СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Математика вокруг нас»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

«Математика вокруг нас»

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Математика вокруг нас»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания методического объединения учителей

от__________2022г №____ Руководитель МО

_________ _________

подпись расшифровка подписи

Заместитель директора

по УВР

_________ _________

подпись расшифровка подписи

« »_____________2022 г.

Решением педагогического совета от 31.08.2022г

Протокол №1

введено в действие приказом

от 01.09.2022г № 1-57

Директор школы

____________

подпись

___________________________ расшифровка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

«Математика вокруг нас»

Уровень обучения: основноеобщее образование

Класс: 6

Количество часов: 35

Учитель: Дугина Ирина Николаевна

Ι квалификационная категория

Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования /МО и науки РФ.-М.: Просвещение, 2010г/;

- Программы внеурочной деятельности основного общего образования МКОУ «Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»


на 2022-2023 учебный год



Содержание

стр.

  1. Пояснительная записка……………………………………………………… 3 - 7

  2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности........ ………… 8-13

  3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.................………………………………………………14-17

  4. Тематическое планирование.....………………………………………….18-27

  5. Приложение №1 (календарно-тематическое планирование)













































  1. Пояснительная записка

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.

Согласно ФГОС внеурочная деятельностью является, одним из инструментов достижения планируемых личностных, предметных и метапредметных результатов образования школьников. Внеурочная деятельность школьников -- это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается более успешно. Внеурочная работа ориентиро­вана на создание условий для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспита­тельную и социально-педагогическую направленность.

Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас», являются:

1. Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

3. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011г №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»

4. Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015г №08-1228 «О направлении рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения)

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся умения связывать свои знания с окружающей жизнью. Данная программа является непосредственным продолжением программы по математике для 6 класса. Направлена на формирование умений применять полученные знания и умения в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, так же на развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений.

Внеурочной деятельность будет осуществлять в форме кружковых занятий. Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий для увлечённых математикой детей. В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Курс рекомендован для обучающихся 6 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Актуальность программызаключается в воспитании любознательного, активного и заинтересованного познающего мир школьника. Обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Программа позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в себе, видеть необходимость изучения темы и ее применение. Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного курса от практики приводит к непониманию цели изучения сложных формул, многочисленных теорем, правил; вызывает снижение интереса к математическим знаниям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающихся 6 класса, так как в ней прослеживается неразрывная связь теории с практикой. В данной программе подобраны задания с практическим содержанием, побуждающие познавательный интерес к математике, связанные с ситуациями в повседневной жизни. Опыт показывает, что включение в учебный процесс математических задач практического содержания необходимо и чрезвычайно важно. Эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Методическая ценность этих задач состоит в том, что они обеспечивают возможность для применения разнообразных форм и методов обучения.

Программа нацелена на формирование и развитие в школе основных видов компетентностей: информационная, социальная и коммуникативная компетентность.

Целью реализации внеурочной программы по математике в 6 классе основного общего образования является обеспечение выполнения требований Стандарта, развитие способности применять знания, умения и практический опыт в реальной жизни. Данная программа должна:

-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе, определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимый источник информации, находить необходимые источники информации, выбирать оптимальные способы достижения поставленных целей, оценивать полученные результаты, сотрудничать с другими учениками.

Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат.

Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни, давать им оценку.

Цели программы:



  1. Сформировать интерес к изучению математики;

  2. Повышение математической культуры;

  3. Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся

  4. Оказать помощь по созданию условий для развития у учащихся умений адаптироваться в современном обществе, применять свои знания на практике.



Задачи программы:

1) Формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность.

2) Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.

3) Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике в жизненных ситуациях.

4) Формировать у учащихся представления о математикекак средстве моделирования явлений и процессов, развивать пространственное воображение через вариативную организацию работы.

5) Создать условия для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на определенные нужды).

6) Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.

7) Развитие самостоятельности учащихся; приобщение их к использованию научно- популярной и учебной литературой.

Программа внеурочной деятельности может быть использована для занятий учащихся 6 класса , рассчитана на проведение практических занятий в объёме 35 часов.

Продолжительность одного занятия 40 минут.

























II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности



Изучение данного курса в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

• развитие логического и критического мышления, куль­туры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и ма­тематических способностей;

2) в метапредметном направлении

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условии для приобретения первоначального опыта математическою моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся осно­вой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

• овладение математическими знаниями и умениями, не­обходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для мате­матической деятельности.









































III. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Основной формой проведения является комбинированный урок с элементами игры. При проведении занятий планируется использовать различные формы работы с детьми. Это и работа в группах, парах, индивидуально.

Динамика интереса учащихся к курсу будет осуществляться в виде теста на первом занятии, во время выступлений детей на текущих занятиях. Последнее занятие планируется провести в форме КВН.

Курс включает в себя следующие разделы:

Натуральные числа и дроби (5 часов).

История возникновения цифр и чисел. Системы счисления. История нуля. Изобретение календаря. Возникновение денежной системы. История математических знаков.Магические квадраты.

Прямые на плоскости и в пространстве (3 часа).

Понятие прямой. Взаимное расположение прямых, их изображение на плоскости и в пространстве.

Текстовые задачи (5 часов).

Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности решения задач на работу.

Окружность и круг (4 часа).

По­нятия окружность, шар, круг. Построение окружности, круга, шара подручными средствами. Решение задач на разрезание круга и шара. Изображение геометрических фигур, получившихся при разрезании. Практические применение

Проценты (5часов).

Проценты. Проценты в жизненных ситуациях. История родного города в задачах на проценты.

Целые числа (6 часов).

Положительные и отрицательные числа в окружающей жизни ( экономика, здоровье, география, физика, психология и т.д.), построение фигур на координатной плоскости. преобразование фигур на координатной плоскости.

Знакомство с геометрией (5 часов).

Все занятия носят практический и игровой характер. История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни. Первоначальные геометрические сведения. Великие математики древности. Построение углов и треугольников различных видов. Задачи на разрезание и перекраивание фигур.Треугольник. Египетский треугольник. Параллелограмм. Изображение на плоскости куба, прямоугольного параллелепипеда, шара. Задачи на разрезание и составление объемных тел. Пять правильных многогранников. Сказки о геометрических фигура.

Итоговое занятие. Защита проектов. (2 часа).

Формы организации деятельности обучающихся:

-    индивидуально-творческая деятельность;
-    творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек);

- коллективная творческая деятельность,

- работа над проектами,
-    учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия);
-    игровой тренинг;

- конкурсы, турниры.

Виды учебной деятельности:

-умение находить в различных источниках необходимую информацию;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

- осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный результат;

- умение ясно, точно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; приводить примеры и контрпримеры.

IV. Тематическое планирование

Учебно-тематическийплан

6 класс


Изучаемый материал

Кол-во часов

Зачеты

  1. Натуральные числа и дроби 

5


  1. Прямые на плоскости и в пространстве

3


  1. Текстовые задачи

5


  1. Окружность и круг

4


  1. Проценты

5


  1. Целые числа

6


  1. Знакомство с геометрией

5


  1. Итоговое занятие

2


Итого

35






Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий)

Раздел 1.Натуральные числа и дроби.

Возникновение цифр, чисел и математических знаков. Системы счисления. Возникновение денег. Изобретение календаря.

Формировать представление о возникновении и использовании чисел ( различные системы счисления, денежная система, календари, т.д.)

Раздел 2. Прямые на плоскости и в пространстве.

Взаимное расположение прямых в различных представлениях великих ученых. Изображение прямых на плоскости и в пространстве.

Развить представление о взаимном расположении прямых на плоскости и в пространстве.

Распознавать и строить прямые.

Уметь работать с чертежными инструментами. Уметь приводить примеры расположения прямых в окружающей среде.

Раздел 3. Текстовые задачи.

Виды текстовых задач и этапы их решения. Решение задач арифметическими приемами. Решение задач методом составления уравнения. Задачи на движение. Задачи на работу.

Уметь анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков и реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ.

Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

Раздел 4. Окружность и круг.

Построение окружности и круга подручными средствами. задачи на нахождение длины окружности и площади круга. Задачи на разрезание круга и шара.

Развивать «геометрическое зрение».

Уметь изображать геометрические фигуры чертежными инструментами и с помощью подручных средств.

Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

Раздел 5. Проценты.

Понятие процента. Проценты в жизненных ситуациях. История города в задачах на проценты.

Осуществлятьпоиск информации (в СМИ), содержа­щей данные, выраженные в процентах, интерпретировать их.

Приводитьпримеры использования отношений на практике.

Решатьзадачи на проценты и дроби (в том числе за­дачи из реальной практики, используя при необходимос­ти калькулятор).

Использовать понятия отношения и пропорции при решении задач.


Раздел 6. Целые числа.

Целые числа в физике, географии, психологии. Математика и здоровье человека. Экономика и математика. Построение фигур на координатной плоскости.

Приводитьпримеры использования в окружающем мире положительных и отрицательных чисел (темпе­ратура, выигрыш — проигрыш, выше - ниже уровня моря и т. п.).

Изображать фигуры на координатной прямой.


Раздел 7. Знакомство с геометрией.

Треугольники. Виды четырехугольников. Правильные многоугольники. Задачи на разрезание и составление объемных фигур.

Уметь распознавать на чертежах, рисунках, и моделях гео­метрические фигуры, конфигурации фигур (плоские и пространственные).

Приводитьпримеры аналогов гео­метрических фигур в окружающем мире.

Изображатьгеометрические фигуры и их конфигу­рации от руки и с использованием чертежных инструмен­тов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге.

Находитьв окружающем мире плоские и простран­ственные фигуры.







ПРИЛОЖЕНИЕ №1



СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

«____» ________________2018 года

МКОУ «Плодосовхозская средняя общеобразовательная школа»_Кореневкого района Курской области

(наименование образовательного учреждения)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

«Математика вокруг нас»

Класс 6

Учитель: Дугина Ирина Николаевна

Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт


Раздел 1.Натуральные числа



5




1

Возникновение цифр, чисел и математических знаков

1




2

Системы счисления

1




3

Возникновение денег

1




4

Изобретение календаря

1




5

Творческая работа «В мире чисел»

1





Раздел 2. Прямые на плоскости и в пространстве

3




6

Взаимное расположение прямых.

1




7

Изображение прямых на плоскости и в пространстве.

1




8

Творческая работа «Прямые вокруг нас»

1





Раздел 3. Текстовые задачи.

6




9

Виды текстовых задач и этапы их решения.

1




10

Решение задач арифметическим способом.

1




11

Решение задач составлением уравнения.

1




12

Задачи на движение.

1




13

Задачи на работу.

1




14

Решение задач. Проверочная работа.

1





Раздел 4. Окружность и круг.

4




15

Построение окружности и круга подручными средствами.

1




16

Задачи на нахождение длины окружности и площади круга

1




17

Задачи на разрезание круга и шара.

1




18

Творческая работа «Окружность в природе»

1





Раздел 5. Проценты.

5




19

Проценты в жизненных ситуациях.

1




20

Проценты в жизненных ситуациях.

1




21

История города в процентах

1




22

Решение задач на проценты

1




23

Проценты. Проверочная работа.

1





Раздел 6. Целые числа.

5




24

Целые числа в физике, географии, психологии.

1




25

Математика и здоровье человека.

1




26

Экономика и математика.

1




27

Построение фигур на координатной плоскости.

1




28

Творческая работа «Положительные и отрицательные числа вокруг нас».

1





Раздел 7. В стране геометрических фигур.

5




29

Треугольники.

1




30

Виды четырех угольников.

1




31

Правильные многогранники.

1




32

Задачи на составление объемных фигур.

1




33

Творческая работа. «Сказки о геометрических фигурах».

1





Раздел 8. Итоговое занятие

2




34

Итоговое занятие. Защита проекта «Математика вокруг нас».

1




35

Резерв

1