министерство образования Республики Башкортостан
управление образования администрации муниципального района
Уфимский район Республики Башкортостан
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
Алымова Алексея Михайловича с. Михайловка муниципального района
Уфимский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО зам. директора по ВР «_____» ____________ 2023г. __________ Фархутдинова Э.Р. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР «_____» ___________ 2023 г. ___________ Вахитов Т.Г. | УТВЕРЖДЕНО директором МОБУ СОШ им.Алымова А.М. с. Михайловка _____________ Мулявка Н.В. приказ № _______________ от « »_________ 2023 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности по
физической культуре
«Здоровое поколение-сильный регион»
5 класс
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Разработчик: Данилова Г.Ф.
2024 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
На реализацию программы отводится 34 занятия в год (1 час в неделю).
Актуальность программы. Важнейшей частью современного воспитания является формирование основ здорового образа жизни: соблюдение правил гигиены, следование правилам культуры здоровья, отказа от нездоровых привычек и пристрастий.
Общество заинтересовано в здоровье будущих поколений. Ведь, очевидно, что развитие и процветание общества и страны невозможно без физического и нравственного здоровья молодых людей – его будущего.
Увлечение «модным образом» жизни, уменьшение двигательной активности, постоянное использование компьютера и всевозможных гаджетов приводит к ослаблению здоровья детей.
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности, а так же привитию навыков здорового образа жизни.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для учащихся 5 классов с учетом возрастных особенностей. Программа нацелена на обучения культуре здорового образа жизни. Данная программа предусматривает проведение комплексных мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни в школьной среде. Знание основ здорового образа жизни позволит школьникам оценить возможности своего здоровья и пересмотреть образ жизни, мешающий укреплению здоровья.
Цель программы: сформировать у школьников знания об основах здорового образа жизни, понимание о необходимости заботы о своём здоровье.
Задачи:
Формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни, о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей.
Воспитание готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
Пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с укреплением здоровья, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Овладение практикой применения необходимых навыков сохранения и укрепления здоровья.
Общая характеристика курса.
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Программа базируется на самостоятельной творческой работе детей-школьников, дающей им возможность проявить себя, найти для себя наиболее интересные и полезные знания.
Одна из задач программы – повысить мотивацию к активной деятельности обучающихся по сохранению и укреплению здоровья.
Особенностями курса «Здоровый образ жизни» являются:
интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний;
расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников;
наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности;
возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.
Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач курса. В программе используются разнообразные формы проведения занятий: подготовка сообщений учащимися, театрализация; игровые методы: сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры; исследовательские методы: проектирование, исследование, анализ.
Формы занятий разнообразны: познавательные беседы, дискуссии, решение ситуативных задач, викторины, игры, выставки рисунков, конкурсы, проектная деятельность, круглый стол.
Содержание курса внеурочной деятельности
Формы организации: Уроки безопасности, беседы, викторины, часы общения, круглые столы, спортивные соревнования, спортивные игры, тематические творческие работы, акции, конкурсы, дни здоровья.
Виды деятельности: познавательная, спортивно-оздоровительная, социальное творчество, художественное творчество.
В процессе реализации программы учащиеся расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации, учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни.
Содержание программы нацелено на ознакомление обучающихся с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На занятиях учащиеся получат возможность расширить, систематизировать, а главное - практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате осуществления программы ожидается:
у учащихся сформированы знания и навыки здорового образа жизни;
у учащихся сформирована готовность следовать правилам здорового образа жизни;
-укрепление атмосферы доброжелательности в коллективе, возможности принятия любой точки зрения, возникающей на обсуждении.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения по курсу: курс имеет безоценочную систему. Но в качестве контроля по отслеживанию успешности прохождения курса применяются: анкеты, задания творческой направленности, предполагающие использование знаний и навыков, полученных на курсе.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
Регулятивные:
умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
умение узнавать изученные объекты, касающиеся вопросов здоровья;
умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
умение обнаруживать простейшие взаимосвязи окружающих условий и влияния их на здоровье; умение использовать их для объяснения необходимости ЗОЖ.
Коммуникативные:
умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение строить простейшие монологические высказывания;
умение задавать вопросы;
умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во час. |
1 | Вводное занятие. В здоровом теле – здоровый дух! | 1 |
2 | Физкультура и спорт в жизни школьника | 1 |
3 | Как закаляться. | 1 |
4 | Здоровье – это здоровый образ жизни. | 1 |
5 | Держи спину прямо. | 1 |
6 | Зарядка, закаливание, двигательный режим | 1 |
7 | Питание и здоровье | 2 |
8 | Лучший отдых – любимое дело (хобби) | 1 |
9 | Мой режим дня | 1 |
10 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 2 |
11 | Заболевания, их профилактика и лечение | 2 |
12 | Витамины и их роль. | 2 |
13 | Что такое сон? | 2 |
14 | Память человека. Как развивать и укреплять память? | 2 |
15 | Бесценный дар – зрение. | 2 |
16 | Правила безопасного поведения на улице в гололед | 2 |
17 | Экология – наука о том, как сберечь дом (жизнь). | 2 |
18 | ПДД | 1 |
19 | Правила безопасного поведения на улице. | 1 |
20 | Закаливание. В чем польза? | 2 |
21 | Спорт в моей жизни. | 2 |
22 | Требования и правила дорожного движения на велосипеде | 1 |
23 | Лето, ах лето | 1 |
| ИТОГО: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
План. | Факт. |
1 | Вводное занятие. В здоровом теле – здоровый дух! | 1 | 06.09 | |
2 | Физкультура и спорт в жизни школьника | 1 | 13.09 | |
3 | Как закаляться | 1 | 20.09 | |
4 | Здоровье – это здоровый образ жизни. | 1 | 27.09 | |
5 | Держи спину прямо. | 1 | 04.10 | |
6 | Зарядка, закаливание, двигательный режим | 1 | 18.10 | |
7 | Питание и здоровье | 1 | 25.10 | |
8 | Питание и здоровье | 1 | | |
9 | Лучший отдых – любимое дело (хобби) | 1 | | |
10 | Мой режим дня | 1 | | |
11 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 | | |
12 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека | 1 | | |
13 | Заболевания, их профилактика и лечение | 1 | | |
14 | Заболевания, их профилактика и лечение | 1 | | |
15 | Витамины и их роль. | 1 | | |
16 | Витамины и их роль. | 1 | | |
17 | Что такое сон? | 1 | | |
18 | Что такое сон? | 1 | | |
19 | Память человека. Как развивать и укреплять память? | 1 | | |
20 | Память человека. Как развивать и укреплять память? | 1 | | |
21 | Бесценный дар – зрение. | 1 | | |
22 | Бесценный дар – зрение. | 1 | | |
23 | ПДД | 1 | | |
24 | Правила безопасного поведения на улице в гололед | 1 | | |
25 | Экология – наука о том, как сберечь дом (жизнь). | 1 | | |
26 | Экология – наука о том, как сберечь дом (жизнь). | 1 | | |
27 | Правила безопасного поведения на улице. | 1 | | |
28 | Правила безопасного поведения на улице. | 1 | | |
29 | Закаливание. В чем польза? | 1 | | |
30 | Закаливание. В чем польза? | 1 | | |
31 | Спорт в моей жизни. | 1 | | |
32 | Спорт в моей жизни. | 1 | | |
33 | Требования и правила дорожного движения на велосипеде | 1 | | |
34 | Лето, ах лето | 1 | | |