Казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Шербакульская адаптивная школа – интернат»
________________________________________________
646700, Омская область, р.п. Шербакуль, ул. Советская, 104
Тел/факс: 8(381-77) 2-14-61/2-11-53
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора ВР Директор
Коншу Я.Ю. _________ КОУ «Шербакульская адаптивная
«____» ______20___ г. школа-интернат»
Шведкова Т.С. ________________
«___» _______ 20___
Рабочая программа
внеурочной деятельности по предмету «Безопасный мир»
для обучающихся 3класса адаптивных образовательных учреждений, реализующих программы для детей с интеллектуальными нарушениями.
на 2024 – 2025 учебный год
Составитель программы:
Белик Ирина Васильевна,
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету «Безопасный мир» предназначена для учащихся 3 класса с лёгкой степенью умственной отсталости и составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации», п. 1 вступает в силу с 01.09.2024г
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающихся федеральных адаптированных образовательных программ» (Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)- приказ Минобразования от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях от 10.11.2023 МР 2.4.0331-23
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями). Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026.
Адаптированная основная общеобразовательная программа КОУ ОО «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Положение о разработке и реализации рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины в КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасный мир» разработана для учащихся 3 класса в соответствии с требованиями ФГОС по духовно-нравственному направлению
Цель программы: сформировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного их анализа и адекватного поведения.
Задачи:
Дать детям достаточно ясное представление об опасностях и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих сегодня ребёнка.
Научить детей правильно оценивать опасность и избегать её, используя сюжеты и действия героев художественной литературы.
Помочь детям в игровой форме развить навыки по защите жизни и здоровья.
Общая характеристика учебного предмета
Темы курса тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а оказавшись в зоне опасности, быстро находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники.
Занятия связаны с уроками чтения и окружающим миром.
При возможности привлекаются к учебному процессу специалисты в области медицины, психологии, сотрудников ГИБДД, ПЧ и т.д.
Особенностью образовательного учреждения является то, что обучающиеся имеют легкую умственную отсталость, в связи с этим структура программы учитывает психологические особенности, возможности их здоровья и материальную базу ОУ.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся 3 класса адаптивной школы, уровня их знаний и умений. Срок ее реализации - 1 год. Занятия ведутся в учебном кабинете учителем начальных классов. Форма реализации – внеурочное занятие.
Форма взаимодействия с обучающимися – фронтальная, групповая.
В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения.
Данная программа базируется на принципах коррекционно-развивающего обучения и развития, преемственности в содержании учебного материала, формах, методах педагогической работы. Особенностью организации учебного процесса является не только определение предметного содержания, но и уровневая дифференциация учебного материала, учитывающая психофизические возможности, запросы обучающихся. Технология разноуровневого обучения отрабатывается на всех этапах педагогического процесса.
Педагогическая оценка усвоения знаний программы проводится на основании систематических и целенаправленных наблюдений воспитателя за дошкольниками и результатов их практической деятельности во время занятий.
Содержание программы использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий.
Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого с ребёнком: беседа педагога, вопросы и задания к детям, игровые тренинги поведения в опасных ситуациях, игры –драматизации, продуктивная деятельность, использование художественного слова. Всё это поможет сделать процесс обучения интересным и непринуждённым.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
3 класс | 1 | 34 | 34 |
Критерии педагогической оценки:
Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми.
Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знает свой домашний адрес, телефон.
Знает телефоны экстренных служб; понимает ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знает правила обращения.
Знает правила безопасного поведения в природе.
Знает о существовании опасных растений.
Знает правила обращения с животными.
Знает правила пожарной безопасности.
Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.
Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге. Понимает об опасности травматизма.
Имеет представления об организме человек, его целостности. Понимает ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.
Содержание программы
Содержание курса внеурочной деятельности « Азбука безопасности»
Структурно программа состоит из шести разделов:
Опасные ситуации природного характера.
Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года.
Опасные ситуации техногенного характера.
«Основные правила пожарной безопасности». Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
Опасные ситуации социального характера.
«Правила безопасного поведения в школе и дома» Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.
Дорожно-транспортная безопасность
Дорога и участники дорожного движения Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия.
Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Первая помощь при травмах. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Планируемые результаты
Результаты | Планируемые результаты (характеристики) ООП |
Личностные | Самоопределение: - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - осознание ответственности человека за общее благополучие, - гуманистическое сознание, - социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам, - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. |
| |
Познавательные | - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - ставить и формулировать проблемы; - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); - обработка информации - анализ информации; - передача информации (устным, письменным, цифровым способами); - оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности). - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; - синтез; - сравнение, - классификация по заданным критериям; - установление аналогий; - установление причинно-следственных связей; - построение рассуждения; - обобщение |
Коммуникативные | - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - обращаться за помощью, - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - строить понятные для партнёра высказывания; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; |
Регулятивные | - применять установленные правила в планировании способа решения; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - использовать речь для регуляции своего действия; Прогнозирование: - предвидение результата; - адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. |
Планируемые результаты направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.
Методическая литература:
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Детство-пресс», 2020
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», рабочая тетрадь
ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. Часть 2 Фисенко М. Корифей 2021
ОБЖ. Опасные предметы и явления. Демонстрационный материал для дома и детского сада «Карапуз», «Сфера» 2023
Календарно – тематический план
№ п/п | Дата | Наименование тем курса | Кол. часов | Форма организации обучения | Тип урока | Виды учебной деятельности обучающихся на уроке | | | | |
план | факт | | | | |
Раздел 1 Опасные ситуации природного характера. | | | | |
1 | | | Погода и её основные показатели. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | Применять правила безопасного движения по льду; оказание помощи провалившимся под лед. Демонстрировать по картинам правила безопасности при пользовании водной переправой. Использовать приёмы по оказанию первой доврачебной помощи -отравлениях, укусах насекомых. Знать и демонстрировать правила безопасного поведения на воде. | | | | |
2 | | | Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения во время опасных природных явлений. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
3 | | | Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
Раздел 2 Опасные ситуации техногенного характера. | | | | |
4 | | | Пожар в жилище и причины его возникновения. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке. Использовать правила безопасного пребывания дома Определить источники потенциальной опасности дома Вырабатывать правила безопасности использования предметов домашнего быта Выработать правила хранения и пользования предметов, вызывающих опасность. Определять опасные для жизни и здоровья предметы, с которыми они встречаются в быту, их необходимости для человека, правилах пользования ими | | | | |
5 | | | Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
6 | | | Личная безопасность при пожаре | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
7 | | | Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
8 | | | Общие правила безопасного поведения в быту. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
| | | 2 четверть | | | | | | | |
9 | | | Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
10 | | | Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
11 | 07.12 | | Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
Раздел 3 Опасные ситуации социального характера | | | | |
12 | | | Правила безопасного поведения в школе и дома | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | Анализировать создавшую ситуацию Выработать определенный план действий при контакте с незнакомыми людьми Моделировать ситуацию, требующую правильных действий. Предостережение от контактов с незнакомыми людьми; развитие осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми. Знакомство правилам поведения в ситуации, когда ребёнок потерялся . | | | | |
13 | | | Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
14 | | | Общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
15 | | | Безопасность у телефона. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
16 | | | Нападение в подъезде дома. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
17 | | | Безопасность на улице. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
18 | | | Безопасный маршрут движения по поселку. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
19 | | | Правила безопасности в общественных местах, в толпе. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
Раздел 4 Дорожно-транспортная безопасность | | | | |
20 | | | Дорога и участники дорожного движения | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | Разбирать причины ДТП пешеходов и их последствия; Вспомнить правила перехода дороги и перекрестка убеждаться, что соблюдение ПДД является гарантией безопасности Знакомство с улицей, её особенностями; закреплять правила поведения на улице: быть внимательным, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить дорогу только по подземному переходу или в установленном месте. Повторять алгоритм действий, если потерялся на улице | | | | |
21 | | | История появления автомобиля. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
22 | | | Виды современного транспорта | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
23 | | | Виды дорог (городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль) | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
24 | | | Участники дорожного движения. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
25 | | | Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
26 | | | Дорожные знаки. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
27 | | | ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
Раздел 5 Подготовка к активному отдыху на природе | | | | |
28 | | | Опасности в лесу | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | Повторение и закрепление правил безопасного поведения в лесу; Находить взаимосвязи в природе; отличать ядовитые и неядовитых растения; знакомство с лекарственными растениями по внешним признакам, со способами использования некоторых лекарственных растений для лечения; правила поведения при контакте с животными; правила поведения в лесу | | | | |
29 | | | Если заблудился в лесу. Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
Раздел 6 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | | | | |
30 | | | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | Использовать приёмы по оказанию первой доврачебной помощи - при порезах, -принимать решение для вызова «скорой помощи» - при попадании инородного тела в глаз, ухо» расширять представления о строении человеческого тела; заботиться о своём здоровье; знакомство с характерными признаками болезни и профилактикой | | | | |
31 | | | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
32 | | | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
33 | | | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
34 | | | Первая помощь при травмах. | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |
35 | | | Итоговое занятие | 1 | Фронт. групп. | КУ, игра | | | | |