Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Школа № 78
имени Героя Советского Союза Неделина М.И.»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению | Рассмотрена и рекомендована к утверждению | Утверждена |
на заседании МО учителей | на заседании | приказом от 28 августа 2020 г. № |
начальных классов | Методического совета | Директор МБОУ «Школа № 78» |
протокол от 28 августа 2020 г. № | протокол от 28 августа 2020 г. №1 | ___________ |
Председатель МО | Председатель МС | Тевосян Л.А. |
___________ Матюнина Ю..А. | ___________ Куркина Е.А. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс внеурочной деятельности Уровень образования | Полёт к звёздам начальное общее образование |
Класс | 2 «А» | |
Учебный год | 2020-2021 | |
Учитель | Устименко Н.П. | |
Согласовано
зам. директора по УВР
_______Куркина Е.А.
28 августа 2020 г.
г. Ростов – на – Дону
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Спецкурс внеурочной деятельности для 2 класса
«Полёт к звёздам»
Вселенная – это разнообразие в единстве.
Оноре де Бальзак
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В сентябре 2016 года Министр образования и науки О.Ю. Васильева выступила с инициативой вернуть в школьную программу уроки астрономии.
В настоящее время создана нормативно-правовая база введения учебного предмета «Астрономия» в образовательный процесс.
7 июня 2017 года Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.№1089» утверждены изменения, основным из которых является включение раздела «Стандарт среднего (полного) общего образования по астрономии», где определен базовый уровень изучения астрономии; сформулированы цели изучения астрономии на базовом уровне; определен минимум содержания основных образовательных программ; утверждены требования к уровню подготовки выпускников.
20 июня 2017 года информационным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № ТС-194/08 рекомендованы к использованию в организации изучения учебного предмета «Астрономия» Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего образования, в которых подчеркнуты стратегические цели астрономии как обязательного учебного предмета; определены сроки введения астрономии – с 2017-2018 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий; разграничены полномочия органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и общеобразовательных организаций для создания условий для изучения учебного предмета «Астрономия»; определен объем часов на изучение учебного предмета «Астрономия» - не менее 35 часов за два года обучения.
В начальной школе астрономия как отдельный предмет не включена в учебный план, однако, уже младшие школьники проявляют к ней интерес. Первоначальные астрономические знания дети получают на уроках окружающего мира, из научно-популярной литературы, но этого недостаточно.
К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы внеурочной деятельности по данному направлению. Обучение основам астрономии обучающихся младшего школьного возраста в методической литературе представлено на уровне методических разработок отдельных уроков или внеклассных занятий.
А вместе с тем, это одна из самых увлекательных и прекрасных наук о природе, она исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас мира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной.
В таких условиях начальные знания по астрономии можно получить в процессе внеурочной деятельности. Программа «Полёт к звёздам» нацелена на формирование осознанного отношения обучающихся к объектам на звездном небе, призвана выработать у школьников:
стремление к приобретению новых знаний;
творческое отношение к делу;
умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, лабораторным оборудованием;
Название спецкурса: Развитие Творческого Воображения (РТВ)
Направление: пропедевтический курс естественно-научных знаний.
Цель:
Образовательная – дать общее представление о истории освоения космического пространства.
Воспитательная – создать условия для совместной творческой деятельности учащихся, показать важность совместной работы для достижения поставленной цели.
Развивающая – создать условия для формирования интереса к инженерно-техническим профессиям; развития технического мышления.
Задачи:
Образовательные:
Расширить знания по окружающему миру.
Укрепить навыки счёта и логического мышления.
Дать представление о развитии летательных аппаратов от воздушного шара до ракеты.
Воспитательные:
Дать представление о профессиях инжеренно-технического профиля.
На примере отдельных выдающихся исторических личностей (Ж.Верн, К.Э.Циалковский, С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин) показать ценность знаний для достижения поставленных целей.
Формировать гордость по отношению к своей стране как передовой державе, её учёным и изобретателям как образцам для подражания.
Развивающие:
Стимулировать творческое воображение.
Способствовать развитию технического мышления.
Формировать интерес к изобретательской деятельности.
формировать способы познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельностей
Прогнозируемый результат.
Обучающиеся должны знать: предмет изучения астрономии, астрономические приборы, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.
Обучающиеся должны уметь: пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.
Программа адресована обучающимся 1-4 классов, с уровнем развития базовым и выше.
Программа внеурочной деятельности рассчитана на 32 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут .
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия астрономией способствуют развитию у обучающихся начальной школы таких ценных качеств, как наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений. Ребёнок, который заинтересуется астрономией в начальной школе, с большим интересом будет изучать природоведение, географию, математику, физику, химию и другие предметы.
Курс внеурочной деятельности знакомит обучающихся с астрономией как одной из увлекательных наук. Курс не только расширяет естественно – математическое образование, но и несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал.
В данной программе большое внимание уделяется развитию практических умений и навыков обучающихся. Это позволит глубже понять материал данного курса; получить представление об астрономии как о науке, возникшей из практических потребностей человека и не утратившей этого значения в настоящее время. Изучение астрономии в рамках данного курса сопровождается наблюдениями, опытами, обсуждением увиденного, услышанного и прочитанного.
Данный курс взаимосвязан с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по астрономии, таких как: астрофизик, космонавт, летчик, геолог, метеоролог, конструктор, инженер и др., поэтому в программу включены (как элементы урока) вопросы применения астрономических знаний специалистами указанных профессий.
Курс внеурочной деятельности по астрономии структурируется на основе рассмотрения разделов в порядке их усложнения: от знакомства со спецификой предмета, методов и способов наблюдения и определения характеристик небесных объектов до эволюции Вселенной.
В процессе изучения курса реализуются компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют:
• приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни;
• овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности;
• освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенции.
Реализация программы предполагает использование проблемно – сообщающих, частично- поисковых методов обучения, метода проектов, информационно- коммуникативных технологий; сочетание групповых и индивидуальных форм работы: просмотр презентаций, творческие работы, викторины, мини-проекты.
Формы проведения занятий
Теоретическая часть программы реализуется на занятиях при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, школьного астрономического календаря, модели Солнечной системы, компьютера, компьютерных программ, видеоаппаратуры и видеозаписей.
Практическая часть программы реализуется при дневных и вечерних наблюдениях, Луны, планет, звезд, использовании астрономических приборов, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений, изготовлении лэпбуков (особая форма организации учебного материала по определенной теме в виде буклета с плотной картонной основой содержащего внутри кармашки с обучающим материалом, либо вклеенные книжки, развертки), изготовлении поделок, рисунков, разработке собственных проектов, практических работ с «Подвижной картой звездного неба», «Картой звёздных полушарий», глобусами звёздного неба и Луны
Используются так же следующие формы занятий: беседа, игра, практические наблюдения, подготовка и представление творческих проектов. Обучение умению слушать и наблюдать, применять свои знания и делиться ими с товарищем, проводится на практических занятиях, в ходе самостоятельной деятельности ребёнка.
Таким образом, курс носит пропедевтический характер и является базовым компонентом целостной программы проектной и исследовательской деятельности школы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
Личностные:
знание общей картины мира в единстве и разнообразии природы и человека;
осознание личной ответственности за нашу планету;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной деятельности.
Метапредметные:
умение работать с разными источниками информации;
умение составлять рассказы, сообщения, рефераты, используя результаты наблюдений, материал дополнительной литературы;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.
умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Предметные:
умение находить основные созвездия Северного полушария;
умение ориентироваться по Полярной звезде;
представление о структуре, размерах, возрасте Вселенной;
умение определять место человека во Вселенной.
Предполагаемая результативность курса:
Три уровня результатов, на которые ориентирована программа:
1 уровень – приобретение первоначальных знаний по астрономии, понимание её значения в социальной реальности и повседневной жизни;
2 уровень – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества в астрономии как науки и к социальной реальности астрономических достижений в целом;
3 уровень – приобретение опыта самостоятельного социального действия в рамках применения и распространения знаний по астрономии.
Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);
Портфель достижений школьника.
Формы контроля
В процессе проведения занятий проводится индивидуальная оценка уровня полученных навыков, развития мировоззрения, повышения эрудированности, путём наблюдения за ребёнком, его успехами.
Проведение диагностического занятия в игровой форме после изучения каждого модуля, с целью определения уровня астрономических знаний детей.
Представление обучающимися результатов собственных исследований на научных конференциях школьников разных уровней.
Представление детьми своих результатов работы в виде моделей, рисунков, сказок, стихотворений, сообщений, и других работ.
Подготовка обучающимися результатов своей работы в виде портфолио в конце учебного года. Защита проекта, в ходе которой определяется уровень астрономических знаний детей. Присуждение звания «Юный астроном года».
Тематическое планирование спецкурса «Проект «Полёт к звёздам»
Форма: Урок – игра
Идея спецкурса строится на последовательном рассмотрении биографии четырёх выдающихся людей и их вкладе в освоении космоса человеком.
Благодаря кому человек полетел в космос | Что этот человек сделал | Воспитательная идея | Образовательная идея | Кол-во часов |
Жюль Верн, фр.писатель (к.19 в.) | Благодаря его фантазии – Написал романы «С Земли на Луну» (1865) «Вокруг Луны» (1869) И подарил человечеству мечту о полётах в космосе | Человек должен свою фантазию использовать для добрых дел (на примере рассказа Н.Носова «Фантазёры») | Знакомство с понятиями: звёзды, «летательные аппараты», карты, география, геометрия, геология, полезные ископаемые. Знакомство с профессиями: астроном, механик, географ | 6 |
К.Э.Циолковский, учёный (н.20 в.) | Благодаря его размышлениям – Придумал идею ракеты (1903-1911) И рассчитал формулу скорости ракеты, чтобы преодолеть земное притяжение. | Чтение – важный способ учения (на примере биографии Циолковского) | Знакомство с понятиями: земное притяжение, маневрирование Знакомство с профессиями: штурман-навигатор | 6 |
С.П.Королёв, конструктор (сер.20 в.) | Благодаря его практическому опыту – Сконструировал и построил ракету (1956) И положил начало освоению космоса. | Решать сложную задачу легче сообща (нам могут пригоди-ться знания других людей – надо уметь сотрудничать и учиться у других) к/ф «Москва-Кассиопея» | Знакомство с понятиями: реактивный двигатель Знакомство с профессиями: конструктор, изобретатель | 6 |
Ю.А.Гагарин, первый космонавт (сер.20 в.) | Благодаря его действиям (и бесстрашию) – Первым полетел в космос 12 апреля 1961 г. И показал дорогу другим. (провести разговор о том, что это значит?) | Важно быть смелым и сделать первый шаг к/ф «Отроки во вселенной» | Знакомство с понятиями: военные и гражданские самолёты. Знакомство с профессиями: лётчик-испытатель | 6 |
Итоговый практический проект | «Мы летим к звёздам» | Коллективный творческий проект | Обобщение знаний по спецкурсу | 4-6 ВСЕГО: 28-30 |
Структура урока:
блочная – за основу 6 уроков берётся ключевая идея тематического блока (1- фантазия, мечта; 2- идея, знания, размышления, расчеты; 3- планирование, конструирование, взаимодействие; 4- действие, опыт);
практико-ориентированная – знания теоретические соединяются с знанием их практического применения, использования, с разговором о профессиях, где эти знания востребованы;
развивающая – в занятия включаются упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
вариативная – в зависимости от интересов учащихся основной материал спецкурса может добавляться различными дополнительными сведениями, не противоречащими основной теме блока и логически с ней связанный;
оформление рабочей тетради – работа в тетради призвана дополнительно структурировать для ученика изучаемый материал, а учителю позволяет наблюдать за развитием определённых учебных навыков (разделы тетради: «биографии»; «созвездия»; «летательные аппараты»; «математическая страничка»; «географическая страничка»; «словарик»; «ребусы» и др.)
Тематическое планирование
Блок | Урок | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«Полёт к звёздам» | «Земля и её космические соседи» | «Изучаем космическое пространство» |
1. Жюль Верн | 1 | Звёздное небо рождает мечты | Кто наблюдает за звёздами – от звездочётов к астрономам | Наблюдаем астрономические явления – телескопы земные и космические (Хабл) |
2 | Что такое космос? | Космические объекты – как устроен космос | Самые интересные космические явления лета (2020) |
3 | Жюль Верн и его космические идеи (полёт на Луну) | Изображения космических объектов в старину и в наши дни (лунные глобусы, планетарий, Парк астрономов в Москве) | Наш космический сосед - Луна |
4 | Виды воображения: выдумка, фантазия, мечта (рассказ Н.Носова «Фантазёры») | Кто придумал название планетам? | Есть ли спутники у планет Солнечной системы? |
5 | Вначале человек освоил воздушные полёты над Землей (виды летательных аппаратов) | Земля из Космоса (фото с космической станции) | Что можно рассмотреть на Марсе? (фотографии Марса и других планет) |
6 | Любимое увлечение Ж.Верна – география (когда появились карты?) | География, геология, геометрия – какие ещё науки изучают Землю? | История изучения планет Солнечной системы (экспедиции на Луну, Венеру, Марс и к другим планетам) |
2. К.Э.Циолковский | 1 | Учёный из Калуги | Чему нас учит Циолковский (как учёный и как человек) | Влияние идей Циолковского на современную науку: от ракеты к Международной космической станции |
2 | Идея крыла или Почему орёл парит в воздухе? | Из истории воздухоплавания: дирижабль (есть ли будущее у дирижаблей?) | Почему идея дельтоплана смогла осуществиться только в наше время? (вывод: Освоение космоса невозможно без создания новых материалов) |
3 | В морских глубинах и в космосе – что придумал Циолковский | Из истории воздухоплавания: рождение ракеты – принцип реактивного движения, созданный природой | Новые технологии свободного полёта (см. на ю-тубе) |
4 | Идеи Циолковского в книгах писателей-фантастов | Космические фантазии и научная реальность: возможен ли лифт на Луну? | С чем сталкивается человек в невесомости (проблемы длительного пребывания в космосе; современные рекорды длительности полётов) |
5 | Наблюдательность – главное качество учёного (практическое занятие – упражнения на внимание) | «Незнайка на Луне» - во всём ли прав писатель Н.Носов? | Открытия на «кончике пера» - как наблюдательность помогает учёным совершать открытия |
6 | Практическое занятие – Думаем и размышляем | Практическое занятие – Думаем и размышляем | Практическое занятие – Думаем и размышляем |
3. С.П.Королёв | 1 | Главный строитель ракет | История ракетостроения: от Древнего Китая до наших дней (ракета Илона Маска) | |
2 | От воздушного шара до ракеты | История исследования Солнечной системы | |
3 | Практическое занятие – Думаем и размышляем | Практическое занятие – Думаем и размышляем | Практическое занятие – Думаем и размышляем |
4 | Что такое «разносторонняя личность» | Сколько умений нужно космонавту? | Практическое занятие – Самостоятельный, значит я умею… |
5 | Сила в учении | Практическое занятие – Учимся друг у друга | |
6 | Сколько новых профессий родилось в космическую эру | Классификация «Космических про-фессий» по пяти типам | Профессии, связанные с полётом |
4. Ю.А.Гагарин | 1 | Первый космонавт | От астрологии к астрономии: великие астрономы прошлого | |
2 | Человек смел не тогда, когда он боится, а когда он преодолевает свой страх | | |
3 | Первый полёт человека в космосе | «Первые шаги человека в космосе» - история освоения космического пространства человеком | «Дальние горизонты космоса» - изучение космического пространства |
4 | Практическое занятие – Думаем и размышляем | Практическое занятие – Думаем и размышляем | Практическое занятие – Думаем и размышляем |
5 | Солнечная система | | |
6 | История первых космических полётов | | |
Фильмы | | к/ф «Москва-Кассиопея» | к/ф «Отроки во вселенной» | к/ф «Салют-7» |
| м/ф «Тайна третьей планеты» | м/ф «Луна» | м/ф «Мы не можем жить без космоса» - начало до 7,5 мин (тренировки и полёт в космос) – дальше не надо |
| | проект «Летим к звёздам» | проект «Мой дом - Земля» | проект «Человек в космосе» |
5. Итоговый практический проект «Летим к звёздам» | 1 | Тема: Виды звёзд. Проект: «Выбираем созвездие» | «Адрес» Земли в космосе | История космических полётов с человеком на борту |
2 | Тема: Космические корабли Проект: «Придумываем космолёт» | Какую планету Солнечной системы я хотел бы изучить вблизи (туристический маршрут по Солнечной системе) | Международная космическая станция «Мир» - работа на орбите |
3 | Тема: Что важно для настроения человека Проект: «Берём с собой в полёт, чтобы не скучать» | Космическая станция как биологический заповедник – создаём свой уголок природы | Проблемы замкнутого пространства: от создания замкнутой экосистемы до психологической совместимости космонавтов |
4 | Тема: Карты Проект: «Составляем карту новой планеты» | На далёких планетах – какие космические объекты носят название выдающихся людей | Планетарий – карта видимого космоса (экскурсия в планетарий) |
5 | Тема: Необычные животные и растения Проект: «Растения и животные новой планеты» | День Земли – заповедные места (где бы я хотел побывать и что бы я хотел увидеть в природе Земли) | День Земли – решаем насущные проблемы |
6 | Тема: «Необычные языки» Проект: «Послание друзьям в космосе» (расшифруем послание и составим своё) | Самое важное – что я бы рассказал инопланетянам о Земле и человеке | к/ф «Прибытие» - проблемы взаимопонимания разных культур (речь – главный показатель того, как думает человек) |
ФИЛЬМЫ О КОСМОСЕ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ:
Земля в иллюминаторе (2015) В течение полугода космонавты МКС снимали свою жизнь: Новый год в невесомости, поедание космической каши космическими ложками, сон на потолке и орбитальное садоводство. Фильм о реальной жизни за сотни километров от поверхности Земли.
Тим Пик. Как стать астронавтом (2015) Для полёта на МКС Тиму Пику (Tim Peake) пришлось не только стать специалистом по космонавтике и провести множество экспериментов, в том числе над своим телом, но и выучить русский язык. О девятимесячной подготовке британского астронавта в российском Звёздном городке рассказывается в этом фильме производства BBC Horizon.
Великий поход Китая в космос (2014) Как и другие космические державы, Китай продолжает покорять просторы Солнечной системы. О работе космонавтов, научных сотрудников и инженеров рассказано в фильме Discovery, посвящённом китайской космической программе.
Открытие невидимой Вселенной (2015) Один из самых смелых экспериментов в астрономии — запуск телескопа «Хаббл». Благодаря ему мы смогли увидеть, как рождаются и погибают звёзды, найти планеты, похожие на Землю, и точнее определить возраст, размеры и состав Вселенной.
Человек на Марсе. Экспедиция на Красную планету (2014) Марс для учёных — широчайшее поле для экспериментов и открытий, для предпринимателей — возможность для удачных инвестиций, а для простых людей — шанс осуществить мечту по заселению другой планеты.
Розетта: посадка на комету (2014) Фильм об одной из сложнейших космических миссий — посадке аппарата на движущуюся с огромной скоростью комету Чурюмова — Герасименко.
Плутон: первая встреча (2015) Совсем недавно астрономы получили снимки поверхности Плутона — звёздного тела, в перигелии приближающегося к Солнцу на расстояние 4,4 миллиарда километров. Это событие породило множество споров в научном сообществе, за ходом которых наблюдал весь мир.
«Ангара». В космос по-русски (2014) Фильм о запуске ракеты «Ангара» с космодрома «Плесецк» в 2014 году — первой тяжёлой ракеты-носителя, разработанной в России после распада СССР.
Тайны Солнечной системы (2015) С каждым годом загадок в астрономии становится только больше. Новые открытия приводят к новым противоречиям в астрономических теориях, а факты оказываются более удивительными, чем выдумки фантастов. О последних изменениях в научных представлениях о космосе рассказывает BBC.
Космос: пространство и время (2014) Американский научно-популярный мини-сериал об астрономических открытиях последних лет. 13 эпизодов общей длительностью почти 10 часов!
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ:
Аполлон-13 (Приключения, исторический фильм, драма - основано на реальных событиях, 140 мин., 1995)
Марсианин (Научная фантастика, приключенческий фильм, 142 мин., 2015) Величественные пейзажи Марса снимались в национальном парке Иордании — пустыне Вади-Рам, которую ещё называют Лунной долиной.
Пассажиры (Фантастическая драма, боевик, 116 мин., 2016)
Прибытие (Научная фантастика, 116 мин., 2016)
Салют-7 (Биографическая драма, 111 мин., 2017) На дворе 1985 год. Неожиданно происходит авария на советской космической станции «Салют-7». Туда посылают двух опытных космонавтов, чтобы те починили неполадку. Но они ещё не знают, насколько сложной будет миссия. Работа над картиной строилась на воспоминаниях настоящих космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных.
Время первых (Исторический фильм, приключения, драма, 140 мин., 2017) фильм про космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева, прошедших путь от полётов на обычном самолёте до старта с Байконура на корабле «Восход-2» и совершивших первый в истории выход в открытый космос. (не совсем удачный)
КНИГИ
В сегодняшней подборке — книги о новейших физических теориях и планах по колонизации Марса, а также мемуары космонавтов. Они придутся по душе любителям космоса и всем желающим понять устройство Вселенной.
7. «Космос», Дмитрий Костюков и Зина Сурова Очень красивое издание для детей о космонавтике. Авторы провели интервью с космонавтами и собрали интересные ответы на небанальные вопросы: какие бывают скафандры, чем космонавты занимаются на МКС, как проектировались первые ракеты… Вы узнаете о достижениях советских и современных космонавтов, конструкторов и учёных. | |
3. «Руководство астронавта по жизни на Земле», Крис Хэдфилд Крис Хэдфилд с 9 лет мечтал отправиться в космос, и ему это удалось. Сегодня Крис — один из самых опытных астронавтов в мире, который провёл 4 000 часов в открытом космосе. В своей книге он уделяет много внимания любопытным бытовым вопросам: как космонавты готовятся к полёту, что едят, как чистят зубы и ходят в туалет. Что самое главное, под обложкой этого издания вы получаете две книги в одной: интересный рассказ о жизни на орбите и заряд мотивации, который подтолкнёт вас не бросать свои начинания на полпути. | |
5. «Как мы будем жить на Марсе», Стивен Петранек Неважно, есть ли жизнь на Марсе или нет. Важно другое: она там точно будет. По прогнозам, уже через каких-то 20 лет на Марсе будет жить колония из 40–50 тысяч человек, которые отправятся с Земли на Красную планету в один конец. Спикер TED Стивен Петранек рассказывает о проблемах, которые землянам предстоит решать на месте, и технологиях, благодаря которым освоение новых планет станет возможным. | |
Для продвинутых старшеклассников | |
«Краткая история времени», Стивен Хокинг Знаменитый физик Стивен Хокинг рассказывает о довольно сложных физических теориях: появлении Вселенной, пространстве и времени, суперструнах и математических загадках. Но делает это так захватывающе, что даже неподготовленный читатель разберётся в них без труда. | |
«Достучаться до небес», Лиза Рэндалл Профессор физики из Гарварда объясняет суть новейших экспериментов в области физики и космологии. Если вы понятия не имеете, что такое бозоны, нейтроны, мезоны и фермионы, вам сюда. Кроме того, вы узнаете, зачем учёные со всего мира создавали Большой адронный коллайдер и как самые крохотные частицы во Вселенной помогают понять устройство мироздания. | |
6. «Космос Эйнштейна», Митио Каку Эйнштейн умер за несколько лет до первого полёта в космос. Но без него это событие было бы невозможным. Физик Митио Каку описывает период деятельности учёного, который раньше был практически неизвестен широкой публике. Зато сегодня наработки Эйнштейна набирают популярность и помогают современным физикам совершать новые открытия. | |
Календарно-тематическое планирование
Урок | Дата | 2 класс |
план | факт | «Полёт к звёздам» |
| 07.09 | | Звёздное небо рождает мечты |
| 14.09 | | Что такое космос? |
| 21.09 | | Жюль Верн и его космические идеи (полёт на Луну) |
| 28.09 | | Виды воображения: выдумка, фантазия, мечта (рассказ Н.Носова «Фантазёры») |
| 05.10 | | Вначале человек освоил воздушные полёты над Землей (виды летательных аппаратов) |
| 12.10 | | Любимое увлечение Ж.Верна – география (когда появились карты?) |
| 19.10 | | Учёный из Калуги |
| 26.10 | | Идея крыла или Почему орёл парит в воздухе? |
| 09.11 | | В морских глубинах и в космосе – что придумал Циолковский |
| 16.11 | | Идеи Циолковского в книгах писателей-фантастов |
| 23.11 | | Наблюдательность – главное качество учёного (практическое занятие – упражнения на внимание) |
| 30.11 | | Практическое занятие – Думаем и размышляем |
| 07.12 | | Главный строитель ракет |
| 14.12 | | От воздушного шара до ракеты |
| 21.12 | | Практическое занятие – Думаем и размышляем |
| 28.12 | | Что такое «разносторонняя личность» |
| 11.01 | | Сила в учении |
| 18.01 | | Сколько новых профессий родилось в космическую эру |
| 25.01 | | Первый космонавт |
| 01.02 | | Человек смел не тогда, когда он боится, а когда он преодолевает свой страх |
| 08.02 | | Первый полёт человека в космосе |
| 15.02 | | Практическое занятие – Думаем и размышляем |
| 22.02 | | Солнечная система |
| 01.03 | | История первых космических полётов |
| 15.03 | | к/ф «Москва-Кассиопея» |
| 05.04 | | м/ф «Тайна третьей планеты» |
| | | проект «Летим к звёздам» |
27 | 12.04 | | Тема: Виды звёзд. Проект: «Выбираем созвездие» |
28 | 19.04 | | Тема: Космические корабли Проект: «Придумываем космолёт» |
29 | 26.04 | | Тема: Что важно для настроения человека Проект: «Берём с собой в полёт, чтобы не скучать» |
30 | 17.05 | | Тема: Карты Проект: «Составляем карту новой планеты» |
31 | 24.05 | | Тема: Необычные животные и растения Проект: «Растения и животные новой планеты» |
32 | 31.05 | | Тема: «Необычные языки» Проект: «Послание друзьям в космосе» (расшифруем послание и составим своё) |