М
БОУ «НИЖНЕ – БЕСТЯХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
МР «МЕГИНО – КАНГАЛАСКИЙ УЛУС»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО Политехнического цикла _________________________ /Найданова С.В./ Протокол №_____ От «____»__________________2021 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ________________________ /Прибылых Г. М./ «___»__________________2021 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _____________________ /Бурнашев М.П./ Приказ № ___________ От «___»_________________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Занимательная математика
Класс: 1-4
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
ФИО педагога-разработчика программы:
Андреева Туйаара Филипповна
Педагогический стаж: 9
Квалификация: СЗД
п. Нижний – Бестях, 2021 г.
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области чисел;
содействовать умелому использованию символики;
правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая
внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
развивать краткости речи.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: |
1 уровень | Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни. |
2 уровень | Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом. |
3 уровень | Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ.
№ | Разделы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения |
1. | Числа. Арифметические действия. Величины | 14 | 12 | 14 | 10 |
2. | Мир занимательных задач | 6 | 10 | 14 | 18 |
3. | Геометрическая мозаика | 13 | 12 | 8 | 6 |
| Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
1 – 2 КЛАСС
Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1 – 2 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | «Удивительная снежинка» | 1 |
2 | Крестики-нолики | 1 |
3 | Математические игры | 1 |
4 | Прятки с фигурами | 1 |
5 | Секреты задач | 1 |
6-7 | «Спичечный» конструктор | 2 |
8 | Геометрический калейдоскоп | 1 |
9 | Числовые головоломки | 1 |
10 | «Шаг в будущее» | 1 |
11 | Геометрия вокруг нас | 1 |
12 | Путешествие точки | 1 |
13 | «Шаг в будущее» | 1 |
14 | Тайны окружности | 1 |
15 | Математическое путешествие | 1 |
16-17 | «Новогодний серпантин» | 2 |
18 | Математические игры | 1 |
19 | «Часы нас будят по утрам…» | 1 |
20 | Геометрический калейдоскоп | 1 |
21 | Головоломки | 1 |
22 | Секреты задач | 1 |
23 | «Что скрывает сорока?» | 1 |
24 | Интеллектуальная разминка | 1 |
25 | Дважды два — четыре | 1 |
26-27 | Дважды два — четыре | 2 |
28 | В царстве смекалки | 1 |
29 | Интеллектуальная разминка | 1 |
30 | Составь квадрат | 1 |
31-32 | Мир занимательных задач | 2 |
33 | Математические фокусы | 1 |
34 | Математическая эстафета | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 – 2 КЛАСС
№ | Тема | Содержание занятия | Формирование УУД |
1 | Удивительная снежинка | Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» | П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.) Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
2 | Крестики-нолики | Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20). | П — выбирать наиболее эффективные способы решения задач, возможность проявлять смекалку,сообразительность и т.д. Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания, умение работать в коллективе. |
3 | Математические игры | Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». | П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Л — самооценка на основе критериев успешности своей деятельности К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания. |
4 | Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | П — выбирать наиболее эффективные способы решения задач, возможность проявлять смекалку,сообразительность и т.д. Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания, умение работать в коллективе. |
5 | Секреты задач | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Л — самооценка на основе критериев успешности своей деятельности К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания. |
6-7 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | П — выбирать наиболее эффективные способы решения задач, возможность проявлять смекалку, сообразительность и т.д. Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания, умение работать в коллективе. |
|
8 | Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Л — самооценка на основе критериев успешности своей деятельности К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания. |
9 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания |
10 | «Шаг в будущее» | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
11 | Геометрия вокруг нас | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников. К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками |
12 | Путешествие точки | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания |
13 | «Шаг в будущее» | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
14 | Тайны окружности | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников. К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками |
15 | Математическое путешествие | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37 | П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
16-17 | «Новогодний серпантин» | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
|
18 | Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100». | П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
19 | «Часы нас будят по утрам…» | Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
20 | Геометрический калейдоскоп | Задания на разрезание и составление фигур. | П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников. К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками |
21 | Головоломки | Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку. | П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
22 | Секреты задач | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
23 | «Что скрывает сорока?» | Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др. | П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников. К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками |
24 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
25 | Дважды два — четыре | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- счи- талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
26-27 | Дважды два — четыре | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» . | П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников. К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками. |
28 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания |
29 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
30 | Составь квадрат | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей. | П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников. К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками |
31-32 | Мир занимательных задач | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте». | П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников. К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками |
|
33 | Математичес кие фокусы | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников. К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками |
34 | Математическая эстафета | Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). | П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников. К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками |
Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 – 2 класса
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- понимать нумерацию древних римлян; -некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления; -выделять простейшие математические софизмы; - пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»; - понимать некоторые секреты математических фокусов | - использовать интересные приёмы устного счёта; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание; -разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; -решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки; - находить периметр и площадь составных фигур. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 – 4 КЛАСС
№ | Тема | Кол--во часов |
1 | Интеллектуальная разминка | 1 |
2 | Числа-великаны | 1 |
3 | Мир занимательных задач | 1 |
4 | Кто что увидит? | 1 |
5 | Римские цифры | 1 |
6 | Числовые головоломки | 1 |
7 | Секреты задач | 1 |
8 | В царстве смекалки | 1 |
9 | Математический марафон | 1 |
10-11 | «Спичечный» конструктор | 2 |
12 | Выбери маршрут | 1 |
13 | Интеллектуальная разминка | 1 |
14 | Математические фокусы | 1 |
15-17 | Занимательное моделирование | 3 |
18 | Математическая копилка | 1 |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 |
20 | «Математика — наш друг!» | 1 |
21 | Решай, отгадывай, считай | 1 |
22-23 | В царстве смекалки | 2 |
24 | Числовые головоломки | 1 |
25-26 | Мир занимательных задач | 2 |
27 | Математические фокусы | 1 |
28-29 | Интеллектуальная разминка | 2 |
30 | Блиц-турнир по решению задач | 1 |
31 | Математическая копилка | 1 |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 |
33 | Математический лабиринт | 1 |
34 | Математический праздник | 1 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 – 4 КЛАСС
№ | Тема | Содержание занятий | Формирование УУД |
1 | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
2 | Числа-великаны | Как велик миллион? Что такое гугол? | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
3 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не- достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
4 | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
5 | Римские цифры | Занимательные задания с римскими цифрами. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
6 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
7 | Секреты задач | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
8 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах) | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
9 | Математический марафон | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
10-11 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
12 | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
13 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
14 | Математические фокусы | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
15-17 | Занимательное моделирование | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания. Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности. |
|
18 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой. | П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение стуктурировать знания Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности |
20 | «Математика — наш друг!» | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при реше-нии проблем творческого и поискового характера Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками |
21 | Решай, отгадывай, считай | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. | П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при реше- нии проблем творческого и поискового характера Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания, умение работать в коллективе |
22-23 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности |
П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.) Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
24 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | П — выбирать наиболее эффективные способы решения задач, возможность проявлять смекалку, сообразительность и т.д. Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания, умение работать в коллективе |
25-26 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Л — самооценка на основе критериев успешности своей деятельности К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
27 | Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.) Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
28-29 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.) Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
30 | Блиц-турнир по решению задач | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.) Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
31 | Математическая копилка | Математика в спорте. | Создание сборника числового материала для составления задач |
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? | П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.) Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
33 | Математический лабиринт | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.) Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
34 | Математический праздник | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.) Л - выражать положительное отношение к процессу познания К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания |
Требования к результатам обучения учащихся 3 – 4 класса
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур - конструировать предметы из геометрических фигур. - разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты; - применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание. | - выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге. - решать задачи на противоречия. - анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах. - работать над проектами |
К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:
Раздел | Общие результаты |
Числа. Арифметические действия. Величины: | — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; — применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; —выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; —контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
Мир занимательных задач: | — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; —моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; —воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи. |
Геометрическая мозаика | —ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; — ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; —проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); —выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; —анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; — составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; —выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; — анализировать предложенные возможные варианты верного решения; —моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; — осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
УУД | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность для формирования: |
Личностные УУД | -проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; -понимание причин успеха в учебной деятельности; - умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя; - представление об основных моральных нормах. | - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; -осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. |
Регулятивные УУД | - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя; - анализировать ошибки и определять пути их преодоления; - различать способы и результат действия; -адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя | -прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации; -проявлять познавательную инициативу и самостоятельность; - самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи. |
Познавательные УУД | -анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; - анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи; - находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; - классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп; -отрабатывать вычислительные навыки; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; -формулировать проблему; -строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; -устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. | -аналогии: - выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - различать обоснованные и необоснованные суждения; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. |
Коммуникативные УУД | -принимать участие в совместной работе коллектива; - вести диалог, работая в парах, группах; - допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; - координировать свои действия с действиями партнеров; -корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию; - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; -осуществлять взаимный контроль совместных действий; - совершенствовать математическую речь; - высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. | - критически относиться к своему и чужому мнению; - уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; -принимать самостоятельно решения; -содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. Технические средства обучения |
1. | ПК Мультимедийный проектор Смартфон |
2. | Интернет-ресурсы |
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. 6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. 7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия 8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |