СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ для 4 - го класса "Туризм и краеведение"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ для 4 - го класса "Туризм и краеведение"»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ для 4 - го класса

"Туризм и краеведение"






Составитель: Поносов Кирилл Алексеевич,

учитель начальных классов.





















2020 – 2021 учебный год.





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Один из путей раскрытие воздействия некоторых видов спорта на систему формирования здоровья тела и духа. С помощью привлекательных занятий создать мотивацию к обучению физической культуры и выбору дальнейшего профиля обучения. Ситуация с состоянием здоровья детей и подростков приобрела за последние годы настолько трагический характер, что о ней заговорили не только врачи и педагоги, проблема эта стала волновать представителей широкой общественности и политиков. Поэтому необходимо предпринимать энергичные меры для изменения сложившегося положения. Одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных вложений средств, является туризм Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта – скажем, гимнастика, борьба, бокс и.т.д. Но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края - своей малой родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как важнейшем средстве культурнопатриотического воспитания. Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в условиях экстремальных ситуаций. Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Место программы в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Туризм и краеведение » имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного возраста, так и собственно педагогические задачи. Программа внеурочной деятельности для 4 класса составляет 68 часов в год.


Программа включает в себя следующие разделы:

1. Теоретические занятия по устройству туристического оборудования, правила проведения туристических походов и туристических соревнований.

2. Практические занятия, направленные на получение первичных навыков и умений использования туристического оборудования, туристические походы, соревнования.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Туризм и краеведение» для учащихся 4 класса разработана на основе:

- требований нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

- действующими образовательными программами по физической культуре для образовательных учреждений.

Программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению "Туризм и краеведение" по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:

  • формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения;

  • создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, профессионального самоопределения личности;

  • привлечение большого числа учащихся к занятиям туризмом;

  • формирование высоких нравственных ориентиров, воспитание патриотизма, способности к становлению нового мышления и бережного отношения к природе;

  • углубление и расширение образовательного кругозора подростков, обобщение, повторение и систематизирование знаний школьников по основным общеобразовательным предметам.

В соответствии с целями данной программы можно сформулировать задачи, направленные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

В области образования

  • расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу;

  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма, ориентирования, доврачебной медицинской помощи;

  • развитие умений и навыков в работе с компасом и картой;

  • обеспечение выживания в экстремальных условиях;

  • знакомство с проблемами экологии и охраны природы;

  • ранняя профессиональная ориентация;

  • выявление наиболее талантливых и способных детей.

В области воспитания

  • содействие гармоничному развитию личности;

  • совершенствование духовных и физических потребностей учащихся;

  • формирование жизненных и волевых качеств;

  • гуманное отношение к окружающей среде;

  • выработка организаторских навыков, умения жить в коллективе;

  • воспитание подростков в духе патриотизма, товарищества и любви к родному краю;

  • отвлечение подростков от негативного влияния улицы.

В области физической подготовки
  • физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;

  • участие в соревнованиях и походах.



Занятия проводятся во внеурочное время детей.

Место проведения занятий - учебные кабинеты, улицы района, спортивный зал, спортивная площадка школы, лес.

Форма организации внеурочной деятельности

Обучая детей навыкам туризма необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия, эвристические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование компьютерных программ, экскурсии, просмотр видеофильмов, игры, тренировки, соревнования, социально-значимые акции и др.

Так как игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, следует активно использовать все известные игровые методики. Эти методики включают в себя практически все формы работы:

- тематические праздники;

- ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры,

- конкурсы;

- эстафеты;

- диалоги;

- беседы;

- диспуты;

- тренинги;

- лекции;

- практические занятия.

Они представляют широкие возможности для творческой деятельности и интеллектуального развития ребенка. Игра способствует развитию воображения. Поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций и правил игры. Чаще всего игры используются при контроле знаний. Виды контроля: текущий контроль умений и навыков; контроль домашней подготовки; итоговый контроль.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).

К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.

3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта актуализации физкультурно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления социокультурной идентичности, социально-коммуникативных компетенций и компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья. Социокультурная идентичность — осознание школьником себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.

Социально-коммуникативная компетенция предполагает высокую степень эффективности самовыражения и самореализации школьника в социальном взаимодействии (при соблюдении этикета, принципов коммуникативной толерантности), осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими (организаторскими) компетенциями (изучение потребностей аудитории, поиск наиболее адекватных вариантов удовлетворения потребностей и т. д.).

Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся научатся:

- общаться с людьми;

- систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить;

- вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;

- оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

- осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;

- соблюдать правила личной гигиены;

- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;

- выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

- владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузом-рюкзачком;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- вести исследовательские краеведческие записи;

- составлять справочную картотеку;

- выступать с докладами

- работать с научно-популярной литературой;

- ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;

- рисовать планы местности;

- владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.

В процессе реализации программы у учащихся будут формироваться/совершенствоваться следующие качества:

- инициативность;

- аккуратность;

- коммуникабельность;

- целеустремлённость;

- самокритичность;

- творческая активность;

- способностью к оказанию взаимопомощи;

- самостоятельность;

- исполнительность;

- способностью к взаимодействию в команде;

- физическая активность;

- выносливость;

- упорством в достижении поставленных целей;

- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

- милосердием, заботой о старших и младших;

- экологическая культура;

- любовью к своей малой родине;

- трудолюбие.





















3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Примерное распределение учебного материала по спортивно оздоровительному направлению "Туризм и краеведение" для 4 класса.

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Вводное занятие

1. Цели и значение занятий туризмом и краеведением.

1

Лекция

2.Правила и нормы поведения, и техника безопасности во время занятий.

1

Лекция

3. Этические правила туристов.

1

Лекция

4. Чем интересны туристические походы: «Отдых или работа». История туризма. Родной край изучай, люби, оберегай. Что нам дает туризм

1

Беседа

5. Виды туризма. Пешеходный, велотуризм, лыжный, водный, горный, дальний и выездной туризм.

1

Лекция, викторина

6. Организация туристического похода. Подбор группы, распределение обязанностей. Разработка и составление маршрута, изучение района похода. ТБ в походах.

1

Лекция, практическое занятие (проект)

7. Туристическое снаряжение. Личное и групповое туристическое снаряжение.

1

Беседа

8. Туристический рюкзак. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака. Ремонтный набор туриста.

1

Лекция, практическое занятие

9. Костры. Виды костров, их назначение. Способы розжига и заготовки дров.

1

Лекция, конкурс

10. Питание в походе Питание. Приготовление пищи. Рационы питания.

1

Работа в группах.

11. Отчет по изучению раздела.

1

Беседа

Краеведение.

12. Рельеф и климатические особенности родного края.

1

Лекция

13. Животный и растительный мир родного края.

1

Лекция, беседа.

14. История родного края.

1

Лекция, работа в группах

15. Краеведческая работа в походе.

1

Лекция

16. Краеведческий отчёт

1

Работа с творческим проектом

Топография

17. Топографические карты и топографические знаки.

1

Лекция, практическое занятие

18. Масштаб и легенда карты

1

Лекция, практическое занятие

19. Рисование топознаков.

1

Практическое занятие

20. Соревнование по маркировке.

3

Эстафета

Спортивное ориентирование

21. Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви.

1

Лекция

22. Правила соревнований по спортивному ориентированию.

1

Лекция

23. Спортивное снаряжение. Техника ориентирования.

1

Лекция

24. Измерение расстояний на местности.

1

Практическое занятие

25. Соревнование по ориентированию.

5

Практическое занятие

Туристские узлы

26. Узлы и их применение в туризме.

1

Лекция

27. -Узлы: прямой, восьмёрка, проводник.


2

Практическое задание

28. Соревнование по завязыванию узлов.

3

Эстафета

.Спортивное туристское многоборье

29. Спортивное туристское снаряжение.

1

Лекция

30. Страховки и самостраховки.

1

Лекция

31. Преодоление препятствий.

2

Практическое занятие

32. Соревнование «скалодром».

4

Соревнование

Туристская стенгазета

33. Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, вёрстка, оформление.

1

Лекция, беседа

34. Выбор названия для туристской газеты: открытый конкурс.

1

Практическое занятие

35. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос.

1

Практическое занятие

36. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвящённого Всемирному дню туризма.

2

Практическое занятие

Природоохранные акции

37. Анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона.

2

Беседа

38. Определение круга проблем. «Что мы можем сделать?» — проработка каждой проблемы методом мозгового штурма

1

Практическое занятие

39. Выбор дела. Помощь в создании клумбы около школы. Разработка эскиза.

2

Практическое занятие

40. Участие в экологических уроках.

2

Практическое занятие

41. Подведение итогов.

1

Круглый стол

Итоговое задание

42. Разработка и презентация проектов по курсу.

10

Практическое занятие



































Раздел 1. Вводное занятие. (11 часов)

Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоёмов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнём. Правила обращения с опасными инструментами и спец.снаряжением. Правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым и отстающим в походе, поведение у вечернего костра и за столом, отношение к памятникам истории и культуры, отношение к пожилым людям и тимуровская работа, отношение к природе. Чем интересны туристические походы: «Отдых или работа». История туризма. Родной край изучай, люби, оберегай. Что нам дает туризм. Виды туризма. Пешеходный, велотуризм, лыжный, водный, горный, дальний и выездной туризм. Организация туристического похода. Подбор группы, распределение обязанностей. Разработка и составление маршрута, изучение района похода. ТБ в походах. Туристическое снаряжение. Личное и групповое туристическое снаряжение.Туристический рюкзак. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака. Ремонтный набор туриста.Костры. Виды костров, их назначение. Способы розжига и заготовки дров.Питание в походе Питание. Приготовление пищи. Рационы питания. Отчет по изучению раздела. Подводим итоги раздела. Защита проекта.

Раздел 2. Краеведение. (5 часов)

Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчёт. Подведение итогов раздела. Работа с проектом.


Раздел 3. Топография ( 6 часов)

Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков. Соревнование по маркировке с заданиями.


Раздел 4. Спортивное ориентирование ( 9 часов)


Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Участие в соревнованиях по ориентированию.


Раздел 5. Туристские узлы ( 6 часов)


Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, восьмёрка. Соревнование по завязыванию туристических узлов.


Раздел 6. Спортивное туристское многоборье (8 часов)

Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком.Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом. Спуск по склону по перилам спортивным способом. Соревнование.


Раздел 7. Туристская стенгазета. ( 5 часов)

Виды газет, работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристской газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета дела для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвящённого Всемирному дню туризма.


Раздел 8. Природоохранные акции. ( 8 часов)

Анкетный опрос школьников, родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем. «Что мы можем сделать?» — проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела. Помощь в создании клумбы около школы. Разработка эскиза. Участие в экологических уроках.


Раздел 9. Итоговое задание. ( 10 часов)

Разработка и презентация проектов по курсу.


























  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Во время теоретических занятий используются: различная литература – Ю.С.Самохин «Туризм в детском оздоровительном лагере», Н.Б.Садикова «1000 + 1 совет туристу: школа выживания», И.Н.Крайнова «Узлы: простые, забавные, сложные.», Ю.А.Штюрмер «Краткий справочник туриста», методическая разработка «Узлы, применяемые в туристском многоборье», методическая разработка «Технические приемы, применяемые на соревнованиях по туризму», «Руководство для судей и участников соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма», методическая разработка «Туристические маршруты по Тульской области», методическая разработка «Советы организатору туристско-краеведческого кружка», методическая разработка «Как правильно оформить отчет о походе», «Рабочая тетрадь по туризму», А.А.Михайлов «Игровые занятия в курсе ОБЖ», В.В.Шумилова «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», авторские программы элективных курсов «Школа безопасности», «Мы и дорога». компьютерные обучающие и развивающие программы – CD игра «Спортивное ориентирование», CD «Знаки топографии», CD «ОБЖ», CD «Азбука ориентирования», CD «Тур-Тула», CD «Школа безопасности, CD «Наркомания», CD «Основы здорового образа жизни»; комплект обучающих таблиц-плакатов – «Первая медицинская помощь при различных травмах», «Индивидуальные средства защиты», «Приборы радиационной разведки», «Автономное выживание». Во время практических занятий используются: различные тренажеры – расположенные в спортивном зале, для развития физической подготовки; туристское снаряжение – веревка различной длины и толщины, туристические палатки с тентами и стойками, спусковое устройство, прусик, страховочная система, карабины, компасы рюкзаки и др.; медицинские приборы – бинты, вата, жгуты кровоостанавливающие резиновые, индивидуальные перевязочные пакеты, ватно-марлевые повязки, респираторы, противогазы, шинный материал и др.. Во время подведения итогов по темам или разделам проводятся: тесты- «Основы медицинских знаний», «Выживание в условиях автономного существования», «Ориентирование»; компьютерное тестирование- «Знаки топографии», «Ориентирование»; проверочные работы – карточки-задания по различным темам; игры, викторины, КВН – «Внимание авария», «Безопасная дорога», «Безопасное колесо», «Лото», «Огонь – друг и враг человека»; походы – проведение многодневных туристических походов различной направленности и категории сложности; соревнования – участие в соревнованиях и тематических вечерах, проводимых ЦДЮТЭ «Черемушки» и Федерации спортивного туризма города Москвы.












5. Список литературы

1. «Туризм» под редакцией В.И. Тыкула, Москва, Просвещение 2009г.

2. Основы туристических навыков И.П. Смирнов, Москва, Просвещение 2010г.

3. Грицак Ю.П. Организация самодеятельного туризма. Харьков: Экограф, 2012. - 164 с.

4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский дом "Герда", 2010. - 192 с. 5. Правила по спортивному туризму, утвержденные Росспортом 28 марта 2008 г. и согласованные МЧС России 21 марта 2008 г.

6. Разрядные требования по спортивному туризму на 2010-2013 гг. Нормы, требования и условия их выполнения по виду спорта "Спортивный туризм". Утверждены приказом Минспорттуризма России от 09 февраля 2010 г. №95

7. Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий. Туристско-спортивный союз России. 2008 год