Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чертковская средняя общеобразовательная школа № 2
«Одобрено» Протокол заседания МО № 1 от 30.08.2022 Руководитель МО _______/ Дреев Н. Ф. | «Согласовано» Зам. Директора по УВР _________/Рыбинцова Т.Н. | «Утверждаю» Директор МБОУ Чертковская СОШ № 2 _______ С.Н. Гармашев Приказ от 31.08.2022 № 114 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
Избранные вопросы математики
(Практическая лаборатория)
Среднее общее образование 10 класс
Учитель: Михайлюк Ольга Вадимовна
п. Чертково
2022 год
Пояснительная записка.
На протяжении всей истории человечества геометрия служила источником развития не только математики, но и других наук. Именно в ней появились первые теоремы и доказательства. Сами законы математического мышления формировались с помощью геометрии. Многие геометрические задачи содействовали появлению новых научных направлений, и наоборот, решение многих научных проблем было получено с использованием геометрических методов. Современная наука и ее приложения немыслимы без геометрии и ее новейших разделов: топологии, дифференциальной геометрии, теории графов, компьютерной геометрии и др.
Огромна роль геометрии в математическом образовании учащихся. Известен вклад, который она вносит в развитие логического мышления и пространственного воображения учащихся. Курс геометрии обладает также чрезвычайно важным нравственным моментом, поскольку именно геометрия дает представление о строго установленной истине, воспитывает потребность доказывать то, что утверждается в качестве истины. Таким образом, геометрическое образование является важнейшим элементом общей культуры.
Этот неоспоримый факт находит отражение и в содержании и структуре КИМов единого государственного экзамена по математике При этом геометрические задания представлены как на базовом, так и на повышенном уровне.
Как показывает практика, геометрические задачи вызывают наибольшие затруднения у учащихся при сдаче ЕГЭ по математике. Это связано с обилием различных типов геометрических задач и с многообразием приемов и методов их решения. Основная трудность при решении этих задач обычно возникает по следующим причинам:
планиметрический материал либо был плохо усвоен в основной школе, либо плохо сохранился в памяти;
для решения задачи нужно знать некоторые методы и приемы решения, которые либо не рассматриваются при изучении планиметрии, либо не отрабатываются;
в «нетипичных» задачах, в которых представлены не самые знакомые конфигурации, надо уметь применять известные факты и решать базисные задачи, которые входят как составной элемент во многие задачи.
Чтобы изменить ситуацию к лучшему при изучении математики в старших классах, необходима систематизация знаний, полученных учащимися в основной школе, выделение общих методов и приемов решения геометрических задач, демонстрация техники решения геометрических задач, закрепление навыков решения геометрических задач. В связи с этим необходимо делать акцент не только на овладение теоретическими фактами, но и на развитие умений решать геометрические задачи разного уровня сложности и математически грамотно их записывать.
Элективный курс «Планиметрия в ЕГЭ» предназначен для учащихся 10 классов, которым интересна как сама математика, так и процесс познания нового. Программа данного элективного курса ориентирована на приобретение определенного опыта решения планиметрических задач, что позволит учащимся более успешно решать планиметрические, а также в дальнейшем и стереометрические задания, включенные в ЕГЭ по математике. Курс не дублирует и не является простым углублением содержания основного курса геометрии средней школы. Курс имеет общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю) для учащихся 10-х классов, изучающих математику на базовом уровне.
Цель курса – развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, их обобщенных умственных умений повышающих шанс более успешного решения планиметрических задач из ЕГЭ.
Задачи курса:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по основным разделам планиметрии;
Дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
Расширить и углубить знания учащихся о приемах и методах решения планиметрических задач, способствовать их осознанному применению;
Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
Способствовать развитию интереса школьников к геометрии как важнейшей части математики;
Обеспечить диалогичность процесса обучения математики;
Создать условия, побуждающие желание выдвигать гипотезы о неоднозначности решения и аргументировано их доказывать;
Способствовать формированию навыка работы с дополнительной математической литературой и другими источниками информации;
Способствовать развитию умений работать в малых творческих группах.
Структура курса представляет собой четыре логически законченных и содержательно взаимосвязанных теоретических темы и две практических части, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся.
Основное содержание курса соответствует современным тенденциям развития школьного курса геометрии, идеям дифференциации, углубления и расширения знаний учащихся.
Содержание учебного курса.
1. Треугольники (10 часов)
Стороны и углы треугольника. Внешний угол. Медиана, биссектриса, высота треугольника. Свойство биссектрисы треугольника. Средняя линия треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников. Признаки равенства треугольников, использующие медиану, биссектрису и высоту. Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение прямоугольных треугольников. Решение треугольников.
Подобные треугольники. Признаки подобия. Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках в треугольнике.
Четыре замечательные точки треугольника. Свойства замечательных точек треугольника.
Окружности, вписанные и описанные около треугольника.
Формулы для вычисления площади треугольника. Отношение площадей подобных треугольников.
2. Многоугольники (10 часов)
Выпуклый многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника.
Свойство диагоналей выпуклого четырехугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.
Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Характеристические свойства прямоугольника, ромба, квадрата. Трапеция, ее элементы и виды. Средняя линия трапеции.
Площадь параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата и трапеции. Площадь выпуклого четырехугольника.
Правильный многоугольник. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. Площадь правильного многоугольника.
3. Окружность и круг (10 часов)
Касательная к окружности. Вписанный, центральный угол. Угол между хордами, между секущими, между касательной и хордой.
Свойства хорд, секущих и касательных в круге. Свойства дуг и хорд.
Касающиеся, пересекающиеся, непересекающиеся окружности. Линия центров. Общая касательная внешняя и внутренняя.
Длина окружности, длина дуги. Сектор, сегмент круга. Площадь круга, сектора и сегмента.
4. Координаты и векторы (4 часа)
Вектор, модуль вектора, равенство векторов. Координаты вектора. Действия с векторами. Длина вектора и расстояние между двумя точками.
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов и его свойства.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Треугольники (10 ч.) |
1 | Треугольник и его виды и элементы. | 1 | 06.09 | |
2-3 | Решение треугольников. | 2 | 13.09 19.09 | |
4-5 | Подобные треугольники. | 2 | 27.09 04.10 | |
6-7 | Четыре замечательные точки треугольника. | 2 | 11.10 18.10 | |
8-9 | Окружности, вписанные и описанные около треугольника. | 2 | 25.10 01.11 | |
10 | Площадь треугольника | 1 | 15.11 | |
Многоугольники (10 ч.) |
11-12 | Многоугольники. Параллелограмм. | 2 | 22.11 29.11 | |
13-14 | Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Трапеция. | 2 | 06.12 13.12 | |
15-16 | Вписанные и описанные четырехугольники. | 2 | 20.12 27.12 | |
17-18 | Площади четырёхугольников. | 2 | 17.01 24.01 | |
19-20 | Правильные многоугольники. | 2 | 31.01 07.02 | |
Окружность и круг (10 ч.) |
21-22 | Углы, связанные с окружностью. | 2 | 14.02 21.02 | |
23-24 | Свойства хорд, секущих и касательных в окружности. | 2 | 28.02 07.03 | |
25-26 | Свойства дуг и хорд. | 2 | 14.03 21.03 | |
27-28 | Касающиеся, пересекающиеся, непересекающиеся окружности. | 2 | 04.04 11.04 | |
29-30 | Длина окружности, площадь круга и его частей. | 2 | 18.04 25.04 | |
Координаты и векторы (3 ч.) |
31 | Координаты точек и векторов. | 1 | 02.05 | |
32 | Расстояние между двумя точками. Скалярное произведение векторов. | 1 | 16.05 | |
33 | Итоговое занятие | 1 | 23.05 | |
Планируемые результаты.
Данный курс дает учащимся возможность познакомиться с нестандартными способами решения планиметрических задач, способствует формированию и развитию таких качеств, как интеллектуальная восприимчивость и способность к усвоению новой информации, гибкость и независимость логического мышления.
Учащиеся должны знать:
ключевые теоремы, формулы курса планиметрии в разделах «Треугольники», «Многоугольники», «Окружность и круг», «Координаты и векторы»;
знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении планиметрических задач.
Учащиеся должны уметь:
правильно анализировать условие задачи;
выполнять грамотный чертеж к задаче;
решать геометрические задачи, опираясь на известные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;
выбирать наиболее рациональный метод решения и обосновывать его;
в сложных задачах использовать вспомогательные задачи;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя рассмотренные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
логически обосновывать собственное мнение;
использовать символический язык для записи решений геометрических задач;
следить за мыслью собеседника; корректно вести дискуссию.
применять имеющиеся теоретические знания при решении задач;
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса планиметрии;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов;
проводить полное обоснование при решении задач;
овладеть приемами исследовательской деятельности.
Для проведения промежуточного контроля используются следующие формы: тест в формате ЕГЭ, практикум, домашний практикум, защита решения задач.
При проверке домашних практикумов учитывается правильность, вариативность решения, аккуратность и четкость выполнения чертежа, грамотное и обоснованное оформление этапов решения.
При защите решения задач учитывается степень осмысления, логика решения, обоснованность и доказательность этапов решения, вариативность решения, грамотность математической речи и культура оформления работы, степень самостоятельности при выполнении работы. Со стороны слушателей защиты оценивается активность учащихся, участие в обсуждении идей и способов решения.
По итогам курса учащийся получает зачёт, если он:
посетил не менее 50% занятий по этому курсу;
выполнил зачётную тестовую работу в объёме не менее 50%.