Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса «Почитай-ка» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Ефросининой Л. А. «В мире книг, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и Учебного плана образовательной организации МБОУ «Майкопская гимназия №5».
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения курса являются :
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- умение полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
- знакомство с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;
- понимание значимости в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;
- освоение восприятия художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
- чтение художественных произведений, которые помогут сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
- приобретение первичных умений работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы.
Метапредметными результатами освоения курса являются :
- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),
- умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
- овладение основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Предметными результатами освоения курса являются следующие умения:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
- осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Содержание программы (33 часа)
Здравствуй, книга. Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Художественные книги. Больше форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение).
Книги о Родине и родной природе. Экскурсия в школьную библиотеку. Книги о Родине и природе.
Писатели детям. Элементы книги. Книга-произведение и книга- сборник. Книги-сборники писателей-классиков о детях. Книги о детях современных писателей.
Народная мудрость. Книги- сборники.; Потешки, шутки и считалочки. Загадки о животных.
По страницам книг В. Г. Сутеева.; По страницам книг В.Г. Сутеева. В.Г. Сутеев - автор и оформитель книг для детей. Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева». Сказки народов мира. Народные сказки (цепочки). Книга-сказка. Библиотечный урок.
Книги русских писателей-сказочников. Книга сказок. А.Н. Толстой «Приключение Буратино».По страницам книги А.Н. Толстого «Золотой ключик».
Детские писатели. Книги С.Я. Маршака. Выставка книг. Книги-сборники произведений К.И. Чуковского. Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг.
Сказки зарубежных писателей.; Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий. Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса». В гостях у сказки.
Книги - сборники стихотворений для детей. Стихотворения для детей. Книги-сборники. Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.
Дети - герои книг. Дети-герои книг детских писателей. Литературная игра «Вопросы и ответы». Литературная игра «Вопросы и ответы». Книги о животных. Книги В.В. Бианки, Г.А. Скребицкого. Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». По страницам любимых книг.
.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Здравствуй, книга. | 1 |
2 | Книги о Родине и родной природе. | 2 |
3 | Писатели детям. | 3 |
4 | Народная мудрость. Книги-сборники. | 3 |
5 | По страницам книг В. Г. Сутеева. | 3 |
6 | Сказки народов мира. | 3 |
7 | Книги русских писателей- сказочников. | 3 |
8 | Детские писатели. | 3 |
9 | Сказки зарубежных писателей. | 3 |
10 | Книги - сборники стихотворений для детей. | 2 |
11 | Дети - герои книг. | 3 |
12 | Книги о животных. | 2 |
13 | По страницам любимых книг. | 2 |
ИТОГО: | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
П | Ф |
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 1 | | |
2 | Художественные книги. Больше форматная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 1 | | |
3 | Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | | |
4 | Книги о Родине и природе. | 1 | | |
5 | Элементы книги. Книга-произведение и книга- сборник. | 1 | | |
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях | 1 | | |
7 | Книги о детях современных писателей. | 1 | | |
8 | Потешки, шутки и считалочки. | 1 | | |
9 | Загадки о животных. | 1 | | |
10 | По страницам книг В.Г. Сутеева. | 1 | | |
11 | В.Г. Сутеев - автор и оформитель книг для детей. | 1 | | |
12 | Литературная игра «По страницам сказок В.Г. Сутеева». | 1 | | |
13 | Народные сказки (цепочки). | 1 | | |
14 | Книга-сказка. | 1 | | |
15 | Библиотечный урок. | 1 | | |
16 | Книга сказок. А.Н. Толстой «Приключение Буратино». | 1 | | |
17 | По страницам книги А.Н. Толстого «Золотой ключик» | 1 | | |
18 | По страницам книги А.Н. Толстого «Золотой ключик» | 1 | | |
19 | Книги С.Я. Маршака. Выставка книг. | 1 | | |
20 | Книги-сборники произведений К.И. Чуковского. | 1 | | |
21 | Е.И. Чарушин - писатель и иллюстратор своих книг. | 1 | | |
22 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» разных изданий. | 1 | | |
23 | Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса» | 1 | | |
24 | В гостях у сказки. Игра. | 1 | | |
25 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 1 | | |
26 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1 | | |
27 | Дети-герои книг детских писателей. | 1 | | |
28 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | 1 | | |
29 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | 1 | | |
30 | Книги В.В. Бианки, Г.А. Скребицкого. | 1 | | |
31 | Книга Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | | |
32 | По страницам любимых книг. | 1 | | |
33 | По страницам любимых книг. | 1 | | |