ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________ Лукин А.А.
«_____»___________2018 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Колокольчики»
для 1 класса
2018 / 2019 учебный год
Составлена учителем
Кузнецовой С. А.
Рассмотрено и согласовано на заседании
___________________________________
Протокол №___от «____»__________2018 г.
Зам.директора по в.р.____________ Панфилова В.И.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности обучающихся основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО по организации внеурочной деятельности обучающихся.
Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Так высоко, так нежно и чисто звучат голоса детей, кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие обучающихся должны идти взаимосвязано, начиная с самых младших классов.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Дети 7-8 лет характеризуются ограниченным диапазоном: до первой октавы – ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.
Программа внеурочной деятельности « Колокольчики » рассчитана на один год обучения, 33 учебных часа
(1 час в неделю). Продолжительность занятия 30 минут.
Цель данной программы - формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
1) Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Формы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Внеурочная деятельность обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.
Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Начинаются занятия с 10 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата.
3.Личностные и межпредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Межпредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий художественные ценности общества;
• стремящийся жить по законам красоты;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
4.Содержание курса внеурочной деятельности.
Искусство пения – искусство души и для души.
Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.
«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности.
Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете.
I.Вокально-хоровая работа.
1.Знакомство с голосовым аппаратом.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом.
Знакомство с детьми, изучение способности к пению.
Координационно-тренировочные занятия.
2. Певческая установка. Унисон.
3. Дикция (1 час):
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Разучивание скороговорок
4. Работа в ансамбле
Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.
Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность работы над звуком.
• Работа над репертуаром;
• Разучивание распеваний;
• Работа над чистотой интонации;
• Работа над мелодическим слухом;
• Работа над расширением певческого дыхания;
• Совершенствование дикции;
• Выявление тембров;
• Работа над ритмическим слухом;
• Работа над расширением диапазона;
• Работа над художественным исполнением произведений.
II.Музыкально-теоретическая подготовка
1. Основы музыкальной грамоты:
Ровно 7 цветов у радуги – а у музыки – 7 нот.
Мелодия – душа музыки.
Тембр – окраска звука.
Лад. Мажор. Минор.
Ритм – основа жизни и музыки
Темп – скорость музыки
Динамика – сила звука
2. Пластическое интонирование (4 час)
3. Импровизация: элементы импровизации в детском исполнении; сочинение мелодий на заданный текст детских поэтов.
III. Концертно-исполнительская деятельность
Это результат, по которому оценивают всю работу вокального кружка. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.
1. Подготовка к концертным выступлениям
Перед концертом устраивается обязательное прослушивание детей, ведется их отбор для публичного выступления. Сводные репетиции несут огромную воспитательную роль – воспитывают выдержку, терпение, осмысления того, что «Я вношу маленькую частичку в то здание, которая называется «Жизнь, школа»
2. Праздники, выступления, конкурсы
Ожидаемые результаты
Результатом деятельности станет формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выступления детей на открытых мероприятиях, участие в конкурсах и в благотворительных праздниках. Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:
пение в унисон;
передача простого ритмического рисунка;
четкая дикция;
свободное владение дыханием;
способность передать характер произведения;
репертуар 6 — 8 песен смогут определять на слух:
музыку разного эмоционального содержания;
музыкальные жанры (песня, танец, марш);
одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;
знать названия музыкальных инструментов: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
5.Календарно-тематическое планирование (33 ч.)
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | Хар-ка универсальных учебных действий | Дата |
1 четверть (9 часов). |
1. | Музыка в нашей жизни. | 1. | Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности в учебном кабинете. | |
2. | Путешествие в «Королевство Пения». | 1. | Изучение голосового аппарата. | |
3. | «Во поле берёза стояла» - р.н.п. | 1. | Научиться отличать народную песню. | |
4. | «Песня, танец, марш». | 1. | Знакомство с музыкальными жанрами. | |
5. | «Мы первоклассники, мы очень любим петь». | 1. | Разучивание песен – про школу, первоклассников, 1 сентября. | |
6. | «Андрей – воробей» | 1. | Разучивание попевки. Работа над дикцией. | |
7. | «Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки-7 нот». | 1. | Разучивание и пропевание нот. | |
8. | «Волшебная мелодия». | 1. | Работа над мелодическим звуком. | |
9. | Игра «Догадайся кто поёт». | 1. | Слушание и пение знакомых песен из мультфильмов. | |
2 четверть. |
1. | «Что такое ритм?» | 1. | Музыкальные игры, упражнения на развитие ритма. | |
2. | «Темп». | 1. | Понимать, что у каждой музыке есть своя скорость. Музыкальные игры. | |
3. | «Музыка и движение». | 1. | Музыкальные движения под музыку. | |
4. | «Мои любимые песни». | 1. | Музыкальные упражнения. Пение знакомых песен. | |
5. | «Вокруг ёлки хоровод». | 1. | Разучивание хороводных песен к Новому году. | |
6. | «Новый год стучится в окна». | 1. | Пение новогодних песен. | |
7. | «Новогодний праздник». | 1. | Подготовка к исполнению песен в хороводе у ёлки. | |
3 четверть (9 часов). |
1. | «Угадай мелодию». | 1. | Игра на знание детских песен. | |
2. | «Защитники Отечества». | 1. | Разучивание песен к 23 февраля. | |
3. | «Наши мальчишки». | 1. | Разучивание и исполнение песен к 23 февраля. | |
4. | «Мамочка милая» - разучивание. | 1. | Разучивание песен к 8 марта. Работа над дикцией. | |
5. | «Если в небе туча хмурится». | 1. | Разучивание песен к 8 марта. | |
6. | «Мамина песенка». | 1. | Разучивание и исполнение песен к 8 марта. | |
7. | «Мы на концерте». | 1. | Повторение и исполнение разученных песен. | |
8. | «Два брата – мажор и минор». | 1. | Знакомство с минорным и мажорным ладом (весёлая и грустная музыка). | |
9. | «Весёлый и грустный цыплёнок». | 1. | Разучивание песни. | |
4 четверть (8 часов). |
1. | «Дружная семья из 7 нот». | 1. | Знакомство с длительностями нот. | |
2. | «Музыка передаёт настроение». | 1. | Музыкальные упражнения. | |
3. | Игра «Угадай мелодию». | 1. | Угадывание и исполнение знакомых песен. | |
4. | «Музыкальная азбука». | 1. | Игра на знание музыкальных терминов. | |
5. | «Музыка и природа». | 1. | Музыкальные упражнения. | |
6. | «Мы на сцене». | 1. | Воспитание выдержки, терпения. Обучение сценическому мастерству. | |
7. | «Маленький концерт». | 1. | Исполнение разученных песен. | |
8. | «До новых встреч, музыка!». | 1. | Повторение всех разученных за год песен. | |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1. Весёлые уроки музыки в школе и дома / Авт-сост З.Н Бугаева- М. : Издательство АСТ Донецк ; Сталкер, 2002
2. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования / С.Е Оськина, Д. Г Парнес- М.: АСТ 2005 г.
3.Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
4.Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963 г.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
6.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
7.Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
8.Интернет-источник. http://v-olschan.ru/article241
Оборудование .Проектор, ноутбук, фортепиано, шумовые инструменты.