СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для начальных классов

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для начальных классов "Занимательная математика"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для начальных классов»

М БОУ «НИЖНЕ – БЕСТЯХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С УГЛУБЛЕННЫМ

ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

МР «МЕГИНО – КАНГАЛАСКИЙ УЛУС»


«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

Политехнического цикла

_________________________

/Найданова С.В./

Протокол №_____

От «____»__________________2021 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

________________________

/Прибылых Г. М./

«___»__________________2021 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_____________________

/Бурнашев М.П./

Приказ № ___________

От «___»_________________2021 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Занимательная математика





Класс: 1-4

Количество часов в неделю: 1

Количество часов в год: 34


ФИО педагога-разработчика программы:

Андреева Туйаара Филипповна

Педагогический стаж: 9

Квалификация: СЗД




п. Нижний – Бестях, 2021 г.

Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,

  • развивать краткости речи.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.

  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин. Программа рассчитана на 4 года. В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.


В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

1 уровень


Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни.

2 уровень

Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом.

3 уровень


Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА».


Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры.

  • Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения задачи.

  • Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

  • Конструировать несложные задачи.

  • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

  • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

  • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

  • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

  • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

  • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

  • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

  • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

  • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ.


Разделы

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения


1.

Числа. Арифметические действия. Величины

14

12

14

10

2.

Мир занимательных задач

6

10

14

18

3.

Геометрическая мозаика

13

12

8

6


Итого

33

34

34

34



































1 – 2 КЛАСС

Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1 – 2 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

1

«Удивительная снежинка»

1

2

Крестики-нолики

1

3

Математические игры

1

4

Прятки с фигурами

1

5

Секреты задач

1

6-7

«Спичечный» конструктор

2

8

Геометрический калейдоскоп

1

9

Числовые головоломки

1

10

«Шаг в будущее»

1

11

Геометрия вокруг нас

1

12

Путешествие точки

1

13

«Шаг в будущее»

1

14

Тайны окружности

1

15

Математическое путешествие

1

16-17

«Новогодний серпантин»

2

18

Математические игры

1

19

«Часы нас будят по утрам…»

1

20

Геометрический калейдоскоп

1

21

Головоломки

1

22

Секреты задач

1

23

«Что скрывает сорока?»

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Дважды два — четыре

1

26-27

Дважды два — четыре

2

28

В царстве смекалки

1

29

Интеллектуальная разминка

1

30

Составь квадрат

1

31-32

Мир занимательных задач

2

33

Математические фокусы

1

34

Математическая эстафета

1

































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 – 2 КЛАСС

Тема

Содержание занятия

Формирование УУД

1

Удивительная снежинка

Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.)

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

2

Крестики-нолики

Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).


П — выбирать наиболее эффективные способы решения задач, возможность проявлять смекалку,сообразительность и т.д.

Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания, умение работать в коллективе.

3

Математические игры

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

Л — самооценка на основе критериев успешности

своей деятельности

К - формулировать собственное мнение и позицию,

строить понятные для одноклассников высказывания.

4

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

П — выбирать наиболее эффективные способы решения задач, возможность проявлять смекалку,сообразительность и т.д.

Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания, умение работать в коллективе.

5

Секреты задач


Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

Л — самооценка на основе критериев успешности

своей деятельности

К - формулировать собственное мнение и позицию,

строить понятные для одноклассников высказывания.

6-7

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

П — выбирать наиболее эффективные способы решения задач, возможность проявлять смекалку, сообразительность и т.д.

Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания, умение работать в коллективе.


8

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

Л — самооценка на основе критериев успешности

своей деятельности

К - формулировать собственное мнение и позицию,

строить понятные для одноклассников высказывания.

9

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания

10

«Шаг в будущее»

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

11

Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников.

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками

12

Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания

13

«Шаг в будущее»

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

14

Тайны окружности

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников.

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками

15

Математическое путешествие

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 – 14 = 20 20 + 18 = 38 38 – 16 = 22 22 + 15 = 37

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

16-17

«Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.


18

Математические игры


Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

19

«Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

20

Геометрический калейдоскоп

Задания на разрезание и составление фигур.


П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Л - самооценка на основе критериев успешности

своей деятельности.

Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников.

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками

21

Головоломки

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию,

строить понятные для одноклассников высказывания

22

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

23

«Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Л - самооценка на основе критериев успешности

своей деятельности.

Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников.

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками

24

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

25

Дважды два — четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- счи-

талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

26-27

Дважды два — четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» .

П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Л - самооценка на основе критериев успешности

своей деятельности.

Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников.

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками.

28

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию,строить понятные для одноклассников высказывания

29

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

30

Составь квадрат

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Л - самооценка на основе критериев успешности

своей деятельности.

Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников.

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками

31-32

Мир занимательных задач

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте».

П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Л - самооценка на основе критериев успешности

своей деятельности.

Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников.

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками


33

Математичес

кие фокусы

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Л - самооценка на основе критериев успешности

своей деятельности.

Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников.

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками


34

Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Л - самооценка на основе критериев успешности

своей деятельности.

Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников.

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками

Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 – 2 класса

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 – 4 КЛАСС

Тема

Кол--во часов

1

Интеллектуальная разминка

1

2

Числа-великаны

1

3

Мир занимательных задач

1

4

Кто что увидит?

1

5

Римские цифры

1

6

Числовые головоломки

1

7

Секреты задач

1

8

В царстве смекалки

1

9

Математический марафон

1

10-11

«Спичечный» конструктор

2

12

Выбери маршрут

1

13

Интеллектуальная разминка

1

14

Математические фокусы

1

15-17

Занимательное моделирование

3

18

Математическая копилка

1

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

20

«Математика — наш друг!»

1

21

Решай, отгадывай, считай

1

22-23

В царстве смекалки

2

24

Числовые головоломки

1

25-26

Мир занимательных задач

2

27

Математические фокусы

1

28-29

Интеллектуальная разминка

2

30

Блиц-турнир по решению задач

1

31

Математическая копилка

1

32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

33

Математический лабиринт

1

34

Математический праздник

1





КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 – 4 КЛАСС


Тема

Содержание занятий

Формирование УУД

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

2

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

3

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не-

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

4

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

5

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

6

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

7

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

8

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

9

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».


П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

10-11

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

12

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

13

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

14

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.


П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.

15-17

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).


П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания.

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности.


18

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

П - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

19

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.

П -постановка и формулирование проблемы, построение логической цепи рассуждений, умение стуктурировать знания

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

20

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.


П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при реше-нии проблем творческого и поискового характера

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

Р - адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников

К - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с учителем, одноклассниками

21

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.


П - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при реше-

нии проблем творческого и поискового характера

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания, умение работать в коллективе

22-23

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).


П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Л - самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.)

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

24

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).


П — выбирать наиболее эффективные способы решения задач, возможность проявлять смекалку, сообразительность и т.д.

Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания, умение работать в коллективе

25-26

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.


П - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р — контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания

Л — самооценка на основе критериев успешности своей деятельности

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

27

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.)

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

28-29

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.)

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

30

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.)

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

31

Математическая копилка

Математика в спорте.

Создание сборника числового материала для составления задач

32

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.)

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

33

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.)

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

34

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

П - выполнять задания с использованием материальных объектов (палочек, схем, рисунков и др.)

Л - выражать положительное отношение к процессу познания

К - формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для одноклассников высказывания

Требования к результатам обучения учащихся 3 – 4 класса


Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур

- конструировать предметы из геометрических фигур.

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.


- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

- решать задачи на противоречия.

- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах.

- работать над проектами






К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:

Раздел

Общие результаты

Числа. Арифметические действия. Величины:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

УУД

Обучающийся научится:


Обучающийся получит возможность для формирования:


Личностные УУД


-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.


- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.



Регулятивные УУД


- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД


-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

-отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.


-аналогии:

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера.


Коммуникативные УУД


-принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.


- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1. Технические средства обучения

1.

ПК

Мультимедийный проектор

Смартфон


2.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе.

7. http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!