СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению « Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ!»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

            В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

           Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин — это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие  гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению « Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ!»»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

« Я — ГРАЖДАНИН РОССИИ!»

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

            В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

           Воспитание гражданина страны — одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин — это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие  гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

              Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни. 

Актуальность программы

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Программа по духовно – патриотическому направлению внеурочной деятельности рассчитана на применение в общеобразовательной школе, в основе программы лежат следующие направления: гражданско-правовое, патриотическое и нравственное.

           Цели и задачи программы « Я – гражданин России ».

         На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель –воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России,

 создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

         Задачи программы:

— создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

— формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

— утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

— развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

— воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

-повышать качества патриотического воспитания через организаторскую пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

   

Общая характеристика программы

          Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

           Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем, патриотическое сознание – любовь к своей Родине, постоянная готовность к ее защите, чувство гордости за свой народ свою родину. 

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение внеурочной деятельности «Я- гражданин России» в 1 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на  33 ч:

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценности программы:

 1.Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.   Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

     Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

    Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


      Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты: 

-любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, 

-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

-родная земля, заповедная природа, планета Земля;

-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Метапредметные результаты:

-формировать у детей

осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;

-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;

-развивать активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;

Предметные результаты:

-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

-укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

-формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

-осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

-формирование нравственного смысла учения.

В области формирования социальной культуры:

-формирование основ российской гражданской идентичности;

-пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

-формирование патриотизма и гражданской солидарности;

-развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

-укрепление доверия к другим людям;

-развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

-формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

-формирование отношения к семье как к основе российского общества;

-формирование у младшего школьника почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

-знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

 

Младшие школьники получат возможность научиться:

-высокому уровню самосознания, самодисциплины, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию;

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

-понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире и уважать их;

Осознавать роль знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений;

-выполнять распорядок работы;

-высокий уровень самосознания, самодисциплины;

— понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем;

— патриотическое сознание – любовь к своей Родине, постоянная готовность к ее защите, чувство гордости за свой народ свою Родину.

 

Формы организации внеурочной деятельности

 

Классные часы;

Беседы, викторины;

Коллективные творческие дела;

Смотры-конкурсы, выставки;

Экскурсии, поездки, походы;

Трудовые дела;

Тренинги

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Ролевые игры

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Формой подведения итогов считать: участие в школьных и районных конкурсах и олимпиадах.


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Программа факультатива включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного патриота, гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

-повышение уровеня самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, толерантности (способности к сопереживанию).

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-формируется представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

-формируется представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

- формируется представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Предполагаемый результат деятельности:

- умение видеть прекрасное в окружающей жизни,

- занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, - участие в художественной самодеятельности школы, поселка.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

-вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

- осознание учеником роли знаний в жизни человека,

- начальная стадия владения этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик»,

- выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,

- умение пользоваться правами ученика,

- выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

- обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.


4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Темы разделов

Количество часов

1

“Я и я”

3

2

. “Я и семья”

3

3

“Я и школа”

4

4

“Я и культура”

5

5

“Я и мое Отечество”

15

6

. “Я и планета”

3


Всего:

33






Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Я гражданин РФ» 1 класс


Всего: 33 часа

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

План

Факт

Личностные

Метапредметные

Предметные

1



Праздник первого звонка

1

-любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, 

-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

-родная земля, заповедная природа, планета Земля;

-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.


-формировать у детей

осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности;

-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;

-развивать активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости;


-формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;

-укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

-формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

-формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

-принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

-формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

-осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей;

-формирование нравственного смысла учения.


2



Мой школьный дом (экскурсия по школе)

1

3



Кто я? Какой я?

1

4



Моя семья – моя радость

1

5



Кто мои бабушка и дедушка? В чем я должен им помочь?

1

6



Наш школьный двор (экскурсия по школьному саду)

1

7



Правила поведения в школе

1

8



Я, ты, мы

1

9



Вот и осень к нам пришла

1

10



С чего начинается Родина?

1

11



Моя красивая мама (Конкурс рисунков и открыток)

1

12



Кто что любит делать (Наши увлечения)

1

13



Мои права и обязанности

1

14



Заглянем в прошлое (Экскурсия в


(ессияили Дела ".школьный музей старины)

1

15



Родина Деда Мороза (Заочная экскурсия)

1

16



Откуда пришли елочные игрушки

1

17



Акция «Покормите птиц зимой». Конкурс на супер столовую для птиц

1

18



Поэты и писатели нашего края

1

19



Мы в ответе за тех, кого приручили

1

20



«Моя малая Родина» (Конкурс рисунков)

1

21



Акция «Библиотеке – нашу помощь»

1

22



Встречаем Масленицу.

1

23



Мои родные – защитники Родины (Фотовыставка)

1

24



Кем быть? Каким быть? (Моя будущая профессия)

1

25



Семейные обязанности, или Дела «мужские» и «женские»

1

26



Главный город страны

1

27



Символика страны

1

28



История моего края. О чем шепчут

названия улиц поселка (экскурсия по поселку)

1

29



Маленькие герои большой войны

(Встреча с детьми войны)

1

30



«Планета заболела» (Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли)

1

31



Операция «Фантик» (Чистота школьного двора)

1

32



Поклон тебе, солдат России!

(Подготовка и рассылка праздничных открыток)

1

33



В гости к зеленой аптеке (Экскурсия в природу)

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!