СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета" (духовно-нравственное направление) 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета" (духовно-нравственное направление) 3 класс»



Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Кинешемская коррекционная школа-интернат»



Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

«30» августа 2019г.

Руководитель ШМО

___________________

Принято на педагогическом совете

«30» августа 2019 г.

Протокол №1

Секретарь педсовета

__________________

Утверждаю:

Директор школы:




Приказ № -ОД

от «30» августа 2019 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



внеурочной деятельности

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕТА»

(духовно – нравственное направление)

3 «а» класс























Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по стране этикета» разработана на основе авторской программы Анискиной В.А. (учителя начальных классов высшей квалификационной категории). Программа рассчитана на обучающихся 3 класса. Количество часов в учебном году составляет 34 часа, 1 раз в неделю.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Минимальный уровень:

  • знание основных правил этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой;

  • усвоение сущности понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, подлость, обман, черствость души, щедрость души;

  • умение беречь учебные и личные вещи и приводить их в порядок;

  • соблюдение правил дорожного движения;

  • знание состава своей семьи;

  • соблюдение правил поведения в школе, семье, на улице.


Достаточный уровень:

  • знание того, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь;

  • умение сохранять своё здоровье, соблюдая личную гигиену;

  • умение общаться со своей семьёй, одноклассниками и взрослыми;

  • соблюдение правил поведения в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке.

  • применение "золотого правила нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;

  • знание основ вежливого обращения и знакомства с людьми;

  • соблюдение правил культуры разговора;

  • использование в речи вежливой интонации.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс обучающихся и учителя.


Цель программы:

освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.


Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;

  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;

  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;

  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет обучающимся познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.


Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где обучающиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами.


Формы и виды деятельности

  • игровая;

  • познавательная;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • просмотр мультфильмов;

  • конкурсы;

  • посещение библиотеки.


Программа состоит из 4 разделов:

  1. Этика общения

  2. Этикет

  3. Этические нормы отношений с окружающими

  4. Этика отношений в коллективе


Содержание программы

Раздел 1. Этика общения (10 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем.

Тема 6. Умеем общаться.

Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.

Тема 7. Каждый интересен.

Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

Тема 8. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Тема 9. Когда идёшь по улице.

Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.

Тема 10. Делу – время, потехе - час.

Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах.

Раздел  2 .  Этикет  (9 часов)

Тема 1. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 2. За столом с дедушкой Этикетом.

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 3. Вот школа, дом, где мы живем.

Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.

Тема 4. Вот магазин, куда идем.

Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.

Тема 5. Дороги, транспорт, пеший путь.

Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.

Тема 6. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.

Путешествие на лесную полянку (презентация). Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.

Тема 7. Когда рядом много людей.

Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.

Тема 8. Чистый ручеек вашей речи.

Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.

Тема 9. Поиграем и подумаем.

Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.




Раздел 3. Этика отношений с окружающими (8 часов)

Тема 1. Подари другому радость.

Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».

Тема 2. От чего зависит настроение.

Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.

Тема 3. Не стесняйтесь доброты своей.

Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты.

Тема 4. Мой дом – моя семья.

Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».

Тема 5. В труде человек хорошеет.

Практическое занятие: «Наш общий дом».

Тема 6. Хорошие песни к добру ведут.

Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.

Тема 7. Умей быть щедрым.

Установить разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.

Тема 8. Люби всё живое.

Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.

Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)

Тема 1. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Беседа «Как провели каникулы». Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».

Тема 2. Советуем друг другу.

Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»

Тема 3. Самолюб никому не люб.

Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».

Тема 4. Общее и особенное для мальчиков и девочек.

Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.

Тема 5. Поговорил бы кто со мной.

Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.

Тема 6-7. Путешествие в мир мудрых мыслей.

Создание книги мудрости.








  1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название темы

Кол-во уроков

1.

Этика общения

10 ч

2.

Этикет

9 ч

3.

Этические нормы отношений с окружающими

8 ч

4.

Этика отношений в коллективе

7 ч


ИТОГО

34 ч


Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)