Директор школы Зам. Директора по ВР. Протокол №_____
№ п.п. | Тема | Форма организации | Вид деятельности |
Раздел 1. Развитие управляемого образного мышления(13 часов) |
1 | Введение. «Знакомство». Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста (методика Е.Л. Пчелкиной) | Психологические упражнения | Познакомить детей с новым предметом ТРИЗ. Воспитывать любознательность и интерес к новому. Развивать причинно-следственное мышление. |
2 | Кляскография. Кляксовая живопись. «В гостях у Пачкули». | Творческое задание | Развивать образное мышление детей. Учить детей видеть и использовать ресурсы. |
3 | Пальчиковая живопись». Образы из ладошки. «Наши удивительные ладошки»» | Творческое задание | Развивать образное мышление детей, фантазию. Развивать наблюдательность, внимание. Учить детей видеть и использовать ресурсы. |
4 | Пальчиковая живопись». Образы из ладошки. «Наши удивительные ладошки»» | Творческое задание | Развивать образное мышление детей, фантазию. Развивать наблюдательность, внимание. Учить детей видеть и использовать ресурсы. |
5 | Дорисовывание фигур неопределенной формы до узнаваемого образа. «Мастерская веселых художников». | Творческое задание | Развивать образное мышление, фантазию. Познакомить с понятием «фигура неопределенной формы». |
6 | Задачи на переход точка – линия – плоскость – объем. «Мастера бумажных дел». | Творческое задание | Познакомить детей с понятиями «точка», «линия», «плоскость», «объем». Показать переход от одного понятия к другому на практической работе. |
Раздел 2. Развитие причинно-следственного мышления ( 10 часов) |
7 | Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | Практическое занятие | Создавать предпосылки для развития логического мышления детей. Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами. Развивать образную память, внимание, наблюдательность, речь, навыки общения друг с другом. |
8 | Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | Практическое занятие | Создавать предпосылки для развития логического мышления детей. Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами. Развивать образную память, внимание, наблюдательность, речь, навыки общения друг с другом. |
9 | Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | Практическое занятие | Создавать предпосылки для развития логического мышления детей. Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами. Развивать образную память, внимание, наблюдательность, речь, навыки общения друг с другом. |
10 | Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | Практическое занятие | Создавать предпосылки для развития логического мышления детей. Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами. Прививать интерес к устному народному творчеству на примере пословиц и поговорок. Создавать предпосылки для изучения понятия «противоречие». |
11 | Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | Практическое занятие | Создавать предпосылки для развития логического мышления детей. Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами. Учить использовать имеющиеся ресурсы предметов. |
12 | Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | Практическое занятие | Создавать предпосылки для развития логического мышления детей. Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами. Учить использовать имеющиеся ресурсы предметов. |
Раздел 3. Приемы и методы активизации творческого воображения (14 часов) |
13 | Игры на снятие психологической инерции. «В гостях у Хитрули». | Психологические занятия | Создавать предпосылки для развития логического мышления детей. Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами. Учить детей видеть и использовать ресурсы. Развивать образную память, внимание, наблюдательность, речь, навыки общения друг с другом. |
14 | Приемы фантазирования. Прием «увеличение - уменьшение». «Игры с Мики и Люфанси». | Творческое занятие | Познакомить детей с приемом фантазирования «увеличение - уменьшение» через игру «БОЛЬШОЕ - маленькое». Познакомить детей с рассказом «Большое и маленькое» из книги А. Кислова «Приключение в мире идей школьника Мики и его друзей». Учить выделять признаки предметов, группировать предметы по аналогичным признакам. Закреплять умения использовать ресурсы объектов. Развивать наблюдательность, речь, фантазию, находчивость, умения рассуждать и обосновывать свой ответ. |
15 | Прием фантазирования. Прием «наоборот». «Игра наоборот». | Творческая мастерская | Познакомить детей с приемом фантазирования «Наоборот» и игрой «наоборот». Познакомить с произведением Б. Заходера «Кит и Кот». Учить выделять признаки предметов и подбирать к ним противоположные по значению признаки (слова-антонимы). |
16 | Метод фокальных объектов (МФО). «Мастерская добрых дел». | Творческая мастерская | Познакомить детей с последовательностью работы по методу фокальных объектов. Учить выделять признаки предметов и объектов. |
17 | Метод Робинзона Крузо (МРК). «Мы Робинзоны». | Практическое занятие | Познакомить детей с понятиями «остров» и «необитаемый». Познакомить детей с последовательностью работы по методу Робинзона Круто. Учить выделять признаки предметов и объектов, подбирать варианты использования объектов не по назначению – использовать ресурсы. Воспитывать в детях умение слушать своих сверстников – навыки общения. |
18 | Метод Робинзона Крузо (МРК). «Мы Робинзоны». | Практическое занятие | Познакомить детей с понятиями «остров» и «необитаемый». Познакомить детей с последовательностью работы по методу Робинзона Круто. Учить выделять признаки предметов и объектов, подбирать варианты использования объектов не по назначению – использовать ресурсы. Воспитывать в детях умение слушать своих сверстников – навыки общения. |
19 | Ресурсы. Использование ресурсов. «Полезные ненужности». | Творческая мастерская | Учить выделять признаки предметов и объектов, придумывать варианты использования объектов не по прямому назначению – использовать ресурсы. Учить использовать метод эмпатии для определения главного действия предмета. Развивать наблюдательность, речь, фантазию, находчивость, умение рассуждать и обосновывать свой ответ. Воспитывать в детях умение слушать своих сверстников – навыки общения. Прививать бережное отношение к вещам. |
| 4. Развитие функционального мышления (9 часов) |
20 | Назначение объектов и их частей. «Предметы - труженики». | Практическое занятие | Создавать предпосылки для развития функционального мышления детей. Учить использовать метод эмпатии для определения главного действия (функции) предмета. Учить анализировать и синтезировать объекты по главной функции (назначению). Познакомить с русской народной сказкой «Каша из топора». Закреплять умение использовать ресурсы объекта. |
21 | Понятие Изделие и инструмент. «Предметы - труженики». | Практическое занятие | Познакомить детей с понятиями «изделие» и «инструмент». Учить устанавливать взаимосвязь между изделием и инструментом. Создавать предпосылки для развития функционального мышления детей. Учить использовать метод эмпатии для определения главного действия (функции) предмета. Учить анализировать и синтезировать объекты по главной функции (назначению). Расширять кругозор детей, из знания о взаимодействии объектов в окружающем мире. |
22 | Взаимодействие изделия и инструмента. Обратимость. «Предметы - труженики». | Творческое задание | Учить устанавливать взаимосвязь между изделием и инструментом. Познакомить с «обратимостью» этой взаимосвязи, с понятиями полезного и вредного действия. Закреплять знания детей с понятиями «изделие» и «инструмент». Создавать предпосылки для развития функционального мышления детей. |
23 | Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов. | Творческое задание | Закреплять знания детей о понятиях «изделие» и «инструмент», об их взаимосвязи и обратимости. Закреплять знания детей использовать скрытые возможности объектов – ресурсов. Закреплять умение детей определять функцию объекта, используя метод эмпатии. Развивать речь, внимание, находчивость, навыки общения. |
24 | Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов. | Творческое задание | Закрепление ЗУН |
| Раздел 5. Развитие системного мышления ( 8 часов) |
25 | Объект и его части. Системная вертикаль. Игра «Системные цепочки». | Пратическое задание | Познакомить детей с тем, что все объекты состоят из частей и сами являются частью чего-либо. Закреплять знания детей о понятиях «изделие» и «инструмент» и их взаимосвязи. Создавать предпосылки для развития системного мышления детей. Развивать внимание, наблюдательность, речь, умение рассуждать. Расширять кругозор детей, их знания о взаимодействии объектов в окружающем мире. |
26 | Группировка объектов по общим признакам. Игры «Системные цепочки», «Расселялки». | Творческое задание | Закреплять умение детей выделять части объектов и группировать объекты по выделенному общему признаку. Учить определять функцию объектов, выделять части, которые выполняют главную работу. Создавать предпосылки для развития системно-функционального мышления. Развивать внимание, память, умение рассуждать и делать выводы. Расширять кругозор детей, их знания об объектах окружающего мира. |
27 | Развитие объектов в зависимости от их назначения. «Путешествие во времени», «Пятиэкранчик». | Творческое задание | Закреплять умение детей выделять части объектов и группировать их. Познакомить детей с историческим развитием объектов в зависимости от их функции через разрешение противоречий на примере ручки. Создавать предпосылки для развития системно-функционального и диалектического мышления. Развивать внимание, память, умение рассуждать и делать выводы. Расширять кругозор детей, их знания об объектах окружающего мира. |
| Раздел 6.Основные понятия и инструменты ТРИЗ(13 часов) |
28 | Игры для подготовки к восприятию понятия «противоречие». Игры «Наоборот», «Хорошо-плохо». | Творческое задание | Познакомить детей с игрой «Хорошо-плохо», учить находить положительные и отрицательные стороны любого объекта или ситуации. Закреплять знания детей об игре «Наоборот». Создавать предпосылки для развития диалектического мышления. Развивать внимание, память, умение рассуждать и делать выводы. Расширять кругозор детей, их знания об объектах окружающего мира. |
29 | Понятие ИКР. Знакомьтесь, Мастер САМ и его советы. | Практическое задание | Познакомить детей с понятием ИКР через персонажа – Мастер САМа. Закреплять знания детей о сказках, сказочных героях. Закреплять умения играть в игры «Хорошо-плохо». Развивать внимание, наблюдательность, речь, умение рассуждать. Расширять кругозор детей, их знания об объектах окружающего мира. |
30 | Выделение проблемной ситуации. Знакомство с «Кислой парочкой». | Творческое задание | Закреплять знания детей о персонаже – помощнике Мастере САМ. Познакомить детей с формулировкой ИКР. Познакомить детей с понятием «конфликтующая пара» - «Кислая парочка». Учить выделять конфликтующую пару из сказок и стихов. Развивать внимание, память, умение рассуждать и делать выводы. Расширять кругозор детей, их знания о литературных произведениях. |
31 | Использование ресурсов для получения ИКР. Знакомство с Мастером Ресурсом. | Творческое задание | Закреплять знания детей о понятиях ИКР и конфликтующая пара (Мастер САМ и «кислая парочка»). Познакомить детей с понятием ресурсы (с Мастером Ресурсом). Закреплять умение выделять конфликтующую пару. Учить находить ресурсы и использовать их для получения ИКР (решение задач). Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, умение рассуждать. |
32 | Решение задач с использованием ресурсов. «Работа скорой изобретательской помощи». | Творческое задание | Закреплять знания детей о понятиях ИКР и конфликтующая пара. Закреплять умение выделять конфликтующую пару, формулировать ИКР и находить ресурсы для решения проблемной ситуации. Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, умение рассуждать. |
33 | Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста (Е.Л. Пчелкина) | | Проверка умений выделять конфликтующую пару, формулировать ИКР и находить ресурсы для решения проблемной ситуации, устанавливать причинно-следственные связи между событиями. |
№ занятия | Тема занятия | Всего | Теория | Практика |
|
| Введение. «Знакомство». | 1 | 1 | |
| Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста (методика Е.Л. Пчелкиной) | 1 | 1 | |
| Кляскография. Кляксовая живопись. «В гостях у Пачкули». | 1 | | 1 |
| Кляксовая живопись. | 1 | | 1 |
| «В гостях у Пачкули». | | | 1 |
| Пальчиковая живопись». Образы из ладошки. «Наши удивительные ладошки»» | 1 | | 1 |
| Пальчиковая живопись». Образы из ладошки. | | | 1 |
| «Наши удивительные ладошки» | 1 | | 1 |
| Дорисовывание фигур неопределенной формы до узнаваемого образа. «Мастерская веселых художников». | 1 | | 1 |
| «Мастерская веселых художников». | | | 1 |
| Задачи на переход точка – линия – плоскость – объем. «Мастера бумажных дел». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| «Мастера бумажных дел». | 1 | | 1 |
| Творческое задание «Такие разные ладошки» | 1 | | 1 |
2. Развитие причинно-следственного логического мышления (10 ч) |
| Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Задачи на восстановление причинно-следственных связей. «Мы Почемучки и Потомучки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.Приемы и методы активизации творческого воображения (14 ч) |
| Игры на снятие психологической инерции. | 1 | | 1 |
| Игры на снятие психологической инерции. | 1 | | 1 |
| Игры на снятие психологической инерции. «В гостях у Хитрули». | 1 | | 1 |
| Приемы фантазирования. «Игры с Мики и Люфанси». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Прием «увеличение - уменьшение». | 1 | | 1 |
| Прием «наоборот». | 1 | | 1 |
| «Игра наоборот». | 1 | | 1 |
| Прием фантазирования. «Игра наоборот» | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Метод фокальных объектов (МФО). «Мастерская добрых дел». | 1 | | 1 |
| Метод Робинзона Крузо (МРК). «Мы Робинзоны». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Метод Робинзона Крузо (МРК). «Мы Робинзоны». | 1 | | 1 |
| Ресурсы. | 1 | | 1 |
| Использование ресурсов. | 1 | | 1 |
| «Полезные ненужности». | 1 | | 1 |
4. Развитие функционального мышления (9 ч) | |
| Назначение объектов и их частей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| «Предметы - труженики» | 1 | | 1 |
| Понятие Изделие и инструмент. | 1 | | 1 |
| «Предметы - труженики». | 1 | | 1 |
| Взаимодействие изделия и инструмента. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Обратимость. «Предметы - труженики». | 1 | | 0,5 |
| Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов. | 1 | | 1 |
| Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов. | 1 | | 1 |
| Итоговое занятие по теме: «Развитие функционального мышления» | 1 | | 1 |
5. Развитие системного мышления (8 ч) | |
| Объект и его части. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Системная вертикаль. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Игра «Системные цепочки». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Группировка объектов по общим признакам. | 1 | | 1 |
| Игры «Системные цепочки», «Расселялки». | 1 | | 1 |
| Развитие объектов в зависимости от их назначения. | 1 | | 1 |
| «Путешествие во времени», «Пятиэкранчик». | 1 | | 1 |
| Итоговое занятие по теме: «Развитие системного мышления» | 1 | | 1 |
6. Основные понятия и инструменты ТРИЗ (13 ч) | |
| Игры для подготовки к восприятию понятия «противоречие». | 1 | | 1 |
| Игры «Наоборот» | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Игра «Хорошо-плохо» | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Понятие ИКР. | 1 | | 1 |
| Знакомьтесь, Мастер САМ и его советы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Выделение проблемной ситуации. | 1 | | 1 |
| Знакомство с «Кислой парочкой». | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Использование ресурсов для получения ИКР. | 1 | | 1 |
| Знакомство с Мастером Ресурсом. | 1 | 1 | |
| Решение задач с использованием ресурсов. | 1 | | 1 |
| «Работа скорой изобретательской помощи». | 1 | | 1 |
| Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста (Е.Л. Пчелкина) | 1 | | 1 |
| Творческая работа: «Новая жизнь знакомых вещей» | 1 | | 1 |
| ИТОГО: | 68 | | |