаги. Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Познавательные УУД осуществлять сравнение, сериацию и классификацию Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью |
6.4 |
| Задачи со спичками. Геометрические фокусы. | Различные системы счисления (нумерации). Решение занимательных задач. | Предметные. Различные системы исчисления, различные методы решения задач. Познавательные УУД выделять характерные причинно-следственные связи
| Предметные. Комбинировать известные алгоритмы для решения занимательных и олимпиадных задач Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
7.1 |
| Решение задач «на части». | Решение задач. | Предметные. Методы решения задач на части. Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Предметные. Решать задачи на части с помощь схем и рассуждений Коммуникативные УУД основам коммуникативной рефлексии |
7.2 |
| Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности. | Решение задач. | Познавательные УУД устанавливать причинно-следственные связи
| Предметные. Решать задачи на нахождение чисел по их сумме и разности с помощь схем и рассуждений Коммуникативные УУД осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь |
7.3 |
| Несколько способов решения задач. | Рассмотреть варианты решений одной и той же задачи . | Предметные Понимание, что одна задача может решаться несколькими различными способами Познавательные УУД составлять схемы и математические модели при решении задач
| Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве |
7.4 |
| Задачи, решаемые с конца | Решение задач. | Предметные решать задачи с конца. Познавательные УУД Приводить примеры математических моделей
| Познавательные УУД создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач Коммуникативные УУД работать в группе — устанавливать рабочие отношения |
7.5 |
| Математическая регата | Решение занимательных задач | Предметные. Решать задачи различных видов и применять для этого разные способы. Коммуникативные УУД владеть устной и письменной речью | Познавательные УУД осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные УУД организовывать способы взаимодействия
|
8.1 |
| Решение старинных задач и задач в стихах, использование алгебраического метода | Решение задач | Предметные познакомятся с понятиями старинных задач .Некоторыми старинными единицами длины Познавательные УУД Приводить примеры математических моделей | Предметные Решать задачи по теме с использованием схем и графов Коммуникативные УУД сотрудничать с одноклассниками при решении задач; уметь выслушать оппонента. |
8.2 |
| Задачи сказочного содержания | Решение задач нестандартного вида принципом Дирихле | Предметные Решать нестандартные задачи с использованием принципа Дирихле. Регулятивные УУД Умение составлять конспект
| Познавательные УУД структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста |
8.3 |
| Старинные задачи - шутки | Решение нестандартных старинных задач | Предметные Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Предметные Решать задачи по теме. Познакомиться со старинными мерами веса. Познавательные УУД Проводить исследование, устанавливать причинно – следственные связи |