Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Ритмика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Скорректированная программа по ритмике носит коррекционно-развивающее содержание:
развитие и коррекция основных видов движений, музыкально-ритмических движений;
развитие и коррекция психических функций, совершенствование психомоторики;
развитие способности ориентироваться в пространстве;
развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
Целью скорректированной рабочей программы по ритмике является:
содействие всестороннему развитию личности посредством формирования эмоционально-волевой сферы, пространственной ориентации обучающихся;
развитие слухового восприятия, чувства ритма, двигательных качеств.
Содержание скорректированной рабочей программы по ритмике направлено на обеспечение потребности детей в движении, на развитие их моторики, координации движений, улучшения эмоционального состояния.
Задачи на занятиях по ритмике для обучающихся 1-4 классов VII вида направлены на:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия;
содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
приобщение детей к музыке, обучение их воспринимать на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка» (звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп).
Отличительной особенностью учебных занятий в начальной школе для обучающихся с задержкой психического развития является большой акцент на решение образовательных и коррекционно-конпенсаторных и специально-развивающих задач.
Образовательные задачи:
освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта.
Оздоровительные задачи:
профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
Воспитательные задачи:
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности;
формирование умений владеть своими эмоциями.
Коррекционно-конпенсаторные и специально-развивающие задачи:
исправление недостатков (нарушений) физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений, направленных на:
- развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений;
- формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;
- интеллектуально-познавательное развитие;
- развитие и совершенствование сенсомоторики;
развитие моторной памяти, способности к восприятию и передачи движений.
Скорректированная рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
- Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление правительства РФ от 04.10.2000X2 751;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 № 1507-р.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.02.1998 № 322;
Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования. Приказ МО РФ от 30.06.1999 №56;
Письмо МО РФ 06.09.2002г. № 03-51-127 ин./13-03.
Федеральный государственный стандарт НОО;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
Устав МБОУ «СШ № 29»;
Приказ Минобразования РФ от 02.03.2004 г. № 1312 (редакция от 02.06.2011 г.) «Федеральный базисный учебный план»;
Обязательный минимум содержания среднего (полного) образования. Приказ МО РФ от 30.06.1999 №56;
Учебный план МБОУ «СШ № 29» на 2018-2019 учебный год.
Скорректированная рабочая программа составлена на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1—11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2010. - 7-е изд.) и программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционное обучение: начальные классы (1-4) под редакцией Н. А. Цыпиной (М: Школьная пресса, 2004. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»).
В соответствии с учебным планом скорректированная рабочая программа для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития рассчитана на 34 часа при одном занятии в неделю.
Программа по ритмике содержит 4 раздела: «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами»; «Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку»; «Народные пляски и современные танцевальные движения».
На каждом уроке осуществляется работа по всем четырем разделам программы. Однако в зависимости от целей и задач конкретного урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени (по собственному усмотрению), имея в виду, что в начале и конце каждого урока должны выполняться упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в начале урока, являясь организующим моментом. Они включают гимнастическую ходьбу, бег, поскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т. п. В этот же раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации: шаги и прыжки через обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять, стоя на обеих ногах или на одной ноге, с открытыми, а затем с закрытыми глазами, используют в заключительной фазе урока, так как они содействуют успокоению, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве, закалять волю.
Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы используются в порядке постепенного усложнения, строятся на чередовании различных музыкальных сигналов: громкое и тихое звучание (громкое топанье и мягкий «кошачий шаг»); чередование темпа (быстрое и медленное хлопанье или поскоки); различение по высоте тона (движения в противоположных направлениях) и т. п. При этом у детей вместе с воспитанием наблюдательности и внимания развивается быстрота реакции. В работе полезно использовать мячи, шары, флажки и тому подобные предметы, а также гимнастическую скамью (широкую и узкую), шведскую стенку и др.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами
Для упражнений этого раздела используются детские музыкальные инструменты: металлофоны, барабаны, бубны и др., а также любые другие звучащие предметы — погремушки, дудки, колокольчики, треугольники, ложки, хлопушки, самодельные коробки с горохом и т. п. (игрушечные пианино и гармошки не рекомендуются из-за их различной звуковысотной настройки и невозможности в связи с этим использования в детском оркестре). Большинство упражнений со звучащими инструментами проводится в сопровождении фортепиано или аккордеона.
Вначале дети знакомятся с каждым инструментом и с его возможностями в отдельности, учатся обращению с ним. Их упражняют в реакции на музыку (совместное начало и окончание звучания, передача динамических оттенков, чередование длительности звучания и пауз, чередование темпов и т. п.). Сначала все упражняются на одном и том же инструменте, воспроизводят ритмы хорошо знакомых музыкальных произведений, при этом дети должны обнаружить понимание сильной доли такта, слабых долей, простых мелких долей.
По мере овладения инструментами становится возможным их комбинированное использование, создание ансамблей и оркестра. Так, воспроизведение сильных долей можно поручить тем, кто играет на барабане, а слабые доли исполняют другие ученики на погремушках или треугольниках.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения подражательного характера либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие музыкального образа.
Используемая музыка должна быть доступна детям, ярко ритмична, мелодична. Целесообразно привлекать песни и произведения, указанные в программе по музыке для пения и слушания; полезно чаще прослушивать одни и те же пьесы, тогда глубже понимается их содержание. Тексты песен должны быть хорошо знакомы ученикам, чтобы их можно было при желании напевать или петь хором, сопровождая движения. Для успешной работы чрезвычайно важно тщательно подбирать музыку, чтобы дети смогли выполнять такие подражательные движения, как, например, «маятник», «деревья под ветерком», «полет птиц» и т. п.; или участвовать в играх «Колыбельная кукле», «За работу, лесорубы» и т. п.; или свободно изображать действия на темы «Мы бегаем по лужам», «Мы собираем цветы для букета», «Игра в снежки», «На параде» и т. п. Ученики могут полнее воплотить свои замыслы с помощью мимики и жестов.
В этот же раздел входит исполнение отсроченных движений (аналогичное понятие в музыке — каноны): несколько групп учеников выполняют одни и те же простые движения (например, ходьба вдоль стен, «змейкой», по кругу и т. п.), однако группы вступают в действие через определенные интервалы и строго ведут свою «партию». Исполнение отсроченных движений повышает чувствительность к ритму, способность своевременно включиться в деятельность, развивает внимание. Дети легче овладевают этими упражнениями, если вместе с движением поют.
Народные пляски и современные танцевальные движения
В занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные движения (не более четырех-пяти наименований за учебный год).
Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В работе используются хороводы, общие (массовые) пляски, парные танцы. В них дети учатся внимательно относиться к партнеру, находить с ним общий ритм движения, терпеливо обращаться при смене и передвижке партнеров к тем ученикам, у которых имеются какие-либо индивидуальные затруднения.
Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения, передавать пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение.
Следует добиваться, чтобы дети овладевали способностью свободно и непринужденно двигаться в танце. Вместе с двигательными навыками они должны усвоить термины «шаг польки», «переменный шаг», «галоп» и др.
Так как нет деления тем на часы, теоретический материал распределен по фактическим часам.
Согласно СанПиН 242 1178-02 обучение детей в 1 классе с задержкой психического развития проводится без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.
Ведущие формы и методы, технологии обучения.
Ведущие формы (способы) бучения: фронтальная; поточная; посменная; командная; групповая; индивидуальная.
Ведущие методы обучения: наблюдение; объяснение; рассказ; показ; беседа; индивидуальных заданий; дополнительных упражнений; заданий по овладении двигательными действиями; методы срочной информации; метод вариативного (переменного) упражнения; метод расчлененного (целостного) показа; метод сопряженного обучения и развития двигательных качеств; игровой метод; комбинированный метод; метод круговой тренировки.
Технологии обучения: личностно-ориентированные; игровые; развивающие; здоровьесберегающие; коррекционно-педагогические; речедвигательной ритмики (Мухина Алла Яковлевна),
Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.
Средства речедвигательной ритмики: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувства ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: ценностно – смысловая компетенция, общекультурная компетенция, учебно – познавательная компетенция, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально – трудовая компетенция.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
4 КЛАССА
Ритмико-гимнастические упражнения (13 ч).
Различение на слух двух-, трех- и четырехдольных размеров, совершенствование движений под музыку со сменой метроритма. Ходьба и бег под музыку с изменением темпа движения, с переходом от умеренного к быстрому или медленному темпу. Отражение хлопками и притопами ритмического рисунка мелодии, исполнение в беге, при ходьбе или поскоках несложных ритмических рисунков. Составление простых ритмических рисунков. Упражнения в равновесии с подниманием на носки, с различными движениями рук, с подниманием ноги, с закрытыми глазами.
Исполнение общеразвивающих упражнений в различных темпах, усложнение упражнений, способствующих развитию силы, гибкости, правильной осанки, расслаблению определенной группы мышц. Цепочки упражнений; упражнения со снарядами.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (4 ч).
Понимание и передача на различных инструментах основных ритмов знакомых песен и ранее известных музыкальных пьес. Использование нотной грамоты при игре на инструментах. Исполнение канонов. Участие в ансамбле и в оркестре при исполнении различных ритмов в музыкальных произведениях.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (6 ч).
Совершенствование свободных и естественных движений под музыку разного характера. Импровизация движений на заданную тему. Передача различными формами движения динамики, мелодического и ритмического рисунка музыки, ее метроритма, темпа.
Подражательные движения, игры под музыку, игры с пением. Инсценирование песен, сценическое изображение сказки.
Народные пляски и современные танцевальные движения (11ч).
Совершенствование движений, отработанных в предыдущие годы. Усложненные упражнения в координации движений рук и ног при исполнении отдельных па и разученных танцев. Расширение объема танцевальных движений.
Различные композиции движений из русского танца, танцев других народов, современных массовых танцев. Исполнение различных разученных танцев.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
выполнять любые гимнастические упражнения с предметами и без них под музыку различного характера, темпа;
отражать изменением движения любые изменения в характере, темпе, метроритме, регистре звучания музыки;
передавать на различных звучащих инструментах ритмический рисунок любых знакомых песен и музыкальных пьес;
участвовать в инсценировании песен, в сценических изображениях музыкальных сказок;
участвовать в различных композициях движений из разученных плясок и танцев.
Перечень литературы и средств обучения
Дополнительная литература
Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе: практические советы преподавателям. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. –443с. (серия «Библиотека учителя»).
Белоножкина О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (дни здоровья спортивные праздники, конкурсы). – Волгоград: Учитель, 2007. – 173с.
Видякин М.В. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе. – Волгоград: Учитель, 2006. – 173с.
Киселев П.А., Киселева С.Б. Справочник учителя физической культуры. – Волгоград: Учитель, 2008. – 239с.
Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагогов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624с. (серия «Библиотека учителя»).
Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 432с. (серия «Библиотека учителя»).
Шевченко С.Г. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). – М.: Школьная Пресса, 2004, - 176 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, Библиотека журнала» Вып.21).
Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). – методическое пособие. – С.-Петербург – 1993г.
Мухина А.Я. Речедвигатедьная ритмика /А.Я.Мухина. – М,:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 123 с.: ил. (библиотека логопеда).
Замятина Т.А., Стрепетова Л.В. – М,: Издательство «Глобус», 2009. – 112 с. – (Уроки мастерства).
Средства обучения:
Специально-беговые упражнения.
Специально-прыжковые упражнения.
Спортивный инвентарь:
Баскетбольные, волейбольные, малые и набивные мячи;
Барьеры для прыжков;
Гимнастическая скамейка;
Гимнастическая палка;
Гимнастическая скакалка;
Гимнастический мат;
Обручи;
Кубики;
Перекладина для подтягивания в висе;
Утяжеленные мешочки;
Шведская стенка.