СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литература Южного Урала 5-9 классы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на 5-9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе "Литература Южного Урала 5-9 классы"»


I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

5-9 классы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса литературы


Личностные результаты обучения:

— формировать понимание важности процесса обучения;

— формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одно из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

— формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

— формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

— формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую свою семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

— совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

— развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

— формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

— формировать готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию; — развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

— развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;


— развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом; — развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.




Метапредметные результаты обучения:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.,

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.



II. Содержание курса

5 класс


Введение.

Здравствуй, книга! Ознакомление с курсом.

Фольклор

Особенности уральского УНТ. Башкирские, татарские русские народные сказки. Сказки уральских авторов.

Загадки, рожденные на Урале. Пословицы, поговорки. Песни народные. Песни колыбельные. Пестушки. Скороговорки. Считалки. Потешки. Дразнилки. Нескладушки. Колядки. Итоговый урок по уральскому фольклору.

Сказочный эпос

Тимофей Беляев «Куз-Курпач». Мотивы человеческих поступков и правильная оценка жизненных ситуаций в эпической сказке Т.С. Беляева «Куз-Курпяч». Народные легенды как основа для создания авторских текстов.


Топонимика в литературе

А. К. Матвеев «Неройки караулят Урал». Представления современных учёных о происхождении уральских топонимов в произведении А.К. Матвеева «Неройки караулят Урал»

Литература о детстве

К.М. Макаров «Лошади», «Джурка» - единство природы, человека, животных.

В.П. Крапивин «Колыбельная для брата». «Дети синего фламинго». «Мальчик со шпагой». «Журавленок и молнии»

Н. Воронов «Мальчик, полюбивший слона»



6 класс

Введение.

Здравствуй, книга! Ознакомление с курсом.

Фольклор

Казачья литература (обзор) Былина «Сокол – корабль» Былинные и лиро-эпические песни уральских казаков Былинные и лиро-эпические песни уральских казаков

Сказ

Власова Серафима Константиновна «Увильдинская легенда». Фольклорные традиции жанра, географические и природные образы Южного Урала в сказах. Тема дружбы русского, башкирского и татарского народов. Своеобразие сказовой манеры С.Власовой.

История в лицах

Люди, оставившие след в литературе и истории. Предания о Салавате Юлаеве



Подростки в уральской литературе


И. И. Ликстанов «Малышок», В. Клѐпов «Тайна золотой долины», Б.А. Путилов «Сокрушение Лѐхи Быкова». В.Ф.Потанин. Подари мне сизаря.

Образ детства в рассказе В.Ф.Потанина. Сложность отношений детей и взрослых. Роль

рассказчика в произведении.

7 класс

Фольклор Урала

Исторические и бытовые предания, песни, пословицы. Предание про Ермака Тимофеевича. Песни «Похвалялись злы французы» и «Что задумал наш комаричек…» ; Из сборника пословиц В.Н. Татищева.

История в лицах

Люди, оставившие след в литературе и истории. История жизни кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Тема величия человеческого духа в «Моабитской тетради» М. Джалиля


Народы Урала в зеркале литературы

Истории о быте и нравах народов, населяющих Уральский регион. Путешествие по северо-западу Сибири как основа для создания рассказа К.Д. Носилова «Дедушка-вогул и его внуки». Из путешествия по реке Конде.

Жизнь северного народа манси в изображении русского путешественника и писателя

К.Д. Носилова. Сюжет рассказа и его герои. Позиция автора-рассказчика, его отношение к

вогулам.


Подростки в уральской литературе

Р.Ш. Валеев «Фининспектор и дедушка», В.Ф. Потанин «Подари мне сизаря», Г.Ф. Дробиз «Мальчик: фрагменты жизни», Н. Никонов «Солнышко в березах», «Валя Медведева», «Глагол несовершенного вида», В. Крапивин «Трое с площади Карронад», «Далѐкие горнисты».

Красота и величие мира

Стихотворения о природе, малой родине и еѐ людях в лирике Л.К. Татьяничевой, Б.А. Ручьѐва, А.Л. Решетова, К.А. Некрасовой, Ф.И. Васильева, С.П. Щипачѐва; Н.Г. Никонов «След рыси». Человек и природа.


8 класс

Устное народное творчество. Историческая песня: «Благослови, сударь-хозяин», «Славна улица Невьянска», «Как у ключика у студеного».

Исторические предания Среднего Урала. Предание «Про Ермака Тимофеевича». О горных богатствах края, о Полозе. О первых уральских заводчиках

Исторические и лирические песни об Урале. Изображение в них народной жизни. Связь произведений фольклора с авторской литературой».
Литература 19 века. Н.А. Дурова. Записки кавалерист-девицы. События Отечественной войны 1812 года, отраженные в повести. Характер героини-рассказчицы и особенности ее повествования.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. « Охонины брови». Изображение событий Крестьянской войны под руководством Пугачева на Урале и Зауралье. Сопоставление с «Капитанской дочкой» Пушкина. Смысл названия. Образы Охони, дьячка Арефы, казака Белоуса, монаха Гермогена и их значение в повествовании. Позиция автора в повести, его отношение к событиям.

Из литературы 20 века. Н.Г. Никонов. «Глагол несовершенного вида»

Г. Дробиз. « Мальчик». Воспоминания о детстве как одна из ведущих тем литературы. Трудности взросления: потери и обретения.

К Некрасова. « О себе», « Русская осень», « А я недавно молоко пила». Характер лирического переживания К. Некрасовой. Особенности поэтического строя языка: ритмика, и строфика, интонация, мелодика фразы.

Р.Ш. Валеев. « Фининспектор и дедушка». «Малая Родина» Р. Валеева. Тема родства и связи поколений. Юмор писателя.

Путешествия, приключения, фантастика. С.А. Другель. «Тигр проводит вас до гаража». Жанры научной фантастики в творчестве писателей Урала. Экологическая проблематика рассказов.

9 класс

Устное народное творчество

Исторические и лирические песни «Благослови, сударь-хозяин…», «Славна улица

Невьянска…», «Как у ключика у студеного…».

Исторические предания Среднего Урала: О Ермаке Тимофеевиче. О первых уральских

заводчиках. О горных богатствах края. О Полозе.

Исторические и лирические предания и песни удмуртов, коми, башкир.

Жанровый состав уральского фольклора: исторические, разбойничьи, лирические песни,

предания, легенды и др. Изображение в них народной жизни и исторического прошлого Урала.

Своеобразие мифопоэтической картины мира, отраженной в фольклорных текстах разных

народов. Связь произведений фольклора с авторской литературой.


Из литературы 20 века.

Павел Петрович Бажов. « Живинка в деле» Жизненная позиция Тимохи Малоручко и еѐ изменение. Образ «живинки в деле» в контексте сказа. Простота мудрости и трудность еѐ обретения в жизни.

Мустай Карим. «Долгое-долгое детство».

Образ «малой родины» Башкирии в повести. Своеобразие патриархального уклада башкир. Самосознание народа, воздействие на него фольклора и исторических событий, отражѐнных в повести. Сюжет и композиция произведения. Роль образа повествователя.

Еремей Айпин. «Я слушаю землю».

Жанровое своеобразие книги. Образ Севера в творчестве писателя. Характер повествования.

Кузебай Герд. «Мы сеем», « Ветру Уйшора:Триолет».

Тема новой жизни в творчестве национального поэта Удмуртии Кузебая Герда. Своеобразие лирического героя поэта; жанровые формы его стихов.

Олег Поскребышев « Что значит «я» в стихах моих?..», Наши родословные. Характер

Психологизма в лирике О.А. Поскребышева.Тема памяти в его стихах.

Николай Григорьевич Никонов « След рыси».

Проблемно-тематическое своеобразие творчества Н.Г.Никонова. Экологическая проблематика в литературе 1970-1980-х годов. Столкновение человека и природы – один из центральных конфликтов современной прозы; его воплощение в повести. Своеобразие образа Кота, анализ художественных средств его создания в повести.



Путешествия, приключения, фантастика


А.Г.Туркин «Мимоходом». Развитие жанра путешествия в творчестве Туркина.





































III. Тематическое планирование

5 класс

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

Введение

1

Фольклор

11

Сказочный эпос

6

Топонимика в литературе

6

Литература о детстве

10


Итого

34

6 класс

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

1.

Введение

1

2.

Фольклор

9

3.

Сказ

6

4.

История в лицах

6

5.

Подростки в уральской литературе

12


Итого

34


7 класс

п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

1.

Фольклор Урала

4

2.

История в лицах

8

3.

Народы Урала в зеркале литературы

6

4.

Подростки в уральской литературе

9

5.

Красота и величие мира

7


Итого

34


















8 класс



п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

1.

Устное народное творчество

3

2.

Исторические предания Урала

8

3.

Исторические и лирические песни об Урале

4

4.

Литература 19 века

10

5.

Из литературы 20 века

9


Итого

34


















9 класс



п/п

Тема раздела

Кол-во

часов

1.

Устное народное творчество

5

2.

Из литературы 20 века

20

3.

Путешествия, приключения, фантастика

9


Итого

34


























Приложение

Календарно - тематическое планирование 5 класс

п/п

Тема раздела

Часы

План

Факт

Примечание


Причина корректировки

Введение – 1 (ч)

1.

Здравствуй, книга! Ознакомление с курсом.

1



Фольклор –11 (ч)

2.

Особенности Уральского УНТ

1



3.

Башкирские, татарские, русские народные сказки

1



4.

Сказки Уральских авторов

1



5.

Загадки, рожденные на Урале

1



6.

Пословицы, поговорки.

1



7.

Песни народные. Песни колыбельные

1



8.

Пестушки. Скороговорки

1



9.

Считалки. Потешки

1



10.

Дразнилки. Нескладушки.

1



11.

Колядки

1



12.

Итоговый урок по уральскому фольклору

1



Сказочный эпос – 6 (ч)

13.

Понятие сказочного эпоса

1



14.

Тимофей Беляев «Куз-Курпач»

1



15 - 17

Мотивы человеческих поступков и правильная оценка жизненных ситуаций в эпической сказке Т.С. Беляева «Куз - Курпач»

3



18.

Народные легенды как основа для создания авторских текстов

1



Топонимика в литературе – 6 (ч)

19 – 22.

А.К. Матвеев «Неройки караулят Урал»

4



23-24.

Представления современных ученых о происхождении уральских топонимов в произведении А.К. Матвеева

2








Литература о детстве – 10 (ч)

25 – 26.

К.М. Макаров «Лошади», «Джурка» - единство природы, человека, животных

2



27 – 28.

В.П. Крапивин «Колыбельная для брата», «Мальчик со шпагой»

2



29 – 30.

В.П. Крапивин «Дети синего фламинго», «Журавленок и молнии»

2



31 – 32.

Герои книг – дети. Н. Воронов «Мальчик, полюбивший слона»

2



33 – 34.

Герои книг – дети. Н. Воронов «Мальчик, полюбивший слона»

2




Итого

34




Календарно - тематическое планирование 6 класс

п/п

Тема раздела

Часы

План

Факт

Примечание


Причина корректировки

Введение – 1 (ч)

1.

Здравствуй, книга! Ознакомление с курсом.

1



Фольклор –9 (ч)

2.

Особенности Уральского УНТ.

1



3 – 4.

Казачья литература

2



5- 7.

Былина «Сокол - корабль»

3



8-10.

Былинные и лиро – эпические песни уральских казаков

3



Сказ – 6 (ч)

11.

Понятие сказочного эпоса

1



12-13.

Власова Серафима Константиновна «Увильдинская легенда»

2



14-15.

Фольклорные традиции жанра, географические и природные образы Южного Урала в сказах.

2



16.

Тема дружбы русского, башкирского и татарского народов. Своеобразие сказовой манеры С.Власовой.

1








История в лицах – 6 (ч)


17-18.

Люди, оставившие след в литературе и истории.

2



19-22.

Предания о Салавате Юлаеве



4



Подростки в уральской литературе – 12 (ч)

23-25.

И. И. Ликстанов «Малышок»

3



26-28.

Б.А. Путилов «Сокрушение Лѐхи Быкова». В.Ф.Потанин. «Подари мне сизаря».


3



29-31.

Образ детства в рассказе В.Ф.Потанина. Сложность отношений детей и взрослых. Роль

рассказчика в произведении.


3



32-34.

В. Клѐпов «Тайна золотой долины».

3




Итого

34




11