СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по обучению проектной деятельности в рамках реализации фгос основного общего образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по обучению проектной деятельности в рамках реализации фгос основного общего образования»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБУЧЕНИЮ проектной деятельности

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ





Предмет: межпредметный курс

Название: «Проектная деятельность обучающихся»

Классы: 5-6

Количество часов на год: 34

В неделю часов: 1



Разработчик программы Балашова Е.А., учитель

математики, высшая категория,

стаж 25 лет





2017-2019 уч.г.

Пояснительная записка



Статус рабочей программы

Рабочая программа по проектной деятельности обучающихся (далее – Программа) является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий обучающихся на данной ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.

Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты (продукты) такой деятельности.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный или прикладной интерес.

Программа преобразует предметно-ориентированную модель обучения, дополняя её метапредметными возможностями и средствами индивидуализации, дифференциации и мотивации личностно-значимой деятельности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе нормативно-правовых документов федерального уровня:

  • Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

  • приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • письма Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

регионального уровня:

  • Закона Кемеровской области от 12.07.2006 № 95-ОЗ «Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам» (с изменениями от 29.09.2010)

  • приказа Департамента образования и науки Кемеровской области № 1243 от 10.07.2014 «О реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в 2014-2015 учебном году»

  • приказа Департамента образования и науки Кемеровской области № 1941 от 07.10.2011 «О базовой площадке ГОУ ДПО (ПК)С «КРИПКиПРО» по разработке программно-методического сопровождения перехода общеобразовательных учреждений Кемеровской области на ФГОС ООО»


Цели:
  • овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;

  • развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе предметного и метапредметного; научного и полинаучного содержания, а также владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решения структурированных задач;

  • общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов проектной деятельности.


Задачи:

  • обучение целеполаганию, планированию и контролю;

  • овладение приёмами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование) и простыми формами анализа данных;

  • обучение методам творческого решения проектных задач;

  • формирование умений представления отчетности в вариативных формах;

  • формирование конструктивного отношения к работе;

  • создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.


Формирование универсальных учебных действий:

  • освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;

  • освоение научной картины мира, понимания роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;

  • развитие компетентности общения.


Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся используются следующие принципы организации процесса:

  • доступности – занятие проектной деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности;

  • естественности – тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что обучающийся сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной помощи взрослого;

  • наглядности или экспериментальности, - в исследовательской и проектной деятельности человек познает свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Принцип наглядности позволяет обучающемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с предметами и материалами;

  • осмысленности – для того, чтобы знания, полученные в ходе проекта, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы;

  • культуросообразности - это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи;

  • самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей проектной работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте.


Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, что я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.


Типы проектов:

  • Информационные проекты – направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении для обучения участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению. Исходя из этого, информационный проект является наиболее оптимальным вариантом для обучения азам проектной деятельности. Проекты могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, электронных страниц на сайте образовательного учреждения, каталогов с приложением карт, схем, фотографий.

  • Игровые проекты – деятельность обучающихся, результатом которой является создание, конструирование или модернизация игр (настольных, подвижных, спортивных, компьютерных) на основе предметного содержания. В ходе создания игр развиваются умения моделирования существующих жизненных процессов и отношений, изучаются основные принципы переноса реальных обстоятельств в пространство игры, особенности её построения, организации и правил, назначение элементов, различных видов игр и их возможности для развития и обучения человека. Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, объектов, программного обеспечения, в формате электронной игры.

  • Ролевые проекты – под ролевыми проектами понимается реконструкция или проживание определённых ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. В ролевых проектах структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Результаты этих проектов намечаются в начале выполнения, но окончательно вырисовываются лишь на заключительном этапе защиты результатов работы. Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, презентаций фото – и видеоматериалов.

  • Прикладные проекты – прикладные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников, имеющий конкретного потребителя, назначение и область применения. Прикладной проект удобно использовать для повышения мотивации обучающихся к проектной деятельности, обучения основам исследовательской и инженерной деятельности.

  • Социальные проекты – представляют собой целенаправленную социальную (общественную) практику, позволяющую обучающимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Участие в социальных проектах способствует формированию социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту, помогает осваивать правила общественного поведения.

  • Учебно-исследовательские проекты – основным видом деятельности данного типа проектов должна стать исследовательская деятельность. При этом изучение (поиск, наблюдение, систематизация) или решение обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а именно: выбор области исследования, определение проблемы, составление плана и графика работы, изучение информационных источников по проблеме, разработка гипотез, их оценка, постановка экспериментальных задач, разработка и проведение экспериментов, оценка решений, основанная на экспериментальных данных, выводы и постановка новых проблем или задач. Учебно-исследовательские проекты могут быть предметными и межпредметными. Последние имеют большое значение, так как решают проблему формирования метапредметных результатов и представлений.

Формы организации проектной деятельности:

  • исследовательская практика обучающихся;

  • образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;

  • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

  • ученическое научно-исследовательское общество – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными проектами, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов работы.


Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся может строиться на основе взаимосвязи предметного содержания и с учетом деятельности на уроках и внеурочных занятиях.

Курс «Проектная деятельность обучающихся» рассчитан на 2 года преподавания (34 часа в 5 классе, 34 часа – в 6 классе).

Цель курса – теоретическая и практическая подготовка обучающихся к выполнению конкретных видов проектной работы. При этом программа занятий предполагает минимум теории и максимум деятельности обучающихся по проектам.

Программа курса содержит следующие тематические модули:

Тема 1. Введение в проектную деятельность. Что такое метод проектов; история развития проектного метода; возможности и смыслы проектной деятельности. Классификация проектов (4 часа)

Тема 2. Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды. Информационно-образовательная среда, её компоненты. Требования к работе с различными источниками информационных ресурсов. Представление и структурирование информации различными способами. Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру. Правила представления информации в презентации. (10 ч)

Тема 3. Работа над проектом. Что такое проектный продукт; требования к целям и содержанию проекта; структура проекта; требования к оформлению проекта; работа над содержанием проекта; календарный план работы над проектом. (6 ч)

Тема 4. Мои первые исследования. Выбор темы (тренировочного, информационного, игрового, прикладного, социального проектов), определение результата, составление плана работы, подготовка черновика и защита проекта. (14 ч)

Тема 5. Исследовательский проект. Основы научного знания и теоретической науки; особенности научного исследования; особенности учебного исследования. Основополагающие принципы естественнонаучного исследования. Гуманитарное исследование. Постановка проблемы; формирование и способы проверки гипотез; поиск решений, анализ и выводы в научном исследовании. Выбор темы тренировочного учебного исследования, определение результата, составление плана работы; подготовка черновика работы, защита результатов (20 часов).

Тема 6. Инженерный проект. Особенности инженерных проектов. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Технологии творческого решения инженерных задач: морфологический ящик и метод фокальных объектов. Выбор темы тренировочного инженерного проекта, определение продукта или результата, составление плана работы; подготовка черновик исследования; защита проекта (14 часов).

Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).


Учебно-тематический план


№ урока

Тема

Содержание

Кол-во часов

5 класс

1

Введение (4ч)

Что такое метод проектов.

1

2

История развития проектного метода.

1

3

Возможности и смыслы проектной деятельности.

1

4

Классификация проектов

1

5-6

Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды (10ч)

Информационно-образовательная среда, её компоненты.

2

7-8

Требования к работе с различными источниками информационных ресурсов.

2

9-10

Представление и структурирование информации различными способами.

2

11-12

Поиск и преобразование информации на основе бумажных и электронных носителей по заданному параметру.

2

13-14

Правила представления информации в презентации.

2

15

Работа над проектом (6ч)

Что такое проектный продукт

1

16

Требования к целям и содержанию проекта

1

17

Структура проекта

1

18

Требования к оформлению проекта

1

19

Работа над содержанием проекта

1

20

Календарный план работы над проектом.

1

21

Мои первые исследования. (14 ч)


Выбор темы (тренировочного, информационного, игрового, прикладного, социального проектов)

1

22

Определение результата

1

23-30

Составление плана работы, работа по теме проекта

8

31-32

Подготовка черновика

2

33-34

Защита проекта.

2


Учебно-тематический план


№ урока

Тема

Содержание

Кол-во часов

6 класс

1-3

Исследовательский проект. (20 часов).


Основы научного знания и теоретической науки.

3

4-5

Особенности научного исследования.

2

6-8

Особенности учебного исследования.

3

9

Основополагающие принципы естественнонаучного исследования.

1

10

Гуманитарное исследование.

1

11

Постановка проблемы.

1

12-13

Формирование и способы проверки гипотез.

2

14

Поиск решений, анализ и выводы в научном исследовании.

1

15

Выбор темы тренировочного учебного исследования.

1

16-18

Определение результата, составление плана работы; подготовка черновика работы.

3

19-20

Защита результатов.

2

21

Инженерный проект. (14 часов).


Особенности инженерных проектов.

1

22-23

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

2

24-26

Технологии творческого решения инженерных задач: морфологический ящик и метод фокальных объектов.

3

27

Выбор темы тренировочного инженерного проекта.

1

28-32

Определение продукта или результата, составление плана работы; подготовка черновика исследования.

5

33-34

Защита проекта.

2


Мониторинг выполнения обучающимися проектных работ


Мониторинг выполнения обучающимися проектных работ осуществляется посредством выявления соответствия работ единой системе требований к их содержанию, оформлению и защите в установленные сроки.

Требования к оформлению тезисов проекта. Технические требования определяют объем материалов; размер и тип шрифта, межстрочный интервал, размеры полей, выравнивание текста, отступ первой строки абзаца, формат и содержание заголовков, данных руководителя; год и место создания проекта.

В тексте тезисов могут быть размещены фотографии, таблицы, графики, диаграммы и схемы, дополняющие содержание тезисов.

Содержание тезисов должно отражать актуальность и цель работы; ссылки на имеющиеся аналоги (если они есть); задачи, которые пришлось решить в ходе выполнения; новизну проекта; полученный результат.

Тезисы представляются в виде отпечатанных листов и приложенного текстового файла на цифровом носителе. Файл должен иметь название «Тезисы к проекту (название), фамилия и инициалы автора, класс».

Требования к оформлению текстов проектов.

Каждый проект независимо от темы, направления и формы должен иметь описательную часть с определенной структурой: титульный лист, план работы или этапы работы, оглавление, введение, основная часть, заключение, список используемой литературы, указатель полных адресов ссылок на используемые материалы из Интернета, перечень приложений.

На титульном листе указываются Ф.И.О. автора, название работы, образовательное учреждение, класс; Ф.И.О. руководителя и его должность, адрес и телефон образовательного учреждения.

Технические требования должны определять: объем текста, размер шрифта, размеры межстрочного интервала, полей, содержание колонтитулов, размер отступа первой строки абзаца, требования к иллюстративному материалу.


Критерии оценки выполнения проектных работ

Оценка проектных работ осуществляется по системе единых требований.

Оценка информации в проектах:

  1. целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая);

  2. связность (логическая, формально-языковая);

  3. структурная упорядоченность;

  4. завершенность (смысловая и жанрово-композиционная);

  5. оригинальность (содержательная, образная, стилевая, композиционная).

Оценка проектов, представленных только в виде текста:

  1. Общая оценка:

  • соответствие теме;

  • глубина и полнота раскрытия темы;

  • адекватность передачи первоисточников;

  • логичность, связность;

  • доказательность;

  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

  • оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т.д.);

  • культура письменной речи.

  1. Оценка введения:

  • наличие обоснования выбора темы, её актуальности;

  • наличие сформулированных целей и задач работы;

  • наличие краткой характеристики первоисточников.

  1. Оценка основной части:

  • структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

  • наличие заголовков к частям текста и их удачность;

  • проблемность и разносторонность в изложении материала;

  • выделение в тексте основных понятий, терминов и их толкование;

  • наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

  1. Оценка заключения:

  • наличие выводов по результатам анализа;

  • выражение своего мнения по проблеме.

Оценка исследовательской деятельности в проекте:

  1. выявление и постановка проблемы исследования;

  2. формулирование гипотез и пробных теорий;

  3. планирование и разработка исследовательских действий;

  4. сбор данных (множественность, актуальность и надежность фактов, наблюдений, доказательств);

  5. анализ и отбор верных теорий, синтез новой информации;

  6. сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;

  7. выводы;

  8. постановка новой проблемы как результат проведенного исследования;

  9. объективная научная новизна.

Оценка прикладных результатов проекта:

  1. актуальность проекта для заявленного потребителя;

  2. соответствие результатов поставленной цели;

  3. соответствие поставленных задач поставленной цели;

  4. оптимальность выбранных действий;

  5. продуманность структуры (составных частей и их последовательности) проекта;

  6. чёткость распределения функций каждого участника (если авторов несколько);

  7. оформление результатов – конечного продукта в соответствии с современными требованиями к данному виду продуктов;

  8. наличие внешней (независимой) оценки результатов проекта (отзывов, рецензирования и т.п.);

  9. объективная новизна (оригинальность, авторский характер);

  10. масштабность (по охваченному материалу по потенциальным потребителям и т.д.)

Оценка уровня использованных в проекте технологий:

  1. использование современных и усовершенствованных технологий при создании проекта;

  2. использование древних, восстановленных технологий при создании проекта;

  3. использование оригинальных, авторских технологий;

  4. трудоёмкость проекта;

  5. экономичность проекта;

  6. уровень профессионального мастерства.

Оценка художественного оформления проекта:

  1. соответствие форматам и предъявленным требованиям;

  2. авторский стиль и (или) оригинальность;

  3. композиция и сочетания;

  4. узнаваемость и понятность;

  5. глубина художественного замысла.

Оценка цифровых технологий в проекте:

  1. удобство инсталляции;

  2. дизайн и графика;

  3. дружественность интерфейса;

  4. функциональные возможности;

  5. оптимальность использования ресурсов.


Критерии оценки защиты

Оценка доклада (выступления):

  1. свободное владение темой проекта (реферат);

  2. монологичность речи;

  3. знание технологий, использованных для создания работы;

  4. взаимодействие с содокладчиком (при его наличий);

  5. артистизм и способность увлечь слушателей выступлением.

Оценка демонстрационных и иллюстративных материалов:

  1. наглядность;

  2. использование современных демонстрационных средств;

  3. композиционная сочетаемость с докладом;

  4. оригинальность.












Планируемые результаты программы

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать; уяснение сущности творческой и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

В результате обучения школьник научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект;

  • выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, обирать методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.























Список литературы
  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.

  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.

  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

  5. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. / [С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. (Работаем по новым стандартам).







Электронные пособия
  1. Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2004.

  2. Join Multimedia 2005. Winning projects. – Siemens AG, 2005.

  3. Join Multimedia 2006. Winning projects. – Siemens AG, 2006.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!