Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Протокол заседания методического объединения учителей от__________2022г №____ Руководитель МО _________ _________ подпись расшифровка подписи | Заместитель директора по УВР _________ _________ подпись расшифровка подписи « »_____________2022 г. | Решением педагогического совета от 31.08.2022г Протокол №1 введено в действие приказом от 01.09.2022г № 1-57 Директор школы ____________ подпись ___________________________ расшифровка |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Математика вокруг нас»
Уровень обучения: основноеобщее образование
Класс: 6
Количество часов: 35
Учитель: Дугина Ирина Николаевна
Ι квалификационная категория
Рабочая программа разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования /МО и науки РФ.-М.: Просвещение, 2010г/;
- Программы внеурочной деятельности основного общего образования МКОУ «Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»
на 2022-2023 учебный год
Содержание
стр.
Пояснительная записка……………………………………………………… 3 - 7
Результаты освоения курса внеурочной деятельности........ ………… 8-13
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.................………………………………………………14-17
Тематическое планирование.....………………………………………….18-27
Приложение №1 (календарно-тематическое планирование)
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.
Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Внеурочная деятельность школьников -- это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас», являются:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»
4. Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015г №08-1228 «О направлении рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения)
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся умения связывать свои знания с окружающей жизнью. Данная программа является непосредственным продолжением программы по математике для 6 класса. Направлена на формирование умений применять полученные знания и умения в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, так же на развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений.
Внеурочной деятельность будет осуществлять в форме кружковых занятий. Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий для увлечённых математикой детей. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Курс рекомендован для обучающихся 6 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Актуальность программызаключается в воспитании любознательного, активного и заинтересованного познающего мир школьника. Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Программа позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе, видеть необходимость изучения темы и ее применение. Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 6 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения.
Программа нацелена на формирование и развитие в школе основных видов компетентностей: информационная, социальная и коммуникативная компетентность.
Целью реализации внеурочной программы по математике в 6 классе основного общего образования является обеспечение выполнения требований Стандарта, развитие способности применять знания, умения и практический опыт в реальной жизни. Данная программа должна:
-научить получать знания (учить учиться);
-научить работать и зарабатывать (учение для труда);
-научить жить (учение для бытия);
-научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимый источник информации, находить необходимые источники информации, выбирать оптимальные способы достижения поставленных целей, оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учениками.
Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат.
Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, давать им оценку.
Цели программы:
Сформировать интерес к изучению математики;
Повышение математической культуры;
Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся
Оказать помощь по созданию условий для развития у учащихся умений адаптироваться в современном обществе, применять свои знания на практике.
Задачи программы:
1) Формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность.
2) Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.
3) Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике в жизненных ситуациях.
4) Формировать у учащихся представления о математикекак средстве моделирования явлений и процессов, развивать пространственное воображение через вариативную организацию работы.
5) Создать условия для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на определенные нужды).
6) Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
7) Развитие самостоятельности учащихся; приобщение их к использованию научно- популярной и учебной литературой.
Программа внеурочной деятельности может быть использована для занятий учащихся 6 класса , рассчитана на проведение практических занятий в объёме 35 часов.
Продолжительность одного занятия 40 минут.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математическою моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Основной формой проведения является комбинированный урок с элементами игры. При проведении занятий планируется использовать различные формы работы с детьми. Это и работа в группах, парах, индивидуально.
Динамика интереса учащихся к курсу будет осуществляться в виде теста на первом занятии, во время выступлений детей на текущих занятиях. Последнее занятие планируется провести в форме КВН.
Курс включает в себя следующие разделы:
Натуральные числа и дроби (5 часов).
История возникновения цифр и чисел. Системы счисления. История нуля. Изобретение календаря. Возникновение денежной системы. История математических знаков.Магические квадраты.
Прямые на плоскости и в пространстве (3 часа).
Понятие прямой. Взаимное расположение прямых, их изображение на плоскости и в пространстве.
Текстовые задачи (5 часов).
Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности решения задач на работу.
Окружность и круг (4 часа).
Понятия окружность, шар, круг. Построение окружности, круга, шара подручными средствами. Решение задач на разрезание круга и шара. Изображение геометрических фигур, получившихся при разрезании. Практические применение
Проценты (5часов).
Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного города в задачах на проценты.
Целые числа (6 часов).
Положительные и отрицательные числа в окружающей жизни ( экономика, здоровье, география, физика, психология и т.д.), построение фигур на координатной плоскости. преобразование фигур на координатной плоскости.
Знакомство с геометрией (5 часов).
Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Задачи на разрезание и перекраивание фигур.Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигура.
Итоговое занятие. Защита проектов. (2 часа).
Формы организации деятельности обучающихся:
- индивидуально-творческая деятельность;
- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);
- коллективная творческая деятельность,
- работа над проектами,
- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
- игровой тренинг;
- конкурсы, турниры.
Виды учебной деятельности:
-умение находить в различных источниках необходимую информацию;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный результат;
- умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; приводить примеры и контрпримеры.
IV. Тематическое планирование
Учебно-тематическийплан
6 класс
Изучаемый материал | Кол-во часов | Зачеты |
Натуральные числа и дроби | 5 | |
Прямые на плоскости и в пространстве | 3 | |
Текстовые задачи | 5 | |
Окружность и круг | 4 | |
Проценты | 5 | |
Целые числа | 6 | |
Знакомство с геометрией | 5 | |
Итоговое занятие | 2 | |
Итого | 35 | |
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий) |
Раздел 1.Натуральные числа и дроби. |
Возникновение цифр, чисел и математических знаков. Системы счисления. Возникновение денег. Изобретение календаря. | Формировать представление о возникновении и использовании чисел ( различные системы счисления, денежная система, календари, т.д.) |
Раздел 2. Прямые на плоскости и в пространстве. |
Взаимное расположение прямых в различных представлениях великих ученых. Изображение прямых на плоскости и в пространстве. | Развить представление о взаимном расположении прямых на плоскости и в пространстве. Распознавать и строить прямые. Уметь работать с чертежными инструментами. Уметь приводить примеры расположения прямых в окружающей среде. |
Раздел 3. Текстовые задачи. |
Виды текстовых задач и этапы их решения. Решение задач арифметическими приемами. Решение задач методом составления уравнения. Задачи на движение. Задачи на работу. | Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ. Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
Раздел 4. Окружность и круг. |
Построение окружности и круга подручными средствами. задачи на нахождение длины окружности и площади круга. Задачи на разрезание круга и шара. | Развивать «геометрическое зрение». Уметь изображать геометрические фигуры чертежными инструментами и с помощью подручных средств. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. |
Раздел 5. Проценты. |
Понятие процента. Проценты в жизненных ситуациях. История города в задачах на проценты. | Осуществлятьпоиск информации (в СМИ), содержащей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их. Приводитьпримеры использования отношений на практике. Решатьзадачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор). Использовать понятия отношения и пропорции при решении задач. |
Раздел 6. Целые числа. |
Целые числа в физике, географии, психологии. Математика и здоровье человека. Экономика и математика. Построение фигур на координатной плоскости. | Приводитьпримеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (температура, выигрыш — проигрыш, выше - ниже уровня моря и т. п.). Изображать фигуры на координатной прямой. |
Раздел 7. Знакомство с геометрией. |
Треугольники. Виды четырехугольников. Правильные многоугольники. Задачи на разрезание и составление объемных фигур. | Уметь распознавать на чертежах, рисунках, и моделях геометрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные). Приводитьпримеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображатьгеометрические фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Находитьв окружающем мире плоские и пространственные фигуры. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
«____» ________________2018 года
МКОУ «Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»_Кореневкого района Курской области
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Математика вокруг нас»
Класс 6
Учитель: Дугина Ирина Николаевна
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
| Раздел 1.Натуральные числа | 5 | | | |
1 | Возникновение цифр, чисел и математических знаков | 1 | | | |
2 | Системы счисления | 1 | | | |
3 | Возникновение денег | 1 | | | |
4 | Изобретение календаря | 1 | | | |
5 | Творческая работа «В мире чисел» | 1 | | | |
| Раздел 2. Прямые на плоскости и в пространстве | 3 | | | |
6 | Взаимное расположение прямых. | 1 | | | |
7 | Изображение прямых на плоскости и в пространстве. | 1 | | | |
8 | Творческая работа «Прямые вокруг нас» | 1 | | | |
| Раздел 3. Текстовые задачи. | 6 | | | |
9 | Виды текстовых задач и этапы их решения. | 1 | | | |
10 | Решение задач арифметическим способом. | 1 | | | |
11 | Решение задач составлением уравнения. | 1 | | | |
12 | Задачи на движение. | 1 | | | |
13 | Задачи на работу. | 1 | | | |
14 | Решение задач. Проверочная работа. | 1 | | | |
| Раздел 4. Окружность и круг. | 4 | | | |
15 | Построение окружности и круга подручными средствами. | 1 | | | |
16 | Задачи на нахождение длины окружности и площади круга | 1 | | | |
17 | Задачи на разрезание круга и шара. | 1 | | | |
18 | Творческая работа «Окружность в природе» | 1 | | | |
| Раздел 5. Проценты. | 5 | | | |
19 | Проценты в жизненных ситуациях. | 1 | | | |
20 | Проценты в жизненных ситуациях. | 1 | | | |
21 | История города в процентах | 1 | | | |
22 | Решение задач на проценты | 1 | | | |
23 | Проценты. Проверочная работа. | 1 | | | |
| Раздел 6. Целые числа. | 5 | | | |
24 | Целые числа в физике, географии, психологии. | 1 | | | |
25 | Математика и здоровье человека. | 1 | | | |
26 | Экономика и математика. | 1 | | | |
27 | Построение фигур на координатной плоскости. | 1 | | | |
28 | Творческая работа «Положительные и отрицательные числа вокруг нас». | 1 | | | |
| Раздел 7. В стране геометрических фигур. | 5 | | | |
29 | Треугольники. | 1 | | | |
30 | Виды четырех угольников. | 1 | | | |
31 | Правильные многогранники. | 1 | | | |
32 | Задачи на составление объемных фигур. | 1 | | | |
33 | Творческая работа. «Сказки о геометрических фигурах». | 1 | | | |
| Раздел 8. Итоговое занятие | 2 | | | |
34 | Итоговое занятие. Защита проекта «Математика вокруг нас». | 1 | | | |
35 | Резерв | 1 | | | |