Рабочая программа внеурочной деятельности
по изобразительному искусству «Смотрю на мир глазами художника»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника», разработанной Л.И. Бодриковой в соответствии с учебным планом начального общего образования, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Срок реализации программы – 1 год. Программа составлена в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения из расчёта 2 часа в неделю.
Цель программы:
Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства.
Задачи
Учебные:
освоение детьми основных правил изображения;
овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
развитие стремления к общению с искусством.
Воспитательные:
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
Творческие:
умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Возраст обучающихся – лет
Число обучающихся – человек.
Технологии обучения: разноуровневое обучение, игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления.
Формы занятий – беседа, практические занятия, экскурсии.
Режим занятий – в группе 2 часа в неделю.
Специфика реализации программы:
программа рассчитана на обучающихся первых классов , увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во второй половине дня в рамках часов внеурочной деятельности. Занятия направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.
Планируемые результаты реализации программы:
заинтересованность занимающихся изобразительным и декоративно-прикладным искусством;
результативное участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства школьного и муниципального уровней.
Требования к уровню подготовки
В результате работы по программе обучающиеся должны:
освоить основные правила изображения;
овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
развить стремление к общению с искусством;
формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Показатели эффективности реализации программы:
стабильность состава занимающихся;
результаты участия в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства .
Формы контроля результативности реализации программы – участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Формы подведения итогов реализации программы - участие в выставках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Живопись | 18 |
2 | Графика | 18 |
3 | Скульптура | 8 |
4 | Аппликация | 8 |
5 | Бумажная пластика | 6 |
6 | Работа с природным материалом | 7 |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | 3 |
| Итого | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Живопись
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.
Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры.
Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.
2. Графика
Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.
3. Скульптура
Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
4. Аппликация
Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой, большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами
(создание простых композиций).
5. Бумажная пластика
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги
с целью получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков и т.д.
6. Работа с природным материалом
В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
ОБОРУДОВАНИЕ
Оборудование кабинета: ученические столы и стулья, доска, компьютер, интерактивная доска, проектор, магнитофон.
Материалы и оборудование для обучающегося: альбом; краски художественные (гуашевые или акварельные); кисти круглые (белка, пони) №1,2,3; карандаши простые (М, ТМ), ластик; стаканчики для воды; палитры пластиковые; клей (карандаш, ПВА); цветная бумага, цветной и белый картон; ножницы; пластилин, коврик для лепки, стек; кусочки ткани; природный материал (семена растений, засушенные листья, цветы, ракушки).
ЛИТЕРАТУРА
Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов – М.: «Просвещение» 2010
Аппликационные работы в начальной школе/ И.К.Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Кагакова – М.: «Просвещение» 1990
Уроки детского творчества/ Н.С.Чернякова – М.: Астрель. АСТ 2002
Что такое искусство/ В.В. Алексеева. – М.: «Просвещение» 1991
365 весёлых уроков труда/ М. Левина – М.: АЙРИС ПРЕСС 1999
Как научиться рисовать/ М. Д. Лахути – М.: «РОСМЭН» 2002
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Форма организации деятельности обучающихся |
по плану | фактически |
1 | Живопись | Работа с цветовым пятном. | 2 | 01.09 08.09 | | Беседа. Презентация. Практикум. |
Выполнение задания на изображении цветовых теней.. | 2 | 15.09 22.09 | | Творческая мастерская. |
Изображение пейзажей. | 2 | 29.09 06.10 | | Экскурсия. Практикум. |
Изображение сказочных персонажей. | 2 | 13.10 20.10 | | Беседа. Презентация. Практикум. |
Изображение натюрмортов. | 2 | 27.10 10.11 | | Игра-путешествие. Презентация. Практикум. |
Изображение сюжетных композиций. | 2 | 17.11 24.11 | | Экскурсия. Практикум. Участие в фестивале «В семье единой» |
2 | Графика | Язык выразительности графики. | 1 | 01.12 . | | Игра. Практикум. |
Освоение различных графических материалов. | 1 | 08.12 | | Презентация. Практикум. |
Изображение деревьев и растений. | 1 | 15.12 | | Презентация. Творческая мастерская. |
Изображение пейзажей. | 1 | 22.12 | | Презентация. Творческая мастерская |
Изображение натюрмортов. | 1 | 29.12 | | Экскурсия. Практикум. |
Изображение портретов. | 2 | 12.01 19.01 | | Презентация. Практикум. |
Изображение сюжетных композиций. | 2 | 26.01 02.02 | | Презентация. Практикум. |
3 | Скульптура | Лепка из пластилина сказочных животных. | 1 | 09.02. | | Творческая мастерская. Аукцион. |
Лепка фигур людей. | 1 | 16.02 | | Беседа. Практикум. |
Лепка птиц. | 1 | 0203 | | Презентация. Практикум. |
Лепка сюжетно-тематических композиций. | 1 | 09.03 | | Просмотр мультфильма. Практикум. Участие в Фестивале успеха. |
4 | Аппликация | | | 16.03 | | |
Аппликация из кожи. | 1 | | | Беседа. Практикум. |
Аппликация из бересты. | 2 | 23.03 06.04 | | Презентация. Практикум. |
Аппликация на ткани. | 1 | 13.04 | | Презентация. Практикум. |
5 | Бумажная пластика | Совершенствование приемов работы с бумагой | 1 | 20.04 | | Беседа. Практикум. |
Выполнение объемной композиции на листе бумаги. | 1 | 27.04 | | Презентация. Практикум. Конкурс. |
Изготовление игровых площадок | 1 | 4.05 | | Диспут. Практикум. |
6 | Работа с природными материалами | Выполнение тематических заданий. | 1 | 11.05 | | Экскурсия. Творческая мастерская. |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ. | Выставка детских работ | 1 | 18.05 | | Участие в выставках и конкурсах |
| | Итого | 34 ч | | | |