СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступенькам ТРИЗ"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступенькам ТРИЗ", рассчитана на учащихся 1 класса, 68 часов 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступенькам ТРИЗ"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. РУССКИЙ КАМЕШКИР

(МБОУ СОШ с. Русский Камешкир)

ул. Коммунальная ,10, с. Русский Камешкир, 442450

телефон (8-84145) 2-17-64 Е-mail: mbou-rk@yandex.ru

ОКПО53718690,ОГРН 1025801088004

ИНН/КПП 5816002072/581600001



Утверждаю Согласовано Рассмотрено на РМО

Директор школы Зам. Директора по ВР. Протокол №_____

« »___________ « »___________ « »___________

___________ _________________ __________________

(роспись) (роспись) (роспись)





Рабочая программа внеурочной деятельности

«По ступенькам ТРИЗ»

(направление: проектная деятельность)













Составитель программы: Мясникова А.А., Воспитатель ГПД





2019


  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «По ступенькам ТРИЗ»


Личностные результаты:

  • создавать свободные и заданные образы из произвольных объектов.

  • строить причинно-следственные цепи событий.

  • обнаруживать и преодолевать психологическую инерцию мышления.

  • пользоваться приемами и методами развития творческого воображения (РТВ).

  • определять части и принадлежность объектов.

  • формулировать задачу в проблемной ситуации.

  • находить в задаче конфликтующую пару.

  • формулировать противоречие, ИКР решения задачи.

  • выявлять и использовать ресурсы для решения открытых задач


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану



Познавательные результаты УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,

  • делать выводы в результате индивидуальной, совместной работы класса и учителя;

  • определять назначение объектов и изменять его по потребности.

  • находить и использовать скрытые свойства объектов (ресурсы).


Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать, понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • учиться находить компромиссное решение в проблемной ситуации






















2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

п.п.

Тема

Форма организации

Вид деятельности

Раздел 1. Развитие управляемого образного мышления(13 часов)

1

Введение. «Знакомство».

Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста

(методика Е.Л. Пчелкиной)

Психологические упражнения

Познакомить детей с новым предметом ТРИЗ.

Воспитывать любознательность и интерес к новому.

Развивать причинно-следственное мышление.


2

Кляскография. Кляксовая живопись.

«В гостях у Пачкули».

Творческое задание

Развивать образное мышление детей.

Учить детей видеть и использовать ресурсы.

3

Пальчиковая живопись». Образы из ладошки.

«Наши удивительные ладошки»»

Творческое задание

Развивать образное мышление детей, фантазию.

Развивать наблюдательность, внимание.

Учить детей видеть и использовать ресурсы.

4

Пальчиковая живопись». Образы из ладошки.

«Наши удивительные ладошки»»

Творческое задание

Развивать образное мышление детей, фантазию.

Развивать наблюдательность, внимание.

Учить детей видеть и использовать ресурсы.

5

Дорисовывание фигур неопределенной формы до узнаваемого образа.

«Мастерская веселых художников».

Творческое задание

Развивать образное мышление, фантазию.

Познакомить с понятием «фигура неопределенной формы».

6

Задачи на переход точка – линия – плоскость – объем.

«Мастера бумажных дел».

Творческое задание


Познакомить детей с понятиями «точка», «линия», «плоскость», «объем».

Показать переход от одного понятия к другому на практической работе.

Раздел 2. Развитие причинно-следственного мышления ( 10 часов)

7

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

Практическое занятие

Создавать предпосылки для развития логического мышления детей.

Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами.

Развивать образную память, внимание, наблюдательность, речь, навыки общения друг с другом.

8

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

Практическое занятие

Создавать предпосылки для развития логического мышления детей.

Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами.

Развивать образную память, внимание, наблюдательность, речь, навыки общения друг с другом.

9

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

Практическое занятие

Создавать предпосылки для развития логического мышления детей.

Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами.

Развивать образную память, внимание, наблюдательность, речь, навыки общения друг с другом.

10

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

Практическое занятие

Создавать предпосылки для развития логического мышления детей.

Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами.

Прививать интерес к устному народному творчеству на примере пословиц и поговорок.

Создавать предпосылки для изучения понятия «противоречие».

11

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

Практическое занятие

Создавать предпосылки для развития логического мышления детей.

Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами.

Учить использовать имеющиеся ресурсы предметов.

12

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

Практическое занятие

Создавать предпосылки для развития логического мышления детей.

Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами.

Учить использовать имеющиеся ресурсы предметов.

Раздел 3. Приемы и методы активизации творческого воображения (14 часов)

13

Игры на снятие психологической инерции.

«В гостях у Хитрули».

Психологические занятия

Создавать предпосылки для развития логического мышления детей.

Учить детей устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между объектами.

Учить детей видеть и использовать ресурсы.

Развивать образную память, внимание, наблюдательность, речь, навыки общения друг с другом.

14

Приемы фантазирования.

Прием «увеличение - уменьшение».

«Игры с Мики и Люфанси».

Творческое занятие

Познакомить детей с приемом фантазирования «увеличение - уменьшение» через игру «БОЛЬШОЕ - маленькое».

Познакомить детей с рассказом «Большое и маленькое» из книги А. Кислова «Приключение в мире идей школьника Мики и его друзей».

Учить выделять признаки предметов, группировать предметы по аналогичным признакам.

Закреплять умения использовать ресурсы объектов.

Развивать наблюдательность, речь, фантазию, находчивость, умения рассуждать и обосновывать свой ответ.

15

Прием фантазирования.

Прием «наоборот».

«Игра наоборот».

Творческая мастерская

Познакомить детей с приемом фантазирования «Наоборот» и игрой «наоборот».

Познакомить с произведением Б. Заходера «Кит и Кот».

Учить выделять признаки предметов и подбирать к ним противоположные по значению признаки (слова-антонимы).

16

Метод фокальных объектов (МФО).

«Мастерская добрых дел».

Творческая мастерская

Познакомить детей с последовательностью работы по методу фокальных объектов.

Учить выделять признаки предметов и объектов.

17

Метод Робинзона Крузо (МРК).

«Мы Робинзоны».

Практическое занятие

Познакомить детей с понятиями «остров» и «необитаемый».

Познакомить детей с последовательностью работы по методу Робинзона Круто.

Учить выделять признаки предметов и объектов, подбирать варианты использования объектов не по назначению – использовать ресурсы.

Воспитывать в детях умение слушать своих сверстников – навыки общения.

18

Метод Робинзона Крузо (МРК).

«Мы Робинзоны».

Практическое занятие

Познакомить детей с понятиями «остров» и «необитаемый».

Познакомить детей с последовательностью работы по методу Робинзона Круто.

Учить выделять признаки предметов и объектов, подбирать варианты использования объектов не по назначению – использовать ресурсы.

Воспитывать в детях умение слушать своих сверстников – навыки общения.

19

Ресурсы. Использование ресурсов. «Полезные ненужности».


Творческая мастерская

Учить выделять признаки предметов и объектов, придумывать варианты использования объектов не по прямому назначению – использовать ресурсы.

Учить использовать метод эмпатии для определения главного действия предмета.

Развивать наблюдательность, речь, фантазию, находчивость, умение рассуждать и обосновывать свой ответ.

Воспитывать в детях умение слушать своих сверстников – навыки общения.

Прививать бережное отношение к вещам.



4. Развитие функционального мышления (9 часов)

20

Назначение объектов и их частей. «Предметы - труженики».

Практическое занятие

Создавать предпосылки для развития функционального мышления детей.

Учить использовать метод эмпатии для определения главного действия (функции) предмета.

Учить анализировать и синтезировать объекты по главной функции (назначению).

Познакомить с русской народной сказкой «Каша из топора».

Закреплять умение использовать ресурсы объекта.

21

Понятие Изделие и инструмент.

«Предметы - труженики».

Практическое занятие

Познакомить детей с понятиями «изделие» и «инструмент».

Учить устанавливать взаимосвязь между изделием и инструментом.

Создавать предпосылки для развития функционального мышления детей.

Учить использовать метод эмпатии для определения главного действия (функции) предмета.

Учить анализировать и синтезировать объекты по главной функции (назначению).

Расширять кругозор детей, из знания о взаимодействии объектов в окружающем мире.

22

Взаимодействие изделия и инструмента. Обратимость.

«Предметы - труженики».

Творческое задание


Учить устанавливать взаимосвязь между изделием и инструментом. Познакомить с «обратимостью» этой взаимосвязи, с понятиями полезного и вредного действия.

Закреплять знания детей с понятиями «изделие» и «инструмент».

Создавать предпосылки для развития функционального мышления детей.

23

Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов.


Творческое задание

Закреплять знания детей о понятиях «изделие» и «инструмент», об их взаимосвязи и обратимости.

Закреплять знания детей использовать скрытые возможности объектов – ресурсов.

Закреплять умение детей определять функцию объекта, используя метод эмпатии.

Развивать речь, внимание, находчивость, навыки общения.


24

Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов.


Творческое задание

Закрепление ЗУН


Раздел 5. Развитие системного мышления ( 8 часов)

25

Объект и его части.

Системная вертикаль.

Игра «Системные цепочки».

Пратическое задание

Познакомить детей с тем, что все объекты состоят из частей и сами являются частью чего-либо.

Закреплять знания детей о понятиях «изделие» и «инструмент» и их взаимосвязи.

Создавать предпосылки для развития системного мышления детей.

Развивать внимание, наблюдательность, речь, умение рассуждать.

Расширять кругозор детей, их знания о взаимодействии объектов в окружающем мире.

26

Группировка объектов по общим признакам.

Игры «Системные цепочки», «Расселялки».

Творческое задание

Закреплять умение детей выделять части объектов и группировать объекты по выделенному общему признаку.

Учить определять функцию объектов, выделять части, которые выполняют главную работу.

Создавать предпосылки для развития системно-функционального мышления.

Развивать внимание, память, умение рассуждать и делать выводы.

Расширять кругозор детей, их знания об объектах окружающего мира.

27

Развитие объектов в зависимости от их назначения. «Путешествие во времени», «Пятиэкранчик».

Творческое задание

Закреплять умение детей выделять части объектов и группировать их.

Познакомить детей с историческим развитием объектов в зависимости от их функции через разрешение противоречий на примере ручки.

Создавать предпосылки для развития системно-функционального и диалектического мышления.

Развивать внимание, память, умение рассуждать и делать выводы.

Расширять кругозор детей, их знания об объектах окружающего мира.



Раздел 6.Основные понятия и инструменты ТРИЗ(13 часов)

28

Игры для подготовки к восприятию понятия «противоречие». Игры «Наоборот», «Хорошо-плохо».


Творческое задание

Познакомить детей с игрой «Хорошо-плохо», учить находить положительные и отрицательные стороны любого объекта или ситуации.

Закреплять знания детей об игре «Наоборот».

Создавать предпосылки для развития диалектического мышления.

Развивать внимание, память, умение рассуждать и делать выводы.

Расширять кругозор детей, их знания об объектах окружающего мира.

29

Понятие ИКР. Знакомьтесь, Мастер САМ и его советы.

Практическое задание

Познакомить детей с понятием ИКР через персонажа – Мастер САМа.

Закреплять знания детей о сказках, сказочных героях.

Закреплять умения играть в игры «Хорошо-плохо».

Развивать внимание, наблюдательность, речь, умение рассуждать.

Расширять кругозор детей, их знания об объектах окружающего мира.

30

Выделение проблемной ситуации. Знакомство с «Кислой парочкой».

Творческое задание

Закреплять знания детей о персонаже – помощнике Мастере САМ.

Познакомить детей с формулировкой ИКР.

Познакомить детей с понятием «конфликтующая пара» - «Кислая парочка».

Учить выделять конфликтующую пару из сказок и стихов.

Развивать внимание, память, умение рассуждать и делать выводы.

Расширять кругозор детей, их знания о литературных произведениях.

31

Использование ресурсов для получения ИКР. Знакомство с Мастером Ресурсом.

Творческое задание

Закреплять знания детей о понятиях ИКР и конфликтующая пара (Мастер САМ и «кислая парочка»).

Познакомить детей с понятием ресурсы (с Мастером Ресурсом).

Закреплять умение выделять конфликтующую пару.

Учить находить ресурсы и использовать их для получения ИКР (решение задач).

Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, умение рассуждать.

32

Решение задач с использованием ресурсов. «Работа скорой изобретательской помощи».

Творческое задание

Закреплять знания детей о понятиях ИКР и конфликтующая пара.

Закреплять умение выделять конфликтующую пару, формулировать ИКР и находить ресурсы для решения проблемной ситуации.

Развивать внимание, наблюдательность, находчивость, умение рассуждать.

33

Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста (Е.Л. Пчелкина)


Проверка умений выделять конфликтующую пару, формулировать ИКР и находить ресурсы для решения проблемной ситуации, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.










































3. Тематическое планирование к программе «По ступенькам ТРИЗ»



занятия

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

    1. Развитие управляемого образного мышления. Образные методы решения задач (13 ч)

Введение. «Знакомство».


1

1


Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста

(методика Е.Л. Пчелкиной)

1

1


Кляскография. Кляксовая живопись.

«В гостях у Пачкули».

1


1

Кляксовая живопись.

1


1

«В гостях у Пачкули».



1

Пальчиковая живопись». Образы из ладошки.

«Наши удивительные ладошки»»

1


1

Пальчиковая живопись». Образы из ладошки.



1

«Наши удивительные ладошки»

1


1

Дорисовывание фигур неопределенной формы до узнаваемого образа.

«Мастерская веселых художников».

1


1

«Мастерская веселых художников».



1

Задачи на переход точка – линия – плоскость – объем.

«Мастера бумажных дел».

1

0,5

0,5

«Мастера бумажных дел».

1


1

Творческое задание «Такие разные ладошки»

1


1

2. Развитие причинно-следственного логического мышления (10 ч)

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

1

0,5

0,5

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

1

0,5

0,5

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

1

0,5

0,5

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

1

0,5

0,5

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

1

0,5

0,5

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

1

0,5

0,5

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

1

0,5

0,5

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

1

0,5

0,5

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

1

0,5

0,5

Задачи на восстановление причинно-следственных связей.

«Мы Почемучки и Потомучки».

1

0,5

0,5

3.Приемы и методы активизации творческого воображения (14 ч)

Игры на снятие психологической инерции.


1


1

Игры на снятие психологической инерции.


1


1

Игры на снятие психологической инерции.

«В гостях у Хитрули».

1


1

Приемы фантазирования.

«Игры с Мики и Люфанси».

1

0,5

0,5

Прием «увеличение - уменьшение».


1


1

Прием «наоборот».


1


1

«Игра наоборот».

1


1

Прием фантазирования.

«Игра наоборот»

1

0,5

0,5

Метод фокальных объектов (МФО).

«Мастерская добрых дел».

1


1

Метод Робинзона Крузо (МРК).

«Мы Робинзоны».

1

0,5

0,5

Метод Робинзона Крузо (МРК).

«Мы Робинзоны».

1


1


Ресурсы.


1


1

Использование ресурсов.

1


1

«Полезные ненужности».

1


1

4. Развитие функционального мышления (9 ч)


Назначение объектов и их частей.

1

0,5

0,5

«Предметы - труженики»

1


1

Понятие Изделие и инструмент.


1


1

«Предметы - труженики».

1


1

Взаимодействие изделия и инструмента.


1

0,5

0,5

Обратимость.

«Предметы - труженики».

1


0,5

Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов.


1

0,5

0,5

Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов.


1


1

Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов.


1


1

Итоговое занятие по теме: «Развитие функционального мышления»

1


1

5. Развитие системного мышления (8 ч)


Объект и его части.


1

0,5

0,5

Системная вертикаль.


1

0,5

0,5

Игра «Системные цепочки».

1

0,5

0,5

Группировка объектов по общим признакам.


1


1

Игры «Системные цепочки», «Расселялки».

1


1

Развитие объектов в зависимости от их назначения.

1


1

«Путешествие во времени», «Пятиэкранчик».

1


1

Итоговое занятие по теме: «Развитие системного мышления»

1


1

6. Основные понятия и инструменты ТРИЗ (13 ч)


Игры для подготовки к восприятию понятия «противоречие».


1


1

Игры «Наоборот»

1

0,5

0,5

Игра «Хорошо-плохо»

1

0,5

0,5

Понятие ИКР.

1


1

Знакомьтесь, Мастер САМ и его советы.

1

0,5

0,5

Выделение проблемной ситуации.

1


1

Знакомство с «Кислой парочкой».

1

0,5

0,5

Использование ресурсов для получения ИКР.

1


1

Знакомство с Мастером Ресурсом.

1

1


Решение задач с использованием ресурсов.

1


1

«Работа скорой изобретательской помощи».

1


1

Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста (Е.Л. Пчелкина)

1


1

Творческая работа: «Новая жизнь знакомых вещей»

1


1


ИТОГО:

68