СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по математики для учащихся 10 класса. Избранные вопросы математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на один год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математики для учащихся 10 класса. Избранные вопросы математики.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чертковская средняя общеобразовательная школа № 2





«Одобрено»

Протокол заседания МО

№ 1 от 30.08.2022

Руководитель МО

_______/ Дреев Н. Ф.

«Согласовано»

Зам. Директора по УВР

_________/Рыбинцова Т.Н.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Чертковская СОШ № 2

_______ С.Н. Гармашев

Приказ от 31.08.2022

114






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

общеинтеллектуального направления

Избранные вопросы математики

(Практическая лаборатория)

Среднее общее образование 10 класс

Учитель: Михайлюк Ольга Вадимовна













п. Чертково

2022 год

Пояснительная записка.

На протяжении всей истории человечества геометрия служила источником развития не только математики, но и других наук. Именно в ней появились первые теоремы и доказательства. Сами законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи содействовали появлению новых научных направлений, и наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов. Современная наука и ее приложения немыслимы без геометрии и ее новейших разделов: топологии, дифференциальной геометрии, теории графов, компьютерной геометрии и др.

Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Известен вклад, который она вносит в развитие логического мышления и пространственного воображения учащихся. Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает потребность доказывать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.

Этот неоспоримый факт находит отражение и в содержании и структуре КИМов единого государственного экзамена по математике При этом геометрические задания представлены как на базовом, так и на повышенном уровне.

Как показывает практика, геометрические задачи вызывают наибольшие затруднения у учащихся при сдаче ЕГЭ по математике. Это связано с обилием различных типов геометрических задач и с многообразием приемов и методов их решения. Основная трудность при решении этих задач обычно возникает по следующим причинам:

  • планиметрический материал либо был плохо усвоен в основной школе, либо плохо сохранился в памяти;

  • для решения задачи нужно знать некоторые методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении планиметрии, либо не отрабатываются;

  • в «нетипичных» задачах, в которых представлены не самые знакомые конфигурации, надо уметь применять известные факты и решать базисные задачи, которые входят как составной элемент во многие задачи.

Чтобы изменить ситуацию к лучшему при изучении математики в старших классах, необходима систематизация знаний, полученных учащимися в основной школе, выделение общих методов и приемов решения геометрических задач, демонстрация техники решения геометрических задач, закрепление навыков решения геометрических задач. В связи с этим необходимо делать акцент не только на овладение теоретическими фактами, но и на развитие умений решать геометрические задачи разного уровня сложности и математически грамотно их записывать.

Элективный курс «Планиметрия в ЕГЭ» предназначен для учащихся 10 классов, которым интересна как сама математика, так и процесс познания нового. Программа данного элективного курса ориенти­рована на приобретение определенного опыта решения планиметрических задач, что позволит учащимся более успешно решать планиметрические, а также в дальнейшем и стереометрические задания, включенные в ЕГЭ по математике. Курс не дублирует и не является простым углублением содержания основного курса геометрии средней школы. Курс имеет общеобразова­тельное значение, способствует развитию логического мышле­ния учащихся.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) для учащихся 10-х классов, изучающих математику на базовом уровне.



Цель курса – развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, их обобщенных умственных умений повышающих шанс более успешного решения планиметрических задач из ЕГЭ.



Задачи курса:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам планиметрии;

  • Дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;

  • Расширить и углубить знания учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач, способствовать их осознанному применению;

  • Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

  • Способствовать развитию интереса школьников к геометрии как важнейшей части математики;

  • Обеспечить диалогичность процесса обучения математики;

  • Создать условия, побуждающие желание выдвигать гипотезы о неоднозначности решения и аргументировано их доказывать;

  • Способствовать формированию навыка работы с дополнительной математической литературой и другими источниками информации;

  • Способствовать развитию умений работать в малых творческих группах.

Структура курса представляет собой четыре логически законченных и содержательно взаимосвязанных теоретических темы и две практических части, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся.

Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся.





Содержание учебного курса.

1. Треугольники (10 часов)

Стороны и углы треугольника. Внешний угол. Медиана, биссектриса, высота треугольника. Свойство биссектрисы треугольника. Средняя линия треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников. Признаки равенства треугольников, использующие медиану, биссектрису и высоту. Признаки равенства прямоугольных треугольников.

Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение прямоугольных треугольников. Решение треугольников.

Подобные треугольники. Признаки подобия. Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках в треугольнике.

Четыре замечательные точки треугольника. Свойства замечательных точек треугольника.

Окружности, вписанные и описанные около треугольника.

Формулы для вычисления площади треугольника. Отношение площадей подобных треугольников.


2. Многоугольники (10 часов)


Выпуклый многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника.

Свойство диагоналей выпуклого четырехугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.

Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Характеристические свойства прямоугольника, ромба, квадрата. Трапеция, ее элементы и виды. Средняя линия трапеции.

Площадь параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата и трапеции. Площадь выпуклого четырехугольника.

Правильный многоугольник. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Площадь правильного многоугольника.



3. Окружность и круг (10 часов)


Касательная к окружности. Вписанный, центральный угол. Угол между хордами, между секущими, между касательной и хордой.

Свойства хорд, секущих и касательных в круге. Свойства дуг и хорд.

Касающиеся, пересекающиеся, непересекающиеся окружности. Линия центров. Общая касательная внешняя и внутренняя.

Длина окружности, длина дуги. Сектор, сегмент круга. Площадь круга, сектора и сегмента.


4. Координаты и векторы (4 часа)


Вектор, модуль вектора, равенство векторов. Координаты вектора. Действия с векторами. Длина вектора и расстояние между двумя точками.

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов и его свойства.


Календарно-тематический план

п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Треугольники (10 ч.)

1

Треугольник и его виды и элементы.

1

06.09


2-3

Решение треугольников.

2

13.09

19.09


4-5

Подобные треугольники.

2

27.09

04.10


6-7

Четыре замечательные точки треугольника.

2

11.10

18.10


8-9

Окружности, вписанные и описанные около треугольника.

2

25.10

01.11


10

Площадь треугольника

1

15.11



Многоугольники (10 ч.)

11-12

Многоугольники. Параллелограмм.

2

22.11

29.11


13-14

Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция.

2

06.12

13.12


15-16

Вписанные и описанные четырехугольники.

2

20.12

27.12


17-18

Площади четырёхугольников.

2

17.01

24.01


19-20

Правильные многоугольники.

2

31.01

07.02


Окружность и круг (10 ч.)

21-22

Углы, связанные с окружностью.

2

14.02

21.02


23-24

Свойства хорд, секущих и касательных в окружности.

2

28.02

07.03


25-26

Свойства дуг и хорд.

2

14.03

21.03


27-28

Касающиеся, пересекающиеся, непересекающиеся окружности.

2

04.04

11.04


29-30

Длина окружности, площадь круга и его частей.

2

18.04

25.04


Координаты и векторы (3 ч.)

31

Координаты точек и векторов.

1

02.05


32

Расстояние между двумя точками.

Скалярное произведение векторов.

1

16.05


33

Итоговое занятие

1

23.05







Планируемые результаты.

Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения планиметрических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.


Учащиеся должны знать:

  • ключевые теоремы, формулы курса планиметрии в разделах «Треугольники», «Многоугольники», «Окружность и круг», «Координаты и векторы»;

  • знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении планиметрических задач.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно анализировать условие задачи;

  • выполнять грамотный чертеж к задаче;

  • решать геометрические задачи, опираясь на известные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

  • выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;

  • в сложных задачах использовать вспомогательные задачи;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя рассмотренные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • логически обосновывать собственное мнение;

  • использовать символический язык для записи решений геометрических задач;

  • следить за мыслью собеседника; корректно вести дискуссию.

  • применять имеющиеся теоретические знания при решении задач;

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса планиметрии;

  • освоить основные приемы решения задач;

  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;

  • проводить полное обоснование при решении задач;

  • овладеть приемами исследовательской деятельности.


Для проведения промежуточного контроля используются следующие формы: тест в формате ЕГЭ, практикум, домашний практикум, защита решения задач.

При проверке домашних практикумов учитывается правильность, вариативность решения, аккуратность и четкость выполнения чертежа, грамотное и обоснованное оформление этапов решения.

При защите решения задач учитывается степень осмысления, логика решения, обоснованность и доказательность этапов решения, вариативность решения, грамотность математической речи и культура оформления работы, степень самостоятельности при выполнении работы. Со стороны слушателей защиты оценивается активность учащихся, участие в обсуждении идей и способов решения.

По итогам курса учащийся получает зачёт, если он:

  • посетил не менее 50% занятий по этому курсу;

  • выполнил зачётную тестовую работу в объёме не менее 50%.