СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке.Кружок "Колокольчики". 1-2 классы ФГОС.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа соответствует  требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке.Кружок "Колокольчики". 1-2 классы ФГОС.»


ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ Лукин А.А.

«_____»___________2018 г.




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Колокольчики»

для 1 класса

2018 / 2019 учебный год






Составлена учителем

Кузнецовой С. А.



Рассмотрено и согласовано на заседании

___________________________________

Протокол №___от «____»__________2018 г.

Зам.директора по в.р.____________ Панфилова В.И.

Пояснительная записка



Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности обучающихся.

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие обучающихся должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.

Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.


Дети 7-8 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы – ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.


Программа внеурочной деятельности  « Колокольчики » рассчитана на один год обучения, 33 учебных часа

(1 час в неделю). Продолжительность занятия 30 минут.


Цель данной программы - формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.


Задачи:

1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.

3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.


Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Программа предполагает реализацию следующих принципов:

1) Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.


Формы  проведения  занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту,  разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.

Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.


2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.


Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.

Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.

Внеурочная деятельность обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.

«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.

Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Начинаются занятия с 10 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата.


3.Личностные и межпредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.


Личностными результатами изучения музыки являются:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Межпредметными результатами изучения музыки являются:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.


Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;

• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий художественные ценности общества;

• стремящийся жить по законам красоты;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;

• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.



4.Содержание курса внеурочной деятельности.


Искусство пения – искусство души и для души.

Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности.

Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете.

I.Вокально-хоровая работа.

1.Знакомство с голосовым аппаратом.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом.

Знакомство с детьми, изучение способности к пению.

Координационно-тренировочные занятия.

2. Певческая установка. Унисон.

3. Дикция (1 час):


Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Разучивание скороговорок

4. Работа в ансамбле

Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность работы над звуком.

• Работа над репертуаром;

• Разучивание распеваний;

• Работа над чистотой интонации;

• Работа над мелодическим слухом;

• Работа над расширением певческого дыхания;

• Совершенствование дикции;

• Выявление тембров;

• Работа над ритмическим слухом;

• Работа над расширением диапазона;

• Работа над художественным исполнением произведений.

II.Музыкально-теоретическая подготовка

1. Основы музыкальной грамоты:

Ровно 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.

Мелодия – душа музыки.

Тембр – окраска звука.

Лад. Мажор. Минор.

Ритм – основа жизни и музыки

Темп – скорость музыки

Динамика – сила звука

2. Пластическое интонирование (4 час)

3. Импровизация: элементы импровизации в детском исполнении; сочинение мелодий на заданный текст детских поэтов.

III. Концертно-исполнительская деятельность

Это результат, по которому оценивают всю работу вокального кружка. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

1. Подготовка к концертным выступлениям

Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль – воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа»

2. Праздники, выступления, конкурсы

Ожидаемые результаты

Результатом деятельности станет формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выступления детей на открытых мероприятиях, участие в конкурсах и в благотворительных праздниках. Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

 пение в унисон;

 передача простого ритмического рисунка;

 четкая дикция;

 свободное владение дыханием;

 способность передать характер произведения;

 репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:

 музыку разного эмоционального содержания;

 музыкальные жанры (песня, танец, марш);

 одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

 средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;

 знать названия музыкальных инструментов: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

 знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.



5.Календарно-тематическое планирование (33 ч.)


Название разделов и тем

Кол-во

часов

Хар-ка универсальных учебных действий

Дата

1 четверть

(9 часов).


1.

Музыка в нашей жизни.

1.

Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности в учебном кабинете.


2.

Путешествие в «Королевство Пения».

1.



Изучение голосового аппарата.






3.

«Во поле берёза стояла» - р.н.п.

1.

Научиться отличать народную песню.



4.

«Песня, танец, марш».

1.

Знакомство с музыкальными жанрами.


5.

«Мы первоклассники, мы очень любим петь».

1.

Разучивание песен – про школу, первоклассников, 1 сентября.


6.

«Андрей – воробей»

1.

Разучивание попевки. Работа над дикцией.


7.

«Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки-7 нот».

1.

Разучивание и пропевание нот.


8.

«Волшебная мелодия».

1.

Работа над мелодическим звуком.


9.

Игра «Догадайся кто поёт».

1.

Слушание и пение знакомых песен из мультфильмов.



2 четверть.

1.

«Что такое ритм?»

1.

Музыкальные игры, упражнения на развитие ритма.


2.

«Темп».

1.

Понимать, что у каждой музыке есть своя скорость. Музыкальные игры.


3.

«Музыка и движение».

1.

Музыкальные движения под музыку.



4.

«Мои любимые песни».

1.

Музыкальные упражнения. Пение знакомых песен.


5.

«Вокруг ёлки хоровод».

1.

Разучивание хороводных песен к Новому году.


6.

«Новый год стучится в окна».

1.

Пение новогодних песен.


7.

«Новогодний праздник».

1.

Подготовка к исполнению песен в хороводе у ёлки.


3 четверть (9 часов).

1.

«Угадай мелодию».

1.

Игра на знание детских песен.


2.

«Защитники Отечества».

1.

Разучивание песен к 23 февраля.


3.

«Наши мальчишки».

1.

Разучивание и исполнение песен к 23 февраля.


4.

«Мамочка милая» - разучивание.

1.

Разучивание песен к 8 марта. Работа над дикцией.


5.

«Если в небе туча хмурится».

1.

Разучивание песен к 8 марта.


6.

«Мамина песенка».

1.

Разучивание и исполнение песен к 8 марта.


7.

«Мы на концерте».

1.

Повторение и исполнение разученных песен.


8.

«Два брата – мажор и минор».

1.

Знакомство с минорным и мажорным ладом (весёлая и грустная музыка).


9.

«Весёлый и грустный цыплёнок».

1.

Разучивание песни.




4 четверть (8 часов).

1.

«Дружная семья из 7 нот».

1.

Знакомство с длительностями нот.


2.

«Музыка передаёт настроение».

1.

Музыкальные упражнения.


3.

Игра «Угадай мелодию».

1.

Угадывание и исполнение знакомых песен.


4.

«Музыкальная азбука».

1.

Игра на знание музыкальных терминов.


5.

«Музыка и природа».

1.

Музыкальные упражнения.


6.

«Мы на сцене».

1.

Воспитание выдержки, терпения.

Обучение сценическому мастерству.


7.

«Маленький концерт».

1.

Исполнение разученных песен.


8.

«До новых встреч, музыка!».

1.

Повторение всех разученных за год песен.


6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности


1. Весёлые уроки музыки в школе и дома / Авт-сост З.Н Бугаева- М. : Издательство АСТ Донецк ; Сталкер, 2002

2. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е Оськина, Д. Г Парнес- М.: АСТ 2005 г.

3.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.

4.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963 г.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.

6.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.

7.Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.

8.Интернет-источник. http://v-olschan.ru/article241


Оборудование .Проектор, ноутбук, фортепиано, шумовые инструменты.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!