Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кинешемская коррекционная школа-интернат»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов «30» августа 2019г. Руководитель ШМО ___________________ | Принято на педагогическом совете «30» августа 2019 г. Протокол №1 Секретарь педсовета __________________ | Утверждаю: Директор школы: Приказ № -ОД от «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКЕТА»
(духовно – нравственное направление)
3 «а» класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путешествие по стране этикета» разработана на основе авторской программы Анискиной В.А. (учителя начальных классов высшей квалификационной категории). Программа рассчитана на обучающихся 3 класса. Количество часов в учебном году составляет 34 часа, 1 раз в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Минимальный уровень:
знание основных правил этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой;
усвоение сущности понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, подлость, обман, черствость души, щедрость души;
умение беречь учебные и личные вещи и приводить их в порядок;
соблюдение правил дорожного движения;
знание состава своей семьи;
соблюдение правил поведения в школе, семье, на улице.
Достаточный уровень:
знание того, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь;
умение сохранять своё здоровье, соблюдая личную гигиену;
умение общаться со своей семьёй, одноклассниками и взрослыми;
соблюдение правил поведения в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке.
применение "золотого правила нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;
знание основ вежливого обращения и знакомства с людьми;
соблюдение правил культуры разговора;
использование в речи вежливой интонации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс обучающихся и учителя.
Цель программы:
освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет обучающимся познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где обучающиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами.
Формы и виды деятельности
игровая;
познавательная;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
конкурсы;
посещение библиотеки.
Программа состоит из 4 разделов:
Этика общения
Этикет
Этические нормы отношений с окружающими
Этика отношений в коллективе
Содержание программы
Раздел 1. Этика общения (10 часов)
Тема 1. Здравствуйте все!
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем.
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Тема 9. Когда идёшь по улице.
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.
Тема 10. Делу – время, потехе - час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах.
Раздел 2 . Этикет (9 часов)
Тема 1. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Тема 2. За столом с дедушкой Этикетом.
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Тема 3. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.
Тема 4. Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
Тема 5. Дороги, транспорт, пеший путь.
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.
Тема 6. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку (презентация). Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.
Тема 7. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Тема 8. Чистый ручеек вашей речи.
Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Тема 9. Поиграем и подумаем.
Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (8 часов)
Тема 1. Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».
Тема 2. От чего зависит настроение.
Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.
Тема 3. Не стесняйтесь доброты своей.
Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты.
Тема 4. Мой дом – моя семья.
Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».
Тема 5. В труде человек хорошеет.
Практическое занятие: «Наш общий дом».
Тема 6. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.
Тема 7. Умей быть щедрым.
Установить разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.
Тема 8. Люби всё живое.
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (9 часов)
Тема 1. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Беседа «Как провели каникулы». Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».
Тема 2. Советуем друг другу.
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Тема 3. Самолюб никому не люб.
Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».
Тема 4. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.
Тема 5. Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.
Тема 6-7. Путешествие в мир мудрых мыслей.
Создание книги мудрости.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Кол-во уроков |
1. | Этика общения | 10 ч |
2. | Этикет | 9 ч |
3. | Этические нормы отношений с окружающими | 8 ч |
4. | Этика отношений в коллективе | 7 ч |
| ИТОГО | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе)