СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 6 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике ФГОС 6 класс Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики Данная программа позволяет познакомится со многим интересными вопросами математики. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 6 класс»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развитьу учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыкиаргументации собственной позиции по определённому вопросу. Организация внекласной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться твворческого удовлетворения у каждого ребёнка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодятся в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и муниципальных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного старданта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности». Начальное и основное образование . стандарты второго покаления под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение 2011.

Вид программы – авторская.

Цель программы: повышение уровня математической культуры учащихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребёнка в процессе рассмотренич различных практических задач и вопросов.

Задачи:

Обучающие:

  • Развивать интерес к изучению математики как к учебному предмету;

  • Углубление знаний, умений, навыков быстро считать, приобретать навыки нестандартного мышления;

  • Развитие мотивации к изучению математики;

  • Развитие творчества;

  • Побуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе;

  • Способствовать развитию математических способностей;

  • Научить решать текстовые задачи(занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инстрементами.

Воспитывающие:

  • Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего ми­ра;

  • Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;

  • Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жиз­ненных ситуациях.




Развивающие:

  • Способствование развитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности;

• Развитие кругозора учащихся;

•Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Данная программа предусматривает углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, лю­бознательности, смекалки, расширение кругозора. Занятия построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными и занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответст­вии с выбранными принципами параллельности и опережающей сложности. Отобрано большое ко­личество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволя­ет учить учащихся логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, форми­рованию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на один год обучения.

Особенности возрастной группы детей 11-12 лет

Шестиклассники (дети 1112 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной ак­тивности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением занимательной математики и организационных форм занятий.

- Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

  • Особенность набора детей - свободная;

  • Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 35 часов в год, количество часов и занятий в неделю - 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 45 мин.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

  • быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления.

  • научатся мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий

  • использовать рациональный способ решения задач;

  • работать с чертежными инструментами;

  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных ис­точников информации;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

  • создавать творческие работы, доклады с помощью взрослых или самостоятельно;

  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Проверка результатов проходит в форме

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседование(индивидуальное и групповое),

  • опросников;

  • тестирования;

  • проведение самостоятельных работ.


Результаты освоения курса

Личностные

  1. знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики(изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей, происхождение геометрии из практических потребностей людей);

  2. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  3. умение строить речевые конструкции(устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.

  4. Осуществлять перевод естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

  1. умение планировать свою деятельность при решении учебныхматематических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбиратьспособ решения;

  2. умение работать с математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

  3. умение приводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;

  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

  5. применение самоконтроля при решение учебных задач;

  6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  2. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

  3. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

  1. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; при­обретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  2. приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объё­мов; понимание идеи измерение длин, площадей, объёмов;

  3. знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

  4. умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

  5. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;

  6. знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;

  7. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и кру­говой диаграммы;

  1. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.


  1. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.

  2. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.

  3. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

  4. решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

  5. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

  6. извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;

  7. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;

  8. строить речевые конструкции;

  9. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;

21.выполнять вычисления с реальными данными;

  1. проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;

  2. выполнять проекты по всем темам данного курса;
    моделировать геометрические объекты, используя бумагу, пластилин,
    проволоку и др.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.

Планируемые формы работы - индивидуальные и групповые;

Формы занятий - беседа, практикум, игра, соревнование.

Формы организации: теоретические и практические.


Содержание программы - 35 часов

1.Делимость чисел - 13ч

Тема 1.Введение. Из истории интересных чисел.

Основные узловые моменты: знакомство с историей возникновения чисел. Формы организации: теоретические

Тема 2.Интересные свойства чисел.

Основные узловые моменты; знакомство с интересными математическими закономерностями чисел.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 3. Новый знак деления.

Основные узловые моменты: узнают, что знаки деления обозначаются двоеточием и дробной чертой; вспоминают, как выделяется целая часть из неправильной дроби. Формы организации: теоретические и практические

Тема 4-5. Признаки делимости.

Основные узловые моменты: показывают, что многое о числе можно узнать из его внешнего вида. Используют признаки делимости на 4; 7; 11,13

Формы организации: теоретические и практические

Тема 6-7. Алгоритм Евклида.

Основные узловые моменты: Знакомятся с алгоритмом Евклида, как один из способов нахож­дения наибольшего общего делителя (НОД) и наименьшего общего кратного (НОК); связь ме­жду ними и числами, для которых находят НОД и НОК. Формы организации: теоретические и практические

Тема 8-9. НОД, НОК и калькулятор.

Основные узловые моменты: осуществляют перенос знаний и способов действия в новые си­туации; обобщают полученные результаты и делают выводы. Формы организации: теоретические и практические

Тема 10-13. Некоторые приемы устных вычислений.

Основные узловые моменты: знакомство с приемами устных вычислений, помогающие при решении задач.

Формы организации: теоретические и практические

2.Математические головоломки -6ч.

Тема 14. Как отгадывать ребусы

Основные узловые моменты: знакомство с правилами отгадывания ребусов.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 15-16. Математические ребусы

Основные узловые моменты: знакомство с правилами отгадывания математических ребусов.

Формы организации: теоретические и практические


Тема 17-19. Числовые ребусы (криптограммы).

Основные узловые моменты: применяют знания в нестандартной ситуации; развивают логиче­ское мышление и терпение. Формы организации: теоретические и практические

Тема 20-21. Решение олимпиадных задач. Разбор заданий муниципального тура

Формы организации: теоретические и практические

Тема 22-23. Математические фокусы

Основные узловые моменты: применяют знания в нестандартной ситуации; развивают логиче­ское мышление и терпение. Формы организации: теоретические и практические

3.Проект «Геометрический город» - 6 ч.

Тема 24 - 26. Построение чертежей призм. Изготовление моделей призм, куба, прямоугольного параллелепипеда

Основные узловые моменты: познакомить с основными приемами работы над изготовлением моделей из бумаги.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 27 — 28. Построение чертежей пирамид. Изготовление моделей пирамид.

Основные узловые моменты: познакомить с основными приемами работы над изготовлением моделей из бумаги.

Формы организации: теоретические и практические

Тема 29. Изготовление геометрического города ;

Основные узловые моменты: показать как из геометрических тел можно собрать различные мо­дели.. Формы организации: практические

4. Нестандартные решения уравнений -6ч Тема 30. Как уравнять два выражения.

Основные узловые моменты: показать, каким образом можно уравнять правую и левую части математического высказывания. Формы организации: теоретические и практические

Тема 31-32. Решение уравнений.

Основные узловые моменты: осуществляют перенос знаний и способов действия в новые си­туации, показать, что одно и то же уравнение можно решать различными методами. Формы организации: теоретические и практические

Тема 33-34. Решение олимпиадных задач

Основные узловые моменты: Решение задач олимпиады.

Формы организации:теоретические и практические


Тема 35 Математическая регата

Основные узловые моменты: в игровой форме обобщают материал, изученный в 6 классе. Формы организации:теоретические и практические



















Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

дата

план

факт


Делимость чисел

13



1

Введение. Из истории интересных чисел

1



2

Интересные свойства чисел

1



3

Новый знак деления

1



4-5

Признаки делимости

2



6-7

Алгоритм Евклида

2



8-9

НОД, НОК и калькулятор

2



10-13

Некоторые приёмы устных вычислений

4




Математические головоломки

6



14

Как отгадывать ребусы

1



15-16

Математические ребусы

2



17-19

Числовые ребусы(криптограммы)

3



20-21

Решение олимпиадных задач

2



22-23

Математические фокусы

2




Проект «Геометрический город»

6



24-26

Построение чертежей призм. Изготовление моделей приз, куба, прямоугольного параллелепипеда

3



27-28

Построение чертежей пирамид. Изготовление пирамид

2



29

Изготовление геометрического города

1




Нестандартные решения уравнений

6



30

Как уравнять два выражения

1



31-32

Решение уравнений

2



33-34

Решение олимпиадных задач

2



35

Математическая регата

1




Материально-техническое обеспечение программы

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения. Под редакцией В.А.Горского.М.,Просвещение, 2011.

  2. Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября. http://mat.1september.ru

  3. Сайт энциклопедий: http://www/encyclopedia.ru.

  4. Сайт Учительский портал и др.

  5. Рабочая тетрадь 1 и 2. к учебнику Математика 6 класс А.Г. Мерзляк, В.Б, Полянский