муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована
Директор МБОУ «Средняя к работе педагогическим
общеобразовательная советом школы №22
школа №22» Протокол № 1
Приказ № 146 от 31.08.2017 г ___
_____________ Е. А. Харламова от « 30 »_08____2017 г.
Программа обсуждена на методическом объединении учителей начальных классов
Протокол № 1
от « 28 »__08____2017 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Город мастеров»
Т.М.Рагозина
1 – 4 классы
Составитель программы:
учитель МБОУ « ООО № 33»
Ощепкова Светлана Александровна
Новокузнецк,
2017 г.
Оглавление:
1. Личностные и метапредметные результаты освоения программы «Город мастеров»_______________________________________________________3
2. Содержание программы «Город мастеров»_______________________6
3. Тематическое планирование программы «Город мастеров»________
17
- Личностные и метапредметные результаты освоения программы «Город мастеров»
Рабочая программа по внеурочной деятельности обеспечивает достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Город мастеров» внеурочной деятельности:
Личностные результаты (1 – 4 классы) освоения курса, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты (1 – 4 классы) предусматривают:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических);
— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Предполагаемые результаты:
1 класс
Сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению окружающего мира, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать изучаемый материал для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания окружающего мира.
Формирование познавательной мотивации в процессе достижения предметных целей изучения окружающего мира — социокультурной и научно-исследовательской. Научатся сравнивать и различать природные объекты и изделия человека; различать предметы и выделять их признаки; называть условия, необходимые для жизни растений и животных; проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими, как смена дня и ночи, смена времен года;
называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года; описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений); наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года; называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных; проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов; оказывать помощь птицам в зимнее время года.
2 класс
Формирование целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимися самого себя, своего Я.
Развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Умение характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли; обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, растительный и животный мир); объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года; группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия; соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
3 класс
Сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению окружающего мира, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать полученные знания для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания окружающего мира.
Учащиеся научатся: характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения; находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия; сравнивать и различать формы земной поверхности; исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника; характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема); проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» — ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов; характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности); называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России; понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг; использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов.
4 класс
Формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений.
Содержание программы «Город мастеров»
Программа изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Предлагаемые творческие задания напрямую взаимосвязаны с темами учебников «Окружающий мир» системы «Перспективная начальная школа».
Форма организации: совместная деятельность обучающихся и взрослых (педагогов, родителей, других заинтересованных участников образовательных отношений) в ходе выполнения заданий, представленных в тетрадях для внеурочной деятельности; изготовление поделок.
Виды внеурочной деятельности: выполнение фигурок, аппликаций, макетов, моделей и других изделий в соответствии с конкретными творческими заданиями; совместное обсуждение полученных результатов.
Задания составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, имеют разный уровень сложности и предусматривают:
— деятельность обучающихся по шаблону, с возможностью частичного проявления инициативы;
— стимулирование определенных видов творческой активности;
— исключительно творческую деятельность младших школьников.
Все создаваемые в рамках реализации программы продукты творческой деятельности отличаются новизной, оригинальностью и полезностью.
класс (33 ч)
1.Животные — часть природы
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, раскрашивание, складывание, отгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографию фигурок домашних животных. Они сделаны из сложенной вдвое бумаги. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их. Составьте композицию из сделанных фигурок. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии фигурок диких животных. Они сделаны из двух одинаковых деталей. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их. Составьте композицию из сделанных фигурок.
2. Растения — часть природы Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию из листьев. Придумайте и сделайте свою аппликацию. Распределите работу между собой.
Природа и ее сезонные изменения
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, наклеивание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликации времен года: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Выберите одну аппликацию и сделайте ее. Распределите работу между собой.
4. Дары осени
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клей - карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, надрезание ножницами, сгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии овощей, фруктов и корзин для них. Распределите работу так, чтобы сделать обе поделки.
5. Снежные загадки
Оборудование: цветная бумага, нитки, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, складывание, разметка по шаблону, разметка на глаз, надрезание ножницами, сборка деталей, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографии снежинок-балерин. Распределите работу между собой и сделайте разноцветные снежинки. С помощью нитки соберите из них новогоднюю гирлянду.
6. Зимующие птицы
Оборудование: картон, ножницы, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, вырывание, сборка деталей, склеивание.
Задание для обучающихся. Рассмотрите зимующих птиц, сделанных из бумаги. Это галка и сорока. Распределите между собой работу и сделайте поделки.
7. Какие растения весной цвести торопятся
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, разметка по шаблонам, надрезание ножницами, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию цветущих травянистых растений. Это прострел и ветреница. Распределите между собой работу и сделайте аппликации весенних цветов.
8. В лес по ягоды пойдем
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, скатывание, раскрашивание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найди в середине тетради и рассмотри аппликации ягод из мятой бумаги. Это малина, черника и брусника. Выбери одну из композиций и сделай ее.
9. С лукошком за грибами
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор материала, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите аппликацию съедобных грибов. Распределите работу, сделайте все грибы и составьте композицию.
класс (35 ч)
1. Аист
Оборудование: нитки швейные, ножницы, карандаши цветные, шило, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, раскрашивание, прокалывание шилом, надрезание ножницами, складывание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию белого аиста, выполненного из бумаги. Сделай такого аиста для оформления класса ко Дню защиты природы.
2. Волчок
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, шило, зубочистка, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, отгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию волчка. Сделай такой волчок для классного соревнования «Самый юркий волчок».
3. Земная группа планет Солнечной системы
Оборудование: цветная бумага, картон, швейные нитки, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, завязывание узелка, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели земной группы планет Солнечной системы. Рассмотрите рисунок модели, выполненной из цветной бумаги и ниток для школьной выставки. Сконструируйте модель из бумаги и ниток, распределив работу между собой.
4. Цепь питания животных Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, раскрашивание, разметка по шаблону, составление композиции, приклеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) аппликацию «Цепь питания животных». Рассмотри ее и выполни. Она пригодится тебе на уроках по окружающему миру.
5. Правила поведения на природе
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клей- карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: вырезание ножницами, подбор бумаги, разметка по шаблону, составление композиции, приклеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) и рассмотри знаки охраны природы. Они будут необходимы для уроков по окружающему миру. Изготовь их.
6. Садовые цветы
Оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, сборка по схеме, складывание, склеивание, составление композиции, наклеивание. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите аппликацию «Садовые цветы». Распределите работу по изготовлению цветов для аппликации между собой. Выполните работу.
7. Комнатные растения
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, скатывание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите карточки с иллюстрацией комнатных растений. Эти карточки будут нужны вам на уроках по окружающему миру. Распределите работу по изготовлению карточек между собой и подготовьте пособие.
8. Культурные растения (1 ч) Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, раскрашивание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите карточки с иллюстрацией зерновых и овощных растений. Эти карточки будут нужны вам на уроках по окружающему миру. Распределите работу по изготовлению карточек между собой и подготовьте пособие.
9. Новый год
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клей- карандаш, дырокол, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, надрезание, складывание, скатывание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) и рассмотри новогодние игрушки (елка, снежинка). Выбери одну из игрушек и подготовь ее для подарка своим родным.
10. Земноводные и пресмыкающиеся
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, надрезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, надрезание, склеивание, сборка.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите рисунки поделок: черепахи, змеи, лягушки. Распределите поделки между собой и выполните их.
11. Схема развития цыпленка
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) и рассмотрите аппликацию «Схема развития цыпленка». Она состоит из четырех фрагментов: «Курица», «Курица, сидящая на яйцах», «Вылупившийся цыпленок», «Подросший цыпленок». Распределите работу между собой и выполните аппликацию. Она потребуется вам на уроках по окружающему миру.
класс (35 ч)
1.Модель глобуса
Оборудование: лист бумаги зеленого цвета, брусок пенопласта, ножницы, макетный нож, карандаши цветные, шило, тонкая спица, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: раскрашивание, вырезание ножницами, прокалывание шилом, вырезание макетным ножом, скручивание, склеивание, сборка модели.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели глобуса, выполненной из бумаги. Распределите работу между собой. Сделайте такую модель для уроков окружающего мира.
2. Многослойная аппликация «Холмы»
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, цветные карандаши, линейка, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, складывание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Холмы». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию.
3. Модель компаса
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, шило, зубочистка, карандаш ТМ, клей-карандаш, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, скручивание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели компаса. Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена модель. Сделайте модель для уроков окружающего мира.
4. Модель термометра
Оборудование: цветной картон, нитки вязальные белого и красного цвета, ножницы, макетный нож, шило, линейка, карандаш ТМ, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, рицовка, сгибание, прокалывание шилом, склеивание, связывание узелком.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели термометра из цветного картона. Сделай эту модель для уроков окружающего мира.
5. Аппликация «Облака»
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Облака». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира.
6. Модель состава воздуха
Оборудование: цветная и чертежная бумага, ножницы, карандаш ТМ, линейка, фломастер черного цвета, клей-карандаш, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, продавливание по линии сгиба, сгибание, оклеивание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели состава воздуха, выполненную из чертежной и цветной бумаги. Модель состоит из трех частей: «Азот», «Кислород» и «Углекислый газ». Распределите работу между собой и сделайте модель состава воздуха для уроков по окружающему миру.
7. Аппликация «Этажи леса»
Оборудование: цветная бумага, лист картона форматом А3, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, линейка, клей - карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Этажи леса». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Распределите работу между собой, сделайте аппликацию.
8. Фигурки животных
Оборудование: бархатная цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографии силуэтов фигурок животных, которые обитают на поле. Сделайте силуэты животных из бархатной бумаги.
9. Многослойная аппликация «Луг и его обитатели»
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, отгибание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Луг и его обитатели». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию.
10. Многослойная аппликация «Обитатели водоема»
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, линейка, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, складывание, отгибание, склеивание, составление композиции. Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографию многослойной аппликации «Обитатели водоема» из бумаги и картона. Распределите работу между собой, сделайте аппликацию.
11. Схема «Лента времени»
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клей- карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции, сборка.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию схемы «Лента времени».Схема состоит из четырех частей: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнены части, и на расположение объектов. Распределите работу между собой, сделайте схему для уроков окружающего мира.
класс (35 ч)
1.Макет древнейшего славянского поселения
Оборудование: бумага серого цвета, тонкий коробочный картон, ножницы, макетный нож, карандаш ТМ, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, вы- резание ножницами, разметка по шаблону, скручивание, складывание, отгибание, склеивание, надрезание макетным ножом, сборка, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию макета древнейшего славянского поселения, сделанного из бумаги и коробочного картона. Распределите работу между собой, сделайте свой макет для уроков окружающего мира.
2. Многослойная аппликация «Животные ледяной зоны»
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, линейка, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Животные ледяной зоны». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира.
3. Композиция «Жители и обитатели тундры»
Оборудование: картон серого цвета, ножницы, резак, карандаш ТМ, клей-карандаш, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, рицовка, прорезание резаком, разметка по шаблону, сгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) композицию «Жители и обитатели тундры». Распределите работу между собой. Сделайте свою композицию из картона для уроков окружающего мира.
4. Фигурки лесных животных
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, продавливание по линии сгиба, отгибание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию фигурок лесных животных. Обратите внимание на цветную бумагу, из которой выполнены фигурки. Выберите понравившиеся вам фигурки и сделайте их для уроков окружающего мира.
Модульные аппликации из цветов
Оборудование: чертежная и цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, линейка, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модульных аппликаций из цветов. Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнены аппликации, и на расположение объектов. Выберите понравившуюся вам аппликацию и сделайте ее для украшения класса к родительскому собранию.
6. Фигурки животных пустыни
Оборудование: серый картон, ножницы, карандаш ТМ, клей - карандаш, подкладной лист. Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, рицовка, надрезание ножницами, сгибание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию фигурок животных пустыни, выполненных из серого картона. Сделайте фигурки для уроков окружающего мира.
7. Аппликация «Морские обитатели»
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, линейка, клей-карандаш, подкладной лист
Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Морские обитатели». Обратите внимание на цвет бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира.
8. Матрешки
Оборудование: лоскутки хлопчатобумажной ткани (красной, зеленой, желтой, с цветочным рисунком, белой, светло-коричневой с рисунком и без рисунка), узкая тесьма, ножницы, карандаш 2М, нитки швейные, игла швейная, фломастеры, клей ПВА, подкладной лист
Технологические операции: подбор ткани, вырезание ножницами, раскройка по выкройке, складывание, склеивание, сметывание деталей швом «вперед иголка», сшивание деталей швами «строчка» и «через край», потайным швом, набивка деталей, приклеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию матрешек. Обратите внимание на цвет ткани, из которой выполнены матрешки. Сшейте одну из матрешек в подарок.
3.Тематическое планирование программы «Город мастеров»
1 класс (33 часа)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего часов | Из них теорит. | Из них практ. |
1 | Животные — часть природы | 5 | 2 | 3 |
2 | Растения — часть природы | 5 | 1 | 4 |
3 | Природа и ее сезонные изменения | 4 | 1 | 3 |
4 | Дары осени | 5 | 1 | 4 |
5 | Снежные загадки | 5 | 1 | 4 |
6 | Зимующие птицы | 5 | 1 | 4 |
7 | Какие растения весной цвести торопятся | 2 | 1 | 1 |
8 | С лукошком за грибами | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 33 | 9 | 24 |
2 класс (35 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего часов | Из них теорит. | Из них практ. |
1 | Аист | 4 | 1 | 3 |
2 | Волчок | 4 | 1 | 3 |
3 | Земная группа планет Солнечной системы | 4 | 1 | 3 |
4 | Цепь питания животных | 3 | 1 | 2 |
5 | Правила поведения на природе | 3 | 1 | 2 |
6 | Садовые цветы | 3 | 1 | 2 |
7 | Комнатные растения | 3 | 1 | 2 |
8 | Культурные растения | 3 | 1 | 2 |
9 | Новый год | 3 | 1 | 2 |
10 | Земноводные и пресмыкающиеся | 3 | 1 | 2 |
11 | Схема развития цыпленка | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 35 | 11 | 24 |
3 класс (35 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего часов | Из них теорит. | Из них практ. |
1 | Модель глобуса | 4 | 1 | 3 |
2 | Многослойная аппликация «Холмы» | 4 | 1 | 3 |
3 | Модель компаса | 4 | 1 | 3 |
4 | Модель термометра | 3 | 1 | 2 |
5 | Аппликация «Облака» | 3 | 1 | 2 |
6 | Модель состава воздуха | 3 | 1 | 2 |
7 | Аппликация «Этажи леса» | 3 | 1 | 2 |
8 | Фигурки животных | 3 | 1 | 2 |
9 | Многослойная аппликация «Луг и его обитатели» | 3 | 1 | 2 |
10 | Земноводные и пресмыкающиеся | 3 | 1 | 2 |
11 | Схема «Лента времени» | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 35 | 11 | 24 |
4класс (35 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего часов | Из них теорит. | Из них практ. |
1 | Макет древнейшего славянского поселения | 5 | 2 | 3 |
2 | Многослойная аппликация «Животные ледяной зоны» | 5 | 1 | 4 |
3 | Композиция «Жители и обитатели тундры | 4 | 1 | 3 |
4 | Фигурки лесных животных | 5 | 1 | 4 |
5 | Модульные аппликации из цветов | 5 | 1 | 4 |
6 | Фигурки животных пустыни | 5 | 1 | 4 |
7 | Аппликация «Морские обитатели» | 3 | 1 | 2 |
8 | Матрешки | 3 | 1 | 2 |
| Итого | 35 | 9 | 26 |
20