СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Здоровейка" в начальной школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Здоровейка" в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Здоровейка" в начальной школе»

1. Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, направлена на достижение результатов основной общеобразовательной программы и является неотъемлемым компонентом образовательной деятельности в начальных классах.

Программа является адаптивной и опирается на  следующие нормативные документы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

  • Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»;

  • Учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска на 2020 - 2021 учебный год.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

  • навыков конструктивного общения;

  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

  1. Обучение:

  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • упражнениям сохранения зрения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Сроки реализации программы

В 1В классе программа курса внеурочной деятельности «Здоровейка» рассчитана на 33 часа в год (1 час) в неделю.

На основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2019г. № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» от 10.07.2019г. № 875 с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 32 часа, так как 1 час выпадает на праздничные и выходные дни: 04.11.2020.

Материал программы уплотнен за счет уроков резерва и повторения.


2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является  комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные  нагрузки и трудности в усвоении школьной программы,  интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании в РФ».

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.


3. Результаты курса внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.


4. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке учащихся начальной школы.

Разделы программы:

  • «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

  • «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

  • «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

  • «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

  • «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;

  • «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

  • «Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.


Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».(4 ч.)

Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,

укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

1 класс- 4 часа

Что мы знаем о ЗОЖ

По стране Здоровейке

В гостях у Мойдодыра

Я хозяин своего здоровья

Раздел 2. Питание и здоровье (5ч.)

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.



1 класс- 5 часов

Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.

Культура питания. Этикет.

Спектакль «Я выбираю кашу»

«Что даёт нам море»

Светофор здорового питания

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках( 7ч.)

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

1 класс (7 часов)

Сон и его значение для здоровья человека

Закаливание в домашних условиях

День здоровья

«Будьте здоровы»

Иммунитет

Спорт в жизни ребёнка.

Слагаемые здоровья

Раздел 4. Я в школе и дома (6ч.)

Социально одобряемые нормы и правила поведения учащихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

1 класс (6 часов)

Я и мои одноклассники

Почему устают глаза?

Гигиена позвоночника. Сколиоз

Шалости и травмы

«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление

Умники и умницы

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов ( 5ч.)

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".

С. Преображенский «Огородники»

Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков)

День здоровья

«Самый здоровый класс»

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (4 ч.)

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.

1 класс (4 часа)

Мир эмоций и чувств.

Вредные привычки

«Веснянка»

В мире интересного

Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» ( 4ч.)

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

1 класс (3часа)


Я и опасность.

Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»

Первая помощь при отравлении

5. Календарно-тематическое планирование.


п/п

Название раздела, темы занятия

Кол-во

час

Дата

«Вот мы и в школе»

1

Что мы знаем о ЗОЖ

1

02.09

2

По стране Здоровейке

1

09.09

3

В гостях у Мойдодыра

1

16.09

4

Я хозяин своего здоровья

1

23.09

Питание и здоровье

5

Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.

1

30.09

6

Культура питания. Этикет.

1

07.10

7

Спектакль «Я выбираю кашу»

1

14.10

8

«Что даёт нам море»

1

21.10

9

Светофор здорового питания

1

11.11

Моё здоровье в моих руках

10

Сон и его значение для здоровья человека

1

18.11

11

Закаливание в домашних условиях

1

25.11

12

День здоровья. «Будьте здоровы»

1

02.12

13

Иммунитет

1

09.12

14

Спорт в жизни ребёнка.

1

16.12

15

Слагаемые здоровья

1

23.12

Я в школе и дома

16

Я и мои одноклассники

1

13.01

17

Почему устают глаза?

1

20.01

18

Гигиена позвоночника. Сколиоз

1

27.01

19

Шалости и травмы

1

03.02

20

«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление

1

17.02

21

Умники и умницы

1

24.02

Чтоб забыть про докторов


22

С. Преображенский «Огородники»

1

03.03

23

Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков)

1

10.03

24

День здоровья. «Самый здоровый класс»

1

17.03

25

«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

1

31.03

Я и моё ближайшее окружение

26

Мир эмоций и чувств.

1

07.04

27

Вредные привычки

1

14.04

28

«Веснянка»

1

21.04

29

В мире интересного

1

28.04

«Вот и стали мы на год взрослей»

30

Я и опасность.

1

05.05

31

Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»

1

12.05

32

Первая помощь при отравлении

1

19.05



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СШ «Центр образования»

Г.Волгодонска

от 27.08.2020 года № 1

заместитель директора по УВР,

председатель МС

____________Д.Н. Батрунов

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко