
II Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Путешествие по Смоленщине» составлена на основе:
- авторской программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» С.А. Болотовой. (Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» . – Смоленск: СОИУУ, 2001-с. 26:.)
– учебника: Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. Ч.1 «Мир природы»; Ч.2 «Мир истории»; Ч. 3 «Мир культуры»-Смоленск: Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2004.
Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Цели курса.
Основные цели курса — формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи курса.
1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории развития России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края,
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы: умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины во II ступени образования,
3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село) в веках; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
При решении задач обучения, развития и воспитания обучающихся, акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребенка.
В целом курс «Азбука Смоленского края» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.
Работа с курсом «путешествие по Смоленщине» дает учителю большие возможности по интеграции краеведческого материала с материалом программ по литературному чтению, природоведению, русскому языку и др.
III Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поисков средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска, сбора, анализа, организации, передачи, интерпретации информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
IV. Содержание курса «Путешествие по Смоленщине»
4. 1. Содержание
Вводный урок (1 час)
Наш край Смоленщина.
Мир культуры (9 часов)
Жилища и предметы быта (1ч).
Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.
Праздники (1ч).
Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения.
Игры и хороводы (1ч).
Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.
Практическая работа: разучивание игр и хороводов.
Письменность (1ч).
История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» - древнейший памятник русской письменности.
Храмы и монастыри Смоленщины (2ч).
Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области. Экскурсия «Храмы»
Культура Смоленщины сегодня (1ч).
Современная культурная жизнь нашего края, театры, студии, планетарий, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.
Урок-обобщение по теме «Мир культуры» (2ч).
Экскурсия в исторический музей.
Мир природы (14 часов)
Природные особенности (1ч)
Природные особенности Смоленской области: географическое положение, площадь, рельеф, климат и почвы Смоленской области.
Водоёмы Смоленщины (3ч)
Водоёмы Смоленщины. Экскурсия «Водоёмы Смоленщины»
Практическая работа «Нахождение объектов на географических картах или картах- схемах».
Растения нашего края (2ч)
Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных и суходольных лугов. Практическая работа «Рассматривание образцов растений нашего края».
Грибы (1ч)
Грибы.
Практическая работа «Составление правил сбора грибов. Рассматривание съедобных
Смоленский лён (2ч) Экскурсия в музей «Смоленский лён»
Животные нашего края (4 ч)
Животные Смоленской области: насекомые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Птицы Смоленской области. Млекопитающие нашего края. Экскурсия в исторический музей
Охрана природы (1ч)
Охрана природы в нашем крае. Красная книга Смоленской области. Законы об охране природы.
Мир истории (10 ч)
Наши предки (1ч)
Наши предки.
«Из варяг в греки» (1ч)
«Из варяг в греки» - великий торговый путь. Видео экскурсия
Города Смоленщины (1ч)
Города Смоленщины. Практическая работа «Нахождение объектов на исторических картах»
Герб и флаг нашей области (1ч)
Герб и флаг нашей области.
Практическая работа «Рассматривание гербов городов области».
Смоленская крепостная стена (4 ч)
Смоленская крепостная стена. Экскурсия «башни крепостной стены»
Места боевой славы (2ч)
Экскурсия по местам боевой славы
4.2. Формы и виды внеурочной деятельности
Эффективность занятий по региональному курсу в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Курс «путешествие по Смоленщине» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.
Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города (села), уроки - путешествия, уроки - заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.
Чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.
Максимально должна использоваться фантазия обучающихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков «Мой микрорайон», конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск - город русской славы» и др.
Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, обучающиеся усваивают основы природно - географического, культурно - исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.
С целью более глубокого усвоения материала программы нужно проводить с детьми большую работу со специальной терминологией, знакомить обучающихся с книгами-словарями, объяснять этимологию отдельных терминов и словосочетаний. Учителю важно помнить, что при знакомстве учащихся начальной школы с терминами и отдельными понятиями не следует требовать от детей дословного их заучивания. В терминологии и понятиях детям достаточно разбираться на уровне узнавания и умения отличить одни от других.
В течение года нужно организовывать экскурсии. Это могут быть: экскурсии по микрорайону, экскурсии в лес (парк), экскурсии в музей Великой Отечественной войны, экскурсии по памятным местам города (села), экскурсии в выставочный зал города, экскурсия в поселок Талашкино, экскурсия в исторический музей, музей природы Смоленщины и др.
V. Тематическое планирование курса
Название темы | |
Количество часов | Формы и виды занятий |
Наш край Смоленщина | 1 | Занятие в классе. |
Мир природы (14 ч.) |
Природные особенности Природные особенности Смоленской области | 1 | Занятие в классе, работа в группах, работа с картой |
Водоёмы Смоленщины Водоёмы Смоленщины. Экскурсия «Водоёмы Смоленщины» | 3 ч 1 2 | Работа в группах, работа с картой, экскурсия |
Растения нашего края Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных и суходольных лугов. | 2ч 1 1 | Работа с гербарием, сообщения учеников |
Грибы Грибы. | 1 | Урок-путешествие. Работа в группах. |
Смоленский лён Экскурсия в музей «Смоленский лён» | 2 | Экскурсия |
Животные нашего края Животные Смоленской области: насекомые, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. Птицы Смоленской области. Млекопитающие нашего края. Экскурсия в исторический музей | 4 ч. 1 1 2 | Работа в группах, творческие презентации учащихся, экскурсия |
Охрана природы Охрана природы в нашем крае. Красная книга Смоленской области. | 1 | Занятие в классе, виртуальная экскурсия |
Мир культуры ( 9 ч.) |
Жилища и предметы быта Жилища наших предков | 1 | Виртуальная экскурсия |
Праздники Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. | 1 | Презентация проектов о празднике. |
Игры и хороводы Роль игры в жизни людей. Виды игр. Хороводы. | 1 | Урок – игра. |
Письменность История возникновения письменности у наших предков. | 1 | Видео экскурсия |
Храмы и монастыри Смоленщины Экскурсия «Храмы» | 2 | Экскурсия |
Культура Смоленщины сегодня Современная культурная жизнь нашего края | 1 | Работа в группах. Выставка детских работ |
Урок-обобщение по теме «Мир культуры» Экскурсия в исторический музей. | 2 | Экскурсия |
Мир истории (10 ч.) |
Наши предки Наши предки. | 1 | Занятие в классе, работа с информационными источниками |
«Из варяг в греки» «Из варяг в греки» - великий торговый путь. | 1 | Видео экскурсия |
Города Смоленщины Города Смоленщины. | 1 | Практическая работа «Нахождение объектов на исторических картах» |
Герб и флаг нашей области Герб и флаг нашей области. | 1 | Практическая работа «Рассматривание гербов городов области». |
Смоленская крепостная стена Смоленская крепостная стена. Экскурсия «Башни крепостной стены» | 4 2 2 | Творческий проект. Экскурсия |
Места боевой славы Экскурсия по местам боевой славы | 2 | Экскурсия |
Итого | 34 | |