СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по профориентационному направлению «Введение в профессию» для учащихся 7 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по профориентационному направлению «Введение в профессию» для учащихся 7 класса. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН внеурочной деятельности по профориентационному направлению «Введение в профессию» (7-е классы)

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по профориентационному направлению «Введение в профессию» для учащихся 7 класса»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ НЕТИПОВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №76»


Утверждаю

Директор _________Т.В.Иванова

«___» ________ 2020г.

Приказ №

Принято

Педагогическим советом

«___» ________ 2020г.

Протокол № 1





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по профориентационному направлению

«Введение в профессию»

для учащихся 7 класса


РП 20120





Составитель

Сазонова Анастасия Николаевна,

учитель физики (высшей квалификационной категории)

Рассмотрено и одобрено

МО учителей - предметников

Протокол № 1

«___» ___________ 2020 г.



Согласовано

Заместитель директора по ВР

____________________________

«___» ___________ 2020 г.







Новокузнецк

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ



  1. Паспорт ______________________________________________________________3

  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности ___________________4



  1. Содержание изучаемых тем _____________________________________________6



  1. Тематический план_____________________________________________________8



  1. Приложение 1. Календарно-тематический план «Введение в профессию - 7»











































Паспорт

проекта внеурочной деятельности

профориентационному направлению

«Введение в профессию»


Наименование программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности

по профориентационному направлению

«Введение в профессию» для учащихся 7 класса

Составитель рабочей программы

Сазонова Анастасия Николаевна,

учитель физики (высшей квалификационной категории)

Назначение рабочей программы

Программа внеурочной деятельности по профориентационному направлению «Введение в профессию» это нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание курса внеурочной деятельности через формы, отличные от классно-урочной системы.

Документы и материалы, используемые для разработки рабочей программы

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., №273-ФЗ в действующей редакции.

  • Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «Психология и выбор профессии» Г.В. Резапкина;

  • Основная образовательная программа основного общего образования МНБОУ «Лицей №76»

Объем рабочей программы

Объем программы внеурочной деятельности «Введение в профессию» составляет 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.

Формы организации и виды деятельности

Особенностями внеурочной деятельности является использование форм работы, отличных от урочной деятельности.

В рамках работы кружка используются следующие формы проведения занятий:

  • Теоретические:

  • Беседа;

  • Лекции с элементами беседы;

  • Викторины;

  • Сообщения учащихся.

  • Практические:

    • Мини-сочинения;

    • Дискусии;

    • Тренинги;

  • Практические работы проектного и исследовательского характера;

  • Игры.

Организационные формы занятий: работа в паре, в малых группах, индивидуальная работа.


Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя– свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье.

Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия.

Во-первых, чтобы профессия была интересной.

Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.

В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.

Основная идея программы заключается в том, чтоб помощь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.


Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире труда и профессий, подготовить школьников к сознательному выбору профессии


Задачи:

  • сформировать у обучающихся активной позиции по отношению к выбору будущей профессии;

  • сформировать у обучающихся знаний о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;

  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • научить анализировать свои возможности и способности формирование общественно значимых мотивов выбора профессии;

  • подготовить к профессиональному самоопределению.


Ожидаемые результаты:

  • сформируются мотивы осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;

  • выявится уровень готовности к обучению, уверенности в выборе профессии;

  • будут выявлены соотношение интересов, склонностей и способностей учащихся;

  • будут привиты навыки нахождения и использования информации о выборе профессии для обучения;

  • будет изучена психолого-педагогическая литература по данной проблеме;

  • обучающиеся ознакомятся с различными видами профессий;

  • обучающимися будут вести «профессиональное портфолио», «карточки профессий»;

  • с родителями будет расширена работа по профессиональному самоопределению детей


В 7-8-м классе школьники обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии.

СОДЕРЖАНИЕ


Вводное занятие – 3ч.

1 Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию».

Цель: вызвать интерес у обучающихся к миру профессий

2 Перспектива успеха

Развитие личности, взросление, права, ответственность, успех

3 Современный рынок труда

Спрос и предложение, экономические отношения, трудовые отношения,

квалификация труда


Мир профессий – 2ч.

4 Мир профессий. Классификация типов профессий Климова.

Типы профессий. Устаревшие профессии, новые профессии по Атласу профессий.

ДДО Климова

5 Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального выбора.

Профессия, профессиональное самоопределение, должность, специальность. Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии. Хочу, могу, надо. Ответственность за правильный выбор.


Понятие о личности – 9ч.

6 Общее представление о психических процессах: память, внимание, мышление.

Память, Внимание, Мышление. Их виды

7 Определение типа мышления

Мышление, операции мышления, продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество

8 Темперамент и характер

Тип темперамента, свойства нервной системы, характер, акцентуации

9 Самооценка и уровень притязаний.

Самооценка, притязания, формула успеха

10 Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения.

Личностные конструкты, нормы морали

11 Ценностные качества профессионала.

Ценность, профессионализм, личность, нормы общества

12 Чувства и эмоции. Управление эмоциями.

Эмоции, чувства, мимика, тест эмоций, агрессия. Тест внутренней свободы

13 Профессиональные интересы и склонности.

Склонности, интересы, потребности, надпрофессиональные навыки и умения

14 Методика «Карта интересов».


Способности и профессиональная пригодность – 17ч.

15 Тест Холланда.

16 Способности и профессиональная пригодность. Способности к практическим видам деятельности

Способности, пригодность, призвание. Определение технических способностей

17 Способности к интеллектуальным видам деятельности

Тест умственного развития, Аналогии, Классификация, Обобщение,

Закономерности

18 Способности к профессиям социального типа

Ролевая игра «Конфликт», тест на особенности поведения в конфликте

19 Способности к офисным видам деятельности

Тест «IQ-лабильность», «Атрибуты», «Клавиатура»

20 Способности к предпринимательским видам деятельности. Эстетические способности

«Я – руководитель», «Акулы и дельфины», «Мыслитель или художник»

21 Факторы, влияющие на выбор профессии.

Самостоятельный выбор, влияние среды, ответственность.

22 Стратегии выбора профессии.

Способности, желания, потребности, рынок труда.

23 Профессиональные качества личности.

Индивид, индивидуальность, личность, качества личности.

24 Лидер. Профессиональные роли.

Авторитет, статус, роль, позиция лидера.

25 Коммуникативно-организаторские способности

Диагностика КОС

26 Навыки самопрезентации

Презентация, имидж, успешная личность.

27 Развитие коммуникативных навыков

28 Выбор и ответственность.

Свобода, выбор, ответственность.

29 Ошибки в выборе профессии. Игра «Советчик»

Ответственность, успех, профессиональное определение, типичные ошибки

30 Стресс и профессия.

Стресс, стрессовые ситуации, реагирование, снятие стресса.

31 Здоровье и карьера.

Медицинские противопоказания, профессиональные заболевания.


Выбор – 3ч.

32 Востребованные профессии. Престижные профессии. Профессии, потерявшие престиж

Спрос и предложения, востребованность. Мода, престиж.

33 Деловая игра «Мировое кафе»

Рассмотрение составляющих профессии, факторов, оказывающих влияние на

выбор профессии и т.д.

34 Урок-конференция «Моя профессия – мой выбор!»

Обобщение полученных знаний о себе и о мире профессий



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Наименование

разделов (тем)

Кол-во

часов

в том числе

Изучение

материала

Практи

ческая

часть

Повто-рение

Конт-роль

Резерв-ные часы

1

2

3

4

5

6

7

8

7 класс

I четверть (8 недель)

8

3

5

0

0

0

1

Вводное занятие (3ч)

3

1

2

0

0

0

2

Мир профессий (2ч)

2

1

1

0

0

0

3

Понятие о личности (9ч)

3

1

2

0

0

0

II четверть (8 недель)

8

1

7

0

0

0

3

Понятие о личности (продолжение)

6

1

5

0

0

0

4

Способности и профессиональная пригодность (17ч)

2

0

2

0

0

0

III четверть (10 недель)

10

2

8

0

0

0

4

Способности и профессиональная пригодность (продолжение)

10

2

8

0

0

0

IV четверть (9 недель)

8

3

5

0

0

0

4

Способности и профессиональная пригодность (продолжение)

5

2

3

0

0

0

5

Выбор (3ч)

3

1

2

0

0

0

Итого за год

34

9

25

0

0

0

Примечание: тематический план реализации рабочей программы внеурочной деятельности в 7 классе представлен в приложении.



Приложение 1

к программе внеурочной деятельности по профориентационному направлению

«Введение в профессию»,

принятой педагогическим советом «__»___2020 г. (протокол №__),

утвержденной директором Лицея «__»___2020 г. приказ №_____





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

внеурочной деятельности

по профориентационному направлению

«Введение в профессию»

(7-е классы)



Составитель: Сазонова А.Н., учитель физики высшей квалификационной категории

Согласовано: Полякова Е.В.

Заместитель директора________(____________)



№ п/п

Дата

Тема урока

Формы

деятельности

общий

в теме

Вводное занятие (3ч)

1

1


Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию».

Тренинговое

2

2


Перспектива успеха.

Практическое

3

3


Современный рынок труда

Лекционное

Мир профессий (2ч)

4

1


Мир профессий. Классификация Типов профессий Климова.

Лекционное

Практическое

5

2


Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального выбора

Лекционное

Практическое

Понятие о личности (9ч)

6

1


Общее представление о психических процессах: память, внимание, мышление

Лекционное. Практическое

7

2


Определение типа мышления

Диагностика

8

3


Темперамент и характер.

Лекционное. Диагностика

9

4


Самооценка и уровень притязаний.

Лекционное. Практическое

10

5


Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения.

Практическое

11

6


Ценностные качества профессионала.

Лекционное

12

7


Чувства и эмоции. Управление эмоциями

Практика, тест

13

8


Профессиональные интересы и склонности.

Практика, тест

14

9


Методика «Карта интересов».

Тест

Способности и профессиональная пригодность (17ч)

15

1


Тест Холланда.

Тест

16

2


Способности и профессиональная пригодность. Способности к практическим видам деятельности

Лекционное

Практическое

17

3


Способности к интеллектуальным видам деятельности

Лекционное Практическое

18

4


Способность к профессиям социального типа

Лекционное. Практическое

19

5


Способности к офисным видам деятельности

Лекционное. Практическое

20

6


Способности к предпринимательской деятельности. Эстетические способности

Лекционное. Практическое

21

7


Факторы, влияющие на выбор профессии.

Тренинговое

22

8


Стратегии выбора профессии.

Практическое

23

9


Профессиональные качества личности.

Тренинговое

24

10


Лидер. Профессиональные роли.

Игровой урок

25

11


Коммуникативно-организаторские способности

Практическое

26

12


Навыки самопрезентации

Практическое

27

13


Развитие коммуникативных навыков

Практическое

28

14


Выбор и ответственность.

Лекционное

29

15


Ошибки в выборе профессии. Игра «Советчик»

Лекционное

Игровое

30

16


Стресс и профессия.

Урок-дебаты

31

17


Здоровье и карьера.

Лекционное

Выбор (3ч)

32

1


Востребованные профессии. Престижные профессии. Профессии, потерявшие престиж

Лекционное

33

2


Деловая игра «Мировое кафе»

Практическое, игровое

34

3


Урок-конференция «Моя профессия – мой выбор!»

Практическое, игровое